= СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ^ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 371.3 (470.12)
Г В. Леонидова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Научно-образовательного центра)
В статье рассматриваются особенности процесса обучения в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий, представлены некоторые методологические подходы к формированию системы оценки качества образования в НОЦ, которая основывается на мониторинговой информации и представляют собой систему отслеживания, постоянного измерения эффективности обучения, самоанализа деятельности на всех уровнях НОЦ, что позволяет определить, насколько наша работа соответствует реальным требованиям времени.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что в существующих подходах качество образования оценивается преимущественно по результатам, в которых главное место отводится их когнитивным, т.е. знаниевым, аспектам; не всегда принимаются во внимание состояние, содержание и организация образовательного процесса.
Практика оценки деятельности большинства школ до сих пор строится на формальных критериях, которые
ЛЕОНИДОВА Галина Валентиновна — к.э.н., зам. директора — зав. отделом подготовки научных кадров ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
дают преимущественно количественную и недостаточную информацию для объективного анализа и оценки состояния качества образования в школах. Она не обладает необходимой прогностической силой, и поэтому на ее основе невозможно принятие адекватных управленческих решений относительно обеспечения качественного образования.
Нам представляется, что оценка качества образования может быть осуществлена на основе не только формальных критериев, но и мониторинговой информации о социокультурном (школьная и внешкольная успешность, социальная адаптированность, ориентация на истинные ценности, культура общения и поведения и др.), психическом (уровень интеллектуального развития, особенности мотивационной, эмоциональной сфер личности и др.) и физическом (уровень здоровья, сориентированность на здоровый образ жизни и др.) развитии школьников, степени реализации их образовательных возможностей и потребностей и т.д.
Способы диагностики качества образования в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий, функционирующем при ВНКЦ ЦЭМИ РАН, представляют комплекс действий, который может обеспечить разностороннюю, сущностную информацию. Он включает в себя наблюдение за функционированием образовательного процесса и состоянием условий в НОЦ, анкетирование, самооценку и оценку учащихся, учителей и родителей, психологическое тестирование и др.
Научно-образовательный центр работает уже 3 года. Он образован совместными усилиями Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института Российской академии наук.
НОЦ - это организационная форма объединения потенциала (учебного, научного) его членов для проведения скоординированных действий в образовательной и научной областях. Это научно-образовательная структура, объединяющая цепочку «школа -вуз - аспирантура - переподготовка кадров».
В контексте данной статьи мы обратимся прежде всего к школьному звену Научно-образовательного центра. Именно на этапе школьного образования и начинается реализация мониторинга качества образования.
В рамках школьной подсистемы сегодня в НОЦ проходят обучение более 260 ребят 7-11 классов (табл. 1).
Таблица 1. Динамика контингента экономического ________школьного факультатива НОЦ (чел.)______
Классы Количество учащихся
2002/03 уч. год 2003/04 уч.год 2004/05 уч. год 2005/06 уч.год
7 - - - 21
8 - - 25 83
9 - 30 55 38
10 34 30 50 79
11 - 34 30 41
Итого 34 94 160 262
Определяя показатели оценки качества образования, мы ориентировались в первую очередь на современный социальный заказ системе образования. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на обученную, сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.
Исходя из вышеназванных задач, мы разработали критериальный комплекс для отслеживания и оценки качества образования в НОЦ (рис. 1).
Рис. 1. Схема мониторинга качества образования в Научно-образовательном центре экономики
и информационных технологий
МОНИТОРИНГ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ
БАЛЛ ЬНО-РЕЙТИ Н ГОВАЯ ОЦЕНКА
МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ
Тестирование
Анкетирование (учащихся, родителей)
Участие в олимпиадах
Успеваемость
Участие в научно-исследовательской работе
Посещаемость
Тест знаний
Тест достижений
ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ
В данный комплекс входят три составляющие, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках).
I. Мониторинг эмоциональной оценки учащихся НОЦ включает в себя:
1. Тестирование учащихся с целью:
> выявления отношения субъектов образовательного процесса к проводимым в рамках обучения мероприятиям (оценка эмоционального состояния);
> получения информации о готовности обучаемых к научной деятельности, о других особенностях личности испытуемых, необходимом при последующем отборе для научно-исследовательской деятельности (психологическое тестирование);
> выявления и изучения особенностей когнитивной сферы (уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность и др.);
> выявления личностных особенностей (учебная мотивация, особенности самосознания, доминирующие психические состояния и др.).
