Научная статья на тему 'Некоторые педагогические аспекты использования планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога'

Некоторые педагогические аспекты использования планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНШЕТНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВШЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Диана Султановна, Раджабалиев Гатемсолтан Пулатович

Статья посвящена анализу инновационной деятельности учителей и перспективе применения новшеств в педагогической практике. Описаны основные преимущества применения планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога, в условиях инновационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Диана Султановна, Раджабалиев Гатемсолтан Пулатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые педагогические аспекты использования планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога»

Психолого-педагогические науки •••

121

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАНШЕТНОГО КОМПЬЮТЕРА В ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

SOME PEDAGOGICAL ASPECTS OF USING THE TABLET PC IN THE INNOVATIVE PROFESSIONAL ACTIVITY

OF A TEACHER

©2014 Омарова Д. С., Раджабалиев Г. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Omarova D. S., Radzhabaliev G. P.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена анализу инновационной деятельности учителей и перспективе применения новшеств в педагогической практике. Описаны основные преимущества применения планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога, в условиях инновационной образовательной среды.

Abstract. The article deals with the analysis of innovative activity of teachers and prospects of application of innovations in pedagogical practice. The authors describe the main advantages of using the tablet PC in innovative professional activity of a teacher in the conditions of the innovative educational environment.

Rezjume. Stat'ja posvjashhena analizu innovacionnoj dejatel'nosti uchitelej i perspektive primenenija nov-shestv v pedagogicheskoj praktike. Opisany osnovnye preimushhestva primenenija planshetnogo kompjutera v innovacionnoj professional'noj dejatel’nosti pedagoga, v uslovijah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy.

Ключевые слова: Планшетный компьютер, инновации, инновационная деятельность, новшества. Keywords: tablet PC, innovations, innovative acrivity, novelties.

Kljuchevye slova: Planshetnyj kompjuter, innovacii, innovacionnaja dejatel'nost', novshestva.

Инновационная профессиональная деятельность учителя, направленная на индивидуальное развитие творческих способностей и познавательных интересов, по мнению многих исследователей (А. И. Егоров, М. В. Кларин, Л. С. Подымова,

B. А. Сластенин, Т. А. Синицына,

C. Н. Шушкевич, И. Н. Фролов и др.), является эффективной формой организации учебного процесса. Она предполагает овладение технологией внедрения педагогических новшеств и различных творческих работ. Смысл и цель инновационной деятельности педагога заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, внедрении новых технологий, методов, мультимедийных средств обучения в интересах развития учащегося.

К основным инновационным методам обучения относят активные методы, которые способствуют формированию творческого, инновационного подхода к пониманию профессиональной деятельности, развитию самостоятельности

мышления, умения принимать оптимальные решения в различных ситуациях.

Применение педагогических новшеств в инновационной профессиональной деятельности является важным условием компетентности специалистов и одним из эффективных методов передачи информации и знаний, способствующих повышению интереса к учебно-познавательной деятельности, что создает атмосферу мотивированного, творческого обучения и вместе с тем решает ряд учебных, воспитательных и развивающих задач.

Использование новшеств в инновационной профессиональной деятельности помогает не только организовать процесс обучения с применением современных методов, но и получить более сильную обратную связь, тем самым расширяя возможности педагога.

Сегодня трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей профессиональной деятельности различного рода педагогические новшества. Мы живем в стремитель-

122

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

но изменяющемся мире, возрастают темпы развития науки и объемы новой информации, и технологии не стоят на месте, появляются новые средства, которые открывают новые возможности обучения.

Одним из ярких примеров таких средств является планшетный компьютер.

Применение современных образовательных технологий в профессиональной деятельности сегодня является необходимостью, потому что учащиеся владеют дома компьютерами с многочисленными играми и привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Вследствие чего, учителя сталкиваются с проблемами: как повысить концентрацию внимания учащихся на изучаемом материале; как увеличить качество и скорость усвоения темы; как повысить интерес учащихся к предмету и т. д.

Сегодня планшетные компьютеры доступны практически каждому, стоит задуматься о том, что именно использовать в образовательном процессе, чтобы оно протекало эффективней. Возможности планшетного компьютера позволяют переключить учащихся на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом.

