ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
С. А. Бурьянов
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права и прав человека Московского городского педагогического университета E-mail: burianov-msk@ yandex.ru
Sergey A. Buryanov
PhD (Law), Associate Professor of International Law and Human Rights Department, Law Institution, Moscow City Pedagogical University
УДК 37.011
Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте проблемы формирования
системы управления глобальными процессами в интересах устойчивого развития
В статье рассматриваются глобальные процессы, направленные на формирование планетарной техносоциоприродной системы. Отмечается, что неравномерность развития общественных подсистем лежит в основе дисбаланса и неуправляемости как самой социальной системы, так и ее взаимодействия с техногенной и природной сферами. В конечном итоге это ведет к обострению глобальных проблем человеческой цивилизации, угрожающих самому ее существованию. Обосновывается ведущая роль образования в переходе к системе управления глобальными процессами в целях достижения устойчивого развития. Автор дает определение понятия «глобализации образования» как процесса, направленного на формирование единой интегрированной взаимозависимой открытой планетарной научно-образовательной подсистемы.
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, глобальное управление, глобализация образования.
Введение
В настоящее время человечество живет в условиях усиления глобальных процессов, объективно направленных на формирование планетарной техносоциоприродной системы. В свою очередь,
Как цитировать статью: Бурьянов С. А. Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С.36-49.
формирование целостности современного мира неразрывно связано с процессом глобализации общественных отношений, под которым понимается интеграция социальных взаимодействий в единую планетарную систему.
В условиях динамичного, но неравномерного изменения глобализирующихся общественных отношений, что сопровождается нестабильностью международных отношений и обострением глобальных проблем человеческой цивилизации, угрожающих самому ее существованию, представляется актуальным определение понятия и исследование значения образования для перехода к системе управления глобальными процессами в целях достижения устойчивого развития.
Понятие и содержание глобализации современного мира
Понятие «глобализация», по мнению некоторых исследователей, было введено в научный оборот британским ученым Р. Робертсоном в 1985 г., который определил ее как динамичный процесс влияния совокупности мировых факторов (экономических, политических, информационных, культурных и пр.) на общественные отношения внутри отдельных государств [21]. Другие ученые связывают распространение термина с Т. Левиттом, который в 1983 г. опубликовал статью, посвященную глобализации рынков [18]. Однако распространено и мнение, что определение «глобальный» используется уже несколько веков.
Уже в 1990-е годы вышел целый ряд научных трудов А. Аппадураи, У Бека, И. Валлерстайна, А. Гидденса, О. Ианни, Л. Склэра и др., посвященных различным аспектам глобализации. В частности, У Бек понимает под глобализацией общественные взаимодействия в широком спектре общественной жизни, происходящие поверх государственных границ [16]. По мнению А. Гидденса, глобализация характеризуется интенсивным распространением общественных взаимодействий в планетарном масштабе, что порождает усиление взаимосвязей, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Исследователь обоснованно говорит о кардинальном изменении современных общественных отношений, особо отмечая беспрецедентно выросшую скорость всех процессов, а также широту охвата и глубину институциональных трансформаций [17]. Похожую позицию занимает Л. Склэр, полагающий, что глобализация — это процесс формирования транснациональных взаимодействий, прежде всего в экономической, политической, культурной сферах, происходящий
вне зависимости от национальных государств [23].
Важной вехой исследований глобализации стали труды японского эксперта в области стратегического управления К. Омае. В частности, в книге «Мир без границ» (1990 г.) исследователь предсказал усиление и неотвратимость глобальных процессов в экономике, а также их расширение на иные сферы общественной жизни. В последующих работах К. Омае говорит о том, что развитие глобальной экономики [8] может привести к исчезновению национальных государств, которые являются «неестественными образованиями». «Национальные государства это динозавры, которые живут, чтобы умереть» [19],— полагает К. Омае. Более того, эксперт называет глобализацию свершившимся и необратимым фактом [20].
Похожие позиции занимают российские исследователи И. В. Ильин, Э. Г. Кочетов, А. Д. Урсул, А. И. Уткин, М. А. Чешков, А. Н. Чумаков и др.
Глобализацию следует рассматривать как объективный, но противоречивый и неравномерный процесс, направленный на формирование единой планетарной техносоциоприродной системы, завершение которого должно привести к качественно новому состоянию глобальности.
