Научная статья на тему 'Некоторые особенности судебномедицинского исследования расчленных трупов в городе Москве'

Некоторые особенности судебномедицинского исследования расчленных трупов в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
590
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ТРУП / РАСЧЛЕНЕНИЕ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Солохин Евгений Васильевич

В работе проведен анализ результатов судебно-медицинского исследования расчлененных трупов в Москве за 15 лет (с 1998 по 2013 год). Было изучено 37 944 заключения экспертов и акта судебно-медицинского исследования трупов, поступивших с территории Юго-Западного, части Западного и Южного административных округов столицы. Выявлено 20 таких случаев, что составило 0,05 % от общего количества поступивших в морг трупов. Несмотря не относительную редкость вскрытия расчлененных трупов в судебно-медицинском практике, эти случаи требуют внимательного отношения экспертов. Подготовка эксперта к данному виду исследования требует привлечения специальных сил и средств. Она должна проводиться с участием врачей различных специальностей, что возможно в рамках специализированного отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Солохин Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности судебномедицинского исследования расчленных трупов в городе Москве»

типерстной кишки, наложения гастроэнтероанастомо-за, дренирования брюшной полости.

В ходе расследования было установлено, что, наиболее вероятно, Б. никаких ударов посторонними лицами не наносилось, в бессознательном состоянии он был обнаружен лежащим лицом вниз рядом с врытой в землю металлической трубой разрушенного хоккейного поля. Возникла версия об ударе животом Б. о данную трубу во время бега, в темное время суток с получением им при этом тяжелой тупой травмы живота.

В связи с данными обстоятельствами был проведен следственный эксперимент на месте обнаружения Б. с участием статиста, рост которого - 176 см соответствовал росту потерпевшего - 175 см. В ходе эксперимента установлено следующее: с одной из сторон разрушенного хоккейного поля на участке длиной около 2 м 42 см полностью отсутствует деревянное ограждение. На указанном расстоянии в землю врыты две полые металлические трубы, бывшие раньше составными частями ограждения, длиной 85 и 89 см, диаметр каждой из труб составляет 9,5 см. У трубы под условным наименованием «А» с одной из сторон имеется выступающая часть в виде изогнутой металлической пластины размерами 6x9,5 см, имеющей тупые ребра, сходящиеся под прямым углом, толщиной от 0,3 см до 0,5 см. У трубы с условным наименованием «Б», с ее внутренней стороны, обращенной в сторону поля, имеется прямоугольная металлическая пластина размерами 30,5x10 см. Ребра ее тупые, сходятся под прямым углом, толщиной до 0,5 см.

К трубе «А» судмедэкспертом по делу подводится статист и устанавливается перед ней. Футболка статиста поднимается. Расстояние от пупка статиста до земли у трубы «А» равно 90 см. Расстояние от контакта живота статиста с выступающей боковой частью составляет 91 см. В данном месте статист наклоняется слегка вперед, прислоняя туловище к трубе, при этом контакт его с трубой приходится точно на эпигастральную область живота. Все действия, продемонстрированные статистом, были сфотографированы с разных ракурсов, составлена соответствующая фототаблица.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного в ходе назначенной медико-криминалистической экспертизы высказано мнение о возможности получения Б. закрытой тупой травмы живота с повреждением внутренних органов в ходе бега и удара животом о тупой твердый предмет с ограниченной соударяющей поверхностью, в данном случае - о неподвижную врытую в землю металлическую трубу, рядом с которой в бессознательном состоянии был обнаружен потерпевший.

■ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАСЧЛЕННЫХ ТРУПОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ -

к.м.н. Е. В. Солохин

• Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» (нач. -д.м.н., проф. Е. М. Кильдюшов) • Аннотация: В работе проведен анализ результатов судебно-медицинского исследования расчлененных трупов в Москве за 15 лет (с 1998 по 2013 год). Было изучено 37 944 заключения экспертов и акта судебно-медицинского исследования трупов, поступивших

с территории Юго-Западного, части Западного и Южного административных округов столицы. Выявлено 20 таких случаев, что составило 0,05 % от общего количества поступивших в морг трупов. Несмотря не относительную редкость вскрытия расчлененных трупов в судебно-медицинском практике, эти случаи требуют внимательного отношения экспертов. Подготовка эксперта к данному виду исследования требует привлечения специальных сил и средств. Она должна проводиться с участием врачей различных специальностей, что возможно в рамках специализированного отделения.

