Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

1268
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ СУДЫ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / СУДЬЯ ВОЕННОГО СУДА / АППАРАТ ВОЕННОГО СУДА / МОБИЛИЗАЦИЯ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ ЮСТИЦИЯ / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОИНСКИЙ ПОРЯДОК / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЙ ОРГАН / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / РЕФОРМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЮРИСДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касиан М.

Судебная власть России состоит из арбитражных судов, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции, в свою очередь, делится на гражданские и военные суды. В статье рассмотрены периоды становления военных судебных органов России, некоторые правовые особенности организации деятельности военных судов, а также имеющиеся пробелы в законодательном регулировании и пути их решения. В процессе исследования автором установлено, что военные суды Российской Федерации, хотя и являются подсистемой судов общей юрисдикции, в свою очередь, имеют ряд правовых особенностей, которые позволяют сделать вывод об их специализированном характере. Проведён анализ правовых норм законодательных актов, регулирующих вопросы деятельности военных судов в современных условиях. Отмечены проблемные вопросы деятельности военных судов и возможные пути их решения. Обращается внимание на то, что военным судам присущи исключительные функции по поддержанию боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляются путём рассмотрения уголовных и административных дел в присутствии личного состава воинской части, а также включения приговора суда в приказ командира воинской части и его оглашения личному составу воинского формирования. Вместе с тем, в статье исследуются имеющиеся пробелы в законодательстве о военных судах, видоизменение которых позволит в условиях военного положения и боевой обстановки не допустить снижения боеспособности и боеготовности воинских формирований. В статье рассматриваются военные суды в структуре судов общей юрисдикции. Текст статьи даёт читателю важную информацию о современной системе военных судов, которая утверждена на уровне российского федерального законодательства и предполагает наличие четырёхзвенной организации соответствующих органов, в которую входят кассационные, окружные, апелляционные и гарнизонные суды. Указываются особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов и то, какие именно категории дел могут быть разрешены военными судами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME LEGAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF MILITARY COURTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The judicial power of Russia consists of arbitration courts, courts of general jurisdiction and the Constitutional Court of the Russian Federation. The system of courts of general jurisdiction, in turn, is divided into civil and military courts. The article examines the periods of formation of the military judicial bodies of Russia, some legal features of the organization of the activities of military courts, as well as the existing gaps in legislative regulation and ways to solve them. In the course of the study, the author found that the military courts of the Russian Federation, although being a subsystem of courts of general jurisdiction, in turn have a number of legal features that allow us to make a conclusion about their specialized nature. Analysis of the legal norms of legislative acts regulating the activities of military courts in modern conditions is carried out. The problematic issues of the activity of military courts and possible ways to solve them are noted. In addition, military courts have exceptional functions to maintain the combat capability and combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation by considering criminal and admini trative cases in the presence of military unit personnel, as well as including the court verdict in the order of the commander of the military unit and its announcement to the personnel of the military formation. At the same time, the article examines the existing gaps in the legislation on military courts, the modification of which will allow, in the conditions of martial law and combat situation, to prevent a decrease in the combat capability and combat readiness of military formations. The article deals with military courts in the structure of courts of general jurisdiction. The text of the article gives the reader important information about the modern system of military courts, which is approved at the level of Russian Federal legislation, and assumes the existence of a four-tier organization of relevant bodies, which includes cassation, district, appellate and garrison courts. The specifics of the jurisdiction and subject composition of cases considered by military courts as well as the categories of cases that can be resolved by military courts are reviewed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 239-248. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. Р. 239-248.

Научная статья УДК 344.312(470)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/239-248

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михаела Касиан

Институт государства и права Российской академии наук, 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д.10, mkasian_00@mail.ru

Аннотация. Судебная власть России состоит из арбитражных судов, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции, в свою очередь, делится на гражданские и военные суды. В статье рассмотрены периоды становления военных судебных органов России, некоторые правовые особенности организации деятельности военных судов, а также имеющиеся пробелы в законодательном регулировании и пути их решения. В процессе исследования автором установлено, что военные суды Российской Федерации, хотя и являются подсистемой судов общей юрисдикции, в свою очередь, имеют ряд правовых особенностей, которые позволяют сделать вывод об их специализированном характере. Проведён анализ правовых норм законодательных актов, регулирующих вопросы деятельности военных судов в современных условиях. Отмечены проблемные вопросы деятельности военных судов и возможные пути их решения. Обращается внимание на то, что военным судам присущи исключительные функции по поддержанию боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляются путём рассмотрения уголовных и административных дел в присутствии личного состава воинской части, а также включения приговора суда в приказ командира воинской части и его оглашения личному составу воинского формирования. Вместе с тем, в статье исследуются имеющиеся пробелы в законодательстве о военных судах, видоизменение которых позволит в условиях военного положения и боевой обстановки не допустить снижения боеспособности и боеготовности воинских формирований. В статье рассматриваются военные суды в структуре судов общей юрисдикции. Текст статьи даёт читателю важную информацию о современной системе военных судов, которая утверждена на уровне российского федерального законодательства и предполагает наличие четырёхзвенной организации со-