Под состоянием глобальности следует понимать интеграцию, взаимопроникновение, и, как следствие, открытость и взаимозависимость всех социальных (а также связанных с ними техногенной и природной) подсистем в планетарном масштабе.
Динамика развития глобальных процессов в различных областях общественных отношений
Для понимания перспектив развития и характера влияния глобальных процессов на образование представляется актуальным исследование состояния развития социальных подсистем, призванных сформировать упомянутую выше глобальную техносоциоприродную систему.
Глобальные процессы в области экономики и финансовых рынков, информатики и массовых коммуникаций, а отчасти в сфере культуры развиваются весьма динамично, устремляясь к завершению формирования единых планетарных подсистем [3, с. 8-14].
Глобальные процессы в области политики и права значительно отстают, о чем говорит сам факт существования национальных государств и внутригосударственных правовых систем. Тем не менее, создание международных межгосударственных организаций и международного
права можно рассматривать как влияние глобализации и инструмент глобального регулирования соответствующих общественных отношений. Однако взаимодействие международного и внутригосударственного уровней нельзя считать достаточным и адекватным современным реалиям [2, с. 110-113].
С упомянутой выше политической и правовой подсистемами тесно связаны наука и образование, которые лишь отчасти затронуты глобальными процессами, что подтверждают исследования. Крайне слабо развита и правовая глобалистика, как и соответствующее направление юридического образования.
Исследование состояния развития социальных подсистем (призванных сформировать упомянутую выше глобальную систему) выявило неравномерность их развития, что предопределяет дисбаланс и неуправляемость как самой социальной системы, так и проблемы в области ее взаимодействия с техногенной и природной сферами.
Глобальные проблемы как следствие неравномерного формирования глобальных подсистем и дисбаланса в развитии глобальных процессов
Среди первых исследователей глобальных проблем следует выделить Т. Левитта, Дж. Маклина, Р. Робертсона, Д. Медоуза и др. Здесь также следует отметить вклад В. И. Вернадского, Н. Д. Кондратьева, Н. Н. Моисеева, К. Э. Циолковского и других российских исследователей.
Глобальные проблемы исследовались в рамках общественного аналитического центра «Римский клуб». Первый, и, пожалуй, наиболее известный доклад «Пределы роста» был подготовлен в 1972 г. в Массачусетском технологическом институте (США) под руководством Д. Медоуза на основе экономико-математических моделей Д. Форрестера и привлек внимание мировой общественности к планетарным вызовам. В частности, был предложен прогноз мирового развития, который содержал полное исчерпание сырьевых ресурсов со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. В качестве же «рецепта спасения» цивилизации весьма дискуссионно была представлена модель «нулевого роста», фактически подразумевающая отказ от развития.
В следующем докладе «Человечество у поворотного момента», подготовленного в 1974 г. М. Месаровичем и Э. Пестелем на основе анализа более широкого спектра показателей мирового развития, делается вывод о необходимости глобального регулирования в сфере экономики.
В докладе «Пересмотр мирового порядка», подготовленном в 1975 г. Я. Тинбергеном, рассмотрены социально-политические аспекты глобальных проблем и делаются выводы о необходимости нового мирового порядка и серьезных реформ на международном уровне. В частности, предлагается пересмотр понятия национального суверенитета.
Отдельного упоминания заслуживает доклад от имени Римского клуба 1990 г., вышедший под редакцией А. Кинга и Б. Шнайдера, который фактически является отчетом за 25 лет работы организации. Авторы констатируют, что происходящая глобальная революция, не имея идеологической основы, «формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этнических факторов, сочетание которых ведет в неизвестность. <...> Сегодня мы все более осознаем, что человечество, преследуя материальную прибыль от эксплуатации природы, стремительно приближается к разрушению планеты. Постоянно существующая опасность ядерных разрушений, хотя и уменьшившаяся сейчас, а также возможность необратимых климатических изменений и их последствий представляют собой близкую угрозу. Такие компоненты современной проблематики глобальны по характеру, и даже крупные державы не справятся с ними в одиночку. Поэтому мы призываем к международной солидарности. <.> Некоторые проблемы приобрели уже такие масштабы, что их успешное разрешение невозможно. Если мы не начнем действовать немедленно, то будет слишком поздно» [9, с. 8].