• Ключевые слова: смерть, труп, расчленение, судебно-медицинский эксперт

ВВЕДЕНИЕ

Судебно-медицинская экспертиза расчлененного трупа является одним из наиболее сложных видов экспертизы в связи с тем, что объектами исследования являются части тела с различной выраженностью трупных явлений, часто искусственно обезображенные, не полностью сожженные, с множественными и разнообразными повреждениями. Они обнаруживаются в различное время года, иногда через значительный промежуток времени. Некоторые эксперты отожествляют отделенные и отчлененные части тела человека, говорят о расчленении при взрывах, падениях с высоты, повреждениях водным транспортом, что не отражает вида травматического воздействия, сути происхождения повреждений и, по-видимому, является ошибочным. Москва - это большое городское образование, для которого характерна неравномерность распределения жителей (центр и окраины города, «старая» и «новая» Москва), разнообразие населения по религиозному и национальному признакам с характерным отношением к вопросам жизни и смерти, а также высокий уровень криминогенности. Это также накладывает отпечаток на случаи смерти лиц, сопровождающейся расчленением трупов пострадавших. Целью настоящей работы было изучение уровня смертности и выявление особенностей судебно-медицинского исследования расчлененных трупов лиц в г. Москве.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были изучены 37 944 заключения экспертов и актов судебно-медицинского исследования трупов, умерших на территории Юго-Западного, части Западного и Южного Административных округов г. Москвы с общим количеством населения более 5 млн. человек. Судебно-медицинское исследование трупов производилось в 1-м танатологическом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы (зав. - А. М. Потемкин). Умершие были различного возраста (от 15 до 90 лет) и обоего пола. Полученные результаты подвергались критической оценке и были направлены на выявление общих закономерностей. Основным критерием отбора явилось установление причины смерти и факта расчленения трупа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ показал, что за 15 лет (с 1998 по 2013 год) число смертей лиц, сопровождавшихся расчленением трупов, было незначительное и включало 20 объектов, что составило 0,05 % от общего числа поступивших в морг трупов. Годовой спектр подобных исследований колебался в пределах 0,04-1,3 %. Среднее значение его составило (0,08 ± 0,03)%, при этом в 1998-1999 годах рас-

члененных трупов не отмечено. В 2001 году в отделение поступали отделенные кисти мужчины, выброшенные в мусорный бак сотрудником милиции после проведенного медико-криминалистического исследования, а также скелетированные нижние конечности медведя, обнаруженные жителями округа в мусорном баке. В 2002 году в морг были доставлены отделенные верхние и нижние конечности. Туловище и голова до настоящего времени не найдены. В 2007 и 2008 годах в отделение доставлялись отделенные верхние и нижние конечности, а также скеле-тированный череп человека без прижизненных телесных повреждений. Эти случаи не вошли в группу наблюдений в связи с возникшим сомнением в достоверности истинного расчленения трупов. В 5 случаях (35,7 % от общего числа доставленных расчлененных трупов) причина смерти пострадавших не была установлена из-за выраженных гнилостных изменений (3 наблюдения), отсутствием внутренних органов, заболеваний и прижизненных телесных повреждений (по 1 случаю). При проведении общехимического исследования токсикологически важных веществ у них не было обнаружено. В остальных 64,3 % случаев непосредственная причина смерти была достоверно выявлена. Она наступала в результате черепно-мозговой травмы (3), множественных колото-резаных ранений (4), термических ожогов (2), ушиба сердца (1) и механической асфиксии, развившейся в результате сдавления шеи петлей при удавлении (3). В 2004 году было отмечено наступление смерти мужчины молодого возраста в результате ушиба сердца, возникшего от ударных воздействий ног нападавшего с последующим расчленением трупа. Для разделения тела трупов использовались ножи, а также ручные пилы с мелкими зубцами и, редко, дисковая электропила. В последующие 2009-2012 годы поступление расчлененных трупов в морг не отмечено. В 2013 году было произведено исследование двух расчлененных трупов, что составило 1,03 % от числа исследованных объектов. Это значительно превысило общегодовой уровень в 0,05 % и, по-видимому, является статистической ошибкой, связанной со значительным уменьшением количества исследованных трупов в этот период времени. В настоящее время процесс судебно-медицинского исследования расчлененных трупов стал усугубляться нарушением преемственности в экспертной практике. Значительно количество экспертов с небольшим стажем работы, невысоким уровнем профессиональной подготовки, на фоне отсутствия достаточного количества врачей, способных показать, научить и объяснить выявленные на секции находки. Если принять во внимание нарастающую коммерциализацию в медицине, то намечается нерадостная перспективна.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

