НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
А.В. Фомин, магистрант
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-101-103
Аннотация. Своевременное исполнение принятых судебных решений представляется одной из главных задач судебной системы. Практически весь объем принудительного исполнения возлагается на судебных приставов, которые являясь активными участниками исполнительного производства, наделены большими правами. Для соблюдения законности, предотвращения нарушения прав участников исполнительного производства, немаловажное значение имеет контроль, осуществляемый внутри самой службы ФССП.
В статье изучаются правовая основа внутриведомственного контроля за деятельностью судебных приставов, его особенности, значение. Выявляются слабые стороны такой формы контроля, предлагаются пути их решения и повышения эффективности работы службы судебных приставов.
Ключевые слова: исполнительное производство, исполнительное действие, судебные приставы-исполнители, внутриведомственный контроль.
Неукоснительное соблюдение судебных решений не только содействует поднятию авторитета государственной власти, но и способствует формированию в обществе уважительного отношения к закону, к выполнению установленных обязанностей всеми слоями общества. В настоящее время своевременное исполнение судебных решений представляется одной из основных проблем судопроизводства в Российской Федерации. Именно поэтому деятельность судебных приставов имеет немаловажное значение в системе государственного управления страны, поскольку исполнительное производство представляет собой эффективный инструмент принудительного исполнения судебных решений. «Невозможно существование государства без закона, закона без судьи, и судебного решения без судебного исполнителя» [1] сказал Жак Иснар в своем вступительном слове на Х!Х Всемирном конгрессе Международного союза судебных исполнителей и с ним нельзя не согласиться.
Процессу принудительного исполнения судебных актов законодатель уделяет пристальное внимание, судебные приставы-исполнители наделены значительными полномочиями, их требования в ходе про-
ведения исполнительного производства подлежат неукоснительному исполнению [2]. В тоже время, различные нарушения законодательства, нарушения прав участников и сторон исполнительного производства со стороны судебных приставов не являются редкостью. Для исключения подобного законом об исполнительном производстве [3], другими нормативно-правовыми актами предусмотрены различные формы процессуального надзора и контроля за службой судебных приставов, которые направлены на обеспечение исполнения и соблюдения законодательства в первую очередь самими судебными приставами.
Основным инструментом контроля за деятельностью службы судебных приставов, повышения эффективности их работы является внутриведомственный контроль, который осуществляется внутри самой Федеральной службы судебных приставов. Такая форма контроля основана на существующей централизованной системе подчинения должностных лиц службы судебных приставов и призвана выявлять и устранять допущенные нарушения в службе судебных приставов на первоначальном этапе. В основе ведомственного контроля лежит мониторинг действий судебных
приставов-исполнителей со стороны вышестоящих должностных лиц службы, изучение отчетов о проделанной работе в подразделениях ФССП, проведение проверок и ревизий деятельности подразделений службы, проверок поступающих жалоб на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей и применения различных форм реагирования на выявленные нарушения и их предотвращение. Для упорядочения проведения ведомственного контроля внутри ФССП был разработан «Порядок осуществления ведомственного контроля» [4]. В соответствии с утвержденным порядком Главный судебный пристав РФ осуществляет общее руководство службой судебных приставов. В пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения по организации работы службы, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности (статья 8 118-ФЗ) [2]. Главный судебный пристав субъекта РФ, в рамках своих полномочий образует подразделения судебных приставов, координирует работу вверенных ему подразделений. Рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности (статья 9 118-ФЗ) [2]. Организацию работы структурного подразделения ФССП, непосредственный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей осуществляет старший судебный пристав -руководитель структурного подразделения. В его полномочия входит организация и контроль вверенного ему подразделения, координация действий судебных приставов в ходе проведения ими исполнительных мероприятий, утверждение некоторых постановлений судебных приставов, рассмотрение поданных жалоб (статья 10 118-ФЗ) [2]. В случае несогласия с действиями судебного пристава-исполнителя, стороне, участнику исполнительного производства следует обжаловать его действия в порядке подчиненности (статья 123 229-ФЗ) [3]. Жалобу необходимо направлять непосредственному руководителю подразделения ФССП, в подчинении которого находиться судебный пристав, чьи действия обжалу-
ются. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена в течении 10 дней (статья 126 229-ФЗ) [3]. Отказ в рассмотрении поданной жалобы может служить поводом для обращения в вышестоящее подразделение - управление ФССП и так далее, вплоть до обращения к Главному судебному приставу РФ.
Казалось бы, в настоящее время была сформирована действенная, работающая система ведомственного контроля за действиями судебных приставов, препятствующая нарушению законодательства, прав и интересов участников исполнительного производства. Но практика показывает другое, судебные приставы-исполнители в процессе проведения исполнительного производства достаточно часто допускают различные нарушения, поданные жалобы непосредственному руководителю - старшему судебному приставу либо остаются без рассмотрения, либо ответ предоставляется не по существу поданной жалобы. Обращение в вышестоящее структурное подразделение ФССП с жалобой в порядке подчиненности, как правило, приводит к тому, что жалоба перенаправляется на рассмотрение в то же самое структурное подразделение, где было отказано в ее рассмотрении и результат остается прежним. Для исключения подобных случаев, на наш взгляд, необходимо в статью 123 Закона 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» внести изменения и добавить: «Должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу в порядке подчиненности, на действия (бездействия) должностного лица нижестоящего структурного подразделения службы рассматривает ее самостоятельно по существу заявленного требования». Подобное изменение сможет оказать положительное влияние на сокращение количества возможных нарушений судебными приставами в ходе проведения исполнительных производств, что не сможет не сказаться на эффективности работы всей службы в целом и как следствие на работе всей судебной системы.
Библиографический список
1. Вступительное слово на XIX Всемирном конгрессе Международного союза судебных исполнителей «Гармонизация исполнительного производства в сфере правосудия без границ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/rn/artides/view/ (дата обращения: 24.03.2022)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15281/ (дата обращения 22.03.2022)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/ (дата обращения 22.03.2022)
4. Приказ Минюста России от 06.03.2020 № 35 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» (зарег. 13.03.2020 № 57737). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fssp.gov.ru/2682557/ (дата обращения 24.03.2022)
5. Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве. - М.: Проспект, 2018. -272 с.
SOME FEATURES OF INTRADEPARTMENTAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF BAILIFFS DURING ENFORCEMENT PROCEEDINGS
A.V. Fomin, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The timely execution of adopted court decisions seems to be one of the main tasks of the judicial system. Almost the entire volume of enforcement is entrusted to bailiffs who, as active participants in the enforcement process, are endowed with significant rights and powers. In order to comply with the law and to prevent violations of the rights of participants in the enforcement procedure, the control exercised within the FSSP service itself is of great importance. The article studies the legal basis of intraministerial control over the activities of a bailiff, its characteristics, importance. Weaknesses of this form of control are identified, ways to solve them and improve the efficiency of the bailiff service are proposed.
Keywords: enforcement proceedings, enforcement action, bailiffs, internal control.