Планшетный компьютер - это устройство, обеспечивающее удаленную работу с ресурсами компьютера по беспроводной технологии, позволяющий легко и удобным способом применять все преимущества современных образовательных технологий в организации учебного процесса.

М. А. Рябоконева выделяет преимущества применения планшетного компьютера в образовательном процессе:

- мобильность (компактность) - позволяет обучающимся и обучаемым носить свои документы и информацию с собой без трудностей, так, что всё необходимое всегда было под рукой. Планшет легче использовать при обучении вне стен классной комнаты. Размеры данного устройства невелики, поэтому его легко носить с собой повсюду и делать заметки стоя, на ходу, без использования опорной поверхности (стола), а наличие 3G позволяет использовать его в сети Интернет даже на выезде;

- широкая доступность - оснащены беспроводным доступом в интернет Wi-Fi и 3G, открывающим широкие возможности для обучающихся и преподавателей, улучшающие понимание изучаемого материала, а также открывающие возможности для форумов и конференций с разными образовательными учреждениями;

- рукописный ввод, который позволяет ликвидировать при вводе информации такого посредника как клавиатуру. Рукописный ввод обеспечивает более естественное (по сравнению с клавиатурным) отображение многих математических функций. Использование скетчей (набросков, чертежей) с последующим моделированием

на их основе может сильно помочь при изучении разных предметов, например, физики;

- бесшумная работа, которая позволяет лучше сосредоточиться, особенно в многолюдных помещениях. Обучаемые могут использовать наушники, во время прослушивания обучающих аудиофайлов, которые способствуют улучшению их знаний и делают изучение материала более полным;

- интерактивное обучение, предлагающее как бесконечное количество развлечений в форме игр, так и платформу для более увлекательного обучения, делая обучающихся более восприимчивыми к информации;

- удобство чтения - использующийся в качестве электронной книги, что позволяет читать документы в самых разных форматах;

- мультимедийные возможности, позволяющие просматривать видеоролики или слушать любые аудио файлы в любом месте. Кроме того, он имеет фото и видеокамеру, расположенные сзади и фронтально. Также, благодаря наличию камеры, пользователь сможет воспользоваться такими программами, как, например, Skype, что необходимо при дистанционном обучении. А модели планшета со встроенным навигатором помогут ему при необходимости сориентироваться на местности;

- быстрота работы, обеспечивающая высокую скорость работы со стандартными приложениями. Планшеты ограничены в многозадачности и в работе с некоторыми «тяжелыми» приложениями, но планшет практически мгновенно приводится в состояние боевой готовности. Планшетный компьютер за несколько секунд одним нажатием пальца позволяет начать работу в сети Интернет или с офисными приложениями. Планшеты включаются практически мгновенно, невероятно быстро подключаются к интернету, благодаря ОС AppleiOS и GoogleAndroid [3].

Анализ литературы (А. И Егоров, М. А. Рябоконева, Т. А. Синицына, И. Н. Фролов и др.) и наш педагогический опыт позволили нам выделить следующие преимущества использования планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога:

- компактные размеры, способствующие легкой транспортировке и работе с ним на столе или держа в руках;

- положение маркера в рабочей области и беспроводная связь с персональным компьютером;

- дистанционное управление программным обеспечением подключенного компьютера;

- работа с интерактивными досками, обладающими возможностью выводить на экран мультимедийные файлы, демонстрировать изображения, загружать презентации и другую визуальную информацию.

- программное обеспечение, установленное на данных устройствах, позволяющее делать записи поверх запущенных приложений.

Психолого-педагогические науки •••

- высокое разрешение экрана, которое гарантирует точность ввода информации, а специальная программа позволяет распознавать и преобразовывать рукописный текст. Все отредактированные данные могут быть сохранены, отправлены в виде электронных файлов, распечатаны, преобразованы в PDF-документ или HTML-страницу.

- устойчивость к повреждениям, даже если планшет упадет или ударится, с ним, скорее всего ничего не случится, максимум - нужна будет перезагрузка;

- энергетический ресурс аккумулятора, заряда батареи планшета в среднем хватает на 10 часов.

