Научная статья на тему 'Некоторые подходы к совершенствованию организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве'

Некоторые подходы к совершенствованию организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономический кризис / финансово-экономические санкции / АПК / сельское хозяйство / инвестиционный климат / инвестиционная привлекательность / economic crisis / financial and economic sanctions / agribusiness / agriculture / investment climate / investment attractiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. У. Темирова, Б. М. Мусаева

На современном этапе развития общественно-экономических отношений в РФ в качестве ключевого условия устойчивого функционирования аграрной сферы выступает необходимость максимального задействования всех факторов, в т.ч. и инвестирование. Такое положение требует разработки аграрноадаптированной инвестиционной политики, как одного из эффективных инструментов государственного регулирования экономики. Эксперты отмечают, что чисто экономический спад агропромышленного производства не раскрывает до конца всей катастрофичности положения, глубинными производными которого выступает постепенное разрушение всего воспроизводственного потенциала и его составляющих, в т.ч. ОПФ, земли, человеческого фактора и т.д. Бесспорно, все это обостряет проблемы формирования инвестиционной привлекательности сельхозпроизводства. Повсеместный острый недостаток собственных финансовых средств, значительное сокращение объемов долгосрочного кредитования и государственной поддержки, как правило, замораживает инвестиционную деятельность в региональных агропромышленных комплексах. В условиях экономических санкций особо актуальными становятся вопросы наращивания инвестиционной привлекательности агропромышленного производства в субъектах РФ с целью формирования инвестиционного климата. Решению некоторых аспектов данной проблемы, а также разработке подходов формирования инвестиционной привлекательности в аграрноориентированных республиках Северного Кавказа посвящена наша статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO IMPROVING THE ORGANIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN AGRICULTURE

At the present stage of development of socio-economic relations in the Russian Federation, the key condition for the stable functioning of the agrarian sector is the need to maximize the involvement of all factors, including and investing. This situation requires the development of agrarian-adapted investment policy, as one of the effective tools of state regulation of the economy. Experts note that the purely economic recession in agro-industrial production does not fully reveal the catastrophic situation, the deep derivatives of which are the gradual destruction of the entire reproductive potential and its components, including OPF, earth, human factor, etc. Undoubtedly, all this aggravates the problems of the formation of investment attractiveness of agricultural production. A widespread acute shortage of own financial resources, a significant reduction in long-term lending and state support, as a rule, freezes investment activity in regional agro-industrial complexes. In the context of economic sanctions, the issues of increasing the investment attractiveness of agricultural production in the constituent entities of the Russian Federation with the aim of creating an investment climate become particularly relevant. Our article is devoted to the solution of some aspects of this problem, as well as the development of approaches to the formation of investment attractiveness in the agrarian-oriented republics of the North Caucasus

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к совершенствованию организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве»

в размере не менее 10 000 руб. с последующем отстранением руководителя, то есть, например, лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.

Таким образом, государство получает доход от дисциплинированных работодателей, которые не представляют угрозы для региональных и местных властей, чьи расходы покрываются за счет поступления сумм НДФЛ.

В следствии не предоставления расчетов по форме 6-НДФЛ налоговыми агентами возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут установить наличие недоимки по НДФЛ без проведения выездной проверки.

С учетом вышеизложенного необходимо принять дополнительные меры налогового контроля, которые включают в себя вызов руководителя организации, углубленные налоговые проверки, усиление штрафных санкций и установление личной ответственности руководителей организаций. Реализация предложенных мер позволит значительно увеличить бюджет за счет подоходного налога.

Источники:

1. Бондарь, А.М. О значении изменений налогового законодательства, регламентирующего порядок представления налоговой отчетности / А.М. Бондарь // Вестник современных исследований. 2019. № 1.15 (28). С. 9-12;

2. Бондарь, А.М. Оценка налогового потенциала Краснодарского края / А.М. Бондарь // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 11 (27). С. 73-77.

3. Левшукова, О.А. Совершенствование подходов к налоговому контролю при налогообложении доходов физических лиц / О.А. Левшукова // В сборнике: итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 493-494;

4. Полинская, М.В. Проблемы применения ндфл в российской федерации и пути их решения / М.С. Рамаза-нова, М.В. Полинская // В сборнике: Прорывные научные исследования как двигатель науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 191-195;

5. Полинская, М.В. Несовершенство регламентации законодательства о налогах и сборах на практике, как центральная проблема осуществления налогового контроля / В.А. Сацукевич, М.В. Полинская // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 91-93.

