Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"'

НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Готчина Лариса Владимировна

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркомании и соответствующих правонарушений. В настоящее время имеется необходимость в уточнении некоторых понятий, включенных в проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», которое нужно осуществить до вступления данного нормативно-правового акта в законную силу. Причем они должны быть согласованы с понятиями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В частности, под профилактикой молодежного наркотизма предлагается понимать систему мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, осуществляемую социальными институтами, включающую в себя воздействие, направленное на блокирование потребности несовершеннолетних и молодежи в наркотических средствах или психотропных веществах, на минимизацию влияния факторов наркотизма, на предупреждение возникновения и распространения наркомании, преступлений, мелких правонарушений и иных его социальных проявлений.The state policy in the sphere of trafficking in drugs, psychotropic substances and in the field of counteraction to their illicit trafficking is under construction on the principles of priority of measures for prevention of drug addiction and the corresponding offenses. Now there is a need for specification of some concepts included in the draft of the Federal law «About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation» which needs to be carried out to the introduction of this normative legal act in validity. And they have to be coordinated with concepts of the Federal law «About drugs and psychotropic substances». In particular, it is offered to understand system of measures of the political, economic, legal, social, medical, pedagogical, cultural, sports and other character as prevention of a youth drug addiction, carried out by the social institutes, including the impact directed on blocking of need of minors and youth in drugs or psychotropic substances, on minimization of influence of factors of a drug addiction, on the prevention of emergence and distribution of drug addiction, crimes, small offenses and other its social manifestations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"»

9. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. проф. Н. Ф. Кузнецова и к. ю. н. С. С. Беляев; пер. на рус. яз. С. С. Беляева. СПб., 2001. С. 125—127.

10. Уголовный кодекс Франции / науч. ред. к. ю. н., доц. Л. В. Головко, к. ю. н., доц. Н. Е. Крыловой; пер. с франц. и предисл. к. ю. н., доц. Н. Е. Крыловой. СПб., 2002. С. 368—370.

11. Серебренникова С. В. Уголовно-правовая защита свободы собраний по законодательству Германии // Вестник Омского университета. Сер. «Право». 2012. № 2 (31). С. 178—183.

12. Закон об уголовном праве Израиля / предисл., пер. с иврита: магистр права М. Дорфман; науч. ред. к. ю. н. Н. И. Мацнев. СПб., 2005. С. 112, 113.

13. Уголовный кодекс Японии / науч. ред. и предисл. д. ю. н., проф. А. И. Коробеева. СПб., 2002. С. 77, 78; Уголовный кодекс Дании / науч. ред. и предисл. С. С. Беляева, к. ю. н. (МГУ им. М. В. Ломоносова); пер. с дат. и англ. к. ю. н. С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб., 2001. С. 123, 124; Уголовный кодекс Республики Корея / науч. ред. и предисл. д. ю. н., проф. А. И. Коробеева; пер. с корейского к. филол. наук В. В. Верхоляка. СПб, 2004. С. 52, 53.

14. Уголовный кодекс Голландии / науч. ред. д. ю. н., засл. деятель науки РФ, проф. Б. В. Волженкин, пер. с англ. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб., 2001. С. 281, 282; Уголовный кодекс Республики Беларусь / предисл. проф. Б. В. Волженкина; обзорная статья А. В. Баркова. СПб., 2001. С. 76.

15. Уголовный кодекс Республики Польша / науч. ред. к. ю. н., доц. А. И. Лукашов, д. ю. н., проф. Н. Ф. Кузнецова; вступ. статья к. ю. н., доц. А. И. Лукашова, к. ю. н., проф. Э. А. Саркисовой; пер. с польского Д. А. Барилович. СПб., 2001. С. 178.

16. Уголовный кодекс Украины / науч. ред. и предисл. д. ю. н., проф. В. Я. Тация и д. ю. н., проф. В. В. Сташиса; пер. с укр. В. Ю. Гиленченко. СПб., 2001. С. 111.

