УДК 37.032:159.924
В. В. Бушуева, А. Н. Лощилин, Е. А. Тихомирова
Бушуева В. В., кандидат философских наук; доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н. Э. Баумана; e-mail: vbysh2008@rambler.ru Лощилин А. Н., доктор философских наук;
профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: anl888@mail.ru
Тихомирова Е. А, старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: t_ea@list.ru
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье обоснована актуальность исследования особенностей творческой личности. Показана необходимость трех основных условий для творческой деятельности, подчеркивается их конкретно-исторический характер и взаимосвязь. Приведен анализ различных характеристик творческой личности. Отмечено значение мотивации в исследовательской деятельности. Рассматриваются основные трудности и противоречия в исследовании процесса творчества.
Ключевые слова: творчество; личность; основные факторы; преждевременные открытия; запоздалые; одновременные; психологические условия; основные черты творческой личности; мотивация; талант.
V. V. Bushueva, A. N. Loschilin, E. A. Tikhomirova
Bushueva V. V., PhD (Philosophy), Associate Professor of the Department of Philosophy of Bauman MSTU. E-mail: vbysh2008@rambler.ru
Loschilin A. N., doctor of Philosophy (dr. habil.), professor of the department of Philosophy, MSLU; e-mail: anl888@mail.ru
Tikhomirova E. A., Senior Lecturer of the department of Linguistics and Professional communication in Political Sciences, iiR and SPS, MSLU; e-mail: t_ea@list.ru
some features of creative personality
The research work proves the relevance of studying the features of creative personality and points out the necessity of three main conditions for creative activity. The authors emphasize their historical character and interrelation. The article presents the analysis of the creative personality's various characteristics and proves the significance of motivation in research. The main difficulties and contradictions in
the research of the creative process are analyzed. The final part of the work is devoted to conclusions and recommendations.
Key words: creativity; personality; main factors; premature discoveries; delayed; simultaneous; psychological conditions; main features of the creative personality; motivation; talent.
Введение
В настоящее время творческая деятельность становится объектом пристального внимания исследователей различных сфер деятельности - философов, психологов, социологов, представителей естественно-научных и технических областей. Центральное место занимает творческая личность, так как ее роль постоянно возрастает. Во всех сферах деятельности социальный заказ направлен именно на творческих специалистов. Научно-технический прогресс зависит от творческой деятельности ученых.
Этому вопросу уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной практике [Boirel Rene 1961]. В частности, в зарубежных университетах тщательно анализируется потенциал творческих возможностей студентов, с ними проводятся индивидуальные занятия. Результаты их деятельности используются порой без учета материального фактора.
Анализ необходимых условий
для появления научных открытий и изобретений в технике
Каждый вид творчества (научное, техническое, художественное, социальное) имеет доминирующее значение в ту или иную эпоху. Сегодня определяющими видами деятельности являются научная и техническая. Именно наука и техника являются основой современной цивилизации. В связи с тем, что различаются виды творчества, их формы и методы, различаются также и индивидуальные, психологические особенности творческих личностей, которые нельзя рассматривать вне социальной сферы и иных условий, оказывающих влияние на формирование человека. Однако, несмотря на многообразие различий тех или иных особенностей творческой деятельности, имеются и общие моменты, которые присущи всем видам творчества. Данное диалектическое единство общего и особенного и выражает
неповторимую личность ученого, изобретателя [Каюмов, Лощилин, Тихомирова 2019].
Любые новые открытия в науке, изобретения в технике в значительной степени связаны со следующими тремя условиями:
- любое научное и техническое достижение зависит от общего уровня развития науки и техники в целом, то есть должно быть подготовлено всем предшествующим ходом развития знания;
- культурная среда, социальные условия являются вторым фактором появления нововведений;
- психологические условия. Самым важным звеном, на наш взгляд, является личность ученого, изобретателя, способного уловить потребность в том или ином открытии, изобретении и реализовать ее [Потапцев, Бушуева, Бушуев 2014, с. 398-415].