Sources:

1. Bondar, A.M. On the significance of changes in tax legislation governing the procedure for submitting tax reports / A.M. Cooper // Bulletin of modern research. 2019.No 1.15 (28). S. 9-12;

2. Bondar, A.M. Assessment of the tax potential of the Krasnodar Territory / A.M. Cooper // Alley of Science. 2018.Vol. 5. No. 11 (27). S. 73-77;

3. Levshukova, O.A. Improving the approaches to tax control in the taxation of personal income / O.A. Levshukova // In the collection: the results of research work for 2017, a collection of articles based on the materials of the 73rd scientific and practical conference of teachers. 2018.S. 493-494;

4. Polinskaya, M.V. Problems of using personal income tax in the Russian Federation and ways to solve them / M.S. Ramazanova, M.V. Polinskaya // In the collection: Breakthrough scientific research as an engine of science. Collection of articles of the International scientific and practical conference. Executive Editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015.S. 191-195;

5. Polinskaya, M.V. Imperfection of regulation of legislation on taxes and fees in practice, as the central problem of tax control / V.A. Satsukevich, M.V. Polinskaya // In the collection: Strategies for the sustainable development of the national and world economics collection of articles of the International scientific and practical conference. Executive Editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016.S. 91-93.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00063

З.У. Темирова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУВО «Северо-Кавказская государственная академия», mbc_@mail.ru,

Z.U. Temirova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "North Caucasus State Academy";

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

B.M. Musaeva - Assistant, Department of Business Economics, FSBEI of HE Chechen State University.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ SOME APPROACHES TO IMPROVING THE ORGANIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN AGRICULTURE

Аннотация. На современном этапе развития общественно-экономических отношений в РФ в качестве ключевого условия устойчивого функционирования аграрной сферы выступает необходимость максимального задействования всех факторов, в т.ч. и инвестирование. Такое положение требует разработки аграрно-адаптированной инвестиционной политики, как одного из эффективных инструментов государственного регулирования экономики.

Эксперты отмечают, что чисто экономический спад агропромышленного производства не раскрывает до конца всей катастрофичности положения, глубинными производными которого выступает постепенное разрушение всего воспроизводственного потенциала и его составляющих, в т.ч. ОПФ, земли, человеческого фактора и т.д.

Бесспорно, все это обостряет проблемы формирования инвестиционной привлекательности сель-хозпроизводства. Повсеместный острый недостаток собственных финансовых средств, значительное сокращение объемов долгосрочного кредитования и государственной поддержки, как правило, замораживает инвестиционную деятельность в региональных агропромышленных комплексах.

В условиях экономических санкций особо актуальными становятся вопросы наращивания инвестиционной привлекательности агропромышленного производства в субъектах РФ с целью формирования инвестиционного климата.

Решению некоторых аспектов данной проблемы, а также разработке подходов формирования инвестиционной привлекательности в аграрноориентированных республиках Северного Кавказа посвящена наша статья.

Annotation. At the present stage of development of socio-economic relations in the Russian Federation, the key condition for the stable functioning of the agrarian sector is the need to maximize the involvement of all factors, including and investing. This situation requires the development of agrarian-adapted investment policy, as one of the effective tools of state regulation of the economy.

Experts note that the purely economic recession in agro-industrial production does not fully reveal the catastrophic situation, the deep derivatives of which are the gradual destruction of the entire reproductive potential and its components, including OPF, earth, human factor, etc.

Undoubtedly, all this aggravates the problems of the formation of investment attractiveness of agricultural production. A widespread acute shortage of own financial resources, a significant reduction in long-term lending and state support, as a rule, freezes investment activity in regional agro-industrial complexes.

In the context of economic sanctions, the issues of increasing the investment attractiveness of agricultural production in the constituent entities of the Russian Federation with the aim of creating an investment climate become particularly relevant.

Our article is devoted to the solution of some aspects of this problem, as well as the development of approaches to the formation of investment attractiveness in the agrarian-oriented republics of the North Caucasus.

