Научная статья на тему 'Некоторые особенности управления качеством ремонта грузоподъемных кранов'

Некоторые особенности управления качеством ремонта грузоподъемных кранов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кирасиров Олег Михайлович

В статье рассмотрены вопросы организации управления качеством краноремонтного производства в условиях рыночных отношений. Предложены пути повышения качества ремонтных работ, начиная со стадии приемки-сдачи оборудования в ремонт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности управления качеством ремонта грузоподъемных кранов»

Библиографический список

1. Бельков В.Н., Иванов A.A.., Келекеев Р.В.,ЛаншаковВ.Л., Назарова М.Е, Зенитная пусковая установка. Патент на полезную модель № 42646. Опубл. в бюл. № 34,2004.

2. Бельков В.Н., Иванов A.A.., Келекеев Р.В., Ланшаков В.Л., Назарова М.Е. Зенитная пусковая установка. Патент на полезную модель № 43351. Опубл. в бюл. № 1,2005.

3. Бельков В.Н., Келекеев Р.В., Ланшаков В.Л., Порогин C.B., Царицинский М.П. Зенитная пусковая установка. Патент на полезную модель N» 46344. Опубл 27.06.2005 в бюл. № 18.

4. Бельков В.Н., Келекеев Р.В., Ланшаков В.Л., Порогин C.B., Царицинский М.П. Зенитная пусковаяустановка. Патент на полезную модель № 46842. Опубл. 27.07.2005 в бюл. №21.

5. Ланшаков В.Л. Структурно-элементное моделирование распространения обратного потока, образующегося при взаимодействии струй с преградами / Омский гос. техн. ун-т. — Омск, 2000. — 12с.: Деп. В ВИНИТИ 30.03.00, №851 -800.

6. Бельков В.Н., Карпеченко А.Г., Келекеев Р.В., Белицкий В Д., Ланшаков В.Л. Исследование воздействия сверхзвуковых неизобарических струй на наклонные преграды. // Омский научный вестник. - Омск, 2004. №3(28). - С. 98-101.

7. Бельков В.Н„ Белицкий В.Д., Келекеев Р.В., Ланшаков В.Л. Физико-математическое моделирование воздействия сверхзвуко-

вых неизобарических струй на наклонные преграды. Мат. секции «Аэрогидродинамика итеплообмен» XXIV Российской школы по проблемам науки и технологий. - Миасс,2004. - С. 34-36.

8. БирюковГ.П., БутА.Б., ХотулевВ.А., ШиловЛ.А.Особенности отработки газодинамики старта ракеты — носителя «Зенит» и использование полученных результатов в рамках проекта «Морской старт» и разрабатываемых перспективных проектов: Ж. «Космонавтика и ракетостроение», № 2(35), 2004. — С. 55-62.

9. БандиБ. Методы оптимизации,-М.: Радио и связь, 1988 -128 с.

10. Реклейтис Г., Рейвиндран А, Рэгсдел К. Оптимизация в технике: В 2-х кн. Кн. 1. Пер.с англ.-М.: Мир, 1986. - 300с.

БЕЛЬКОВ Валентин Николаевич, кандидат технических наук, профессор, декан аэрокосмического факультета.

ЛАНШАКОВ Владимир Лазаревич, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация, сертификация». ХОДОРЕВА Елена Викторовна, студентка 6 курса аэрокосмического факультета.

УДК 65.018: [629 114.4] Q. М. КИРАСИРОВ

Омский государственный аграрный университет

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ_

В статье рассмотрены вопросы организации управления качеством краноремонтного производства в условиях рыночных отношений. Предложены пути повышения качества ремонтных работ, начиная со стадии приемки-сдачи оборудования в ремонт.

Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества при её разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемое путём систематического контроля качества на всех этапах производства и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции 11 ].

Эксплуатация грузоподъёмных кранов (ГПК) различного технологического назначения как ремонтируемых объектов включает использование по прямому назначению, техническое обслуживания (ТО) и текущие (эксплуатационные) ремонты. Кроме этого, отдельные агрегаты, узлы и детали кранов проходят капитальный ремонт, а для автомобильных кранов и кранов на самоходных шасси все вышеперечисленное касается и «базовой» машины. Поэтому при всех видах ТО и ремонта как отдельных деталей, так и ГПК в целом должен быть установлен уровень качества ремонта, определены условия и факторы, влияющие на него, и организовано поддержание заданного уровня качества.