Взаимодействие этих трех факторов имеет конкретно исторический характер. И значение того или иного фактора, его влияние на появление новых открытий в науке и изобретений в технике может значительно меняться. Несоответствие данных трех факторов позволяет объяснить появление как преждевременных открытий, так и их запаздывание. Например, периодическая таблица Д. Менделеева несколько лет не признавалась, а его считали чудаком. Но когда появились новые открытия, которые вписывались в эту закономерность, все изменилось. Особый интерес вызывает изобретение книгопечатания. В Древнем Риме для обучения детей чтению пользовались передвижными буквами, был изобретен пресс в виноделии, использовали и процесс отпечатывания предметов в тканях, глине, воске. Другими словами, все необходимые элементы для изобретения книгопечатания уже были, но не было социального заказа. И только в XV в., когда переписчики не справлялись с массовым спросом на библию, осуществилось изобретение книгопечатания. Примеров запаздывания научных открытий, изобретений из истории науки и техники можно привести множество. Данный пример иллюстрирует, что отсутствие социального заказа может отбрасывать появление тех или научных открытий, изобретений на значительные периоды и даже на тысячелетие, как с книгопечатанием. С другой стороны, социальный заказ, особенно в военные периоды, значительно ускоряет появление новой техники и открытий в науке. Другими словами, социальные условия являются важным фактором в развитии творческой деятельности. Социальная
детерминация составляет движущую силу, дает импульс для появления тех или иных результатов творчества. Влияние социокультурных явлений на творчество определяется конкретно-исторической системой общественных отношений, культурой, мировоззрением. Значение социальных факторов в различных сферах деятельности неоднозначно. В одних случаях одни и те же социальные условия являются тормозящим фактором, в других - активизируют ту или иную область. Например, в области искусства сколько произведений не получили истинного признания лишь потому, что они не соответствовали эстетическим вкусам данной эпохи (опера «Кармен» и т. д.). И как отмечалось выше, в военной технике, наоборот, социальные условия резко активизируют ее развитие.
Следует отметить, что определенное взаимодействие социальных условий и объективного хода развития науки и техники, как правило, приводит к одновременным открытиям, которые могут появиться независимым образом в различных странах. И таких примеров множество, и они даже иногда носят двойные названия (закон Бойля-Мариотта, Ломоносова-Лавуазье и др.). В науке это понятно, так как законы науки выражают объективный характер законов природы, существуют независимо от ученого, и поэтому, если они верно отражают законы природы, многообразия не может быть. А вот в технике никогда не бывает одинаковых изобретений, может быть лишь общий принцип действия в функционировании технических систем. Любая техническая система воплощает тот или иной закон науки, то есть природы, который и определяет принцип действия технической системы. И именно принцип действия определяет сходные технические системы в плане функционирования. Но одинаковыми они не могут быть. Они существенно различаются в плане деталировки, технических характеристик и др., которые зависят от субъективных подходов конструктора. Другими словами, полностью одинаковыми технические изобретения никогда не могут быть, они все различаются, а общим является только принцип действия технической системы. В техническом творчестве это вполне реальная ситуация. В качестве примера можно привести изобретение телефона. В 1876 г. телефон изобрел Грейам Бэлл и почти тут же заявил о его изобретении Элиша Грей. Принцип работы был одинаковым, но сами конструкции различались.
Значение творческой личности в появлении преждевременных открытий, изобретений. Индивидуальные особенности ученого
Отметим также, что и объективный ход развития науки и техники и социальные условия еще не гарантируют появления открытия в науке, изобретения в технике. Это касается преждевременных открытий, изобретений, которые во все исторические периоды были связаны с творческими личностями, например: Пифагора, Архимеда, Леонардо да Винчи; с геометрией Лобачевского; законами наследственности Г. Менделя и др. Их открытия, изобретения опережали столетия и даже тысячелетия. Появление данных нововведений связано с психологическими условиями, с деятельностью творческих личностей.
