Научная статья на тему 'Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте проблемы формирования системы управления глобальными процессами в интересах устойчивого развития'

Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте проблемы формирования системы управления глобальными процессами в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1011
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / GLOBALIZATION / GLOBAL PROBLEMS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GLOBAL GOVERNANCE / GLOBALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурьянов С. А.

В статье рассматриваются глобальные процессы, направленные на формирование планетарной техносоциоприродной системы. Отмечается, что неравномерность развития общественных подсистем лежит в основе дисбаланса и неуправляемости как самой социальной системы, так и ее взаимодействия с техногенной и природной сферами. В конечном итоге это ведет к обострению глобальных проблем человеческой цивилизации, угрожающих самому ее существованию. Обосновывается ведущая роль образования в переходе к системе управления глобальными процессами в целях достижения устойчивого развития. Автор дает определение понятия «глобализации образования» как процесса, направленного на формирование единой интегрированной взаимозависимой открытой планетарной научно-образовательной подсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO DEFINITION OF A CONCEPT OF GLOBALIZATION OF EDUCATION

The article considers global processes aimed at forming a planetary techno-socio-natural system. The author notes that the uneven development of social subsystems underlies the imbalance and uncontrollability of both the social system itself and in the field of its interaction with the technogenic and natural spheres. Ultimately, this leads to an aggravation of the global problems of human civilization, which threaten its very existence. The pa per substantiates the leading role of education for transition to the global processes management system in order to achieve sustainable development. The author defines the concept of the globalization of education as a process aimed at the formation of a single integrated interdependent open planetary scientific and educational subsystem.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте проблемы формирования системы управления глобальными процессами в интересах устойчивого развития»

ГЛОБАЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

С. А. Бурьянов

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права и прав человека Московского городского педагогического университета E-mail: burianov-msk@ yandex.ru

Sergey A. Buryanov

PhD (Law), Associate Professor of International Law and Human Rights Department, Law Institution, Moscow City Pedagogical University

УДК 37.011

Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте проблемы формирования

системы управления глобальными процессами в интересах устойчивого развития

В статье рассматриваются глобальные процессы, направленные на формирование планетарной техносоциоприродной системы. Отмечается, что неравномерность развития общественных подсистем лежит в основе дисбаланса и неуправляемости как самой социальной системы, так и ее взаимодействия с техногенной и природной сферами. В конечном итоге это ведет к обострению глобальных проблем человеческой цивилизации, угрожающих самому ее существованию. Обосновывается ведущая роль образования в переходе к системе управления глобальными процессами в целях достижения устойчивого развития. Автор дает определение понятия «глобализации образования» как процесса, направленного на формирование единой интегрированной взаимозависимой открытой планетарной научно-образовательной подсистемы.

Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, глобальное управление, глобализация образования.

Введение

В настоящее время человечество живет в условиях усиления глобальных процессов, объективно направленных на формирование планетарной техносоциоприродной системы. В свою очередь,

Как цитировать статью: Бурьянов С. А. Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С.36-49.

формирование целостности современного мира неразрывно связано с процессом глобализации общественных отношений, под которым понимается интеграция социальных взаимодействий в единую планетарную систему.

В условиях динамичного, но неравномерного изменения глобализирующихся общественных отношений, что сопровождается нестабильностью международных отношений и обострением глобальных проблем человеческой цивилизации, угрожающих самому ее существованию, представляется актуальным определение понятия и исследование значения образования для перехода к системе управления глобальными процессами в целях достижения устойчивого развития.

Понятие и содержание глобализации современного мира

Понятие «глобализация», по мнению некоторых исследователей, было введено в научный оборот британским ученым Р. Робертсоном в 1985 г., который определил ее как динамичный процесс влияния совокупности мировых факторов (экономических, политических, информационных, культурных и пр.) на общественные отношения внутри отдельных государств [21]. Другие ученые связывают распространение термина с Т. Левиттом, который в 1983 г. опубликовал статью, посвященную глобализации рынков [18]. Однако распространено и мнение, что определение «глобальный» используется уже несколько веков.