Ключевые слова: экономический кризис, финансово-экономические санкции, АПК, сельское хозяйство, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность.

Keywords: economic crisis, financial and economic sanctions, agribusiness, agriculture, investment climate, investment attractiveness.

В отечественной и зарубежной экономической литературе имеется множество теоретико-методологических и прикладных исследований, посвященных проблемам инвестиции. Региональная инвестиционная политика являет собой исходную базу инвестиционной деятельности на территории. Инвестиции всегда востребованы в виду необходимости постоянного обновления материально-технической базы, наращивания производственных объемов, задействования новых технологий и т.п. Размеры инвестиций показывают параметры вложенных средств в активы предприятий с целью получения дополнительной прибыли. [5,20,22]

Среди множества трактовок касательно исследуемого нами понятия, мы бы хотели остановиться на подходе Белкиной Е.Н., предлагающей инвестиции исследовать в следующих аспектах:

1. в виде категории «запасы»;

2. в виде категории «поток», ибо, по мнению цитируемого автора, в качестве основного критерия относительно разных многочисленных подходов к понятию «инвестиции» выступает временной аспект измерения показателей. [2] Причем, когда показатель инвестиций рассматривается без привязки ко времени, то он выступает в виде категории запаса. Если же речь идет о каком-то временном разрезе как некой динамической категории - то в этом случае мы говорим о наличии категории потока. [2]

Нам представляется, что этот подход к категории «инвестиции» ведет к различным пониманиям ее сути и не вписывается в сложившиеся в экономической науке два направления трактовок - перераспределительной теории и фондовой теории.

Если вспомнить трактовку исследуемого понятия в бытность советской плановой экономики, тогда в ходу было понятие «капитальные вложения», которое соответствовало плановой экономике, ибо носило только лишь затратный характер. Причем, эффективность затрат на уровне определений абсолютно не рассматривалось.

В рыночной же экономике жестко стоит иная конкретная цель - увеличение прибыли.

Постепенно, по ходу углубления рыночных отношений в нашей стране капитальные вложения, по существу, стали синонимом понятия «реальные инвестиции», а само инвестирование стало рассматриваться как управление инвестпроектами. Все это предполагало, что в центре внимания находятся методы решения проблем, образующихся на последовательных стадиях прединвестиционного этапа. На современном этапе инвестирование рассматривается в качестве мощного инструмента стратегического планирования тактической и долгосрочной деятельности, непрерывного контроллинга и управления.[2,7,10,23]

Среди особенностей процесса инвестирования можно отметить постоянную изменчивость внешней среды и возрастающую конкуренцию, непрерывную потребность в новых инвестициях, ориентированность на поддержку российских товаропроизводителей.

Что касается сельского хозяйства, то ему в любой стране свойственны свои «особые» экономические закономерности, что, впрочем, определяется особенностями отрасли.

Здесь, как, пожалуй, нигде, процесс экономического воспроизводства тесно переплетен с природным -земля, земельные ресурсы выступают в качестве главнейшего и незаменимого средства сельскохозяйственного производства. На эффективность использования в отрасли сельскохозяйственной техники воздействует множество особенностей (факторов), в т.ч. территориальный, пространственный, сезонность работ и др.

Как правило, основная часть производственной сельскохозяйственной продукции направляется в последующий процесс производства. На многие конечные показатели довольно активно и разнонаправлено воздействуют климатические и метеорологические условия, что непременно необходимо учитывать в инвестиционной политике.

В специальной литературе приводится комплекс подходов к организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, которые можно свести к следующему алгоритму.

1. На первом этапе аккумулируются инвестиционные ресурсы и подбираются объекты инвестирования.

2. На втором этапе ресурсы преобразуются во вложения (идет процесс непосредственного инвестирования).

3. На третьем этапе идет процесс завершения преобразования инвестиций, в ходе которых создается новая потребительская стоимость.

4. На четвертом этапе подводятся итоги от инвестирования.

Надо отметить, что на прединвестиционной и инвестиционной стадиях разрабатывается концепция ин-вестпроекта, определяются конечные цели проекта и механизмы его реализации; оценивается жизнеспособность инвестпроекта, производится его технико-экономическое обоснование.