Качеством продукции ремонтного производства ГПК следует считать совокупность свойств, обусловливающих соответствие ГПК их назначению.

Уровень качества продукции — характеристика относительная, основанная на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Уровень качества ГПК оценивается с помощью показателей качества, которые являются количественными характеристиками свойств ГПК и должны рассматриваться применительно к определённым условиям проведения ремонтных работ и эксплуатации грузоподъёмных кранов. Пока-затели качества ремонтного предприятия имеют некоторые особенности. Для нового изделия они предусматривают количественную характеристику таких свойств выпускаемой продукции, входящих в состав её качества, как технологический уровень или конструктивное совершенство (экономичность, грузоподъёмность, эстетика и т.д.). Для продукции ремонтного производства показатели качества должны количественно характеризовать только те свойства изделия, которые могут изменяться в результате воздействия факторов производственного процесса и т.д. ремонта (безотказность, грузоподъёмность, долговечность).

Эффективность эксплуатации автомобильного ГПК зависит от многих факторов. Надо отметить, что качество ремонта крана и качество отремонтированного крана - понятия различные. Если качество от-ремонтрованного ГПК - это качество продукции ремонтного производства, зависящее от многих факторов (качество ремонта, технического уровня модели ГПК, его шасси, качества обменного ремонтного фонда и т.д.), то качество ремонта можно определить как качество производственного процесса ремонтного производства. Качество и обусловливается всей совокупностью организационных, технологических, экономических, социальных и рыночных факторов кра-норемонтного производства (КПР).

В первую очередь к ним необходимо отнести производственную мощность ремонтного производства, его организационную структуру, качество оборудования, приспособлений и инструмента, стабильность технологических процессов, качество обменного ремонтного фонда, комплектующих изделий и запасных частей, нормативной документации, организацию контроля качества изготовляемой продукции, систему оплаты труда, нормирование, классификацию рабочих, инженерно-технических работников и служащих, наличие на предприятии сертификатов соответствия качества продукции (ГПК) и производственных процессов. Таким образом, система управления качеством продукции. КРП должны охватывать максимальное число факторов, обуславливающих качество ремонта. Эти факторы являются объектами управления, поскольку целенаправленное воздействие на них обеспечивает необходимый уровень качества процессов ремонта на предприятии. Основными объектами управления являются: технологические, организационные, экономические, социальные, технической эстетики и БЖД. Технологические факторы включают в себя состояние нормативно-технической документации (полноту и качество) , технологическую структуру самого производства, качество технологического оборудования, приспособлений и инструмента, качество отдельных производственных процессов, дефектацию узлов и деталей, качество восстановления деталей, стабильность вспомогательных технологических процессов, качество запасных частей обменного фонда и расходных материалов, методы и средства контроля качества.

Организационные факторы включают в себя производственную структуру ремонтного предприятия и его подразделений, уровень специализации отдельных участков, организационную структуру предприятия и его подразделений, организацию контроля качества, организацию материально-технического снабжения, организацию вспомогательных процессов, таких, как обслуживание и ремонт оборудования, транспортные процессы и т.д. Экономические факторы и технико-экономические показатели (себестоимость, рентабельность, прибыль, объёмы производства), различные формы оплаты труда, уровень оплаты труда, система стимулирования труда. Социальные факторы включают в себя подбор, обучение и расстановку кадров, трудовую дисциплину от первого руководителя до рядового исполнителя на каждом рабочем месте, организация отдыха и моральное стимулирование за высокое качество работ.

Качество ремонта ГПК можно определить как совокупность свойств производственного процесса ремонта, от которых зависит соответствие этого процесса и его результатов (отремонтированных ГПК) уста-I новленным требованиям. Поэтому система управле-

ния качеством продукции ремонта ГПК должна сводиться к управлению качеством ремонта. При этом влияние на «сторонние» по отношению к ремонтному производству факторы — качество ремонтного фонда, качество запасных частей и расходных материалов - осуществляется путём организации входного контроля, оценки уровня входного качества, её анализа и принятия соответствующих решений.