© Вдовиченко К. Г., 2014

Л. В. Готчина

НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркомании и соответствующих правонарушений. В настоящее время имеется необходимость в уточнении некоторых понятий, включенных в проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», которое нужно осуществить до вступления данного нормативно-правового акта в законную силу. Причем они должны быть согласованы с понятиями Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В частности, под профилактикой молодежного наркотизма предлагается понимать систему мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, осуществляемую социальными институтами, включающую в себя воздействие, направленное на блокирование потребности несовершеннолетних и молодежи в наркотических средствах или психотропных веществах, на минимизацию влияния факторов наркотизма, на предупреждение возникновения и распространения наркомании, преступлений, мелких правонарушений и иных его социальных проявлений.

Ключевые слова: преступление, правонарушение, антиобщественное поведение, субъекты профилактики, незаконный оборот, наркотические средства, психотропные вещества.

L. V. Gotchina

ABOUT THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF THE PROJECT OF THE FEDERAL LAW

«ABOUT BASES OF THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION IN THE RUSSIAN FEDERATION»

The state policy in the sphere of trafficking in drugs, psychotropic substances and in the field of counteraction to their illicit trafficking is under construction on the principles of priority of measures for prevention of drug addiction and the corresponding offenses. Now there is a need for specification of some concepts included in the draft of the Federal law «About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation» which needs to be carried out to the introduction of this normative legal act in validity. And they have to be coordinated with concepts of the Federal law «About drugs and psychotropic substances». In particular, it is offered to understand system of measures of the political, economic, legal, social, medical, pedagogical, cultural, sports and other character as prevention of a youth drug addiction, carried out by the social institutes, including the impact directed on blocking of need of minors and youth in drugs or psychotropic substances, on minimization of influence of factors of a drug addiction, on the prevention of emergence and distribution of drug addiction, crimes, small offenses and other its social manifestations.

Keywords: crime, offense, antisocial behavior, subjects of prevention, illicit trafficking, drugs, psychotropic substances.

31 декабря 2013 г. Правительством Российской Федерации в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации был внесен на обсуждение проект № 421465-6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1]. 12 марта 2014 г. он был принят в первом чтении.

Проект № 421465-6 направлен на уточнение и детализацию ряда понятий в сфере профилактики правонарушений, в т. ч. и отраслевых — наркоправонарушений. Позиция законодателя в данном вопросе заслуживает одобрения, поскольку в настоящее время законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков, оперируя понятиями «противодействие», «профилактика», «борьба» и т. д., не дает им четкого толкования, использует их как синонимы [2; 3; 4].

Так, определяя основные стратегические направления в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, члены Совета безопасности Российской Федерации в своем решении совещания «О руководящих принципах и основных направлениях деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года» еще в 1999 г. [5] отметили следующие: сокращение спроса на наркотики; противодействие незаконному обороту наркотиков; контроль за их легальным оборотом; международное сотрудничество.

Думается, что сокращению уровня наркотизма в большей степени способствует «противодействие» данному негативному социальному явлению, включающее в себя сокращение спроса на наркотики, «борьбу» с наркопреступностью, а также информационные, воспитательные, консультативные, реабилитационные меры, охватывающие все сферы антинаркотической деятельности.

Таким образом, под противодействием нарко-тизму мы понимаем комплексную систему мер, направленную на сокращение спроса на наркотики, предупреждение и борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их легальным оборотом в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Ядром работы по противодействию наркотизму является профилактика. Это подтверждают и авторы Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которые под этим термином понимают реализуемую государственными и общественными структурами целостную, организуемую в рамках единой государственной программы систему мер, имеющую свое содержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат. А поскольку наркотизм — проблема молодежная, авторы Концепции выделяют дополнительную подсистему профилактики — профилактику злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, под которой они понимают комплекс социальных, образо-

вательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, преступность, ВИЧ-инфекция, гепатит) [6].