Считаем уместным остановиться на принципах инвестирования. Они, естественно, постоянно видоизменяются - на смену старым приходят новые принципы, но при этом сохраняется прежняя форма сущности. Как правило, ученые всегда отмечают в числе важнейших принципов инвестирования возвратность, срочность, целевой характер.

В последние годы обострилась проблема правильности определения сроков погашения инвестиций. Эксперты справедливо отмечают, что необоснованно установленный короткий срок способен поставить в трудное положение заемщиков инвестиционных ресурсов, а излишнее его растягивание замедлит оборачиваемость инвествложений и сократить ресурсы инвестирования. [1,12,17,21]

В соответствии с законодательством РФ, в качестве инвесторов мы понимаем различных субъектов ин-вестдеятельности, осуществляющих вложение (как собственных, так и привлеченных) средств на территории Российской Федерации и обеспечивающих их целевое использование.

Что касается перерабатывающих предприятий АПК, то (ввиду их монопольного положения) они рассматриваются как поступательные инвесторы. Действительно, они вкладывают свои средства для развития сырьевой базы, скупая хозяйства-банкроты, а также выкупая акции акционерных обществ аграрной сфе-ры.[3,8,13,24]

В сельском хозяйстве инвестиционный процесс всегда сопровождается следующей дилеммой - с одной стороны, необходимо решить сложнейшую задачу - поиск источников инвестиций, а с другой стороны, не менее сложная задача - куда вкладывать инвестиции. Сегодня всем очевидно, что невозможно в сельском хозяйстве создать нормальный инвестиционный климат без радикальных изменений подходов к стратегическому управлению АПК в целом. Это требует, в т.ч., и разработки эффективного механизма организации инвестиционной деятельности, который будет способен формировать благоприятные условия для наращивания аграрного капитала и обеспечить высокую эффективность его применения. Реформирование системы господдержки сельского хозяйства должно стать одним из ключевых факторов устойчивости развития инвестиционной деятельности. для этого, в частности, необходимо совершенствование системы налогообложения, установить субъекты инвестдеятельности со специальными налоговыми режимами, усовершенствовать действующий механизм понижения амортизации, предоставить льготные условия пользователям землей и иными природными ресурсами, создать региональные информационно-консультационно-аналитические центры и др.[4,11,16,19]

Не менее важной управленческо-аналитической задачей является необходимость правильного (объективного) определения реальной стоимости инвестируемых средств, т.е. стоимости капитала. Надо отметить, что в сельхозпредприятиях капитал довольно сложно построен, так как он являет собой совокупность множества всевозможных долгосрочных средств, таких, как ценные бумаги, заемные средства, прочие финансовые инструменты.

При этом, стоимость денежного капитала сельхозпредприятия выступает в виде средневзвешенной величины, зависящей от доли разновидности средств в общей сумме капитала и цены каждого из источников капитала. Отсюда, стоимость капитала можно рассматривать как цену выбора или альтернативную стоимость его задействования.

Действительно, она может, с одной стороны, проявляться в виде прибыли, а с другой стороны - в виде определенной суммы денежных средств, которую инвестор оставляет заемщику за обеспечение им возврата вложенных средств, плюс получение прибыли. Бюджет развития выступает в качестве деловой формы господдержки инвесторов. Он предназначен для наращивания инвестиционной активности и мобилизации дополнительного капитала в сельскохозяйственное производство. Наличие высокой экономической эффективности внедряемых проектов, делового характера финансирования, конкурентоспособности, срочности, полноты и возвратности выделяемых на инвестнужды средств выступают в качестве проходных принципов при выделении государственных инвестиций через бюджет развития. [6,15,18,27]

Надо особо отметить, что любой инвестиционный проект (независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капвложений) подлежит обязательной экспертизе. И это естественно, ибо государство является и вкладчиком капитала, и покупателем сельхозпродукции, и собственником части госимущества в аграрной сфере. Более того, государство, помимо того, что он есть полноценный участник рынка капитала, он, к тому же, и управляет этим рынком и регулирует инвестиционную деятельность на всех уров-нях.[14,17,19,21]

Государственная инвестиционная политика в аграрной сфере направлена на наращивание производственного потенциала, на создание эффективных быстроокупаемых инвестпроектов, на модернизацию базы переработки и хранения агропромышленной продукции, на внедрение новых технологий производства животноводства и земледелия, на развитие фермерских хозяйств, обеспечение современной инфраструктуры сельских территорий.