Касиан Михаела, 2022

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 1 239

ответствующих органов, в которую входят кассационные, окружные, апелляционные и гарнизонные суды. Указываются особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов и то, какие именно категории дел могут быть разрешены военными судами.

Ключевые слова: военные суды, судебная система, суды общей юрисдикции, военная служба, судья военного суда, аппарат военного суда, мобилизация, военное положение, суды общей юрисдикции, военная юстиция, судебная система, судебный контроль, воинский порядок, судопроизводство, делопроизводство, судебный орган, судебная власть, реформа, законодательство, военная служба, юрисдикция.

Для цитирования: Касиан М. Некоторые правовые аспекты деятельности военных судов Российской Федерации // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 239-248. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/239-248.

Original article

SOME LEGAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF MILITARY COURTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Mikhaela Kasian

Institute of State and Law Russian Academy of Sciences, 119019, Russia, Moscow, Znamenka 10, mkasian_00@mail.ru

Annotation. The judicial power of Russia consists of arbitration courts, courts of general jurisdiction and the Constitutional Court of the Russian Federation. The system of courts of general jurisdiction, in turn, is divided into civil and military courts. The article examines the periods of formation of the military judicial bodies of Russia, some legal features of the organization of the activities of military courts, as well as the existing gaps in legislative regulation and ways to solve them. In the course of the study, the author found that the military courts of the Russian Federation, although being a subsystem of courts of general jurisdiction, in turn have a number of legal features that allow us to make a conclusion about their specialized nature. Analysis of the legal norms of legislative acts regulating the activities of military courts in modern conditions is carried out. The problematic issues of the activity of military courts and possible ways to solve them are noted. In addition, military courts have exceptional functions to maintain the combat capability and combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation by considering criminal and administrative cases in the presence of military unit personnel, as well as including the court verdict in the order of the commander of the military unit and its announcement to the personnel of

the military formation. At the same time, the article examines the existing gaps in the legislation on military courts, the modification of which will allow, in the conditions of martial law and combat situation, to prevent a decrease in the combat capability and combat readiness of military formations. The article deals with military courts in the structure of courts of general jurisdiction. The text of the article gives the reader important information about the modern system of military courts, which is approved at the level of Russian Federal legislation, and assumes the existence of a four-tier organization of relevant bodies, which includes cassation, district, appellate and garrison courts. The specifics of the jurisdiction and subject composition of cases considered by military courts as well as the categories of cases that can be resolved by military courts are reviewed.

Keywords: military courts, judicial system, courts of general jurisdiction, military service, military court judge, military court apparatus, mobilization, martial law, courts of general jurisdiction, military justice, judicial system, judicial control, military order, judicial proceedings, record keeping, judicial authority, judicial power, reform, legislation, military service, jurisdiction.

For citation: Kasian M. Some legal aspects of the activities of military courts in the Russian Federation // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. P. 239-248. https://doi.org/10.24866/ 1813-3274/2022-1/239-248.

На протяжении уже более 300 лет военные суды России выступают гарантом защиты прав и законных интересов военнослужащих, общества и государства, обеспечивают поддержание боеготовности и боеспособности воинских подразделений, предупреждают совершение указанными должностными лицами новых правонарушений, а также осуществляют правовое воспитание личного состава военных ведомств.

В настоящее время в условиях сложной геополитической обстановки на международной арене, сопровождающейся множеством межнациональных конфликтов, усилением деятельности международных террористических организаций, Президентом Российской Федерации в целях защиты собственного суверенитета, прав граждан и общества в целом предпринимаются попытки увеличения численного состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, размещения военного контингента за границей [1].

Помимо этого возрастает актуальность военных судов, это прослеживается и в статистических данных, представленных Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, о рассмотрении указанными судами различных категорий дел в период с 1993 г. по настоящее время.