Таким образом, профилактика преступности конструктивно входит в систему ее предупреждения, которую юристы-криминологи рассматривают как совокупность мероприятий, направленных на минимизацию и нейтрализацию причин и условий преступности [7; 8; 9]. Так, по мнению Г. А. Аване-сова, в широком смысле слова профилактика — это недопущение преступлений, предохранение членов общества от совершения ими виновных противоправных деяний, включая и правоохранительную деятельность. В узком смысле слова под нею понимается деятельность по выявлению и устранению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также выявлению лиц, от которых, судя по их антиобщественной направленности, можно ожидать совершения противоправных действий, и проведение с ними необходимых профилактических мероприятий [10, с. 108—113; 11].

Однако надо отметить, что «рассмотрение общих причин преступности ... предполагает изучение конкретных факторов, влияющих на отдельные виды преступлений, а также региональные различия преступности» [12, с. 26]. Ведь неслучайно многие авторы обращаются к ее территориальным особенностям [13; 14; 15]. Ученые приходят к выводу о существовании определенной дифференциации в тенденциях и закономерностях развития наркотизма, алкоголизации населения, суицидальных наклонностей в зависимости от места проживания лица, демонстрирующего ад-диктивное поведение. Это объясняется, по мнению Ю. Е. Аврутина, Я. И. Гилинского, «результатом неодинаковых условий социального бытия, конкретизация которых осуществляется в результате криминологического исследования и служит информационной базой прогнозирования оперативной обстановки, планирования и реализации борьбы с преступностью, создания системы социальной профилактики» [12, с. 28]. И в этом с данными авторами следует согласиться.

Между тем, Б. П. Михайлов, рассматривая «наркоманию . как социальное явление, детер-

минированное рядом факторов, в т. ч. социального и криминологического характера», акцентирует свое внимание на том, что «профилактика болезни и незаконного оборота наркотиков по своему содержанию, целям и задачам, а также направлениям и методам осуществления идентична профилактике преступлений и правонарушений» [16, с. 132]. Вряд ли можно поддержать такое мнение, поскольку наркомания, прежде чем стать болезнью, проходит несколько уровней развития зависимости. Поэтому основные усилия нужно сосредотачивать не на профилактике уже состоявшейся болезни, а на исключении возможности развития зависимости. Соответственно, отсутствие спроса на наркотики приведет к потере экономической выгоды от их оборота и к постепенному сокращению их предложения на «черном рынке» [17; 18]. Б. П. Михайлов в некотором смысле подтверждает приведенный нами тезис, понимая под профилактикой «целостную комплексную систему мер, осуществляемую государством и общественностью, по выявлению, изучению и устранению причин и условий, способствующих немедицинскому потреблению и распространению наркотиков, а также совершению противоправных деяний и возникновению других негативных последствий» [16, с. 132]. Тем более что данное положение было в 2006 г законодательно закреплено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № З-ФЗ от 8 января 1998 г. [19] и Федеральном законе № 170-ФЗ от 25 октября 2006 г. [20]: «профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физ-культурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании».

Следовательно, профилактика наркотизма включает в себя мероприятия, направленные на нейтрализацию и минимизацию причин и условий наркомании, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [21]. Она, во-первых, связана с воздействием, направленным на блокирование потребности человека в наркотических средствах или психотропных веществах и перекрытие каналов поставки этих препаратов потенциальным потребителям. Во-вторых, — представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых в целях ис-

ключения возможности возникновения и распространения болезни. В-третьих, — охватывает психологические, медицинские, социальные детерминанты этого явления [22].

Таким образом, под профилактикой молодежного наркотизма следует, по нашему мнению, понимать систему мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, осуществляемую различными социальными институтами, включающую в себя воздействие, направленное на блокирование потребности несовершеннолетних и молодежи в наркотических средствах или психотропных веществах, на минимизацию или нейтрализацию влияния факторов наркотизма, на предупреждение возникновения и распространения наркомании, преступлений, мелких правонарушений и иных его социальных проявлений в этой сфере.