Уже в 1990-е годы вышел целый ряд научных трудов А. Аппадураи, У Бека, И. Валлерстайна, А. Гидденса, О. Ианни, Л. Склэра и др., посвященных различным аспектам глобализации. В частности, У Бек понимает под глобализацией общественные взаимодействия в широком спектре общественной жизни, происходящие поверх государственных границ [16]. По мнению А. Гидденса, глобализация характеризуется интенсивным распространением общественных взаимодействий в планетарном масштабе, что порождает усиление взаимосвязей, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Исследователь обоснованно говорит о кардинальном изменении современных общественных отношений, особо отмечая беспрецедентно выросшую скорость всех процессов, а также широту охвата и глубину институциональных трансформаций [17]. Похожую позицию занимает Л. Склэр, полагающий, что глобализация — это процесс формирования транснациональных взаимодействий, прежде всего в экономической, политической, культурной сферах, происходящий

вне зависимости от национальных государств [23].

Важной вехой исследований глобализации стали труды японского эксперта в области стратегического управления К. Омае. В частности, в книге «Мир без границ» (1990 г.) исследователь предсказал усиление и неотвратимость глобальных процессов в экономике, а также их расширение на иные сферы общественной жизни. В последующих работах К. Омае говорит о том, что развитие глобальной экономики [8] может привести к исчезновению национальных государств, которые являются «неестественными образованиями». «Национальные государства это динозавры, которые живут, чтобы умереть» [19],— полагает К. Омае. Более того, эксперт называет глобализацию свершившимся и необратимым фактом [20].

Похожие позиции занимают российские исследователи И. В. Ильин, Э. Г. Кочетов, А. Д. Урсул, А. И. Уткин, М. А. Чешков, А. Н. Чумаков и др.

Глобализацию следует рассматривать как объективный, но противоречивый и неравномерный процесс, направленный на формирование единой планетарной техносоциоприродной системы, завершение которого должно привести к качественно новому состоянию глобальности.

Под состоянием глобальности следует понимать интеграцию, взаимопроникновение, и, как следствие, открытость и взаимозависимость всех социальных (а также связанных с ними техногенной и природной) подсистем в планетарном масштабе.

Динамика развития глобальных процессов в различных областях общественных отношений

Для понимания перспектив развития и характера влияния глобальных процессов на образование представляется актуальным исследование состояния развития социальных подсистем, призванных сформировать упомянутую выше глобальную техносоциоприродную систему.

Глобальные процессы в области экономики и финансовых рынков, информатики и массовых коммуникаций, а отчасти в сфере культуры развиваются весьма динамично, устремляясь к завершению формирования единых планетарных подсистем [3, с. 8-14].

Глобальные процессы в области политики и права значительно отстают, о чем говорит сам факт существования национальных государств и внутригосударственных правовых систем. Тем не менее, создание международных межгосударственных организаций и международного

права можно рассматривать как влияние глобализации и инструмент глобального регулирования соответствующих общественных отношений. Однако взаимодействие международного и внутригосударственного уровней нельзя считать достаточным и адекватным современным реалиям [2, с. 110-113].

С упомянутой выше политической и правовой подсистемами тесно связаны наука и образование, которые лишь отчасти затронуты глобальными процессами, что подтверждают исследования. Крайне слабо развита и правовая глобалистика, как и соответствующее направление юридического образования.

Исследование состояния развития социальных подсистем (призванных сформировать упомянутую выше глобальную систему) выявило неравномерность их развития, что предопределяет дисбаланс и неуправляемость как самой социальной системы, так и проблемы в области ее взаимодействия с техногенной и природной сферами.

Глобальные проблемы как следствие неравномерного формирования глобальных подсистем и дисбаланса в развитии глобальных процессов

Среди первых исследователей глобальных проблем следует выделить Т. Левитта, Дж. Маклина, Р. Робертсона, Д. Медоуза и др. Здесь также следует отметить вклад В. И. Вернадского, Н. Д. Кондратьева, Н. Н. Моисеева, К. Э. Циолковского и других российских исследователей.