В докладе говорится об изменениях и проблемах мирового масштаба, происшедших в последние десятилетия: «неравенство между бедными и богатыми; неравный доступ к образованию и информации; религиозная, национальная, а в некоторых странах и возрастная дискриминация; социальная несправедливость; несоответствие прав и обязанностей, привилегий и ответственности; противоречия между дисциплиной и своеволием; несоответствие экономического роста и жизненного уровня; общественное недовольство в безличном благополучном государстве; расхождение между материальными и духовными потребностями» [9, с. 152]. Кроме того, в качестве серьезных проблем, с которыми не могут справиться традиционные управленческие структуры, были названы: «несбалансированный экономический рост; утрата способности к управлению; нехватка продовольствия и ресурсов; загрязнение среды; энергетические кризисы; демографический взрыв; усиление миграции;
изменения мировой геополитической ситуации» [9, с. 152].
Говоря о динамике глобальных вызовов с момента подготовки первого доклада Римского клуба, А. П. Назаретян отмечает, что «профессор Д. Медоуз сообщил в личной переписке (и позволил мне обнародовать эту информацию), что нового издания не будет, и одна из причин в том, что картина вырисовывается слишком мрачная, а приемлемого решения не видно» [11, с. 33].
Таким образом, по мнению исследователя, уровень глобальных угроз кардинально повысился и продолжает ускоряться по пути к точке «невозврата». «Серия независимых расчетов показала, что глобальная эволюция вступает в режим беспримерного по крутизне ускорения, которое должно достигнуть математического предела („сингулярной точки") около середины XXI века. На горизонте вырисовывается фазовый переход такого масштаба и значения, какого ни человечество, ни биосфера в прежней истории не переживали» [11, с. 35].
Выравнивание развития социальных подсистем, устранение дисбаланса в развитии глобальных процессов и достижение состояния сбалансированности глобальных подсистем как условие преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию цивилизации
В качестве центральной гипотезы данного исследования можно предположить, что основополагающей причиной (а также фактором, препятствующим предотвращению) глобальных проблем, угрожающих существованию человеческой цивилизации, является дисбаланс в развитии социальных подсистем и в области их взаимодействия с техногенной и природной сферами.
Предотвращение глобальных проблем предполагает переход к устойчивому развитию планетарной техносоциоприродной системы на основе выравнивания развития составляющих подсистем и достижения состояния сбалансированности и управляемости.
Основными условными моделями выравнивания развития и достижения состояния сбалансированности планетарной техносоциоприродной системы являются: 1) ограничение развития опережающих подсистем (торможение роста, в частности, предложенное Римским клубом); 2) преодоление отставания недостаточно развитых подсистем (управляемый рост).
Полагаю, что наиболее реалистичным, корректным и перспективным
является формирование и реализация модели преодоления отставания недостаточно развитых подсистем (управляемый рост) для достижения сбалансированного управляемого устойчивого развития и преодоления глобальных проблем планетарной социальной, а в конечном итоге — техносоциоприродной системы.
Устойчивое управляемое развитие как альтернатива нерешенности
глобальных проблем
В научной литературе и в юридических документах устойчивое развитие (англ. - sustainable development) рассматривается в качестве альтернативы нерешенности глобальных проблем и возможной гибели цивилизации. Например, по мнению Д. И. Ромасевича, устойчивое развитие подразумевает реализацию «стратегии социоприродного глобального развития, которая направлена на обеспечение выживания и непрерывный прогресс общества и не разрушает при этом окружающую природную среду, особенно биосферу» [15]. На международно-правовом уровне принято считать, что термин «устойчивое развитие» впервые прозвучал в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) в 1987 г. [13, с. 30-43]. Осознание важности проблем развития нашло свое отражение как в более ранних, так и современных документах межправительственных и неправительственных организаций.
Таким образом, устойчивое развитие—управляемый, интегрированный и сбалансированный процесс реализации жизненно важных интересов человека и человечества (включая будущие поколения) в гармонии с природой. С переходом к устойчивому развитию неразрывно связано преодоление глобальных проблем и выживание человеческой цивилизации.
Глобальное управление как условие решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации
На международно-правовом уровне понятие глобального управления связано с работой комиссии ООН по глобальному управлению и сотрудничеству. В частности, в 1995 году был подготовлен доклад «Наше глобальное соседство» [12].
Невзирая на относительную новизну проблематики глобального управления и некоторое доминирование устаревших мифологизированных подходов, «глобализация со своими преимуществами и со своими рисками выдвигает на первый план проблему поиска такой модели
управления, при которой преимущества взаимозависимости смогут если не свести на нет угрозы и вызовы глобализации, то по крайней мере минимизировать их» [14, с. 242].
