Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АЛЕКСИТИМИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АЛЕКСИТИМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алекситимия / студенты / склонность к зависимости / эмоциональный интеллект / сексуальное поведение / alexithymia / students / addiction / emotional intelligence / sexual behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравцова Н.А.

В статье представлены результаты исследования алекситимии и некоторых показателей психического здоровья у студентов. У 37,9% студентов выборки выявлен высокий уровень, а у 19,3% уровень риска алекситимии. Высокая степень склонности к зависимости выявлена у 55,3% по шкале интернет-зависимости, 43,8% по шкале игровой зависимости, 32,9% по шкале никотиновой зависимости. Выявлены значимые различия по сексуальному профилю и установкам к сексу в мужской и женской выборке в группах с высоки уровнем и без алекситимии. В структуре эмоционального интеллекта осознание чувств значимо различается в группах с алекситимией и без, в то время как показатель управления чувств не имеет различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кравцова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXITHYMIA AND SEXUAL BEHAVIOR OF MODERN STUDENTS

The article presents the results of a study of alexithymia and some indicators of mental health in students. 37.9% of the students in the sample showed a high level, and 19.3% had a risk level of alexithymia. A high degree of addiction was detected in 55.3% on the Internet addiction scale, 43.8% on the gaming addiction scale, 32.9% on the nicotine addiction scale. Significant differences in sexual profile and attitudes to sex were revealed in male and female samples in groups with a high level and without alexithymia. In the structure of emotional intelligence, awareness of feelings significantly differs in groups with and without alexithymia, while the indicator of sense control has no differences.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АЛЕКСИТИМИИ»

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АЛЕКСИТИМИИ Кравцова Н.А. (Владивосток, ТГМУ) kranatali@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результатыисследованияалекситимии и некоторых показателей психического здоровья у студентов. У 37,9% студентов выборки выявлен высокий уровень, а у 19,3% уровень риска алекситимии. Высокая степень склонности к зависимости выявлена у 55,3% по шкале интернет-зависимости, 43,8% по шкале игровой зависимости, 32,9% по шкале никотиновой зависимости. Выявлены значимые различия по сексуальному профилю и установкам к сексу в мужской и женской выборке в группах с высоки уровнем и без алекситимии. В структуре эмоционального интеллекта осознание чувств значимо различается в группах с алекситимией и без, в то время как показатель управления чувств не имеет различий.

Ключевые слова: алекситимия, студенты, склонность к зависимости, эмоциональный интеллект, сексуальное поведение.

ALEXITHYMIA AND SEXUAL BEHAVIOR OF MODERN STUDENTS

Kravtsova Natalya A. (Vladivostok, PSMU) kranatali@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of a study of alexithymia and some indicators of mental health in students. 37.9% of the students in the sample showed a high level, and 19.3% had a risk level of alexithymia. A high degree of addiction was detected in 55.3% on the Internet addiction scale, 43.8% on the gaming addiction scale, 32.9% on the nicotine addiction scale. Significant differences in sexual profile and attitudes to sex were revealed in male and female samples in groups with a high level and without alexithymia. In the structure of emotional intelligence, awareness of feelings significantly differs in groups with and without alexithymia, while the indicator of sense control has no differences.

Keywords: alexithymia, students, addiction, emotional intelligence, sexual behavior.

Термин алекситимия, столь популярный ныне у клинических психологов, был введен в 1967 П. Сифнеосом для обозначения неспособности осознавать и вербализовать свои чувства и эмоции. В условиях трансформации сферы социальных коммуникаций последние десятилетия отмечается распространенность алекситимии в разных социальных и возрастных слоях, особенно среди молодежи. Это несомненно сказывается на качестве общения современных людей, которое все в большей степени переносится в виртуальную сферу. В то же время история появления термина связывает его с психосоматическими расстройствами. Первые научные исследования особенностей личности и общения психосоматического пациента, проведенные во Франции M. Usanatall. показали, что неспособность распознавать свои и чужие чувства вызывает напряжение в общении с людьми, тревогу и, как следствие соматизацию. Анализ исследований алекситимии за последние 10 лет показывает увеличение распространенности этого феномена у современной молодежи. Исследования Т. В. Левковой показали высокий уровень алекситимии у 76% участников на выборке из 100 человек (Левкова, 2020 г.). О.С. Юткина выявила у школьников 15-18 лет у 44,2% выборки уровень риска развития алекситимии, а у 22,1% - высокий уровень алекситимии (Юткина,2017). В исследовании Е.В. Воронко, Л.В. Марищук у девушек и юношей от 18 до 22 лет высокие показатели уровня алекситимии выявлены у 26,8% девушек и 41,1% юношей (Воронко, Марищук, 2017). По мнению Л.В. Жарова, А.А. Ибрагимова (2015) рост встречаемости алекситимии связан с ускорением ритма жизни в современном обществе и легким доступом к негативной информации, в результате чего увели-