Глобальные проблемы исследовались в рамках общественного аналитического центра «Римский клуб». Первый, и, пожалуй, наиболее известный доклад «Пределы роста» был подготовлен в 1972 г. в Массачусетском технологическом институте (США) под руководством Д. Медоуза на основе экономико-математических моделей Д. Форрестера и привлек внимание мировой общественности к планетарным вызовам. В частности, был предложен прогноз мирового развития, который содержал полное исчерпание сырьевых ресурсов со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. В качестве же «рецепта спасения» цивилизации весьма дискуссионно была представлена модель «нулевого роста», фактически подразумевающая отказ от развития.

В следующем докладе «Человечество у поворотного момента», подготовленного в 1974 г. М. Месаровичем и Э. Пестелем на основе анализа более широкого спектра показателей мирового развития, делается вывод о необходимости глобального регулирования в сфере экономики.

В докладе «Пересмотр мирового порядка», подготовленном в 1975 г. Я. Тинбергеном, рассмотрены социально-политические аспекты глобальных проблем и делаются выводы о необходимости нового мирового порядка и серьезных реформ на международном уровне. В частности, предлагается пересмотр понятия национального суверенитета.

Отдельного упоминания заслуживает доклад от имени Римского клуба 1990 г., вышедший под редакцией А. Кинга и Б. Шнайдера, который фактически является отчетом за 25 лет работы организации. Авторы констатируют, что происходящая глобальная революция, не имея идеологической основы, «формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этнических факторов, сочетание которых ведет в неизвестность. <...> Сегодня мы все более осознаем, что человечество, преследуя материальную прибыль от эксплуатации природы, стремительно приближается к разрушению планеты. Постоянно существующая опасность ядерных разрушений, хотя и уменьшившаяся сейчас, а также возможность необратимых климатических изменений и их последствий представляют собой близкую угрозу. Такие компоненты современной проблематики глобальны по характеру, и даже крупные державы не справятся с ними в одиночку. Поэтому мы призываем к международной солидарности. <.> Некоторые проблемы приобрели уже такие масштабы, что их успешное разрешение невозможно. Если мы не начнем действовать немедленно, то будет слишком поздно» [9, с. 8].

В докладе говорится об изменениях и проблемах мирового масштаба, происшедших в последние десятилетия: «неравенство между бедными и богатыми; неравный доступ к образованию и информации; религиозная, национальная, а в некоторых странах и возрастная дискриминация; социальная несправедливость; несоответствие прав и обязанностей, привилегий и ответственности; противоречия между дисциплиной и своеволием; несоответствие экономического роста и жизненного уровня; общественное недовольство в безличном благополучном государстве; расхождение между материальными и духовными потребностями» [9, с. 152]. Кроме того, в качестве серьезных проблем, с которыми не могут справиться традиционные управленческие структуры, были названы: «несбалансированный экономический рост; утрата способности к управлению; нехватка продовольствия и ресурсов; загрязнение среды; энергетические кризисы; демографический взрыв; усиление миграции;

изменения мировой геополитической ситуации» [9, с. 152].

Говоря о динамике глобальных вызовов с момента подготовки первого доклада Римского клуба, А. П. Назаретян отмечает, что «профессор Д. Медоуз сообщил в личной переписке (и позволил мне обнародовать эту информацию), что нового издания не будет, и одна из причин в том, что картина вырисовывается слишком мрачная, а приемлемого решения не видно» [11, с. 33].

Таким образом, по мнению исследователя, уровень глобальных угроз кардинально повысился и продолжает ускоряться по пути к точке «невозврата». «Серия независимых расчетов показала, что глобальная эволюция вступает в режим беспримерного по крутизне ускорения, которое должно достигнуть математического предела („сингулярной точки") около середины XXI века. На горизонте вырисовывается фазовый переход такого масштаба и значения, какого ни человечество, ни биосфера в прежней истории не переживали» [11, с. 35].

