Научная статья на тему 'Некоторые отличительные особенности в управлении малыми группами'

Некоторые отличительные особенности в управлении малыми группами Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3153
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАБОТЫ МАЛОЙ ГРУППЫ / SMALL GROUP / LIFE CYCLE OF A SMALL GROUP

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попова Мария Борисовна

В статье рассматривается такое понятие, как малая группа, отмечены причины объединения людей в малые группы. Определены количественные границы малой группы. Проведена классификация малых групп, представлены наиболее распространенные роли в группе, описан жизненный цикл работы малой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DISTINCTIVE FEATURES IN SMALL GROUP MANAGEMENT

This article deals with the notion of a small group, states the reasons for bringing people together in small groups. The quantitative limits of a small group are defined. The classification of small groups is given; the most common roles in the group are introduced, life cycle of a small group is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые отличительные особенности в управлении малыми группами»

Предпринимательская деятельность

УДК 651.01 + 159.948 ББК Ю940

НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ ГРУППАМИ

М.Б. Попова

В статье рассматривается такое понятие, как малая группа, отмечены причины объединения людей в малые группы. Определены количественные границы малой группы. Проведена классификация малых групп, представлены наиболее распространенные роли в группе, описан жизненный цикл работы малой группы.

Ключевые слова: малая группа, жизненный цикл работы малой группы.

Тема управления малыми группами на сегодняшний день является актуальной. Ученые рассматривают малые группы с точки зрения психологии или социологии и в меньшей степени как категорию управления. Сравнивая несколько предприятий, обычно анализируют экономические, финансовые, технические показатели и меньше уделяется внимания совместной деятельности членов организации. Множество эмпирических исследований показали, что малая группа как единица является более эффективной, чем индивид.

Но в управлении малой группой существуют свои особенности. Прежде дадим определение малой группе.

Малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. Численность в малых группах составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать. Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются как малые. Причина этого состоит в том, что непосредственное взаимодействие (взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которые являются отличительными чертами малой группы, проявляются со значительно меньшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек.

Малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается.

И, наконец, группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемуся окружению. Из этого следует, что далеко не все объединения численно-

стью не более двадцати человек подпадают под определение малой группы.

Проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Впервые малые группы появляются в работе Карла Густава Юнга «Психологические типы». Всего их четыре: рациональные интровертированные, рациональные экстравертированные, иррациональные интровертированные и иррациональные экстравертированные типы. Юнг достаточно подробно описывает свойства всех четырёх групп [1].

В общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Итак, возникает вопрос, почему люди объединяются в организации, а не работают сами по себе. Этот вопрос можно представить с теоретической точки зрения следующим образом: какая работа является более эффективной групповая или индивидуальная?

Ответ на этот вопрос, как показывают исследования, зависит от самой выполняемой работы, а также от ряда личностных и ситуационных факторов. Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:

- в достижении целей;

- усилении власти;

- обеспечении безопасности;

- самоуважении;

- общении;

- получении определенного статуса.

Люди объединяются в группы, чтобы чувствовать себя увереннее перед лицом трудностей. И ещё один немаловажный момент: только в группе индивид может удовлетворить свою потребность в самоуважении.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.

Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы - определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются:

- контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями;

- целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек [2, 4].

В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее неделимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

При изучении малых групп принято различать искусственные (лабораторные) группы, которые создаются для решения научных задач и естественные, создающиеся независимо от воли исследователя.

Естественные группы в свою очередь делятся на формальные и неформальные. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей

сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Еще одним признаком для классификации малых групп можно считать время существования группы. Они делятся на стабильные, существующие постоянно в течение длительного времени и временные, создающиеся для решения конкретных задач.

По степени развития малые группы делятся на слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования и высокоразвитые группы - это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д. Также можно разделить на диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями, и сплоченные группы - это группы, объединенные тесными взаимоотношениями людей.

Следующая классификация - референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях, нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которые люди реально включены и трудятся.

Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в ней существует четкое разграничение ролей. Правильное распределение обязанностей в группе является одной из составляющих успеха предприятия.

В 1957 году Р. Шиндлер выделяет следующие наиболее распространенные роли в группе, используя для обозначения греческие буква: а -альфа (лидер), в - бета (эксперт), у - гамма (рядовой), ю - омега (аутсайдер, отвергаемый), Р (противник).

- Лидер импонирует группе, побуждает ее к действиям, ведет за собой.

- Эксперт имеет специальные знания, навыки способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он рассматривает ситуацию с нескольких сторон, его поведение самокритично и рационально.

- Гамма - легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляется с лидером.

- Омега - самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных, иногда он отождествляется с про-

Предпринимательская деятельность

тивником, чем провоцирует группу. Противник, оппозиционер, активно выступает против лидера.

В целом каждая группа имеет меньший временной период существования по сравнению с организацией или подразделением.

Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис [3]. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему. Жизненный цикл малой группы состоит из пяти этапов. Его можно описать с помощью 8-образной кривой (см. рисунок). Каждый из этапов может стать последним для группы. Продолжительность жизненного цикла может быть различная, зависит от поставленных задач. Состав малой группы в течение жизненного цикла тоже может меняться.

Первая стадия развития группы - «притирка». На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует. Именно на этой стадии проявляются лидерские качества некоторых членов группы.

Вторая стадия - по терминологии авторов -«ближний бой». Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются. Каждый член группы проявляет способности для выполнения определенной работы. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согла-

сия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадия - «экспериментирование». На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия - «эффективность». Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «ко-манде-победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадия - «зрелость». На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые сведены цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвуют в планировании и принятии решений.

Мы видим, что во главе управления организацией лежит малая группа. Даже если количество членов группы превышает оптимальное в малой группе, в процессе работы такая группа разделится на несколько малых. На сегодняшний день много эмпирических исследований показали, что общий

Жизненный цикл работы группы

эффект работы малой группы превосходит суммарный эффект каждого индивида. При этом каждая малая группа имеет свой жизненный цикл, который зависит от той работы, для выполнения которой образовалась группа.

Литература

1. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг; пер. С. Лорие; под ред. В. Зелеского. -СПб.: Азбука, 2001. - 538 с.

2. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие /А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова и др.; под ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. -351 с.

3. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Фрэнсис; пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 320 с.

4. Скопылатов, И.А. Управление и диагностика персонала / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов, И.М. Машаров. - СПб.: СПбИВЭСЭП, «Знание», 2002. - 62 с.

Попова Мария Борисовна. Старший преподаватель кафедры предпринимательства и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - вопросы повышения эффективности управления персоналом. Контактный телефон: (8-351) 267-96-23.

SOME DISTINCTIVE FEATURES IN SMALL GROUP MANAGEMENT

M.B. Popova

This article deals with the notion of a small group, states the reasons for bringing people together in small groups. The quantitative limits of a small group are defined. The classification of small groups is given; the most common roles in the group are introduced, life cycle of a small group is described.

Keywords: small group, life cycle of a small group.

Maria Borisovna Popova, senior lecturer of Business and Management Department, South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: the increase in efficiency of personnel management. Contact telephone number: (8-351) 267-96-23.

Поступила в редакцию 5 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.