Результаты клннико-гигиенических исследований и экспериментальных наблюдений позволяют рекомендовать в качестве предельно допустимой в воздухе рабочей зоны концентрацию пыли БН, равную 0,1 мг/м3.
ЛИТЕРАТУРА. ЗаугольниковС. Д. ЛойтА. И. О., Ива-ницкийА. М. В кн.: Принципы предельно допустимых концентраций. М., 1970, с. 76. — У л а н о в а И. П. Там же, с. 65. — В о у 1 а п d Е. (Ed.), Modern Trends in Toxicology. New York, 1968, v. 1.—Serena A., Caryologia, 1957, v. 9, p. 377.
Поступила 28/1 1973 r.
DATA FOR SUBSTANTIATING THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF BETA-NAPHTHOL IN THE AIR OF INDUSTRIAL PREMISES
L. V. Pyatniiskaya, V. A. Volodchenko, N. M. Vasilenko, V. V. Manfanovsky,
Yu. V. Prilipsky
On the basis of experimental data and clinical-hygienic observations the maximum permissible concentration of beta-naphthol in the air of the working zone may be recommended to be set at a level of 0.1 mg/m®.
УДК 612.745.8-053:655.2
В. Н. Весе лова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НАБОРЩИКОВ МАШИННОГО НАБОРА
Институт геронтологии АМН СССР, Киев
Профессиональная деятельность наборщиков достаточно изучена (Д. А. Зильбер и И. П. Русанов; Б. В. Шафранов; Л. И. Томашевская), однако исследования их работоспособности в возрастном аспекте нам не ф
известны. Отрицательной стороной профессии наборщиков является постоянный контакт с пылью и аэрозолями свинца, вследствие чего пенсионный возраст у них сокращен на 5 лет. В связи с тенденцией к сокращению возраста наборщиков представляется целесообразным выявить степень зависимости этого явления от характера их производственной деятельности и возрастных изменений в организме.
В основе нашего исследования лежат данные, характеризующие возрастные изменения работоспособности наборщиков с учетом изменений функций зрительного анализатора, памяти и частоты сердечных сокращений в динамике рабочего дня. Под наблюдением находилось 10 лиц этой профессии в возрасте 20—29 лет и 15 лиц в возрасте 40—49 лет с производственным стажем от 3 до 10 лет и от 10 до 27 лет соответственно. При подборе лиц для физиологических исследований учитывали общее состояние их здоровья: предварительно делали выписки из заключений за последние 3 года медицинской комиссии, подвергавшей ежегодному меди-цинскому осмотру всех наборщиков с проведением клинических лаборатор-ных исследований на свинцовое носительство. Для исследований согласно заключению медицинской комиссии были отобраны практически здоровые люди, без профессиональной патологии.
Исследованиям подвергали наборщиков, набиравших текст на строкоотливных машинах — линотипах. Набор текста большинство из них осуществляют вслепую, т. е. всеми пальцами, не глядя на клавиатуру. Такой метод работы свидетельствует о высокой квалификации и помогает достичь большой производительности труда. Все обследованные нами лица выполняли установленные нормы труда.
Коэффициент естественного освещения рабочих мест, размещенных у окон, равен 5—10%, а на расстоянии 4—5 м от оконных проемов — 0,5—1 %, что ниже нормируемой величины (1,5—2%). Производственные помещения снабжены системой комбинированного освещения: общее — .
3000
1 8000
1
$ 7000
1
> 6000
1
5000
f-T-k
3 4 S Часы роботы
8
Динамика почасовой производительности труда наборщиков машинного набора различного возраста. 1 — возраст 20—29 лет; 2 — возраст 40—49 лет.
люминесцентными светильниками типа ШОД 2x40, местное — светильниками типа «Альфа» с лампами накаливания. Общее освещение создает на рабочих местах освещенность 100— 150 лк на машинописном тексте и 40—60 лк на верстатке, комбинированное — 350—400 лк на тексте и 750—1000 лк на матричной строке, что соответствует требованиям санитарных норм. Температура воздуха в цехах составляет 20—23°, относительная влажность — 40—50%. Содержание свинцовой пыли в воздухе рабочих помещений не превышает 0,001—0,0013 мг/м3 при ПДК 0,01 мг/м3.
