Научная статья на тему 'Некоторые правовые вопросы взаимодействия ФНС России с Минфином и казначейством России'

Некоторые правовые вопросы взаимодействия ФНС России с Минфином и казначейством России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1254
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровяковский Д. Г.

В данной статье автор рассматривает основы правового взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия ФНС России с Минфином России и органами Федерального казначейства РФ. В соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в структуру Минфина России входят Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), т.е. и ФНС России и Федеральное казначейство РФ подчиняются Минфину России, поэтому правовые вопросы их взаимодействия, в том числе информационного, выходят на первый план. Автор рассматривает вопросы обмена информацией между перечисленными государственными органами, анализирует нормативно-правовую базу, на основании которой складывается такое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые вопросы взаимодействия ФНС России с Минфином и казначейством России»

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФНС РОССИИ С МИНФИНОМ И КАЗНАЧЕЙСТВОМ РОССИИ

Д. Г. КОРОВЯКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент

Министерство финансов — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой (бюджетной), налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий в этой сфере иные органы исполнительной власти. Одной из основных задач Минфина России является разработка и совершенствование единой налоговой политики. Характер взаимодействия налоговых органов с Минфином России определяется его особым положением: оно осуществляет координацию и контроль за деятельностью ФНС России и наделено для этого рядом функций. Федеральная налоговая служба России подотчетна и подконтрольна Минфину России, хотя и имеет оперативную самостоятельность в выполнении полномочий, закрепленных за налоговыми органами по контролю и надзору в налоговой сфере. Министр финансов России вносит представление в Правительство РФ по назначению на должность и освобождению от должности руководителя ФНС России, а также по представлению руководителя Службы назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя ФНС России.

В соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и утвержденной этим указом структуры федеральных органов исполнительной власти в структуру Минфина России входят Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), т. е. и ФНС, и Федеральное казначейство подчиняются Минфину России, а стало быть, правовые вопросы их взаимодействия, в том числе информационного, выходят на первый план.

Налоговые органы в своей работе обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. В письме от 26.01.2005 № ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и

финансовых органов» установлено, что в случае необходимости получения от Минфина России письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации следует обращаться в Сводно-аналитическое управление ФНС России, к компетенции которого относится обеспечение взаимодействия Федеральной налоговой службы с Минфином России по вопросам налогового законодательства.

Минфин России может давать разъяснения отдельных положений Налогового кодекса РФ (НК РФ). В письме от 14.01.2005 № 03-02-07/2-4 указано, что ст. 34.2 НК РФ определены полномочия финансовых органов по предоставлению в пределах их компетенции письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Так, например, Минфин России вправе пояснить налогоплательщикам, как применять нормы Кодекса. Кроме того, Минфин России утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 34.2. НК РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Следует отметить, что взаимодействие Минфина и ФНС России производится не только непосредственно Министром финансов и путем дачи письменных разъяснений, но и с помощью специального органа — Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере, который

был создан в соответствии с приказом Минфина России от 09.08.2005 № 102н. Этим же приказом было утверждено Положение о данной Комиссии.

Исходя из Положения о Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере, данная Комиссия создавалась для обеспечения согласованных действий и выработки единой позиции Минфина России и ФНС России по вопросам, входящим в их компетенцию.

Для этого Комиссия была наделена широкими полномочиями, в том числе:

— принимать решения по взаимодействию Минфина России и ФНС России по вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующихдеятельность налоговых органов;

— организовывать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

— осуществлять в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции Комиссии мониторинг реализации решений Комиссии и др.

В целях более эффективной деятельности Комиссия формируется в составе представителей Минфина России и ФНС России и состоит из председателя Комиссии, двух заместителей председателя Комиссии, ответственного секретаря Комиссии и членов Комиссии. Основной формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся в соответствии с планом ее работы, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствовало не менее половины от общего состава Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов, при этом председатель Комиссии имеет право решающего голоса, и оформляются протоколами заседания. Члены Комиссии не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Важным направлением взаимодействия между рассматриваемыми государственными органами является правовое взаимодействие ФНС России и Казначейства России. Их совместная работа по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направление налоговой политики государства.

Статья 32 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет сведения о

реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, доводить иные сведения, необходимые для выполнения поручений на перечисления налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет.

Кроме того, возврат Казначейством России по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей осуществляется и на основании письма Казначейства России от 30.01.2006 № 427.1-15/5.2-35 «О возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины», в котором до сведения управлений Казначейства России по субъектам Российской Федерации был доведен новый порядок возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В гл. 12 НК РФ устанавливается, что «поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации». В свою очередь территориальный орган Казначейства России, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Взаимодействие ФНС и Казначейства России по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет также регулируется гл. 24 НК РФ, в которой раскрываются положения о едином социальном налоге, а также утвержденными приказом Минфина России от 15.01.2001 № Зн Правилами зачисления единого социального налога на счета органов Казначейства Минфина России. В соответствии с данными правилами налогоплательщик представляет в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату налога или недоимки по страховым взносам отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд и федеральный бюджет на лицевые счета органов федерального казначейства. Органы федерального казначейства при этом осуществляют учет поступивших на счета сумм налога, а налоговые органы готовят для органов Казначейства России отчетность, в которой отражают суммы налога, а также недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Налоговые органы и органы федерального казначейства осуществляют ежемесячно, по ито-

гам за отчетный период, сверку отчетных данных о поступлении в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды сумм налога и недоимки по страховым взносам, показанных в отчетности Казначейства России и ФНС России, с выявлением причин возможных расхождений и последующим их устранением.

Обмен информацией между органами федерального казначейства и налоговыми органами, необходимой для выполнения возложенных на них задач и функций, осуществляется в порядке, утвержденном Соглашением Казначейства России № 42-7.1-02/10.1-43 и ФНС России № САЭ-27-10/7@ от 08.11.2005 «Об информационном взаимодействии между Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой». Указанное Соглашение призвано обеспечивать своевременность, полноту, достоверность и конфиденциальность передаваемой информации в целях оперативной обработки информации о поступлениях в условиях возрастающих объемов информационных потоков.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, утвержденная Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ, и часть вторая, утвержденная Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ).

2. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

3. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № С-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов».

4. Приказ Минфина России от 09.08.2005 № 102н «О создании Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере».

5. Письмо Казначейства России от 30.01.2006 № 42-7.1-15/5.2-35 «О возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины».

6. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой от 08.11.2005 № 2-7.1-02/10.1-43/САЭ-27-10/7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.