Отличительной особенностью последних лет реализации инвестиционной политики в сельском хозяйстве стал переход от распределения госинвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, усиление государственного контроля с целью обеспечения целевого расходования бюджетных средств, выделяемых на инвестиции; активизация задействования иностранных инвестиций и личных сбережений населения.

Все вышеизложенное убедительно показывает, что совершенствование организации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с целью формирования конкурентных преимуществ в данной отрасли требует модернизации потенциала инновационного развития, основанной на экономике знаний.

Источники:

1. Аганбегян А.Г., Михеева Н.Н. Модернизация реального сектора экономики: пространственный аспект //Регион. Экономика и социология. - 2012. - №4. - С.4-74

2. Белкина Е.И. Сущность и содержание модернизации аграрной сферы //Международный технико-экономический журнал. - 2012. - №5. - С.14-20

3. Богатаева Е. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. - М.: Экспертный институт,2004. -

144 с.

4. Борисенко А. Нужна активная инвестиционная политика //Экономика сельского хозяйства России. - 1996. - №1. - 32-39

5. Гановичева Л.И. Методические подходы к оценке ресурсного потенциала региона //Креативная экономика. - 2009. - №7. - С.44-51

6. Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ //Инвестиции в России. - 2003. - №2. - С.3-20

7. Ермаков Д.Н. Как предприятиям привлечь инвестиции? //Рынок ценных бумаг. - 2002. - №7. - С.24-28

8. Зубарев А.А. Формирование региональной инвестиционной политики в условиях экономической нестабильности: дисс. доктора эк. наук. - М.: РГБ,2000. - 230 с.

9. Кузнецов С.В. Инвестиционный потенциал региона: оценка и механизмы реализации. - СПб: ИПРЭ РАН,2003. - 186 с.

10. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

11. Марголин А.м. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Мелиорация и водное хозяйство,1997. - 144 с.

12. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

13. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

14. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

15. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

16. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

17. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

18. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). -С.115-120

19. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

20. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148

21. Угурчиев О.Б, Аджигов М.Т. Кластерный подход в управлении эффективностью использования природ-но-ресурсной базы региона. //Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №37. - С.32-36.

22. Угурчиев О.Б, Бероева З.М. Теория менеджмента. - М., 2016.

23. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №6.- С.21-24.

24. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. - С.241-286.

25. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.

26. а Р.О. Основные подходы к формированию критериев эффективности управления //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2007. - С.193-196

27. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. - М., 2016.

28. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О.Некоторые подходы к анализу факторов реструктуризации управления хозяйствующими субъектами АПК //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №7(72). - С.700-703

29. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. -№4(60). - С.121-127

30. Чеченов А.А. Инвестиционный процесс: проблемы и методы его активизации. - Нальчик: Эльбрус,2010. -

216 с.

31. Смоленцев В.М., Смоленцева А.И. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на примере агропредприятия// Вестник академии знаний. - 2019. - № 35 (6). - С. 248-254.

32. Фалина Н.В. Совершенствование механизма активизации инвестиционной деятельности агропромышленных компаний региона // Вестник академии знаний. - 2018. - № 28 (5). - С. 333-340.

Sources:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aganbegyan A.G., Mikheeva N.N. Modernization of the real sector of the economy: spatial aspect // Region. Economics and sociology. - 2012. - No. 4. - S. 4-74

2. Belkina E.I. The essence and content of the modernization of the agricultural sector // International Technical and Economic Journal. - 2012. - No. 5. - S.14-20

3. Bogatayeva E. Development of the investment situation in the regions of Russia. - M.: Expert Institute, 2004. - 144 p.

4. Borisenko A. Need an active investment policy // Agricultural Economics of Russia. - 1996. - No. 1. - 32-39

5. Ganicheva L.I. Methodological approaches to assessing the resource potential of a region // Creative Economy. - 2009. -No. 7. - S.44-51

6. Deryabin Y. Instruments of investment management at various levels of government: classification and analysis // Investments in Russia. - 2003. - No. 2. - S.3-20

7. Ermakov D.N. How do enterprises attract investment? //Stocks and bods market. - 2002. - No. 7. - S.24-28

8. Zubarev A.A. Formation of a regional investment policy in conditions of economic instability: Diss. doctor ec. sciences. - M.: RSL, 2000. - 230 p.