Выравнивание развития социальных подсистем, устранение дисбаланса в развитии глобальных процессов и достижение состояния сбалансированности глобальных подсистем как условие преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию цивилизации

В качестве центральной гипотезы данного исследования можно предположить, что основополагающей причиной (а также фактором, препятствующим предотвращению) глобальных проблем, угрожающих существованию человеческой цивилизации, является дисбаланс в развитии социальных подсистем и в области их взаимодействия с техногенной и природной сферами.

Предотвращение глобальных проблем предполагает переход к устойчивому развитию планетарной техносоциоприродной системы на основе выравнивания развития составляющих подсистем и достижения состояния сбалансированности и управляемости.

Основными условными моделями выравнивания развития и достижения состояния сбалансированности планетарной техносоциоприродной системы являются: 1) ограничение развития опережающих подсистем (торможение роста, в частности, предложенное Римским клубом); 2) преодоление отставания недостаточно развитых подсистем (управляемый рост).

Полагаю, что наиболее реалистичным, корректным и перспективным

является формирование и реализация модели преодоления отставания недостаточно развитых подсистем (управляемый рост) для достижения сбалансированного управляемого устойчивого развития и преодоления глобальных проблем планетарной социальной, а в конечном итоге — техносоциоприродной системы.

Устойчивое управляемое развитие как альтернатива нерешенности

глобальных проблем

В научной литературе и в юридических документах устойчивое развитие (англ. - sustainable development) рассматривается в качестве альтернативы нерешенности глобальных проблем и возможной гибели цивилизации. Например, по мнению Д. И. Ромасевича, устойчивое развитие подразумевает реализацию «стратегии социоприродного глобального развития, которая направлена на обеспечение выживания и непрерывный прогресс общества и не разрушает при этом окружающую природную среду, особенно биосферу» [15]. На международно-правовом уровне принято считать, что термин «устойчивое развитие» впервые прозвучал в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) в 1987 г. [13, с. 30-43]. Осознание важности проблем развития нашло свое отражение как в более ранних, так и современных документах межправительственных и неправительственных организаций.

Таким образом, устойчивое развитие—управляемый, интегрированный и сбалансированный процесс реализации жизненно важных интересов человека и человечества (включая будущие поколения) в гармонии с природой. С переходом к устойчивому развитию неразрывно связано преодоление глобальных проблем и выживание человеческой цивилизации.

Глобальное управление как условие решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации

На международно-правовом уровне понятие глобального управления связано с работой комиссии ООН по глобальному управлению и сотрудничеству. В частности, в 1995 году был подготовлен доклад «Наше глобальное соседство» [12].

Невзирая на относительную новизну проблематики глобального управления и некоторое доминирование устаревших мифологизированных подходов, «глобализация со своими преимуществами и со своими рисками выдвигает на первый план проблему поиска такой модели

управления, при которой преимущества взаимозависимости смогут если не свести на нет угрозы и вызовы глобализации, то по крайней мере минимизировать их» [14, с. 242].

Многие исследователи говорят о необходимости глобального управления (global governance) в качестве инструмента решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию цивилизации. Однако подходы предлагаются весьма разные.

В качестве ответа на глобальные вызовы многие исследователи предлагают объединение в планетарном масштабе для их решения, в т.ч. на основе укрепления международных права и институтов. Здесь следует отметить, что идеи формирования Всемирной федерации (конфедерации) государств, наций, цивилизаций, а также создания всемирного государства (правительства) регулярно выдвигались исследователями и политиками на протяжении не одной сотни лет.

Современные исследователи в своих трудах также предлагают формирование глобального ответа в виде системы глобального управления. В частности, среди наиболее известных походов к формированию системы управления глобальными процессами — мировое государство (правительство), глобальное доминирование одного государства (группы государств), глобальная управленческая система на основе ООН и межправительственных организаций, а также ее варианты с участием транснациональных корпораций и неправительственных организаций, политическое и корпоративное глобальное управление. О. Н. Барабанов и другие исследователи дополняют данную типологию глобальным сотрудничеством [1].

