Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА'

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗАКАЗЧИК / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаркова А.А., Белецкая В.А.

В статье проводится правовой анализ роли оператора электронной площадки в ходе проведения аукциона. Актуальность предмета настоящего исследования заключается в том, что в современных реалиях электронные торги являются наиболее востребованной процедурой. Также автором выделены сроки и порядок отмены аукциона. Данные вариации рассмотрены через призму последних изменений в российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROVISIONS ON THE ROLE OF THE OPERATOR OF THE ELECTRONIC SITE IN THE COURSE OF THE AUCTION

The article provides a legal analysis of the role of the operator of the electronic site during the auction. The relevance of the subject of this study lies in the fact that in modern realities, electronic trading is the most popular procedure. The author also highlighted the timing and procedure for canceling the auction. These variations are considered through the prism of recent changes in Russian legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА»

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА

A.А. Агаркова, студент

B.А. Белецкая, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-13-15

Аннотация. В статье проводится правовой анализ роли оператора электронной площадки в ходе проведения аукциона. Актуальность предмета настоящего исследования заключается в том, что в современных реалиях электронные торги являются наиболее востребованной процедурой. Также автором выделены сроки и порядок отмены аукциона. Данные вариации рассмотрены через призму последних изменений в российском законодательстве.

Ключевые слова: оператор, электронные торги, коммерческое право, заказчик, право.

Актуальность предмета настоящего исследования заключается в том, что в современных реалиях электронные торги являются наиболее востребованной процедурой в рамках действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ). Данная процедура составляет более половины всей деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Такая форма закупки, как аукцион, теперь осуществляется исключительно в электронном формате. Особенность электронного аукциона в том, что при такой форме нет необходимости в личном присутствии участников аукциона: процедура проводится в режиме онлайн на специализированной торговой площадке [1].

Электронная площадка - сайт, соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 ст. 24.1 Закона №44-ФЗ требованиям, по которым проводятся конкурсные методы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме.

Отметим, что п.18 статьи 3 ФЗ № 44 оператор электронной площадки - непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, ино-

странным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок п. 4 ст. 66 ГК РФ четко регламентирует, что хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Также Закон № 44-ФЗ регулирует процедуру проведения электронного аукциона статьями 59, 62-69, 71, 83.2.

Оператор электронной площадки в соответствии со своими внутренними регламентами и на основании договора, заключенного с продавцом, обязан обеспечить, в том числе [2]:

- возможность регистрации продавца и претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открыть продавцу «личный кабинет», а также раздел, доступ к которому имеют только продавец и участники (закрытая часть);

- размещение электронной формы заявки;

- регистрацию претендентов на электронной площадке в порядке, установленном в информационном сообщении о проведении торгов;

- принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;

- подачу претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

- уведомление претендентов о принятом продавцом решении о признании их участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления;

- равный доступ участников к процедуре торгов, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;

- размещение на электронной площадке информации о ходе проведения торгов;

- конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу.

При проведении самого аукциона на электронной площадке оператор принимает от участников предложения о цене и записывает в электронной форме в электронном журнале ход проведения процедуры аукциона.

Также стоит отметить, что дополнительные требования к операторам электронных площадок.

Хочется сделать акцент на сроках и порядке отмены аукциона.

Закон №44-ФЗ дает заказчику право отменить любую конкурентную закупку за исключением запроса предложений, заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик имеет право отменить электронный аукцион только в случае форс-мажорных обстоятельств в соответствии с гражданским законодательством, таких как непреодолимая сила.

В отличие от срока основания для аннулирования, предусмотренные Законом №44-ФЗ не регламентированы, т.е. причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего покупатели отменяют аукцион в следующих случаях:

- уменьшить лимиты бюджетных средств;

- выявление ошибок в тендерной документации;

- получение предписания надзорного органа об отмене закупки;

- необходимость исполнения судебного решения.

При отмене закупки заказчик не несет ответственности перед участниками закупки, подавшими оферты, за исключением случаев, когда в результате отмены определения поставщика участники закупки понесли убытки как результат недобросовестных действий клиента. В случае отмены покупки заблокированные средства для обеспечения заявки возвращаются участнику на его специальный счет.

Электронный аукцион может быть отменен не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Таким образом, на основании вышеизложенного, роль оператора электронной площадки заключается в том, что он отвечает за техническую часть организации аукциона: правильно устанавливает сроки приема заявок и проведения аукционов в заявке на их проведение, проверяет правильность данных, предоставленных организатором аукциона, проверяет обоснованность приема заявок участников торгов на участие в аукционе или законность отказа от участия, это полностью зависит от результатов аукциона.

Библиографический список

1. Алексеева М.С., Халяпин А.А. Контрактная система в сфере закупок как управленче-ско-правовая дисциплина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. -№7 (63). - С. 404-406.

2. Порядок проведения электронного аукциона в соответствии с нормами 44-ФЗ и 504-ФЗ, место проведения, его сущность и преимущества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.team/zakupki/44/elektronniy-auktsion.html.

3. Владимирова А.С., Кудрявцева Л.В. Основные задачи и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. - 2019. - С. 1111-1114.

4. Кудрявцева Л.Б., Бызова Е.А. Антимонопольный комплаенс: правовое регулирование // Право и практика. - 2022. - №1. - С. 125-129.

SOME PROVISIONS ON THE ROLE OF THE OPERATOR OF THE ELECTRONIC

SITE IN THE COURSE OF THE AUCTION

A.A. Agarkova, Student V.A. Beletskaya, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article provides a legal analysis of the role of the operator of the electronic site during the auction. The relevance of the subject of this study lies in the fact that in modern realities, electronic trading is the most popular procedure. The author also highlighted the timing and procedure for canceling the auction. These variations are considered through the prism of recent changes in Russian legislation.

Keywords: operator, electronic trading, commercial law, customer, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.