Для характеристики особенностей трудовой деятельности наборщиков использован метод хронометража, который проводили параллельно с изучением функциональных показателей физиологических систем организма. Основная операция — набор текста — занимает 84,7—87,4% рабочего времени. При этой операции требуются постоянная фиксация взора на тексте оригинала и контроль за правильностью набора чтением набранных матриц на верстатке, что вызывает необходимость непрерывного напряжения органа зрения и связано с переадаптацией глаз ввиду неравномерности освещения на верстатке с матрицами и на тексте. Переадаптация увеличивает нагрузку зрительного анализатора, способствуя более быстрому его утомлению. Удельный вес вспомогательной работы невысок и колеблется в пределах 7,7—10,9%. Самопроизвольные перерывы отнимают 4,4—4,9% рабочего времени.
В качестве производственных показателей работоспособности изучали почасовую производительность труда — по количеству набранных знаков. Общая сумма знаков, набранных за рабочую смену, примерно одинакова в обеих обследованных нами группах и составляет 58,7 тыс. у молодых и 57,5 тыс. у наборщиков старших возрастов, однако характер изменений этого показателя в динамике рабочего дня различен. Усредненные кривые производительности труда наборщиков молодого и старшего возраста представлены на рисунке. Уровень производительности труда в первой половине рабочего дня у 40—49-летних рабочих несколько выше. После обеденного перерыва у молодых наборщиков производительность повышается, снижаясь лишь в последнему часу; у наборщиков же старших возрастов такое снижение наблюдается после 6-го часа работы. Обращает на себя внимание сниженный по сравнению с молодыми рабочими уровень производительности труда на протяжении всей второй половины рабочего дня у наборщиков старших возрастов.
Таким образом, показатели работоспособности свидетельствуют об огромном значении степени стойкого рабочего динамического стереотипа, который дает возможность наборщикам старших возрастов сохранить высокий общий уровень производительности труда, в основном в первой половине дня. Во второй половине дня они переходят к более экономному режиму: общий объем производимой работы снижается, а кривая производительности труда также характеризуется более ранним снижением. Подобная направленность изменений в работоспособности является следствием снижения резервных возможностей и более раннего утомления стареющего организма (В. В. Фролькис, и др.).
Данные хронометража и исследований производительности труда свидетельствуют о высокой плотности рабочего дня и напряженном харак-
тере труда наборщиков на строкоотливных машинах. Это подтверждается тем, что лица старших возрастов вынуждены снижать темп работы, а иногда и менять профессию. Так, в ряде исследуемых нами типографий многие наборщики старших возрастов перешли со сдельной на повременную оплату • труда, несмотря на то, что при этом снижается их заработок. Это дало им возможность продолжать работу в данной профессии с меньшей нагрузкой и затратами энергии. Наряду с этим наблюдались случаи перехода наборщиков на другие виды деятельности в пределах цеха — нормировщиками или механиками по ремонту линотипов.
В связи с тем, что основная нагрузка в процессе набора ложится на зрительный анализатор, мы считали важным выяснить состояние зрительной работоспособности у наборщиков молодого и старших возрастов. Известно, что характер трудовой деятельности влияет на старение зрительного анализатора и его функций (А. Д. Александрова), что, несомненно, отражается на состоянии его работоспособности. Функциональное состоя- «
ние зрительного анализатора мы исследовали с помощью метода устойчи-вости ясного видения по общепринятой методике. Наряду с этим изучали показатели кратковременной зрительной памяти (запоминание 12 двухзначных чисел при 30-секундной экспозиции, принятых за 100%) и частоту сердечных сокращений. Эти исследования проводили на протяжении рабочей недели 4 раза в день — в начале работы, перед обеденным перерывом, после перерыва и на последнем часу работы.
Устойчивость ясного видения снижается под влиянием зрительной работы к обеденному перерыву на 13,1% у молодых и на 19,2% у наборщиков старших возрастов. После обеденного перерыва у молодых рабочих она вновь повышается, приближаясь к исходному уровню, тогда как у наборщиков старших возрастов эта функция практически не восстанавливается. К концу рабочего дня зрительная работоспособность падает на 21,196 у молодых и на 31,4% у наборщиков старших возрастов. ф
Аналогичные изменения в процессе работы наблюдаются в показателях кратковременной зрительной памяти, однако такие изменения менее глубоки. Обращает на себя внимание более низкий уровень этого показателя у наборщиков старших возрастов на протяжении всего исследования. Сердечные сокращения несколько урежаются к концу первой и второй половины рабочего дня в обеих возрастных группах.