Меньшую известность получили концепции с условным названием «Управление без правительства», в том числе на основе сетевых структур гражданского общества. Это при том, что в условиях кардинального усложнения и беспрецедентного изменения ключевых параметров общественных отношений, обусловленных усилением глобальных процессов, эффективность современной иерархической системы управления продолжает снижаться. В этих условиях представляют интерес модели, учитывающие реалии и направленные на ограничение власти одних людей над другими и подразумевающие трансформацию государственного суверенитета.

Например, А. М. Слотер говорит о необходимости ограничения государственного суверенитета и предлагает его «разбивать» многочисленными горизонтальными и вертикальными сетевыми структурами. В перспективе это может привести к переходу от иерархической системы управления

к полииерархической, а затем и к неиерархической на основе горизонтально согласованного сетевого управления. Полагаю, что без опоры на современные цифровые (например, ЫосксЬат) технологии и эффективное нормативное сопровождение данная концепция не вполне жизнеспособна. Более того, всегда имеется риск подчинения горизонтальных сетей вертикалью, особенно в контексте проблемы человеческого фактора.

Качественно новая система управления глобальными процессами на основе усиления влияния международных организаций, включая неправительственные, представляется более перспективной, но при условии эволюции их нормативной и институциональной основ.

В частности, по мнению Д. Розенау, формирование нового мирового порядка взаимосвязано с переходом к неиерархической системе управления мировыми процессами на основе повышения роли и усиления влияния негосударственных субъектов с условным названием «Управление без правительства» [22]. Речь идет о более гибких и эффективных регуляторах, которые не обладают властными полномочиями, но действуют на основе консенсуса. Исследователь констатирует некоторое снижение доминирования государств в мировой политике, что и позволяет говорить о возможности системных изменений.

В указанном контексте И. В. Ильин обоснованно говорит о необходимости консенсусного мироустройства и глобализации мировой политики [6, с. 37]. Анализируя основные современные подходы к глобальному управлению («мировое правительство», трансформация системы ООН, политическое и корпоративное глобальное управление), О. Н. Барабанов дополняет данную типологию глобальным сотрудничеством [1]. Д. Ю. Жужа, говоря о появлении новых неиерархических способов управления, в т.ч. тех, где важную роль играют политические сети, делает акцент на равноправии и предлагает использовать термин «соуправление» наряду с терминами «управление» и «регулирование» [5, с. 15].

В значительной мере можно согласиться с О. Н. Барабановым, который не без оснований отмечает необходимость трансформации всего международно-правового режима в направлении формирования института глобальной ответственности государств и ограничения их суверенитета [1].

Также следует затронуть вопрос соотношения глобального управления и глобального регулирования. Из многообразия походов к ответу на данный вопрос наиболее корректной считаю позицию Ильина И. В.

и Каверина М. А., полагающих, что «сейчас действуют механизмы глобального регулирования в качестве элементов системы глобального управления, которая, возможно, появится в будущем. Становление целостной системы международных организаций под влиянием процессов глобализации означает переход от международных отношений к глобальным и усиление комплексности глобальной политической системы» [7]. Таким образом, глобальное регулирование является составляющей глобального управления. В настоящее время можно говорить о формировании подсистем глобального регулирования в некоторых сферах общественных отношений, которые, возможно, являются основой для будущего глобального управления.

Можно предположить, что глобальное управление (global governance) — планетарная система принципов (основополагающих начал), норм (правил поведения) и институтов, приемов и методов, направленных на преодоление глобальных рисков и достижение устойчивого развития. В качестве элементов формирующейся системы глобального управления можно рассматривать международное право во взаимодействии с внутригосударственными правовыми системами, а также международные институты.

Таким образом, выживание цивилизации на основе перехода к устойчивому развитию и решения глобальных рисков можно назвать в качестве основных цели и задач формирования системы глобального управления.

В условиях ускорения, усложнения и глобализации общественных отношений иерархические системы объективно утрачивают свою эффективность, постепенно освобождая дорогу новым, неиерархическим моделям.