Требования краноремонтного производства должны также оказывать влияние на качество конструкций ремонтируемых кранов, особенно на такое их свойство, как ремонтопригодность, и на качество изготовления кранов накраностроительных заводах. Такое влияние осуществляется путём организации на ремонтных предприятиях исследований, сбора и анализа соответствующей информации, получаемой в процессе ремонта. В качестве примера можно привести производственные связи таких предприятий, как ОАО «Павлодарский машиностроительный завод» - как производитель кранов различного назначения, так и краноремонтное оборудование [2], Челябинский машиностроительный завод, краностро-ительное предприятие (г. Иваново).

Управление качеством продукции краноремонт-ных предприятий должно являться как бы продолжением управления качеством данной продукции вообще. Поэтому при разработке системы управления качеством ремонта ГПК следует использовать имеющиеся системы и опыт управления качеством продукции предприятий краностроителъной отрасли.

Система управления качеством ремонта ГПК на ремонтных предприятиях (ремонтных краностро-ительных предприятий) — это комплекс мероприятий, обеспечивающих заданный уровень качества продукции на различных этапах производства.

Управление качеством ремонта ГПК должно быть научно обоснованным и учитывать как объективные законы, так и специфические особенности и реальные условия краноремонтного производства. Научные основы управления качеством ремонта ГПК должна базироваться на теории управления, науке о качестве промышленной продукции и теории ремонта. Важной предпосылкой к разработке систем управления качеством ремонта ГПК являются государственные стандарты, устанавливающие основные критерии качества, методы определения уровня качества продукции, методы контроля качества и т.д. Немаловажную роль играют Международные стандарты качества серии ИСО 9001-2001 года и нормативные документы Госгортехнадзора России. Создание научных основ управления качеством ремонта ГПК является весьма актуальной задачей.

Поскольку управление качеством продукции осуществляется на всех стадиях его формирования, для обеспечения качества на каждой стадии должны использоваться различные методы. Наиболее приемлемой системой управления качеством является система с обратной связью, Объектами управления в системе с обратной связью является управляемые процессы, влияющие на качество ремонтируемых ГПК и их комплектующих частей, т.е. процессы управления качеством. Такими процессами в краноремон-тном производстве могут быть, например, отдельные операции технологических процессов ремонтного производства, процессы сбора, передачи, обработки и анализа информации о процессах управления качеством, процессы контроля качества продукции ремонтного производства, выработка управляющих воздействий и разработка программ управления качеством ремонтных работ.

Управляющие органы в данном процессе — это структурные подразделения ремонтного предприятия или отдельного производства в общей структуре предприятия, для которого ремонтное производство не является основным и должностные лица, вырабатывающие управляющие воздействия (решения, команды). Выработка управляющих воздействий производится на основе сравнения информации, поступающей от объекта управления в соответствии с заданной программой.

Сама программа — это источник внешней информации, содержащей численные значения параметров или показателей. Для процессов управления качеством продукции ремонта кранов такими программами могут быть требования технических условий, чертежей, руководящих документов на данную продукцию, стандартов, значения заданных показателей качества.

Система управления качеством состоит из множества элементов управления различной сложности.

Организационной основой системы управления качеством ремонта ГПК является поэтапное планирование и внедрение организационных и технологических мероприятий на предприятии, конструкторских и технологических разработок, опытных и исследовательских работ, проводимых при участии отделов, служб и цехов предприятия, всего коллектива и направленных на увеличение послеремонтного (межремонтного) ресурса ГПК. В краткой форме это излагается в политике предприятия в области качества предлагаемых заказчику услуг (товаров). Основными мероприятиями по увеличению ресурса ГПК является совершенствование технологических процессов в рамках действующих ТУ, РД и других документов на ремонт ГПК. Совершенствование технологии производства предусматривает, в первую очередь, улучшение качества технической приёмки поступающих в ремонт ГПК. Примером может служить опыт Крано-ремонтного производства Павлодарского машиностроительного завода. Так, заказчику предлагалась двухступенчатая схема проведения ремонтных работ: на первой стадии, поступивших в ремонт кран проходил моечные операции и частичную разборку на агрегаты и узлы с целью определения скрытых дефектов, а затем уже составлялась полная дефектная ведомость и определялась окончательная стоимость ремонтных работ. Если в силу финансовых затруднений заказчик отказывался от ремонта, то разобранный кран собирался без проведения восстановительных операций и возвращался заказчику в состоянии первоначального поступления на ремонтное производство (после оплаты предварительных работ).