Так, в 1993 г. военные суды рассмотрели около 3 тыс. заявлений об оспаривании неправомерных действий органов военного управления, командиров (начальников). В 1994 г. было рассмотрено уже более 13 тыс. жалоб, а в 2001 г. - свыше

211 тыс. жалоб [2]. В 2011 г. военные суды рассмотрели 75 256, а в последние годы 60-70 тыс. административных дел об оспаривании военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, действий (бездействия) и решений должностных лиц органов военного управления, ущемляющих их права и законные интересы [3].

Рассматривая вопрос правового регулирования деятельности военных судов, невозможно не отразить их многовековую и многогранную историю развития.

При проведении Петром I военных реформ, по результатам которых была создана регулярная армия, возникла необходимость в разработке и принятии нормативного правового акта, целью которого являлось поддержание порядка и воинской дисциплины в войсках - как в мирное, так и в военное время. Данный этап в развитии военных судов именуется «Петровским» [4, ^ 15].

Принятое фельдмаршалом Б. Шереметьевым в 1702 г. «Уложение или право воинского поведения» и принятый Петром I в 1716 г. «Воинский устав» закрепили то, что военные суды в войсках создаются военным командованием из подчинённых ему военнослужащих (в звании не ниже полковника - командира полка) для рассмотрения конкретных дел преимущественно в период военных действий или чрезвычайного положения [5, ^ 181].

Следующим этапом исторического развития военно-судебных органов является проведение в 1867 г. Александром II военно-судебной реформы и принятие «Военно-судебного устава», который впервые закрепил важные и основополагающие принципы осуществления правосудия в вооруженных силах. Согласно положениям Военно-судебного устава, судебная власть в войсках может осуществляться только профессиональными судьями, имеющими высшее юридическое образование, звание офицера и безупречную репутацию [6, а 46].

Новый, так называемый советский этап развития военных судов ознаменовался в 1917 г. отречением от престола царя Николая II и приходом к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Советом народных комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены все ранее действующие органы судебной власти, в том числе и военные суды [7, а 66].

В период с 1917 г. по 1926 г. в целях борьбы с контрреволюционными проявлениями, саботажем, преступностью в армии руководством Советского государства были учреждены Революционный военный трибунал Республики, реввоентрибуна-лы фронтов и армий и их отделов при дивизиях и отдельных бригадах.

В 1926 г., по окончании гражданской войны и снижению контрреволюционных настроений, было принято Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре 1926 г., согласно которому военные трибуналы образовывались при военных округах (фронтах, отдельных армиях); армиях, корпусах и дивизиях, а общее управление ими осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР [4, а 99]. Данная система военных судов, с определёнными видоизменениями, действовала до 1991 г.

Как мы видим, на протяжении 300-летнего исторического периода военные суды последовательно развивались в направлении от судов специализированных -к независимым от военного командования судам общей юрисдикции, и уже в 1993 г., в связи с образованием нового государства - Российской Федерации и принятием Конституции, закреплены основополагающие принципы организации и деятельности судов [5, а 181].

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», военные суды - федеральные суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Российской Федерации, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба [8].

По мнению К. Н. Лужина, система военных судов не создана в качестве обособленной системы, а входит в систему судов общей юрисдикции и действует по правилам и принципам, установленным для всех судов Российской Федерации [9, а 181]. На наш взгляд, военные суды хотя и являются подсистемой судов общей юрисдикции, но также имеют ряд правовых особенностей.

Во-первых, военные суды обладают принципом экстерриториальности, то есть образовываются не в соответствии с административно-территориальным делением (район, город, область, край и т. д.), а по месту дислокации воинских частей, учреждений Вооруженных сил, других войск и воинских формирований [8]. Указанный принцип в полной мере отражает одну из важнейших задач военных судов, а именно мобильности в условиях боевой обстановки, чрезвычайного или особого положений.

Реализация данного института наглядно прослеживается на примере 5-го гарнизонного военного суда, расположенного на территории Республики Армения. Так, в период с 1992 г. по 2004 г. в городе Тбилиси Республики Грузия располагался военный трибунал Тбилисского гарнизона (прежнее название 5-го гарнизонного военного суда), который осуществлял судебную власть в воинских частях и учреждениях группы российских войск в Закавказье [10].

Однако в 2000 г. в связи с выводом вышеуказанных воинских формирований из территории Республики Грузия, размещения контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Республике Армения, а также созданием в указанном государстве 109-й военной базы 5-й гарнизонный военный суд был передислоцирован в г. Ереван Республики Армения.