Полагаю, что попытки создания адекватной современным реалиям институциональной модели глобального сотрудничества и управления, но на основе устаревших научных подходов, также устаревших и неэффективных правовых и иных регулятивных систем, а также не подготовленных на современном уровне кадров, изначально не представляются корректными и эффективными.

Глобальная нормативная система (право) как первичная основа глобального управления для решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации

Несмотря на то, что о необходимости единого законодательства, мирового права и Всемирной конституции писали, начиная, как минимум,

с XIV века, например Данте, а затем Кант, Эйнштейн и др., концепция глобального права (нормативной системы) требует приоритетного и системного развития.

Например, А. Н. Коршунов отмечает, что процесс планетарной интеграции требует формирования «единого правового поля — совокупности общезначимых и общеобязательных нормативов поведения» [10, с. 6-7].

Глобальную нормативную систему (право) следует рассматривать в трех основных взаимосвязанных аспектах: 1) как науку (систему знаний); 2) как систему принципов и норм; 3) как учебную дисциплину [2].

Наука глобального права должна базироваться на достижениях юридической науки (прежде всего, науки международного права) с опорой (в идеале интегрированной) на глобальные исследования и глобалистику.

Наука глобального права призвана сформировать теоретико-правовую и нормативную базы для реализации практических рекомендаций по преодолению негативных тенденций в глобальных процессах, преодолению глобальных рисков и переходу к устойчивому развитию цивилизации.

Глобальное право как нормативная система (правовых принципов и правил поведения, а также иных социальных регуляторов и институтов) должно формироваться на основе международного права во взаимодействии с внутригосударственными правовыми системами и иными социальными регулятивными системами.

Учебная дисциплина «Глобальное правоведение» («Правовая глобалистика» и/или «Глобальные исследования в сфере права») должна быть интегрирована с наукой глобального права и глобальной нормативной системой и призвана подготовить кадры, способные создавать и применять принципы и нормы глобального права [4].

В современных условиях разбалансированности мировой системы общественных отношений и усиления глобальных вызовов глобальная нормативная система (право) в его триединстве (наука — система знаний, система принципов и норм и учебная дисциплина) призвано сформировать теоретико-правовую, нормативную и кадровую основу для формирования эффективной системы управления глобальными процессами в целях устойчивого развития.

Таким образом, глобальная нормативная система (право) — это система знаний, принципов, иных социальных регуляторов, институтов, учебных дисциплин, направленных на формирование и воспроизводство концептуальной, нормативной и кадровой базы для перехода к системе

управления глобальными процессами в интересах преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию цивилизации.

В целях урегулирования глобальных процессов, преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации необходимо инновационное развитие нормативной системы (права) как науки, нормативной системы и учебной дисциплины. В частности, необходимо определить современные понятие и содержание глобального права и образования, включая глобальное юридическое образование. От этого будет зависеть возможность формирования системы управления глобальными процессами, устойчивое управляемое развитие в интересах каждого жителя планеты Земля.

Глобализация образования, включая юридическое образование, как основа глобальных нормативной системы (права) и системы управления глобальными процессами в целях решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации

В научной литературе и юридических документах отсутствуют единое понимание процессов глобализации образования и определение понятия глобального образования, соответствующие современному пониманию глобальных процессов и проблем.

Полагаю, что упомянутые выше ключевые определения должны учитывать динамику развития глобальных процессов и необходимость преодоления глобальных проблем. Также необходимо понимание ключевой роли интеграции науки и образования для формирования нормативной системы (права) и системы управления процессами в целях решения глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию.

Таким образом, глобализацию образования следует рассматривать как процесс, направленный на формирование единой интегрированной взаимозависимой открытой планетарной научно-образовательной подсистемы.

Глобальная научно-образовательная подсистема должна быть направлена на опережающее воспроизводство знаний в целях формирования концептуальной и кадровой основы глобальных права и управления для преодоления глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации.

Глобальное образование — планетарная социальная подсистема вос-

производства знаний (в идеале опережающего) в целях формирования концептуальной и кадровой основы глобальных права и управления для преодоления глобальных проблем и перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации.

