Научная статья на тему 'Некоторые особенности современного этапа стратегического планирования в Российской Федерации и республике Северная Осетия-Алания'

Некоторые особенности современного этапа стратегического планирования в Российской Федерации и республике Северная Осетия-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цориева Алета Таймуразовна

Статья посвящена современному состоянию стратегического планирования и особенностям реализации требований Федерального закона от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ « О стратегическом планировании в Российской Федерации» в стране и в Республике Северная Осетия-Алания. В исследовании использовались методы сравнительного анализа. Практическая значимость работы в выработанных рекомендациях по повышению качества функционирования системы стратегического планирования в РФ. Научная новизна заключается в исследовании регионального аспекта проблем стратегического планирования на примере Республики Северная Осетия-Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цориева Алета Таймуразовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности современного этапа стратегического планирования в Российской Федерации и республике Северная Осетия-Алания»

Некоторые особенности современного этапа стратегического планирования в российской федерации и республике Северная Осетия-

Алания

Some peculiarities of the modern stage of strategic planning in the russian federation and the republic of North Ossetia-Alanya

Цориева Алета Таймуразовна

Tsorieva A.T.

кандидат социологических наук, Первый заместитель Министра экономического развития, Министерство экономического развития

Республики Северная Осетия-Алания E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена современному состоянию стратегического планирования и особенностям реализации требований Федерального закона от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ « О стратегическом планировании в Российской Федерации» в стране и в Республике Северная Осетия-Алания. В исследовании использовались методы сравнительного анализа. Практическая значимость работы в выработанных рекомендациях по повышению качества функционирования системы стратегического планирования в РФ. Научная новизна заключается в исследовании регионального аспекта проблем стратегического планирования на примере Республики Северная Осетия-Алания.

Ключевые слова: стратегическое планирование, документы стратегического планирования, система стратегического планирования

Abstracts: The article is devoted to the modern condition of the strategic planning and the peculiarities of implementing the requirements of Federal Law of June 24, 2014 No. 172-FL "On strategic planning in the Russian Federation" in the country and in the Republic of North Ossetia-Alania. In the paper the methods of comparative analysis are used. The practical importance of the work consists in elaborating the recommendations on improving the quality of the system of strategic planning. The scientific novelty of the article lies in the study of the

regional aspect of the strategic planning problem on the example of the Republic of North Ossetia-Alania

Key words: strategic planning, strategic planning documents, the system of strategic planning

В условиях рыночных отношений от обоснованности и реалистичности прогнозов состояния и развития конъюнктуры рынка, оценки рисков и имеющихся стратегических вызовов, принимаемых стратегических решений, планов и программ зависит судьба и благополучие не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и стран в целом. История рыночных преобразований в Российской Федерации убедительно показала, что «...не оправдались ожидания от замены государственного планирования рыночным саморегулированием» [1, с.3]

Наша страна является первой в мире страной, которая отработала методологию и технологию народнохозяйственного планирования в масштабе государства, долгие годы успешно решала сложные комплексные проблемы развития экономики на основе планов и программ социально-экономического развития. Государственным планом СССР преимущественно формировались и обосновывались пятилетние планы развития народного хозяйства, которые базировались на 450 материальных балансах [2]. Пятилетние планы включали годовые планы социально-экономического развития, которые чаще всего проецировали сложившиеся тенденции и направления развития. Народнохозяйственные планы реализовывались с помощью целевых комплексных социально-экономических программ. Программы были ориентированы на решение наиболее масштабных задач перспективного развития. Единая система планирования охватывала планы министерств, ведомств, союзных и автономных республик, планы всех звеньев народного хозяйства. Возглавлял и координировал работу системы планирования Государственный план СССР, который обеспечивал

стратегическую увязку планов всех уровней, звеньев и контроль за их выполнением.

В 1991 году в ходе государственных реформ Госплан СССР был упразднен и его функции переданы Министерству экономики и прогнозирования СССР. Затем в июле 1995 года принят Федеральный закон № 115 - ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который определил новый порядок разработки государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

В Законе обозначено, что «...прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов» [3].