Во-вторых, существует исключительная подсудность рассматриваемых военными судами уголовных, административных и гражданских дел по субъекту и объекту.

Военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершённых военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, в период прохождения ими военной службы или военных сборов [8].

Помимо этого, в соответствии с ч. 2 ст. 6.1. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривают дела о преступлениях, совершённых проходящими военные сборы, а также дела о преступлениях, совершённых исключительной подсудностью рассмотрения уголовных дел террористической направленности, вне зависимости от субъектного состава, обладают 1-й Восточный окружной военный суд, 2-й Западный окружной военный суд, Центральный окружной военный суд и Южный окружной военный суд [11].

Военными судами рассматриваются также дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

При этом необходимо отметить, что под другими войсками и воинскими формированиями в соответствии с законодательством следует понимать органы и учреждения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (а именно спасательные воинские формирования), а также Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В-третьих, военные судебные органы наделены исключительным правом осуществлять правосудие за пределами Российской Федерации по делам, отнесённым к компетенции судов общей юрисдикции [9, 181].

В настоящее время за пределами Российской Федерации, в соответствии с местами дислокации воинских подразделений, расположены 5 гарнизонных военных судов: в Республике Молдова (80-й ГВС), Республике Казахстан (26-й и 40-й ГВС), Республике Армения (5-й ГВС), а также в Республике Таджикистан (109-й ГВС).

Указанные военные судебные органы призваны защищать не только права и законные интересы военнослужащих, но также и жителей указанных государств от возможных преступных посягательств со стороны российских военнослужащих.

В-четвёртых, военные суды на постоянной основе, в целях повышения уровня боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, проводят праворазъяснительную и воспитательную работу путём рассмотрения уголовных и административных дел в присутствии личного состава воинских частей, включения приговоров по уголовным делам в приказы командиров и их оглашения перед личным составом.

Эффективность указанного института наглядно можно оценить на примере обзора судебной практики Южного окружного военного суда, согласно данным которого в период с 2017 г. по 2020 г. в Южном военном округе значительно снижается состояние преступности. Так, подведомственными гарнизонными военными судами в 2017 г. с постановлением обвинительного приговора рассмотрено 960 уголовных дел, в 2018 г. - 937 уголовных дел, в 2019 г. - 902 уголовных дела, а в 2020 г. - 841 уголовное дело соответственно [12].

Проводя анализ вышеизложенных правовых аспектов, можно сделать вывод, что военные суды имеют специализированный характер, несмотря на факт отнесения законодателем их к судам общей юрисдикции.

В продолжение рассматриваемой темы полагаем необходимым также отразить ряд законодательных положений, регулирующих деятельность военных судов и судебной системы России в целом, которые, по нашему мнению, подлежат изменению, с целью упрощения судопроизводства, повышения доверия граждан к правосудию, а также исключения возможных угроз безопасности России в особых условиях (чрезвычайного и военного положений, а также боевой обстановки):

1. Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего деятельность военных судов в условиях чрезвычайного и военного положений, а также в период мобилизации

Действующее законодательство в области военного положения и мобилизации не регламентирует порядок осуществления организации деятельности военных судов при введении указанных положений, а лишь декларирует, что, например, на территории, на которой будет введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации [13, c. 162].

При этом стоит обратить внимание, что в соответствии со статьёй 118 Конституции Российской Федерации создание чрезвычайных судов не допускается.

Решение указанной проблемы предлагалось К. Н. Лужиным в ходе диссертационного исследования и заключалось во внесении изменений в Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» следующего содержания: «В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Президента Российской Федерации по представлению Верховного Суда Российской Федерации может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах, и дела могут быть переданы для рассмотрения в военные суды» [9, а 181].

2. Отсутствие в военных судах военной службы

В 2009 г. реформирование Вооруженных Сил России, выразившееся в сокращении численности военнослужащих, оптимизации воинских подразделений, также коснулось и системы военных судов. Федеральный конституционный закон от 29 июня 2009 г. № З-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» отменил институт прикомандирования судей и сотрудников аппаратов военных судов к Министерству обороны Российской Федерации, вследствие чего указанная категория должностных лиц перестала иметь статус военнослужащих [13, а 162].