Усовершенствование процессов разборки ГПК и его агрегатов на более мелкие узлы, а те, в свою очередь, на детали; механизацию разборочных операций; внедрение технологических операций, исключающих возможность повреждения деталей во время их хранения и транспортировки внутри ремонтного предприятиях; повышение качества очистных и моечных операций с обеспечением заданной степени очистки поверхностей деталей от всех видов загрязнений; применения более эффективных моющих средств; введение прогрессивных методов контроля за качеством очистки; применение совершенных методом диагностирования деталей и т.п. обеспечивает повышение качества деталей, поступающих на сборку. Немаловажную роль имеет применение передовых технологий проведения восстановительных работ отдельных деталей, имеющих устранимые де-

фекты, особенно это касается базовых деталей как отдельных узлов, так и ГПК в целом.

Технические основы системы управления качеством ремонтного производства закладываются в мероприятия по непрерывному совершенствованию ремонта. К таким мероприятиям в первую очередь относятся разработка и внедрение прогрессивных технологических процессов, механизация и автоматизация как основных, так и вспомогательных процессов, применение совершенного оборудования и средств технологического оснащения, использования материалов, прошедших 100% входной контроль. Важное значение имеют унификация и стандартизация технологических процессов и технологической оснастки. При их разработке необходимо использовать достижения науки и техники в области ремонтных технологий, непрерывного совершенствования технологической готовности предприятия к внедрению комплекса стандартов, включая и стандарты серии ИСО 9001-2001 года. Постоянно необходимо расширять номенклатуру ремонтируемых узлов и деталей, следя за их модификацией на заводах-производителях. Неотъемлемым условием совершенствования крано-ремонтного производства является постоянное совершенствование испытательной базы предприятия с соблюдением всех требований ТУ, РД и документов Госгортехнадзора.

Важное значение для качества ремонта ГП К имеет технический уровень слесарно-разборочных работ. Основным направлением их совершенствования является механизация, т.е. оснащение рабочих мест механизированным инструментом, специальными стендами, подъемными устройствами и т.п. С целью улучшения организации и повышения качества ремонтного производства и сохранности деталей следует применять специализированные контейнеры для укладки деталей по их принадлежности к ремонтируемым узлам и агрегатам. Контейнера при этом должны иметь не только соответствующие надписи, но и быть окрашены в различные цвета. Например, для годных деталей — зеленый цвет, для деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении, — желтый, а для деталей, подлежащих списанию, — красный. «Красный» контейнер должен быть изготовлен таким образом, чтобы детали, находящиеся в нем, не могли попасть на производство. На детали из красного контейнера должен быть составлен акт выбраковки.

Успешное функционирование системы управления качеством ремонтных работ зависит от сложного комплекса взаимосвязанных работ, которые охватывают все стороны деятельности предприятия. Особое значение имеет четкое исполнение функций по управлению качеством ремонта всеми подразделениями предприятия и каждым исполнителем в отдельности. Для оценки и стимулирования деятельности коллектива предприятия могут быть использованы разнообразные системы стимулирования бездефектного труда. На краноремонтном производстве Павлодарского машиностроительного завода была введена балльная система творческого участия й производственном процессе с использованием коэффициента творческого участия каждого работника на конечный результат (КТУ).

Контроль и анализ работы подразделений по КТУ осуществляли руководителя производства подекадно — на днях качества. При оценке качества работы подразделений должны присутствовать руководители этих подразделений, начальники служб и отделов. Ведёт дни качества - директор по качеству или техни-

ческий директор предприятия. При этом рассматриваются различные вопросы: сдача продукции ОТК с первого предъявления, возврат деталей, причины, анализ входящего контроля, нарушение технологической дисциплины, ход выполнения организационно-технических, административных, мероприятий, направленных на улучшение качества, анализ поступивших рекламаций и претензий (если таковые имеются) , а также и другие вопросы, связанные с качеством продукции и производства.