Многие исследователи говорят о необходимости глобального управления (global governance) в качестве инструмента решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию цивилизации. Однако подходы предлагаются весьма разные.
В качестве ответа на глобальные вызовы многие исследователи предлагают объединение в планетарном масштабе для их решения, в т.ч. на основе укрепления международных права и институтов. Здесь следует отметить, что идеи формирования Всемирной федерации (конфедерации) государств, наций, цивилизаций, а также создания всемирного государства (правительства) регулярно выдвигались исследователями и политиками на протяжении не одной сотни лет.
Современные исследователи в своих трудах также предлагают формирование глобального ответа в виде системы глобального управления. В частности, среди наиболее известных походов к формированию системы управления глобальными процессами — мировое государство (правительство), глобальное доминирование одного государства (группы государств), глобальная управленческая система на основе ООН и межправительственных организаций, а также ее варианты с участием транснациональных корпораций и неправительственных организаций, политическое и корпоративное глобальное управление. О. Н. Барабанов и другие исследователи дополняют данную типологию глобальным сотрудничеством [1].
Меньшую известность получили концепции с условным названием «Управление без правительства», в том числе на основе сетевых структур гражданского общества. Это при том, что в условиях кардинального усложнения и беспрецедентного изменения ключевых параметров общественных отношений, обусловленных усилением глобальных процессов, эффективность современной иерархической системы управления продолжает снижаться. В этих условиях представляют интерес модели, учитывающие реалии и направленные на ограничение власти одних людей над другими и подразумевающие трансформацию государственного суверенитета.
Например, А. М. Слотер говорит о необходимости ограничения государственного суверенитета и предлагает его «разбивать» многочисленными горизонтальными и вертикальными сетевыми структурами. В перспективе это может привести к переходу от иерархической системы управления
к полииерархической, а затем и к неиерархической на основе горизонтально согласованного сетевого управления. Полагаю, что без опоры на современные цифровые (например, ЫосксЬат) технологии и эффективное нормативное сопровождение данная концепция не вполне жизнеспособна. Более того, всегда имеется риск подчинения горизонтальных сетей вертикалью, особенно в контексте проблемы человеческого фактора.
Качественно новая система управления глобальными процессами на основе усиления влияния международных организаций, включая неправительственные, представляется более перспективной, но при условии эволюции их нормативной и институциональной основ.
В частности, по мнению Д. Розенау, формирование нового мирового порядка взаимосвязано с переходом к неиерархической системе управления мировыми процессами на основе повышения роли и усиления влияния негосударственных субъектов с условным названием «Управление без правительства» [22]. Речь идет о более гибких и эффективных регуляторах, которые не обладают властными полномочиями, но действуют на основе консенсуса. Исследователь констатирует некоторое снижение доминирования государств в мировой политике, что и позволяет говорить о возможности системных изменений.
В указанном контексте И. В. Ильин обоснованно говорит о необходимости консенсусного мироустройства и глобализации мировой политики [6, с. 37]. Анализируя основные современные подходы к глобальному управлению («мировое правительство», трансформация системы ООН, политическое и корпоративное глобальное управление), О. Н. Барабанов дополняет данную типологию глобальным сотрудничеством [1]. Д. Ю. Жужа, говоря о появлении новых неиерархических способов управления, в т.ч. тех, где важную роль играют политические сети, делает акцент на равноправии и предлагает использовать термин «соуправление» наряду с терминами «управление» и «регулирование» [5, с. 15].
В значительной мере можно согласиться с О. Н. Барабановым, который не без оснований отмечает необходимость трансформации всего международно-правового режима в направлении формирования института глобальной ответственности государств и ограничения их суверенитета [1].
Также следует затронуть вопрос соотношения глобального управления и глобального регулирования. Из многообразия походов к ответу на данный вопрос наиболее корректной считаю позицию Ильина И. В.
и Каверина М. А., полагающих, что «сейчас действуют механизмы глобального регулирования в качестве элементов системы глобального управления, которая, возможно, появится в будущем. Становление целостной системы международных организаций под влиянием процессов глобализации означает переход от международных отношений к глобальным и усиление комплексности глобальной политической системы» [7]. Таким образом, глобальное регулирование является составляющей глобального управления. В настоящее время можно говорить о формировании подсистем глобального регулирования в некоторых сферах общественных отношений, которые, возможно, являются основой для будущего глобального управления.