Итак, важную роль в развитии науки и техники играют психологические условия, творческая личность. И здесь необходимо добавить, что в данном случае личность ученого, изобретателя нельзя рассматривать вне социальных условий и других факторов, которые он воплощает. К психологическим условиям относятся и индивидуальные особенности ученого. И этот процесс достаточно сложный и противоречивый в плане исследования. Дело заключается в том, что процесс творчества невозможно осознать. Попытка проследить ход развития мысли меняет саму мысль. Процессы мышления и осознания не совпадают. В этом выражается один из парадоксов самосознания. Далее, процесс творчества неповторим. Можно воспроизвести лишь результат, но не сам процесс творчества. Существуют и другие моменты, затрудняющие реконструкцию творческих актов. Это самый трудный вопрос при исследовании творчества. Сама природа как бы прячет эту тайну, иначе, как считают некоторые авторы, «гениев будут душить в колыбели». Но тем не менее несмотря на значительные искажения анализа индивидуального творческого процесса, эта проблема не теряет своей значимости. Предпринимаются попытки описать, выявить общие характеристики, психологические особенности творческой личности, роль случайных факторов и т. д. Существенное внимание уделяется некоторым воспоминаниям авторов о своем процессе творчества, конкретному анализу результатов творческой деятельности, индивидуальным особенностям, которые выделяют окружающие и т. д. На основе этого определен даже «идеал» творческой личности. Важной характеристикой является настойчивость, упорство в достижении цели. И здесь уместно привести хрестоматийный девиз Юлия
Цезаря: «Пришел, увидел, победил». И действительно, как показывает практика, множество талантливых личностей приходят, даже стараются увидеть и на этом останавливаются, то есть победить уже не могут, не хватает упорства, настойчивости, а возможно и не хотят.
Творческая личность - это свобода человеческого духа. И в этом проявляются такие черты, как любознательность, оригинальность, нестандартность мышления, умение увязывать в единое, казалось бы, несопоставимые факты, находчивость, гибкость и многое другое. Но, разумеется, не следует абсолютизировать значение той или иной черты. Например, великий математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) в своей работе «Математическое изобретение» (1908) [Адамар 2001] писал, что он как бы сам по себе творит и в самом себе. И невозможно найти этот загадочный факт нашего разума. Пуанкаре не был согласен с тем, что математик должен хорошо считать, хорошо играть в шахматы, иметь хорошую память. О себе он писал, что имеет плохую память, считает с ошибками, плохо играет в шахматы, но при этом интуитивно чувствует математическую гармонию. Суть математического изобретения, по его мнению, заключается в создании новых комбинаций из уже известных математических сущностей, возникает «внезапное озарение», которое и дает решение проблемы. И это представляет два цикла, включающих сознательное и бессознательное. Значительную роль в творческом процессе А. Пуанкаре придавал бессознательному.
В зарубежной практике при анализе творческой личности, ее деятельности [Aznar 1971] выделяют мотивацию. Это наглядно иллюстрирует график (см. рис. 1).
Рис.1. Значение мотивации
1-я кривая графика характеризует работу наиболее творческих индивидов. 2-я кривая выражает совокупность различных тормозящих факторов для креативности. Дело в том, что творческие личности обычно очень чувствительны к условиям, что сковывает инициативу и не способствует процессу генерации идей. 3-я кривая характеризует мотивацию к творчеству, индивидуальную энергию, инициативу. Эта кривая наиболее важная из трех кривых. Индивид, который обладает большими творческими способностями, но со слабой мотивацией, попав в неблагоприятные условия, ничего не создаст. А индивид с сильной мотивацией в тех же условиях устойчив к препятствиям и даст высокие показатели проявления творчества. Поэтому следует ориентироваться на индивидов с наибольшей мотивацией к творчеству.
Итак, вышеперечисленные черты творческой личности - это далеко не полный перечень всех особенностей, присущих творческим личностям, да их и невозможно воспроизвести. Каждый ученый, изобретатель по-своему подходит к решению проблемы, и это обусловлено целостностью личности. И здесь эмоциональная сфера, ее позиции, темперамент человека имеют также существенное значение в творчестве. Далее, как показывает история науки, техники, значительное количество открытий в науке, изобретений в технике осуществлялось личностями, которые далеки от так называемого «идеала» [Виноградова 2015]. Это говорит о том, что облик творческой личности многообразен, хотя и существуют, как отмечалось выше, общие, характерные черты.
