Научная статья на тему 'Некоторые особенности визуализации учебной информации'

Некоторые особенности визуализации учебной информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
952
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ижденева Ирина Вальтеровна

В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности визуализации учебной информации»



SCIENCE TIME

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ижденева Ирина Вальтеровна, Филиал Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев

E-mail: igdeneva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.

Ключевые слова: учебная информация, визуализация, восприятие, визуализация информации, визуализация знаний.

Современное образование предъявляет особые требования к протеканию учебного процесса, направленные на его интенсификацию, эффективность, результативность. Информационная революция последних десятилетий детерминирована на достижениях когнитивной психологии конца XX века. В ней были проведены экспериментальные доказательства того, что зрительная память на сложный осмысленный материал практически не имеет границ в отличии от памяти на последовательность слов или цепочки абстрактных символов.

Эффективность успешного распознавания зрительных образов легла в основу новых принципов взаимодействия человека и компьютерных программных средств посредством использования графического интерфейса. В наше время работу с компьютером и программным обеспечением, основанным на задействовании ресурсов зрительной памяти графическим интерфейсом без труда осваивают как дети, так и пожилые люди, не говоря уже о школьниках и студентах([Величковский, 2008).

А.Г.Барышкин и Н.А.Резник выделяют визуальное восприятие информации как ведущее в работе с компьютерными средствами. Они определяют важной задачей в организации учебного процесса анализ и учет свойств и базовых характеристик визуальной информации. Большое внимание в их исследовании уделяется особенностям восприятия визуальной информации с экрана монитора

При условии использования средств информационных и

[2].

коммуникационных технологий в учебном процессе вербализация учебной информации характеризуется слабой эмоциональной окраской в отличии от визуального представления.

Существует различие между визуализацией информации и визуализацией знаний. Цель визуализации информации - представление абстрактных данных (диаграмм, графиков BD-моделей) посредством применения компьютерных технологий. Визуализация знаний - комплекс графических элементов и связей между ними, направленный на передачу знаний от эксперта к человеку, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания

[4].

Значение визуализации учебной информации по дисциплинам информатической направленности представляется достаточно важным, особенно если учитывать число разнообразных программных продуктов, предназначенных именно для этого. Помимо средств создания мультимедийных презентаций (Impress, Power Point и т.д.) существуют и другие, более интересные, сложные, операциональные и наглядные (например англоязычные ресурсы Prezi.com, mindmeister.com, mindomo.com, mind42.com). Иногда бывает нелегко сформировать образ некоторого понятия информатики без использования средств визуализации.

При этом необходимо учитывать характеристики визуализации учебной информации:

- краткость и сжатость представления информации;

- достоверность представления структуры информации, ее системности, выделение элементарных составляющих;

- выделение существенных признаков образов;

- ориентация на возможности обучаемого в восприятии визуальной информации.

Выделим условия формирования визуальной информации направленные на обеспечение адекватного восприятия ее объектов и соответствующих связей между ними. Базовым свойством является простота, которая определяется посредством структурных условий, делающих зрительно воспринимаемую модель простой, элементарной, незатейливой и должна способствовать устранению малозначащих деталей. Другая существенная сторона - это очертания объекта визуальной информации, позволяющие обучающемуся провести первичную декомпозицию с целью последующего анализа. Это свойство является очень важным при изучении сетевых технологий, моделирования и т.п. Форма объектов визуальной информации обладает высокой степенью влияния на возникновение и становление зрительного образа. Все без исключения современные компьютерные средства обладают мощными резервами по составлению формы объектов и должны использоваться как можно

шире в процессе обучения. Свет и цвет дают возможность выделения некоторых сторон объекта или их сопоставления, а также необходимы для акцентирования восприятия. Свойство пространства позволяет определить контекст, в котором находятся составляющие визуальную информацию объекты. А движение дает возможность показать изменение визуальной информации во времени и пространстве. Для его организации можно использовать статистические и динамические приемы, такие, например, как создание анимированных объектов.

Д.А.Бархатова при разработке методики визуализированного обучения информатике студентов-бакалавров, определяет такие приемы и методы визуализации учебной информации как дизайнерские приемы оформления текста; структурирование информации в форме «дерева», «здания», «таблицы», «формализованной блок-схемы», «ментальной карты»; сворачивание информации; использование графических двумерных и трехмерных изображений [1].

Принцип визуализации учебной информации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы.

Литература:

1. Бархатова Д.А. Методика визуализированного обучения педагогов-бакалавров профиля «информатика» дисциплинам предметной подготовки дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Д. А.Бархатова. - Красноярск, 2011. - 123 с.

2. Барышкин А.Г., Резник Н.А. Основные параметры визуализации учебной информации / А.Г.Барышкин, Н.А.Резник // Компьютерные инструменты в образовании. - 2005. - №3. - С.38-44.

3. Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитив.наук / [отв. ред. Б.М. Величковский, В.Д. Соловьев]. - М: Наука, 2008. - 293 с. - (Информатика: неограниченные возможности и возможные ограничения).

4. Магалашвили В.Г. Ориентированная на цели визуализация знаний / В. Г. Магалашвили, В. Н. Бодров // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» Educational Technology & Society. -2008. - 11(1) 2008. - V.11. - №1 - С.420-433. [Электронный ресурс]. - URL: http://ifets.ieee.org/ rus-sian/ depository /vl lil/html/l 1 .htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.