чивается нагрузка на умственную деятельность в ущерб физической активности (Жарова, Ибрагимова 2015). Исследования Н.Г. Гаранян, М. Виршинга, А.Б. Холмогоровой, Шайб П. подтвердили данные П. Сифнеоса, что людям с алекситимией сложно распознавать и вербализовать свои и чужие эмоции, что снижает успешность адаптации (Гаранян, Вир-шинг, Холмогорова, Шайб, 2011). Невозможность осознавать эмоции приводит к проблемам как с психологическим, так и с физическим здоровьем, а также к падению качества жизни людей в сексуальной, межличностной, индивидуальной, профессиональной сферах (Гаранян, Холмогорова, 2003).

Учитывая изменившиеся условия жизни в современном обществе за счет все возрастающей роли средств виртуальной коммуникации, а с 2020 по текущий 2021 год введение в большинстве вузов дистанционной формы обучения в связи с пандемией COVID-19, мы предположили возрастание показателей алекситимии, склонности к интернет и компьютерной зависимости в студенческой среде и связь с уровнем алекситимии эмоционального интеллекта и некоторых показателей психического здоровья, проявляющиеся в сексуальном поведении.

Цель: определить склонность к зависимости, некоторые показатели сексуального поведения и эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем алекситимии. Материал и методы. Совокупная выборка составила 264 студентов, из них 166 мужчин и 97 женщин в возрасте от 18 до 25 лет (M=21; SD=1,2)Тихоокеанского государственного медицинского университета, Дальневосточного федерального университета. Исследование проводилось в период 2019-2021.

Методики: Торонтскаяалекситимическая шкала (TorontoAlexithymiaScale, TAS-26, адаптация НИПНИ им. Бехтерева; Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Г.В. Лозовая; Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой; тест эмоционального интеллекта Э.И. Люсина; «Оценка сексуального профиля» М. Яффе, Э. Фервик (адаптация О.Ф. Потемкиной, 1993 г.), Опросник Г. Айзенка «Установок к сексу» (1989 г., полная версия, 158 вопросов). Оценка достоверности различий проведена с помощью статистического критерия t-критерия Стьюдента. Результаты

Частотный анализ результатов Торонтскойалекситимической шкалы выявил у 100 (37,9%) студентов высокий уровень алекситимии(M=98,7; SD=7,1); у 51 студента (19,3%) уровень риска алекситимии(M=68; SD=2,6); у 113 (42,8%) студентов низкий уровень алекситимии (M=41,7; SD). Выборка была разделена на 2 группы: Г1- алекситимический тип, Г2- неалекситимический тип.

По показателям сексуального поведения проводили сравнительный анализ по половому признаку. В сексуальном профиле студентов, с алекситимией и без алекситимии выявил в женской выборке (36,7% совокупной выборки) значимые различия только по шкалам экспрессивность (U=864; P=0,017), решительность (U=765; P=0,002) и любовь как высшая ценность (U=837. H=0,010). Анализ различий в мужской выборке (62,9% совокупной выборки) показал, что смелость (P=0,000), экспрессивность (P=0,000); ревность (P=0,034); разнообразие (P=0,000) значимо выше в группе без алекситимии (P=0,000),

Эти данные позволяют говорить, что студенты с высоким уровнем алекситимии отличаются от студентов без алекситимии скудностью эмоциональных реакций по отношению к сексуальному партнеру, нерешительностью в действиях, застенчивостью в общении с сексуальным объектом, а также пренебрежительным отношением к чувству любви.