Результаты физиологических исследований позволяют выявить еще одну особенность изменений профессиональной работоспособности наборщиков. Одинаковая производственная нагрузка предъявляет различные требования к организму лиц молодого и старших возрастов, о чем свидетельствуют, в частности, изменения зрительной работоспособности в динамике рабочего дня. Так, более глубокие функциональные сдвиги зрительного анализатора в процессе работы у наборщиков старших возрастов, особенно к концу дня, могут быть объяснены снижением сопротивления утомлению, степень которого прямо пропорциональна продолжительности ^
нагрузки.
При сравнении динамики изменений изучаемых нами физиологических показателей на протяжении рабочего дня обнаруживается различная закономерность: после обеденного перерыва у наборщиков старших возрастов их уровень не повышается, а скорее снижается, а у молодых повышается. Иначе говоря, продолжительность обеденного перерыва оказывается недостаточной для восстановления работоспособности лиц старших возрастов вследствие возрастного замедления процессов восстановления функций.
Г. В. Фольборт, а позднее В. В. Фролькис подчеркивали, что снижение работоспособности с возрастом является результатом ослабления восстановительных процессов. 4
Выявленные нами особенности указывают на необходимость рационального режима работы наборщиков машинного набора с целью более длительного сохранения ими высокой работоспособности без перенапряжения. ф
Выводы
1. С возрастом у наборщиков возникает стойкий рабочий динамический стереотип, они переходят на более экономный режим труда.
2. Одинаковая производственная нагрузка вызывает большее напряжение физиологических систем и замедление восстановительных процессов у линотипистов старших возрастов.
3. Темп увеличения напряженности функций определяет индивидуальные возрастные границы профессиональной работоспособности наборщиков, что находит отражение в переходе их на повременную оплату труда и в смене занятий до наступления пенсионного возраста.
4. Наборщики могут быть отнесены к группе профессий, характеризующихся ранним профессиональным старением, причиной которого служит комплекс профессионально-производственной обстановки труда.
5. Особенности возрастной работоспособности линотипистов и проявления их раннего профессионального старения настоятельно выдвигают необходимость разработки гигиенических и физиологических мер профилактики этого явления.
ЛИТЕРАТУРА. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. — Зильбер Д. И., Русанов И. П. Гиг. и сан., 1948, №6, с. 20. — Т о м а ш е в с ь к а Л. I. Ф1з1ол. ж., 1969, № 6, с. 825. - Фоль-борт Г. В. Избранные труды Киев, 1962. — ФролькисВ. В. В кн.: Основы геронтологии. М., 1969, с. 50.—Фролькис В. В. Регулирование, приспособление и старение. Л., 1970.—Шафранов Б. В. В кн.: Руководство по гигиене труда. М., 1961, т. 3, с. 580.
Поступила 22/V 1972 г.
CERTAIN AGE-SPECIFIC FEATURES OF THE WORKING CAPACITY OF TYPE-SETTERS OF A TYPE-SETTING MACHINE
V. N. Veselova
The physiological indices of the working capacity of the elder group of type-setters point to occurrence of considerable shifts in visual functions and a retardation of their recovery to normal. The peculiar features of the occupational working capacity of type-setters testify to the necessity of arranging for them a rational working regimen with due regards to workers age in order to prevent early occupational aging.
УДК 814.37:677.8621-074
Канд. мед. наук 3. С. Маркова, С. А. Васильева
МИГРАЦИЯ ЛЕТУЧИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНУЮ СРЕДУ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБРАБОТАННЫХ ПРОПИТКАМИ НА ОСНОВЕ ФОРМАЛЬДЕГИДСОДЕРЖАЩИХ СМОЛ И ДРУГИХ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В условиях длительной эксплуатации текстильных и швейных изделий, обработанных синтетическими смолами и другими химическими соединениями, создается реальная возможность поступления из них токсических веществ непосредственно через кожные покровы в организм человека. В связи с этим представляло интерес проследить в динамике кинетику миграции токсических веществ из текстильных материалов, обработанных синтетическими пропитывающими растворами, в контактирующие с ними жидкие среды, а также установить интенсивность их выделения в зависимости от вида волокон, технологии обработки, состава пропитки и, в частности, количества смолы и различных добавок в ней, от степени разведения вытяжек, срока и условий хранения изделий.
Объектами изучения являлись 36 образцов неокрашенных текстильных тканей из различных целлюлозных волокон (штапель, креп, бязь,