- сенсорный экран, который способен заменить клавиатуру и мышь. С сенсорным экраном очень удобно работать, особенно при выполнении стандартных задач - просмотра электронной почты, составлении расписаний и планов.

- специальные тарифы для планшетов, сегодня многие мобильные операторы предлагают безлимитные и весьма недорогие тарифы для планшетного компьютера.

Кроме этого, благодаря сенсорному экрану интернет-серфинг способен ускориться во много раз. Мобильные операционные системы для планшетов гибки и многофункциональны, поэтому они позволяют устанавливать огромное разнообразие приложений, расширяющие его возможности и необходимые для работы и для развлечений. Это всевозможные графические и видео редакторы, офисные программы, расширяющие диапазон работы с ними т. д.

Планшетный компьютер является отличным средством для проведения интерактивных занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и т. д.). Практика показывает, что использование планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности педагога стимулирует активность обучаемых и обеспечивает коллективное участие и вовлеченность их в процесс обучения.

С помощью планшетного компьютера легко демонстрировать презентации и проводить тренинги. Радиус действия планшетного компьютера позволяет размещать презентационное оборудование на необходимом расстоянии как в учебных кабинетах, так и во вместительных залах. Преподаватель может находиться в любом месте аудитории, и организовать индивидуальную или групповую работу обучающихся с презентацией.

Использование планшетного компьютера в образовательном процессе позволяет реализовать некоторые дидактические принципы: доступность, наглядность и системность изложения материала.

При работе с ним у учащихся задействованы все каналы восприятия на всех стадиях обучения (при изучении нового материала, при закреплении пройденного материала, отработки сформирован-

123

ных умений и навыков, практического применения полученных умений и навыков).

Используя программное обеспечение планшетного компьютера, файлы презентации или программа урока могут быть подготовлены заблаговременно на стандартном компьютере или непосредственно на самом планшете. При выборе устройства следует обратить внимание на русификацию программного обеспечения и поддержку популярных офисных приложений MS Word, MS Excel, MS PowerPoint и др.

Применение в инновационной профессиональной деятельности планшетных компьютеров с установленными специализированными программными приложениями обеспечивает возможность проводить обучение в интерактивной форме. По мнению автора (10) эти приложения позволяют:

- транслировать изучаемый материал с компьютера преподавателя на планшетный компьютер обучаемого;

- изучать дополнительную информацию, находящуюся в рамках изучаемого курса;

- задавать домашние задания по данному курсу;

- приводить ссылки в общий доступ, для всех обучаемых, на дополнительную информацию по теме как преподающим, так и обучаемым;

- возможность проводить опросы, тестирование и контрольные работы, для оценки знаний обучаемых;

- возможность сохранения изучаемого материала, в виде конспектов, для последующего изучения;

- создавать обучаемым собственные материалы, такие, как доклады, схемы, графики, рисунки;

- возможность предоставлять к печати учебные материалы;

- воспроизводить мультимедийную информацию, видеоролики, аудио записи и т. д.

На наш взгляд, перспектива применения планшетного компьютера в инновационной профессиональной деятельности высока, так как для сферы образования они очень актуальны и интересны, поэтому проекты по применению планшетных компьютеров в инновационной профессиональной деятельности будут набирать обороты. В связи со стремительным развитием компъю-терной техники, а также сетевых интернеттехнологий возможность реализация данной идеи достаточно высока.

Из выше изложенного следует, что использование педагогических новшеств на практике -необходимость, и применение её в инновационной профессиональной деятельности - один из эффективных методов передачи информации и знаний, способный сделать практику обучения более совершенной.

Сегодня, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности, учителям необходимо передавать не только знания, но и формировать навыки, умения применять эти знания, применение

124

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

теории на практике. Мы считаем, что использование в образовательной практике интерактивных и инновационных методов с вовлечением компьютерной техники поможет оптимизировать образо-

вательный процесс, позволит сделать его более интересным и насыщенным, о чем свидетельствуют выше изложенные преимущества планшетного компьютера.

Литература

1. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М. : Наука. 1997. 222 с. 2. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. М., 1995. 3. Рябоконева М. А. Применение

планшетных компьютеров в образовании. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Формирование информационной образовательной среды учреждений профессионального образования на основе электронных технологий». 2013. С. 312-315. 4. Сластенин В. А., Подымова Л. С.