С отменой военной службы в военных судах изменились и требования, предъявляемые к судье данного суда, которым в настоящее время может быть гражданин, не имеющий специального образования, полученного им по военно-

учётной специальности, что в условиях боевой обстановки, военного или чрезвычайного положений может негативно сказаться на деятельности военных судов.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на наличие достаточного количества нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы военных судов, обращение внимания на имеющиеся законодательные пробелы и их устранение позволит, в условиях военного положения и боевой обстановки, не допустить снижения боеспособности и боеготовности воинских формирований и, как следствие, человеческих жертв среди военнослужащих.

Список источников

1. Путин: Россия ввела войска в Сирию, чтобы не допустить террористов к своим границам. URL: http:// https://www.kommersant.ru/doc/4124950.

2. Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12021180/.

3. Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2015, 2016, 2017 годы. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

4. Петухов Н. А. История военных судов. Москва : НОРМА, 2003. 345 c.

5. Лужин К. Н. Сравнительно-правовой анализ военных судов Российской Федерации и Республики Азербайджан // Военное право : электронное научное издание. 2018. № 4 (50). С. 181-185.

6. Загорский Г. И. Военно-судебная реформа 1867 года // История государства и права. 2013. № 3. С. 44-50.

7. Лужин К. Н. Эволюция взглядов на военные суды как органы правосудия в СССР до Великой Отечественной войны // Военное право : электронное научное издание. 2016. № 4 (40). С. 63-67.

8. О военных судах Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 08.12.2020). URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_23479/.

9. Лужин К. Н. Военно-судебные органы России и стран-участников Содружества Независимых Государств : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / К. Н. Лужин ; РГУП. Москва, 2018. 181 c.

10. Официальный сайт 5 гарнизонного военного суда. Историческая справка 5 гарнизонного военного суда. URL: http://gvs.skav.sudrf.ru.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

12. Обзор судебной практики гарнизонных военных судов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях за 2020, 2019, 2018, 2017 гг. URL: http://www.sgvs.krd.sudrf.ru.

13. Лужин К. Н., Мельников Е. Д. Проблемы организации и деятельности военных судов Российской Федерации в особых условиях // Военное право : электронное научное издание. 2018. № 1 (47). С. 161-164.

Сведения об авторе

Михаела Касиан - младший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Россия.

References

1. Putin: Russia sent troops to Syria to prevent terrorists from reaching its borders. URL: http://www.kommersant.ru/doc/4124950. (In Russ.).

2. Review of the judicial practice of considering cases on complaints of military personnel against the actions and decisions of military command and control bodies and military officials. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12021180/. (In Russ.).

3. Main statistical indicators of the activity of courts of general jurisdiction for

2015, 2016, 2017. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79. (In Russ.).

4. Petukhov N. A. Istoriya voennykh sudovHistory. Moscow: NORMA, 2003. 345 p. (In Russ.).

5. Luzhin K. N. Comparative legal analysis of the military courts of the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan. Voennoe pravo: elektronnoe nauchnoe iz-danie, 2018, no. 4 (50), pp. 181-185. (In Russ.).

6. Zagorsky G. I. Military judicial reform of 1867. Istoriya gosudarstva i prava, 2013, no. 3, pp. 44-50. (In Russ.).

7. Luzhin K. N. Evolution of views on military courts as organs of justice in the USSR before the Great Patriotic War. Voennoe pravo: elektronnoe nauchnoe izdanie,

2016, no. 4 (40), pp. 63-67. (In Russ.).

8. On military courts of the Russian Federation: Federal Constitutional Law of June 23, 1999 No. 1-FKZ (as amended on December 8, 2020). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23479/. (In Russ.).

9. Luzhin K. N. Voenno-sudebnye organy Rossii i stran-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. Cand. Dis. (Legal Sci.). Moscow, 2018. 181 p. (In Russ.).

10. Official site of the 5 th garrison military court. Historical background of the 5 th garrison military court. URL: http://gvs.skav.sudrf.ru. (In Russ.).

11. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of December 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on March 9, 2022) (as amended and supplemented, effective from March 17, 2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34481/. (In Russ.).

12. Review of judicial practice of garrison military courts in criminal cases and cases of administrative offenses for 2020, 2019, 2018, 2017. URL: http://www.sgvs. krd.sudrf.ru. (In Russ.).

13. Luzhin K. N., Melnikov E. D. Problems of organization and activity of military courts of the Russian Federation in special conditions. Voennoe pravo: elektronnoe nauchnoe izdanie, 2018, no. 1 (47), pp. 161-164. (In Russ.).

Information about the author

Mikhaela Kasian - Junior Researcher Institute of State and Law Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.