Научная статья на тему 'Некоторые особенности тактики производства обыска при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов'

Некоторые особенности тактики производства обыска при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫСК / СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КРАЖА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТРУБОПРОВОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булатецкий А.С.

В статье рассматриваются некоторые особенности тактики производства обыска с учетом специфики краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности тактики производства обыска при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов»

УДК 343.98

Булатецкий А. С.

Старший следователь следственного отдела межмуниципального отдела МВД России «Скопинский»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ

ТРУБОПРОВОДОВ

В статье рассматриваются некоторые особенности тактики производства обыска с учетом специфики краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов.

Ключевые слова: обыск, следственная ситуация, кража нефти и нефтепродуктов из трубопроводов.

Следственное действие — обыск при правильной организации его производства, несомненно, является крайне эффективным инструментом в руках следователя, способным вооружить его весомыми доказательствами, необходимыми для анализа, оценки и разрешения складывающихся следственных ситуаций. К примеру, обнаружение у подозреваемого (обвиняемого) газосварочного оборудования и других инструментов, требуемых для выполнения незаконного подключения к трубопроводу, наряду с установлением наличия у него соответствующих навыков и умений, в совокупности с другими доказательствами могут позволить разрешить одну из типичных следственных ситуаций последующего этапа расследования краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, когда преступник полностью признает свою вину в совершении хищения, но отрицает свою причастность непосредственно к изготовлению врезки.

Проведенный анализ практики раскрытия и расследования указанного вида преступлений позволил установить, что обыск проводился в 64% изученных уголовных дел, а по некоторым из них дважды и более раз[1]. Причем, во всех случаях это были дела с установленными лицами, подлежащими привлечению в качестве обвиняемых, как правило, задержанными с поличным во время совершения преступления или же по «горячим следам»[2]. В свою очередь, отсутствие обысков по «нераскрытым» делам свидетельствует о низком качестве следственно-оперативной работы в ходе их предварительного расследования по выявлению подозреваемых лиц и их надлежащей проверке на причастность к соответствующим преступлениям^, с. 176; 10, с. 58].

По нашему мнению, обыск должен проводиться абсолютно по всем делам рассматриваемой категории преступлений, где имеются подозреваемые лица. В этой связи, до конца неясным остается отсутствие обыска по некоторым изученным «раскрытым» уголовным делам, особенно тем, где имели место

сложные конфликтные следственные ситуации, порой с оказанием активного противодействия со стороны организованных преступных групп не только на стадии предварительного следствия, но и судебного разбирательства. Так, летом 2010 года преступная группа в составе Л., Р. и других неустановленных следствием лиц через отвод от врезки в нефтепровод, принадлежащий ОАО «Оренбургнефть», совершила кражу нефти на общую сумму более 173 тысяч рублей. В ходе следствия указанные лица свою вину в совершении преступления не признали, давали ложные показания, пытаясь запутать правоохранительные органы и всячески противодействовать их работе, что предопределило значительный срок расследования по делу и большой его объем. Однако, в условиях данной следственной ситуации, характеризующейся высокой степенью информационной неопределенности, наряду с большим количеством других самых разнообразных следственных действий, обыска у преступников проведены не были [3].

Местом проведения обысков по кражам нефти и нефтепродуктов из трубопроводов в основном являются жилые (71% изученных дел) и нежилые помещения складского типа (53%), в том числе гаражи, сараи, амбары и т.п., принадлежащие подозреваемым (обвиняемым), их родственникам или же взятые ими в аренду. Следует заметить, что в рамках расследования только 24% уголовных дел обыска проводились в обоих типах указанных помещений.

Результатом проведения обысков стало отыскание и изъятие похищенных нефти и нефтепродуктов — 7% уголовных дел; предметов со следами химического происхождения — 2%; емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов — 12%; орудий и средств совершения преступления (элементы конструкций врезок, газосварочное оборудование и иные инструменты) — 8%; документов, карт, схем, профильной технической литературы и т.п. — 2%; иных следов и предметов — 6%.

Полученные в целом низкие показатели обусловливают тот факт, что обнаруженные в ходе обысков следы и предметы редко становятся объектами различных экспертных исследований в отличие от тех, которые изымаются при осмотрах мест происшествий. Кроме того, они свидетельствуют об отсутствии должной организации производства указанного следственного действия, что выражается, в первую очередь, в привлечении для участия в нем специалиста-криминалиста лишь в единичных случаях — 3% изученных дел.

Обращает на себя внимание и то, что обыска чаще проводятся по месту жительства преступников, чем в различных помещениях складского типа. Между тем специфика рассматриваемого вида краж позволяет логически предположить, что связанные с механизмом их совершения предметы и объекты, а также всевозможные преступные следы, в большей мере должны находиться именно в нежилых помещениях. Так, трудно представить себе емкость с нефтью или нефтепродуктами, находящуюся на хранении в жилом доме, а тем более в квартире. Указанное обстоятельство создает необходимость выяснения следственным и оперативно-розыскным путем на этапе подготовки к

обыску информации о наличии в какой-либо собственности у подозреваемых (обвиняемых), а также, что не менее важно, их родственников или близких знакомых, различных складских помещений, гаражей, дачных участков и т.п. По изученным уголовным делам такая работа в основном проводилась поверхностно или же не осуществлялась вовсе, что обусловило проведение обыска в нежилых помещениях складского типа лишь в половине из них. Как правило, информация, о их наличии поступала от самих преступников в ходе допроса.

