SCIENCE TIME
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ижденева Ирина Вальтеровна, Филиал Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев
E-mail: igdeneva@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.
Ключевые слова: учебная информация, визуализация, восприятие, визуализация информации, визуализация знаний.
Современное образование предъявляет особые требования к протеканию учебного процесса, направленные на его интенсификацию, эффективность, результативность. Информационная революция последних десятилетий детерминирована на достижениях когнитивной психологии конца XX века. В ней были проведены экспериментальные доказательства того, что зрительная память на сложный осмысленный материал практически не имеет границ в отличии от памяти на последовательность слов или цепочки абстрактных символов.
Эффективность успешного распознавания зрительных образов легла в основу новых принципов взаимодействия человека и компьютерных программных средств посредством использования графического интерфейса. В наше время работу с компьютером и программным обеспечением, основанным на задействовании ресурсов зрительной памяти графическим интерфейсом без труда осваивают как дети, так и пожилые люди, не говоря уже о школьниках и студентах([Величковский, 2008).
А.Г.Барышкин и Н.А.Резник выделяют визуальное восприятие информации как ведущее в работе с компьютерными средствами. Они определяют важной задачей в организации учебного процесса анализ и учет свойств и базовых характеристик визуальной информации. Большое внимание в их исследовании уделяется особенностям восприятия визуальной информации с экрана монитора
При условии использования средств информационных и
[2].
коммуникационных технологий в учебном процессе вербализация учебной информации характеризуется слабой эмоциональной окраской в отличии от визуального представления.
Существует различие между визуализацией информации и визуализацией знаний. Цель визуализации информации - представление абстрактных данных (диаграмм, графиков BD-моделей) посредством применения компьютерных технологий. Визуализация знаний - комплекс графических элементов и связей между ними, направленный на передачу знаний от эксперта к человеку, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания
[4].
Значение визуализации учебной информации по дисциплинам информатической направленности представляется достаточно важным, особенно если учитывать число разнообразных программных продуктов, предназначенных именно для этого. Помимо средств создания мультимедийных презентаций (Impress, Power Point и т.д.) существуют и другие, более интересные, сложные, операциональные и наглядные (например англоязычные ресурсы Prezi.com, mindmeister.com, mindomo.com, mind42.com). Иногда бывает нелегко сформировать образ некоторого понятия информатики без использования средств визуализации.
При этом необходимо учитывать характеристики визуализации учебной информации:
- краткость и сжатость представления информации;
- достоверность представления структуры информации, ее системности, выделение элементарных составляющих;
- выделение существенных признаков образов;
- ориентация на возможности обучаемого в восприятии визуальной информации.
Выделим условия формирования визуальной информации направленные на обеспечение адекватного восприятия ее объектов и соответствующих связей между ними. Базовым свойством является простота, которая определяется посредством структурных условий, делающих зрительно воспринимаемую модель простой, элементарной, незатейливой и должна способствовать устранению малозначащих деталей. Другая существенная сторона - это очертания объекта визуальной информации, позволяющие обучающемуся провести первичную декомпозицию с целью последующего анализа. Это свойство является очень важным при изучении сетевых технологий, моделирования и т.п. Форма объектов визуальной информации обладает высокой степенью влияния на возникновение и становление зрительного образа. Все без исключения современные компьютерные средства обладают мощными резервами по составлению формы объектов и должны использоваться как можно
шире в процессе обучения. Свет и цвет дают возможность выделения некоторых сторон объекта или их сопоставления, а также необходимы для акцентирования восприятия. Свойство пространства позволяет определить контекст, в котором находятся составляющие визуальную информацию объекты. А движение дает возможность показать изменение визуальной информации во времени и пространстве. Для его организации можно использовать статистические и динамические приемы, такие, например, как создание анимированных объектов.
Д.А.Бархатова при разработке методики визуализированного обучения информатике студентов-бакалавров, определяет такие приемы и методы визуализации учебной информации как дизайнерские приемы оформления текста; структурирование информации в форме «дерева», «здания», «таблицы», «формализованной блок-схемы», «ментальной карты»; сворачивание информации; использование графических двумерных и трехмерных изображений [1].
Принцип визуализации учебной информации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы.
Литература:
1. Бархатова Д.А. Методика визуализированного обучения педагогов-бакалавров профиля «информатика» дисциплинам предметной подготовки дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Д. А.Бархатова. - Красноярск, 2011. - 123 с.
2. Барышкин А.Г., Резник Н.А. Основные параметры визуализации учебной информации / А.Г.Барышкин, Н.А.Резник // Компьютерные инструменты в образовании. - 2005. - №3. - С.38-44.
3. Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитив.наук / [отв. ред. Б.М. Величковский, В.Д. Соловьев]. - М: Наука, 2008. - 293 с. - (Информатика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
4. Магалашвили В.Г. Ориентированная на цели визуализация знаний / В. Г. Магалашвили, В. Н. Бодров // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» Educational Technology & Society. -2008. - 11(1) 2008. - V.11. - №1 - С.420-433. [Электронный ресурс]. - URL: http://ifets.ieee.org/ rus-sian/ depository /vl lil/html/l 1 .htm