В 2003 году в г. Москве у мусорных контейнеров в картонных коробках и дорожной сумке были обнаружены отчлененные голова, туловище и нижние конечности неизвестного мужчины (заключение эксперта № 191). При судебно-медицинском исследовании выявлено (патоло-гоанатомический диагноз): «Множественные (11) колото-резаные ранения груди с повреждением ребер, тела грудины, сердечной сорочки, сердца, легких, правого купола диафрагмы, печени с кровоизлиянием в плевральные полости и полость сердечной сорочки. Малокровие внутренних органов. «Шоковые» почки. Множественные колото-резаные ранения лобной и затылочной областей головы, одно из которых проникает в полость черепа, без повреждения оболочек и головного мозга. Посмертное расчленение трупа на 3 фрагмента на уровне шеи между 4-5 шейными позвонками, средней трети живота между 3-4 поясничными позвонками. Множественные

посмертные колото-резаные и резаные раны туловища, подмышечной области слева, передних поверхностей обоих бедер и правой паховой области». Согласно выводам эксперта, «смерть гр-на Т., 25 лет, наступила от острой кровопотери вследствие множественных колото-резаных ранений грудной клетки с повреждением внутренних органов». Анализ результатов проведенного исследовании показал, что у эксперта (экспертный стаж 14 лет, 1 квалификационной категории), производившего вскрытие трупа, есть значительные проблемы не только в методике судебно-медицинского исследования расчлененного трупа, но и в общей медицинской подготовке, составлении диагноза при множественных колото-резаных ранениях. К сожалению, это не единственный случай в отделении. Несмотря на это, сотрудниками Бюро СМЭ ДЗ Москвы накоплен обширный материал и богатый опыт вскрытия расчлененных трупов. Однако он не обобщен и не систематизирован, в связи с чем и возникают экспертные ошибки. В настоящее время накопленный опыт работы отделения указывает на то, что вскрытие должно начинаться с тщательного фотографирования исследуемых объектов по правилам масштабной фотографии с обязательным присутствием и масштабной линейки, и цветного эталона. Кожные лоскуты с мест расчленения должны изыматься, сопоставляться и фотографироваться для подтверждения идентичности к конкретному телу. Особое внимание должно обращаться на выявление повреждений на отдаленных участках от места расчленения. Для установления прижизненности кровотечения на секции важно отмечать кровенаполнение органов и тканей трупа. Необходимо тщательно исследовать и сопоставлять линии разрезов, разрубов, распилов и доломов костей.

Таким образом, проведенное исследование показало, что, несмотря не относительную редкость, вскрытие расчлененных трупов периодически встречается в судебно-медицинской практике и требует от эксперта особого внимания, умения и обширных знаний.

ВЫВОДЫ

1. С 1998 по 2013 год ежегодная частота судебно-медицинского исследования расчлененных трупов в г. Москве составила (0,07 ± 0,03)% от всех исследованных трупов.

2. В 1/3 случаев исследования расчлененных трупов причина смерти пострадавших не устанавливается из-за выраженных гнилостных изменений и частого отсутствия значительной части органов и тканей.

3. Подготовка экспертов к данному виду исследований не может быть обусловлена его общим экспертным стажем. Она определяется желанием эксперта обучаться и совершенствоваться в данном виде травмы.

4. Судебно-медицинская экспертиза расчлененных трупов должна проводиться комиссионно с участием врачей различных специальностей, что возможно в рамках специализированного отделения.

5. Накопленный опыт работы по исследованию расчлененных трупов требует глубокого обобщения и тщательной систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.