Анализ достоверности различий в группах студентов мужского пола с разным уровнем алекситимии показал значимые различия практически по всем шкалам опросника установок к сексу Айзенка. У студентов с алекситимией значимо выше показатель невро-тичности (P=0,009), застенчивости (P=0,014), целомудрия (P=0,002) и отвращения (P=0,012). В группе без признаков алекситимии выше показатель дозволенности (P=0,000), реализованности (P=0,000), удовлетворенности (P=0,000). В женской выборке

выявлены значимые различия установках к сексу: показатель реализованности^^^) и сексуальной удовлетворенности (P=0,012) выше в группе без алекситимии. В группе с высоким уровнем алекситимии выше показатели сексуальной невротичности(P=0,002), сексуальной застенчивости (P=0,001) и целомудрия.

Анализ результатов диагностики склонности к 13 видам зависимости по Г.В. Лозовой выявил высокую степень склонности к зависимости у 55,3% выборки по шкале интернет-зависимости, 43,8% по шкале игровой зависимости, 32,9% по шкале никотиновой зависимости). Отсутствует склонность к алкогольной, любовной, наркотической, пищевой, телевизионной, религиозной, лекарственной зависимостям, также как не выявлена зависимость от здорового образа жизни и склонность к трудоголизму. Анализ достоверности различия показателей (t-критерий Стьюдента) склонности к зависимому поведению выявил значимые различия у студентов с алекситимическим и неалекситимическим типом P=0,0001).

Анализ уровня эмоционального интеллекта молодежи с аддиктивным поведением с разным уровнем алекситимии показал средний уровень межличностного эмоционального интеллекта в группе людей с неалекситимическим типом (M=48,0), а в группе с алексити-мическим типом низкий уровень (M=19,8) (P=0,004). Средний показатель по внутреннему эмоциональному интеллекту значимо (P=0,03) выше в группе с неалекситимическим типом (Mr2 =41,3, M Г1 =28,9). Шкалы «понимание эмоций» (Mr2 =38,6; Mri =27,4) и «управление эмоциями» (Mr2=38,3, Mri=22,3) также значимо (P=0,001) выше в группе с неалекситимическим типом. По методике «Диагностика эмоционального интеллекта М.А. Ма-нойловой» показатель шкалы «Осознание своих чувств и эмоций» выше у студентов без алекситимии (Mr2=21,4, Mri=13,3); шкала «Управление своими чувствами и эмоциями» также выше у студентов Г2 (Mr2=28,5, Mn=14,6).

Таким образом, проведенное исследование показало высокий уровень и уровень риска алекситимии у 57,2% выборки. Сравнительный анализ склонности к зависимому поведению в группах с разным уровнем алекситимии показал более высокий уровень компьютерной игровой и интернет-зависимости у студентов с алекситимией. Показатели эмоционального интеллекта, напротив, значимо выше в группе студентов без алексити-мии. Неумение осознавать свои и чужие чувства и эмоции у студентов с алекситимией проявляется в затрудненном сексуальном общении и поведении.

Литература

1. Акименко А. К. Взаимосвязь алекситимии, копинг-стратегий и стиля саморегуляции личности // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. С. 313. С.182.

2. Воронко Е.В., Марищук Л.В. Эмоциональная сфера личности студентов, страдающих алекситимией// Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. №7. С. 82-86.

3. Гаранян Н.Г., Виршинг, М., Холмогорова, А.Б., Шайб П. Эмоции и психическое здоровье в социальном и семейном контексте (на модели соматоформных расстройств) // Медицинская психология в России. 2011. № 1. URL: http:// medpsy.ru.

4. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция алекситимии// Журнал социальной и клинической психиатрии. 2003. № 1. С. 128-145.

5. Искусных А.Ю., Попова Л.И. Алекситимия у студентов. Распространенность, причины и последствия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 9 (66). С. 61-65.

6. Студент вуза на рубеже 2020-х: перспективы развития личности и здоровья / Волкова О.В., Алексеева А.А., Вахтель А.И., Дулина Г.С., Московцева Д.Г., Захарова А.Н., Кравцова Н.А., Камзолова В.А., Новак Н.Г., Петунова С.А., Николаев Е.Л., Уланова Н.Н., Хмелевская О.Е., Яковлева Н.В., Гунина Е.В., Довгая Н.А., Разина Т.В., Громова А.С., Коверец Е.С., Лесин А.М. и др. Чебоксары, 2021.

7. Юткина О.С. Изучение уровня алекситимии у детей школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 68-75.

8. Berenguer C., Rebolo C., Costa R.M. (2019). Interoceptive awareness, alexithymia, and sexual function // Journal of Sex & Marital Therapy. Vol. 45.Р. 729-738. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31018783/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.