Педагогика: инновационная деятельность. М. : ИЧП «Издательство Магистр». 1997. 224 с.

5. Синицына Т. А. Подготовка будущих учителей технологии к инновационной деятельности в области использования информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: М. : 2003. 166 с.

6. Шушкевич С. Н. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов педагогического

вуза как субъектов инновационной деятельности // Вестник МГУ. Культура и искусство. 2010. № 2 С. 172-175. 7. Фролов И. Н., Егоров А. И. Методология применения современных технических средств обучения. М. : Издательство "Академия Естествознания". 2008. 8. URL: http: //www.itved.ru/ planshe-ty/preimushhestva-planshetnyx-kompyuterov-v-obrazovanii-i-uchyobe.html 9. URL: http:/ /учебные пре-

зентации. рф/ planshety-ipad-v-rossijskom-obrazovanii.html 10. URL: http://www. innoros.ru/ innovation-idea25/ideas/planshetnye-kompyutery-dlya-obucheniya

References

1. Klarin M. V. Innovations in teaching: metaphors and models. M. : Nauka. 1997. 22 р. 2. Podymova L. S. Training of teachers for innovative activities. M. 1995. 3. Ryabokoneva M. A. Using the tablet computers

in education. Materials of All-Russian scientific practical conference “Development of information educational environment of professional educational institutions on the basis of electronic technologies”. 2013. 312 p. 4. Slastenin V. A., Podymova P. S. Pedagogy: Innovation activity. M.: IPE “Magister Publishing”. 1997. 224 p. 5. Sinitsyna T. A. Training of the future teachers for technology innovation in the field of using the information technologies: Dis. ... Cand. Ped. M., 2003. 166 p. 6. Shushkevich S. N. Pedagogical conditions of professional training of students of pedagogical universities as subjects of innovative activity // Bulletin of MSU. Culture and art. 2010. # 2. P. 172-175. 7. Frolov S. N., Egorov A. I. The methods of

applying the modern technical training aids. M. : Publishing house "Academy of Natural Sciences". 2008.

8. URL: http://www.itved.ru/planshety/preimushhestva-planshetnyx-kompyuterov-v-obrazovanii-i-uchyobe.html 9. URL: http://учебные презентации.рф/planshety-ipad-v-rossijskom-obrazovanii.html

10. URL: http://www.in-noros.ru/ innovation-idea25/ideas/planshetnye-kompyutery-dlya-obucheniya Literatura

1. Klarin M. V. Innovacii vobuchenii: metafory i modeli. M. : Nauka. 1997. 222 s. 2. Podymova L. S. Podgo-tovka uchitelja kinnovacionnoj dejatel'nosti. M. 1995. 3. Rjabokoneva M. A. Primenenie planshetnyh

komp'juterov v obrazovanii. Materialy vserossijskoj nauchno-praktichesko jkonferencii «Formirovanieinfor-macionnojobrazovatel'nojsredyuchrezhdenijprofessional'nogoobrazovanijanaosnovejelektronnyhtehnologij».

2013. S. 312-315. 4. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost'. M. : IChP «Izdatel'stvo Magistr». 1997. 224 s. 5. Sinicyna T. A. Podgotovka budushhih uchitelej tehnologii k innova-cionnoj dejatel'nosti v oblasti ispol'zovanija informacionnyh tehnologij: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 : M. : 2003. 166 s. 6. Shushkevich S. N. Pedagogicheskie uslovija professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza kak subektov innovacionnoj dejatel'nosti // Vestnik MGU. Kul'tura i iskusstvo.

2010. № 2 .S. 172-175. 7. Frolov I. N., Egorov A. I. Metodologija primenenija sovremennyh tehnicheskih

sredst v obuchenija. M. : Izdatel'stvo "Akademija Estestvoznanija". 2008.

8. URL: http://www.itved.ru/planshety/preimushhestva-planshetnyx-kompyuterov-v-obrazovanii-i-uchyobe.html 9. URL: http://учебные презентации. рф/planshety-ipad-v-rossijskom-obrazovanii. html

10. URL: http://www.innoros.ru/innovation-idea25/ideas/planshetnye-kompyutery-dlya-obucheniya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.08.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.