Также следует особо отметить, что создание адекватной современным реалиям и ориентированной на будущее системы управления глобальными процессами в интересах преодоления глобальных рисков и перехода к устойчивому развитию требует формирования глобальной нормативной системы (права) и образования с опорой на цифровые технологии (например, децентрализованные распределенные прозрачные сетевые платформы (реестры) типа ЫосксЬат, ее аналогов и производных от них). Именно характеристики и возможности инновационных цифровых технологий типа ЫосксЬат дают основания для реального воплощения передовых, еще вчера казавшихся фантастическими теоретических разработок в сфере глобализации права, управления и образования. Необходимо двигаться в направлении создания глобальной цифровой образовательной платформы.

В указанном контексте весьма перспективными направлениями, требующими развития, являются глобальное цифровое право и образование, включая глобальное цифровое юридическое образование, а также глобальное цифровое управление на их основе.

Литература

1. Барабанов О. Н. Глобальное управление как тема для научного анализа // Антиглобализм и глобальное управление: доклады, дискуссии, справочные материалы. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/6195/global-anti[1].pdf (дата обращения: 23.09.2014).

2. Бурьянов С. А. Перспективы развития международного права и глобальных исследований в сфере права на IV Международном научном конгрессе «Глобалистика-2015» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2016. № 1 (21). С. 110-113.

3. Бурьянов С. А. Повышение эффективности международно-правовых норм и институтов в сфере прав человека как условие устойчивого развития в условиях глобализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 3 (19). С. 8-14.

4. Бурьянов С. А. Правовая глобалистика: современное состояние, проблемы и перспективы // Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика — 2013». 23-25октября 2013. М.: Издательство Московского университета, 2013. С. 350-352.

5. Жужа Д. Ю. Политические аспекты глобального управления природными ресурсами: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. 22 с.

6. Ильин И.В. Глобалистика в контексте политических процессов: дис\. ... докт. полит. наук. М., 2011. 428 с.

7. Ильин И. В., Каверин М. А. Вопросы преобразования международных организаций в институты глобального управления // Век глобализации. 2014. № 2. С. 32-39.

8. Кеничи О. Мышление стратега.М.: Альпина Паблишер, 2007. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс-Пангея. 1991. 344 с.

10. Коршунов А. Н. Идея глобального права: философско-методологические аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 24 с.

11. Назаретян А. П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетиче-ские и культурнопсихологические предпосылки глобального прогнозирования. М.: МБА, 2013. 440 с.

12. Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству / пер. с англ. А. А. Обухова; ред. А. П. Фоменко. М.: Весь Мир, 1996. 402 с.

13. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / пер. с англ.; под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. URL: http://xn-80adbkckdfac8cd1ahpld0f.xn — p1ai/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf (дата обращения: 03.10.2017).

14. Немчук А. А. Глобальное управление в современном мире: политологический анализ: дис. ... докт. полит. наук. М., 2004. 303 с.

15. Ромасевич Д. И. Глобальные проблемы современности и экологическая политика России: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 148 с.

16. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M. : 1998. S. 28-44.

17. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, Stanford University Press, 1990. Р. 63-71.

18. Levitt T. The globalization of markets // Harvard Business Review. May-June. 1983. No 3. P. 2-11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksb.uek.krakow. pl/uploads/media/Levitt_The_Globalization_of_Markets_HBR_1983_01.pdf (дата обращения: 02.10.2017).

19. Ohmae K. The End of the Nation State: The Rise of Regional Economies. Free Press. 1995. 214 p.

20. Ohmae К. The Next Global Stage: Challenges and Opportunities in Our Borderless World. Wharton School Publishing, 2005. 312 p.

21. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985. № 2. P. 103-117.

22. Rosenau J. N., Czempiel E.-O. Governance Without Government: Order and Change in World Politics. Cambridge University. 1992. 311 p.

23. Sklair L. Sociology of the Global System. Hemel Hempstead, 1991. Р. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.