Можно предположить, что глобальное управление (global governance) — планетарная система принципов (основополагающих начал), норм (правил поведения) и институтов, приемов и методов, направленных на преодоление глобальных рисков и достижение устойчивого развития. В качестве элементов формирующейся системы глобального управления можно рассматривать международное право во взаимодействии с внутригосударственными правовыми системами, а также международные институты.
Таким образом, выживание цивилизации на основе перехода к устойчивому развитию и решения глобальных рисков можно назвать в качестве основных цели и задач формирования системы глобального управления.
В условиях ускорения, усложнения и глобализации общественных отношений иерархические системы объективно утрачивают свою эффективность, постепенно освобождая дорогу новым, неиерархическим моделям.
Полагаю, что попытки создания адекватной современным реалиям институциональной модели глобального сотрудничества и управления, но на основе устаревших научных подходов, также устаревших и неэффективных правовых и иных регулятивных систем, а также не подготовленных на современном уровне кадров, изначально не представляются корректными и эффективными.
Глобальная нормативная система (право) как первичная основа глобального управления для решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации
Несмотря на то, что о необходимости единого законодательства, мирового права и Всемирной конституции писали, начиная, как минимум,
с XIV века, например Данте, а затем Кант, Эйнштейн и др., концепция глобального права (нормативной системы) требует приоритетного и системного развития.
Например, А. Н. Коршунов отмечает, что процесс планетарной интеграции требует формирования «единого правового поля — совокупности общезначимых и общеобязательных нормативов поведения» [10, с. 6-7].
Глобальную нормативную систему (право) следует рассматривать в трех основных взаимосвязанных аспектах: 1) как науку (систему знаний); 2) как систему принципов и норм; 3) как учебную дисциплину [2].
Наука глобального права должна базироваться на достижениях юридической науки (прежде всего, науки международного права) с опорой (в идеале интегрированной) на глобальные исследования и глобалистику.
Наука глобального права призвана сформировать теоретико-правовую и нормативную базы для реализации практических рекомендаций по преодолению негативных тенденций в глобальных процессах, преодолению глобальных рисков и переходу к устойчивому развитию цивилизации.
Глобальное право как нормативная система (правовых принципов и правил поведения, а также иных социальных регуляторов и институтов) должно формироваться на основе международного права во взаимодействии с внутригосударственными правовыми системами и иными социальными регулятивными системами.
Учебная дисциплина «Глобальное правоведение» («Правовая глобалистика» и/или «Глобальные исследования в сфере права») должна быть интегрирована с наукой глобального права и глобальной нормативной системой и призвана подготовить кадры, способные создавать и применять принципы и нормы глобального права [4].
В современных условиях разбалансированности мировой системы общественных отношений и усиления глобальных вызовов глобальная нормативная система (право) в его триединстве (наука — система знаний, система принципов и норм и учебная дисциплина) призвано сформировать теоретико-правовую, нормативную и кадровую основу для формирования эффективной системы управления глобальными процессами в целях устойчивого развития.
Таким образом, глобальная нормативная система (право) — это система знаний, принципов, иных социальных регуляторов, институтов, учебных дисциплин, направленных на формирование и воспроизводство концептуальной, нормативной и кадровой базы для перехода к системе
управления глобальными процессами в интересах преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию цивилизации.
В целях урегулирования глобальных процессов, преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации необходимо инновационное развитие нормативной системы (права) как науки, нормативной системы и учебной дисциплины. В частности, необходимо определить современные понятие и содержание глобального права и образования, включая глобальное юридическое образование. От этого будет зависеть возможность формирования системы управления глобальными процессами, устойчивое управляемое развитие в интересах каждого жителя планеты Земля.
Глобализация образования, включая юридическое образование, как основа глобальных нормативной системы (права) и системы управления глобальными процессами в целях решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации
В научной литературе и юридических документах отсутствуют единое понимание процессов глобализации образования и определение понятия глобального образования, соответствующие современному пониманию глобальных процессов и проблем.
Полагаю, что упомянутые выше ключевые определения должны учитывать динамику развития глобальных процессов и необходимость преодоления глобальных проблем. Также необходимо понимание ключевой роли интеграции науки и образования для формирования нормативной системы (права) и системы управления процессами в целях решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию.