2. Анкетирование учащихся и их родителей с целью:
> выявления уровня культуры общения и поведения (соблюдение социальных норм общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.);
> изучения состояния здоровья (индекс здоровья, заболеваемость, утомляемость и т.д.);
> выявления сориентированное™ на здоровый образ жизни (негативное отношение к вредным привычкам и т.д.);
> выявления удовлетворенности учащихся и их родителей качеством предоставляемых НОЦ образовательных услуг (качество функциони-
рования образовательного процесса, созданные условия, образовательные результаты и др.);
> выявления профессиональных предпочтений, мотивов учебной деятельности, социального положения и информационно-технической обеспеченности семьи и т.д.
II. Мониторинг знаний учащихся НОЦ включает в себя:
1. Тест знаний для выявления уровня начальных знаний учащихся по экономике при поступлении (проведение теста знаний перед началом углубленного изучения экономики).
2. Тест достижений с целью:
> выявления уровня усвоения и навыков практического применения экономических знаний;
> изучения способностей школьников к участию в олимпиадах и конкурсах научно-исследовательских работ.
III. Балльно-рейтинговая оценка учащихся НОЦ включает в себя:
1. Информацию об успешности учащихся:
> успеваемость;
> степень обученности;
> посещаемость;
> победы на олимпиадах, конкурсах НИР;
> конкурентоспособность при поступлении в вуз;
> готовность к продолжению образования и др.
Для проведения мониторинга были разработаны опросники, предназначенные как для их экспертной оценки, так и самооценки учащимися. Сегодня согласно формируемой схеме мониторинга реализован этап обследования эмоциональной составляющей и произведен расчет показателей успеваемости, степени обученности, посещаемости, учитываются победы на олимпиадах, конкурсах НИР.
В качестве примера некоторых этапов мониторинга приведем данные об эффективности и качестве обучения на экономических школьных факультативах (ЭШФ), рассчитанные по общепринятой методике педагога-дидакта В.П. Симонова (табл. 2). Это формаль-
ные показатели, которые применяются в общеобразовательных школах. Судя по представленным данным, качество обучения в НОЦ достаточно высокое: 8 из 12 классов имеют четвертую (высокую) степень обучености.
Таблица 2. Эффективность и качество обучения в ЭШФ (методика В. П. Симонова)
Класс Качество обучения* (%) Коэффициент эффективности обучения" Степень обученности***
7(шк. №32) 81 0,71 4
8 (общегор.) 78 0,68 3
8 (шк. № 32) 90 0,67 3
8 (информ,- 2) 93 0,93 4
8 (информ.-1) 90 0,83 4
9 (общегор.) 88 0,74 4
9 (шк. № 32) 87 Г— со о 3
10 (общегор.) 88 0,8 4
10 (шк. № 32) 93 0,74 4
10 (шк. № 32 - прикл. мат.) 74 0,6 3
11 (общегор.) 93 0,87 4
11 (шк. №32) 90 0,76 4
* Рассчитывается по формуле: отношение суммы *4» и >5- к числу учащихся в классе, выраженное в процентах.
** Рассчитывается по формуле: общее число «5* х 1 + общее число >4» х 0,64 + общее число «3» х 0,36 делится на число учащихся в классе.
*** От 0,6 до 0,7 - третья степень обученности (средняя); от 0,7 и выше - четвертая степень обученности (высокая).
Такие же выводы следуют и из таб- уровне посещаемости средний балл лицы 3: при достаточно хорошем успеваемости выше четырех баллов.
Таблица 3. Посещаемость и успеваемость учащихся
Класс Всего чел. Уровень посещаемости (%) Средний балл успеваемости ФИО преподавателя
7 (шк. № 32) 21 85 4 Кельсина A.C.
8 (общегор.) 27 85 4 Малышев Р.Ю.
8 (шк. № 32) 20 87 4 Кельсина A.C.
8 (информ - 2) 17 69 4,9 Воронович О.Г. Верховинский Ю.В.
8 (информ.-1) 19 74 4,2 Воронович О.Г. Верховинский Ю.В.
9 (общегор.) 23 78 4,3 Малышев Р.Ю.
9 (шк. № 32) 15 85 4 Жаравин Д.П.
10 (общегор.) 17 82 4 Селякова С.А.
10 (шк. № 32) 31 85 4,4 Давыдова В.В.
10 (шк. № 32 - прикл. мат.) 31 74 4 Жаравин Д.П.
11 (общегор.) 11 91 4,6 Селякова С.А.
11 (шк. №32) 30 87 4,3 Давыдова В.В.
Таким образом, формируемые подходы к оценке качества образования в научно-образовательном центре представляют собой систему отслеживания, постоянного измерения эффек-
тивности обучения, самоанализа деятельности на всех уровнях, что позволяет определить, насколько наша работа соответствует реальным требованиям времени.