9. Kuznetsov S.V. Investment potential of the region: assessment and implementation mechanisms. - St. Petersburg: IPRE RAS, 2003. - 186 p.

10. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

11. Margolin A.M. Financial support and assessment of the effectiveness of investment projects. - M .: Land Reclamation and Water Management, 1997. - 144 p.

12. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

13. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

14. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

15. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

16. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011 .-- S. 190-193.

17. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

18. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

19. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

20. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148

21. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the effectiveness of using the region's natural resource base. // Regional economy: theory and practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.

22. Ugurchiev O.B., Beroeva Z.M. Management theory. - M., 2016.

23. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: theory and practice. - 2010. - No. 6.- S.21-24.

24. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. - S.241-286.

25. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - S.199-202.

26. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. The main approaches to the formation of management performance criteria // In the collection "University Education and Science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - P.193-196

27. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. - M., 2016.

28. Ugurchiev OB, Ugurchieva RO Some approaches to the analysis of factors of restructuring management of economic entities of the agro-industrial complex // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - S.700-703

29. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). -S.121-127

30. Chechenov A.A. Investment process: problems and methods of its activation. - Nalchik: Elbrus, 2010. - 216 p.

31. Smolentsev V.M., Smolentseva A.I. Evaluation of the economic efficiency of an investment project on the example of an agricultural enterprise // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 35 (6). - S. 248-254.

32. Falina N.V. Improving the mechanism for enhancing the investment activity of agro-industrial companies in the region // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 28 (5). - S. 333-340.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00064

С.Р. Титов - старший преподаватель кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, Тихоокеанский государственный университет, zerro.smart@yandex.ru,

S.R. Titov - senior lecturer of the Department of Finance, Credit and Accounting, Pacific National University.

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ PAID EDUCATIONAL SERVICES AND BUDGET FINANCING OF STATE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: THE RELATIONSHIP AND PROBLEMS OF FUND-RAISING

Аннотация. В статье показан анализ изменений порядка формирования финансовых ресурсов в государственных учреждениях высшего образования за счет платных образовательных услуг на основании законодательства. Выявлена проблема наличия противоречий и ограничений в действующем порядке. Показано, что поступление финансовых ресурсов от оказания платных образовательных услуг в государственные учреждения высшего образования по действующему в настоящее время порядку, связано с поступлениями и порядком предоставления средств из бюджета на выполнение государственных заданий. Результаты исследования показывают, что действующий порядок поступления финансовых ресурсов в государственные учреждения высшего образования из внебюджетных источников имеет противоречия и вопросы. Эти противоречия состоят в том, что стоимость платных образовательных услуг государственных учреждений высшего образования по действующему правилу, установленному органом управления системой высшего образования, ограничена минимальной планкой и привязана к базовому нормативу финансирования аналогичных услуг из федерального бюджета. Проблема в том, что действующий порядок ограничивает ценовую конкуренцию между ними и сдерживает развитие платных образовательных услуг, как важнейшего источника их финансирования. Обоснованы, необходимость и предложено направление его совершенствования.

Annotation. The analysis of the procedure for the financial resources formation in state higher conditional institutions through the paid educational services in accordance with law are considered in the article. The problem of contradictions and limitations of this procedure has been identified. The flow of financial resources from the services to the state higher educational institutions by the current procedure is connected with the flow and the procedure of the budget resources providing for the state assignments implementation. The research results demonstrate that the current procedure of the financial resources flow to the state institutions from the extrabudgetary sources is contradictory and question. The main idea of the contradiction is that the paid educational services cost in the state higher educational institutions in accordance to the current procedure established the government authority is limited by minimal cost of the service and attached to the basic standards for funding the similar services from the federal budget. The problem is that this procedure limits the price competition between the state higher educational institutes and hampers the development of the paid educational services as the main source of their funding. Need to improvement of the procedure has been justified in the article, the directions of it improvement have been recommended.

Ключевые слова: минимальная стоимость, ресурсы, образовательные услуги.

Keywords: minimal cost, resources, educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.