При подготовке к обыску следователю необходимо помнить, что чем быстрее он будет проведен, тем больше вероятность отыскания следов, подтверждающих причастность конкретных лиц к совершению расследуемого преступления. В противном случае такие следы могут быть уничтожены как самими похитителями (в случае избрания им меры пресечения, не связанной с лишением свободы), так и их сообщниками или родственниками. В свою очередь похищенные нефть или нефтепродукты могут быть, как уничтожены или перемещены в другое место хранения, так и реализованы. Ввиду изложенного, в ситуациях, не требующих отлагательств, следует рассматривать вопрос о производстве обыска незамедлительно, в том числе без получения на это разрешения суда в случаях, где это предусмотрено законом (ст. 165 УПК РФ).

По изученным уголовным делам подобный неотложный обыск в жилище проводился лишь в 4% случаев, однако во всех из них он сопровождался обнаружением и изъятием необходимых доказательств, которые в последующем были признаны судом допустимыми [14, с. 146 - 148].

Так, при выявлении кражи нефти из нефтепровода, проходящего по территории Крымского района Краснодарского края, совершенной К., в домовладении подозреваемого лица был незамедлительно произведен обыск, в ходе которого были обнаружены предметы, указывающие на его причастность к указанному преступлению, а именно, металлические емкости, насосы и т.п. Указанные доказательства в совокупности с иными, полученными в результате проведения других следственных действий, повлекли признание подозреваемым К. своей вины в совершении кражи, способствовали развитию благоприятной следственной ситуации расследования и последующему ее разрешению [4].

Немаловажным на этапе подготовки к обыску является приготовление следователем необходимых технических и иных средств обнаружения и изъятия объектов (осветительные, измерительные и другие приборы, полимерные пакеты, бумажные конверты, скотч, веревка, оттиски печати соответствующего органа внутренних дел или лично следователя и т.п.), имеющих значение для дела, а также фиксации хода его производства (фотовидео аппаратура) [9,с.46;12,с.34]. Кроме того, ввиду возможного обнаружения большого количества похищенных нефти или нефтепродуктов, порой хранящихся в различных крупногабаритных емкостях, следователь должен

заранее предусмотреть необходимость вызова специальной техники для их изъятия и транспортировки к месту будущего хранения.

Тактика непосредственного проведения и фиксации результатов обыска, безусловно, требует учета специфики краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, но в целом не имеет существенных особенностей, что позволяет следователю руководствоваться при этом общими ее положениями, которые широко освещены в различной криминалистической литературе [5; 6, с. 96; 7, с. 56; 13].

Литература

1. Всего изучено 170 уголовных дел, расследованных на территории Республик Дагестан, Татарстан и Калмыкия, Краснодарского и Пермского края, Астраханской, Владимирской, Кировской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Томской и Челябинской областей в период с 2009 по 2014 гг. включительно по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Из общего числа уголовных дел 130 рассмотрены судами с вынесением обвинительных приговоров в отношении конкретных лиц, 40 приостановлены по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

2. С учетом общего количества только тех уголовных дел, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, были установлены (130), обыск проводился в 84% из них.

3. Архив Пономаревского районного суда Оренбургской области. Уголовное дело (арх. № 1-6/2011).

4. Архив Крымского районного суда Краснодарского края. Уголовное дело (арх. № 1-58/2014).

5. Баев О.Я. Тактика следственных действий: учебное пособие. М.: Юрлитинформ. 2013. С. 160 — 199; Закатов А.А. Тактика обыска. Казань: БЕК. 1999. 286 с.; Ратинов Р.А. Некоторые вопросы производства обыска // Вопросы криминалистики. М.: Госюриздат. 1961. №1-2 (16-17). С. 179 — 202 и др.

6. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ендольцевой А.В., Сыдорука И.И. [Сыдорук И.И., Ендольцева А.В., Тамаев Р.Т., Мирзоев Г.Б., Эриашвили Н.Д., Химичева О.В., Гладких В.И., Галузо В.Н., Галоганов А.П., Данилкин В.Н., Батюк В.И., Никонович С.Л., Авдалян А.Я.] — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — Дана, 2013.

7. Организация расследования общеуголовных преступлений: учебное пособие для курсантов, слушателей, студентов / под ред. С.А. Янина, Т.Ф. Скогоревой [Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Зайцева Е.В., Клочков А.В., Ковалев С.А., Никонович С.Л., Попова О.А., Решняк О.А., Черменева С.С., Шувалов Д.Н., Янина Т.Н.] — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015.

8. Криминалистика: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Кардашевской [Никонович С.Л., Могутин Р.И., Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Брусенцева В.А.] — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В.. 2014.

9. Никонович С.Л. Типичные следственные ситуации и организация расследования преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1(28).

10. Кардашевская М.В., Никонович С.Л., Абрамов В.А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013.

11. Расследование организации преступного сообщества (преступной организации): учебное пособие [Коловоротный А.А., Бирюков С.Ю., Никонович С.Л. и др.] — М.: Юнити-Дана, 2015.

12. Никонович С.Л., Олифиров П.А. Поисковая техника и средства связи в криминалистике: учебное пособие. — Липецк: МИПЭ, 2004.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 3 т. [Дикаев С.У, Авдалян А.Я., Агаев Г.А., Брусенцева В.А., Бычков С.Н., Галузо В.Н., Готчина Л.В., Денисов С.А., Калис Е.Б., Климов А.С., Коротков А.В., Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф., Никуленко А.В., Никонович С.Л., Степанов Ю.И., Трофимов В.Г., Тюнин В.И., Чабукиани О.А., Шкеле М.В. и др.] / под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. — Тамбов-Санкт-Петербург — Липецк: изд-во Першина Р.В., 2014. Т.3. Особенная часть (по состоянию на 4 июня 2014 г.).

14. Никонович С.Л. К вопросу об осмотре места происшествия по делам о

хищениях драгоценных металлов_и драгоценных камней

//Глобальный научный потенциал. 2013. № 10 (31).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.