Но возникают и другие аспекты творческой личности. В современной литературе и не только в медицинской широко распространена точка зрения, что существует определенная связь между творческой деятельностью и психологическими расстройствами. К данному вопросу привлек внимание общественности, доказывая на конкретных примерах значительного количества творческих личностей, итальянский психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909) [Ломброзо 2009].
Сегодня связь между творческой деятельностью и отклонениями от психической нормы исследует значительное количество ученых, в том числе и в отечественной практике. И набор отклонений весьма велик. Например, биографы М. Лермонтова считают, что поэт страдал одной из форм психических отклонений, которую унаследовал по материнской. линии [Шувалов URL]. Можно привести множество и других примеров из различных сфер деятельности (Н. В. Гоголь, Лев Толстой, Максим Горький, Эдгар Аллан По, Винсент Ван Гог,
Эрнест Хэмингуэй, Людвиг Ван Бетховен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн и др.).
Безусловно, талант влияет на человеческую психику, и поэтому не удивительно, что часто встречается связь гениальности с теми или иными психическими отклонениями, но это касается, разумеется, не всех. С другой стороны, различные психические отклонения наблюдаются у значительного числа людей, которые абсолютно не причаст-ны к творчеству, но они не находятся в центре внимания. Поэтому можно сделать и такой вывод, «что ничто человеческое не чуждо» творческой личности и это вполне реальная ситуация.
Заключение
В качестве рекомендации, учитывая значительные сложности и противоречия, а также то, что данная проблема имеет интегрирующий характер, авторы предлагают привлечь к ее исследованию специалистов различных дисциплин.
В настоящее время, особенно в зарубежной практике, во всех сферах деятельности усиливается значение коллективных форм творческой деятельности, но это не умаляет значение творческой личности. И этот вопрос требует серьезного исследования.
В современных условиях научно-технического прогресса важную роль при активизации поиска новых идей и решений играют информационные технологии, которые значительно усиливают эффективность творческой личности. Этот вопрос также важен при анализе роли творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики / пер.
с франц. М. : МЦНМО, 2001. 128 с. Виноградова Т. Р. Мужчины, изменившие мир. М. : АСТ, 2015. 352 с. Каюмов А. Т., Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А. Методологические основания педагогики творчества // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019. № 3. (832). С. 94-04. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М. : РИПОЛ классик, 2009, 397 с.
Потапцев И. С., Бушуева В. В., Бушуев Н. Н. Анализ основных факторов, определяющих появление открытий и изобретений в науке и технике // Наука и образование. 2014. № 4. с. 398-415. URL : technomag.bmstu.ru/ doc/704879.html.
Шувалов А. В. Великий потомок Лермонта. URL: Liveinternet.ru/users/amy-mone/post37958587 (дата обращения: 08.02.2020).
Aznar, Cr. La creativite dans l'ertreprise. Paris, Editions d'Organisation, 1971. P. 185.
Boirel, Rene. Theorie generale de l'invention. Paris: Presses universitaires de France, 1961. 408 p.
REFERENCES
Adamar Zh. Issledovanie processa izobretenija v oblasti matematiki / per. s franc. M. : MCNMO, 2001. 128 s.
Vinogradova T. R. Muzhchiny, izmenivshie mir. M. : AST, 2015. 352 s.
Kajumov A. T., Loshhilin A. N., Tihomirova E. A. Metodologicheskie osnovani-ja pedagogiki tvorchestva // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019. № 3. (832). S. 94-04.
Lombrozo Ch. Genial'nost' i pomeshatel'stvo. M. : RIPOL klassik, 2009, 397 s.
Potapcev I. S., Bushueva V. V., Bushuev N. N. Analiz osnovnyh faktorov, opredel-jajushhih pojavlenie otkrytij i izobretenij v nauke i tehnike // Nauka i obrazovanie. 2014. № 4. s. 398-415. URL : technomag.bmstu.ru/doc/704879.html.
ShuvalovA. V. Velikij potomok Lermonta. URL: Liveinternet.ru/users/amymone/ post37958587 (data obrashhenija: 08.02.2020).
Aznar, Cr. La creativite dans l'ertreprise. Paris, Editions d'Organisation, 1971. P. 185.
Boirel, Rene. Theorie generale de l'invention. Paris: Presses universitaires de France, 1961. 408 p.