Обсуждение на законодательном уровне предлагаемых нами изменении отраслевых нормативно-правовых актов должно происходить одновременно с коррекцией базового законодательства, устанавливающего общее толкование данных терминов. В связи с этим некоторые нормы проекта № 421465-6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» следовало бы изложить в следующей редакции:

1) пункт 1 статьи 2: «1) профилактика правонарушений — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, меди-цинского, педагогического, культурного, физ-культурно-спортивного и иного характера, направленных на устранение причин и условий правонарушений и их предупреждение». В нашей формулировке будут учтены положения понятия «профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, меди-

Список библиографических ссылок

цинского, педагогического, культурного, физкуль-турно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании», предусмотренного Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» [19];

2) пункт 2 статьи 2: «2) объект профилактики правонарушений — причины и условия, способствующие совершению правонарушения или облегчающие его совершение, а также лица, которые способны стать потерпевшими от правонару-правонарушения и правонарушителями»;

3) пункт 3 статьи 2: «3) правонарушение — противоправное виновное наказуемое деяние (действие или бездействие), влекущее за собой уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность (преступление, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое правонарушение), совершенное его субъектом»;

4) пункт 4 статьи 2: «4) антиобщественное поведение — систематическое совершение деяний (действий и (или) бездействий), противоречащих принятым в обществе нравственным нормам»;

5) пункт 5 статьи 2: «5) мониторинг в сфере профилактики правонарушений — система сбора, анализа, оценки данных для прогнозирования факторов, способствующих совершению правонарушений, состояния, динамики и тенденций правонарушений, а также оценки эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений»;

6) подпункт 8 пункта 2 статьи 6: «8) принятия мер, направленных на противодействие совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) одурманивающих веществ».

Предлагаемые нами изменения позволят привести специальные нормы в соответствие с общими, что будет способствовать более верному и эффективному их толкованию и правоприменению.

1. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Электронный ресурс]: проект федер. закона №421465-6 от 31 декабря 2013 г. // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (SpravkaNew)?OpenAgent&RN=421465-6&02 (дата обращения: 24.02.2014).

2. Алексеева А. П. Основные направления борьбы с молодежной наркоманией в России. // Актуальные вопросы публичного права: материалы II межрегиональной конференции молодых ученых и студентов (4 декабря 2003 г.). Екатеринбург, 2004. С. 192—194.

3. Попов В. В. О некоторых проблемах обязательности официального толкования права // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 18—24.

4. Мингес И. А. Современная правовая система России: направления развития // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 15—18.

5. О руководящих принципах и основных направлениях деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года [Электронный ресурс]: решение совещания членов Совета безопасности Российской Федерации от 29 июня 1999 г. // Совет безопасности Российской Федерации: сайт. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/sections/57 (дата обращения: 03.06.14).

6. О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования РФ № 619 от 28 февраля 2000 г. // СПС «Консультант плюс»: сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=339719 (дата обращения: 04.06.14).

7. Герцензон А. А. Вопросы методики изучения и предупреждения причин преступности. М., 1962.

8. Карпец И. И. Проблемы преступности. М., 1969.

9. Кудрявцев В. Н., Миньковский Г. М., Сахаров А. Б. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1968.

10. Аванесов Г. А. Криминология. Горький, 1977.

11. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.

12. Аврутин Ю. Е., Гилинский Я. И. Криминологический анализ преступности в регионе. Методология, методика, техника. М., 1991.

13. Габиани А. А., Гачечиладзе Р. Г. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам Грузинской ССР). Тбилиси, 1982.

14. Габиани А. А. Теоретические проблемы изучения территориальных различий преступности. Ученые записки Тартуского ГУ. Тарту, 1985.

15. Третьяков В. И., Черникова Ю. И. О комплексе специально-криминологических детерминантов «пьяной» преступности в России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. №1. С. 64—70.

16. Михайлов Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков. М., 2003.

17. Алексеева А. П. Деятельность российской полиции в оценках общественности. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 4. С. 26—33.

18. Черникова Ю. И. О необходимости применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом и наркоманией // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 75—81.

19. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.

20. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»: федер. закон от 25 октября 2006 г. № 170-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 44. Ст. 4535.

21. Щукин А. М., Бражников Д. А. О некоторых проблемах выявления и раскрытия преступлений, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов и склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3. С. 21—35.

22. Скобелин С. Ю. Юридическая природа и потенциал отсрочки отбывания наказания больным наркоманией // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 1. С. 54—61.

© Готчина Л. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.