Таким образом, глобализацию образования следует рассматривать как процесс, направленный на формирование единой интегрированной взаимозависимой открытой планетарной научно-образовательной подсистемы.
Глобальная научно-образовательная подсистема должна быть направлена на опережающее воспроизводство знаний в целях формирования концептуальной и кадровой основы глобальных права и управления для преодоления глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации.
Глобальное образование — планетарная социальная подсистема вос-
производства знаний (в идеале опережающего) в целях формирования концептуальной и кадровой основы глобальных права и управления для преодоления глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации.
Также следует особо отметить, что создание адекватной современным реалиям и ориентированной на будущее системы управления глобальными процессами в интересах преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию требует формирования глобальной нормативной системы (права) и образования с опорой на цифровые технологии (например, децентрализованные распределенные прозрачные сетевые платформы (реестры) типа ЫосксЬат, ее аналогов и производных от них). Именно характеристики и возможности инновационных цифровых технологий типа ЫосксЬат дают основания для реального воплощения передовых, еще вчера казавшихся фантастическими теоретических разработок в сфере глобализации права, управления и образования. Необходимо двигаться в направлении создания глобальной цифровой образовательной платформы.
В указанном контексте весьма перспективными направлениями, требующими развития, являются глобальное цифровое право и образование, включая глобальное цифровое юридическое образование, а также глобальное цифровое управление на их основе.
Литература
1. Барабанов О. Н. Глобальное управление как тема для научного анализа // Антиглобализм и глобальное управление: доклады, дискуссии, справочные материалы. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/6195/global-anti[1].pdf (дата обращения: 23.09.2014).
2. Бурьянов С. А. Перспективы развития международного права и глобальных исследований в сфере права на IV Международном научном конгрессе «Глобалистика-2015» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 1 (21). С. 110-113.
3. Бурьянов С. А. Повышение эффективности международно-правовых норм и институтов в сфере прав человека как условие устойчивого развития в условиях глобализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 3 (19). С. 8-14.
4. Бурьянов С. А. Правовая глобалистика: современное состояние, проблемы и перспективы // Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика — 2013». 23-25октября 2013. М.: Издательство Московского университета, 2013. С. 350-352.
5. Жужа Д. Ю. Политические аспекты глобального управления природными ресурсами: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. 22 с.
6. Ильин И.В. Глобалистика в контексте политических процессов: дис\. ... докт. полит. наук. М., 2011. 428 с.
7. Ильин И. В., Каверин М. А. Вопросы преобразования международных организаций в институты глобального управления // Век глобализации. 2014. № 2. С. 32-39.
8. Кеничи О. Мышление стратега.М.: Альпина Паблишер, 2007. 224 с.
9. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс-Пангея. 1991. 344 с.
10. Коршунов А. Н. Идея глобального права: философско-методологические аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 24 с.
11. Назаретян А. П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетиче-ские и культурнопсихологические предпосылки глобального прогнозирования. М.: МБА, 2013. 440 с.
12. Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству / пер. с англ. А. А. Обухова; ред. А. П. Фоменко. М.: Весь Мир, 1996. 402 с.
13. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / пер. с англ.; под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. URL: http://xn-80adbkckdfac8cd1ahpld0f.xn — p1ai/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения: 03.10.2017).
14. Немчук А. А. Глобальное управление в современном мире: политологический анализ: дис. ... докт. полит. наук. М., 2004. 303 с.
15. Ромасевич Д. И. Глобальные проблемы современности и экологическая политика России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 148 с.
16. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M. : 1998. S. 28-44.
17. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, Stanford University Press, 1990. Р. 63-71.
18. Levitt T. The globalization of markets // Harvard Business Review. May-June. 1983. No 3. P. 2-11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksb.uek.krakow. pl/uploads/media/Levitt_The_Globalization_of_Markets_HBR_1983_01.pdf (дата обращения: 02.10.2017).
19. Ohmae K. The End of the Nation State: The Rise of Regional Economies. Free Press. 1995. 214 p.
20. Ohmae К. The Next Global Stage: Challenges and Opportunities in Our Borderless World. Wharton School Publishing, 2005. 312 p.
21. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985. № 2. P. 103-117.
22. Rosenau J. N., Czempiel E.-O. Governance Without Government: Order and Change in World Politics. Cambridge University. 1992. 311 p.
23. Sklair L. Sociology of the Global System. Hemel Hempstead, 1991. Р. 6-8.