В настоящее время на многих предприятиях ведётся работа по формированию современной системы менеджмента качества как составного компонента сис-темы управления предприятием в соответствии с установленными [3]. Только на тех предприятиях возможно уверенно говорить о качестве в целом, на которых либо решены или находятся в стадии решения такие задачи, как:

1. Обучение руководителей и сотрудников предприятия основам систем управления качеством по ИСО 9001 с целью их внедрения на производстве;

2. Создание на предприятиях документированной системы качества, в которой прописаны все процедуры деятельности предприятия;

3. Создание на предприятии службы качества, её эффективной деятельности по сертификации системы качества предприятия.

Библиографический список

1. Разин Ю.А., Борисенко Г.Н. Управление качеством продукции авторемонтного предприятия. — Киев: «Техника», 1978.— 144 с.

2. Кирасиров О.М. Внедрение инновационныхтехнологий при организации ремонтного производства //Материалы III Международного технологического конгресса «Военнаятехкика, вооружение и технология двойного применения. — Ч. 1. — С. 146-147;

3. Гаврилов H.H..ПогудинЕ.В. Система управления качеством: от КСУКП к ИСО 9000//Строителъные идорожные машины,2002. - С.27-28.

КИРАСИРОВ Олег Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии машиностроения и технического сервиса.

УДК 531 66:62-272 Б> н СТИХ АНОВСКИЙ

Омский государственный технический университет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПУСТИМЫХ СКОРОСТЕЙ УДАРА ВИТКОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПРУЖИНЫ СЖАТИЯ_

В статье определены допустимые скорости соударения витков пружины при упругих и упругопластических деформациях в контактной зоне их взаимодействия. При этом, в отличие от известных расчетов пружин, учтена энергия сжатия витков при ударе.

Пружина — важнейшая деталь в машинах, механизмах и приборах. Они необходимы для создания заданных сил и моментов, замыкания элементов узлов, выполнения роли двигателя на основе аккумулирования энергии, вибрационной и ударной изоляции, измерения сил в приборах по упругим деформациям идр.

Обычный расчет пружины не предусматривает соударения витков. Однако в тех случаях, когда допустимы большие ускорения деталей, соединенных пружиной, можно заметно снизить габариты последней. Учитывая, что выпускаются цилиндрические пружины сжатия миллиардами штук в год, снижение их веса и размеров является весьма важной задачей.

В работе [ 1 ] предложен инженерный метод определения контактных напряжений в цилиндрических пружинах, работающих с соударением витков. Однако в приведенных расчетах не учтено, что согласно теореме Карно только «потерянная» часть кинетической энергии переходит во внутреннюю, а оставшаяся кинетическая энергия после удара двух масс или используется полезно при последующих циклах, или гасится демпфирующими устройствами.

В данной работе впервые получены зависимости геометрических и прочностных характеристик пружины сжатия от допускаемой скорости соударения

витков для упругих и пластических деформаций в зоне контакта, см. соответственно формулы (10) и (17). Общая энергия, поглощаемая пружиной, равна

= + (1)

I- С(Л2тах — Я, )

где Есж =--—с - жесткость пружины,

Ллах — максимальная деформация всей пружины от свободного состояния до соприкосновения витков; \ — начальное поджатие витков; Еуд — энергия деформации витков в процессе их удара друг с другом.

Наибольшее контактное напряжение между витками пружины, [2]:

-I I 2РЕ

<Гт~ я\(И)(\-р2У (2)

где Р — максимальная сила давления между витками пружины; пО — длина контакта одного витка пружины; имеющий с! — диаметр проволоки, а Б — диаметр витка пружины, Е и м — модуль упругости и коэффициент Пуассона.

Энергия деформации каждой пары витков; г 1 Еуд. = \ P-da . Учитывая, что по Герцу [3] Р-к, -а2,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.