В свою очередь, в программах социально-экономического развития Закон обязывал отражать: оценку итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период, концепцию программы социально -экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, макроэкономическую политику, институциональные преобразования, инвестиционную и структурную политику, аграрную политику, экологическую политику, социальную политику, региональную экономическую политику, внешнеэкономическую политику. Решение отраслевых задач и проблем предусматривалось в федеральных целевых программах. Вопросы разработки и содержания долгосрочных программ должны были регулироваться Правительством РФ. Однако по фактически

сложившемуся положению из предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ прогнозов и программ регулярно принимались только среднесрочные программы социально-экономического развития РФ, и единая система стратегического планирования, обеспечения социально-экономического развития РФ так и не была сформирована. Поэтому 12 мая 2009 года принят Указ Президента РФ № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», который определил следующий этап развития стратегического планирования, связанный с обеспечением устойчивого развития Российской Федерации и национальной безопасности[4]. По итогам исполнения Указа и в связи с необходимостью формирования и утверждения новой системы стратегического планирования 24 июня 2014 года разработан и принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

Закон о стратегическом планировании определил понятие стратегического планирования, как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»[5]. В данном определении расширены, по сравнению с предыдущими законодательными формулировками, границы стратегического планирования, охватывающего все уровни государственного управления, отрасли экономики, социальной сферы, прогнозирование, планирование и программирование социально -экономического развития как страны в целом, так и регионов,

муниципальных образований, вплоть до обеспечения национальной безопасности. В систему стратегического планирования включены Президент РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, Центральный банк РФ, Федеральные органы исполнительной власти, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления РФ.

К документам стратегического планирования каждого региона отнесены:

• стратегия социально-экономического развития субъекта РФ;

• прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный и долгосрочный периоды;

• бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период;

• план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ;

• государственные программы субъекта РФ;

• схемы территориального планирования субъекта РФ.

В Республике Северная Осетия-Алания формирование нормативной правовой базы системы стратегического планирования в соответствии с новыми федеральными законодательными требованиями началось в 2015 году.

В целях реализации пункта 1 части 2 статьи 47 Закона о стратегическом планировании органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 апреля 2017 года разработаны и утверждены такие нормативные правовые акты, как:

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 января 2015 года № 1-РЗ «О составе и порядке подготовки схем территориального планирования Республики Северная Осетия-Алания»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2015 года № 202 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Северная Осетия-Алания»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015 года № 266 «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015 года № 267 «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2015 года № 316 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочный период»;

постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2015 года № 317 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период».

В настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания действуют: Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года, утвержденная Законом Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года № 54-РЗ;

Схема территориального планирования Республики Северная Осетия-

Алания, утвержденная постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2013 года № 315;

государственные программы Республики Северная Осетия-Алания.

Очевидно, что документы, принятые в республике до утверждения федерального Закона о стратегическом планировании, нуждаются в существенной доработке, изменении или замене. В этой связи подготовлен План разработки документов стратегического планирования и нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на территории Республики Северная Осетия-Алания, утвержденный распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27 марта 2017 года № 90-р.

Процесс разработки новых и корректировки действующих в республике документов стратегического планирования осуществляется с учетом Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 года № 132. Так, в настоящее время ведется работа над проектом Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года. По факту его разработки, общественного обсуждения и одобрения, законодательного утверждения будет сформирован план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания, включающий достижение стратегических целей и целевых индикаторов развития республики. Подготовлен и принят закон «О стратегическом планировании в Республике Северная Осетия-Алания». Министерством экономического развития и Министерством финансов республики ведется активная работа над прогнозами социально-экономического развития и бюджетным прогнозом республики.

Тем не менее, формирование системы стратегического планирования, как на федеральном уровне, так и региональном, муниципальном уровнях сталкивается с серьезными проблемами. По существу, Закон о стратегическом планировании может заработать только в случае принятия подзаконных актов, конкретизирующих его положения (статья 47 Закона 172-ФЗ), и на основании которых будут разрабатываться документы стратегического планирования. Документы стратегического планирования должны быть разработаны до 1 января 2018 года, срок разработки некоторых документов стратегического планирования перенесен на федеральном уровне до 1 января 2019 года. Получается, что пока эти документы не разработаны, действуют прежние стратегии и прогнозы, принятые не в соответствии с новым законом. Такая ситуация обусловливает, например, противоречия между бюджетными прогнозами и прогнозами социально-экономического развития.

Кроме того, следует отметить, что действие Закона стратегического планирования влечет за собой необходимость повышения административно-финансовых расходов органов государственной власти и местного самоуправления на реализацию норм Закона. Также для качественной реализации Закона необходимо проводить обучение и повышение квалификации государственных (муниципальных) служащих, занятых в сфере действия Закона, что также ведет к дополнительным расходам из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Перечисленные расходы нигде не предусмотрены. Помимо этого следует обратить внимание на проблемы осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, такие как:

ограниченность официальной статистической информации, создающая риск снижения точности прогнозирования;

экономические риски, ставящие под угрозу достижение целей стратегий социально-экономического развития, муниципальных программ и других документов стратегического планирования, а также возможности бюджетного финансирования отдельных их мероприятий;

недостаточное участие предприятий и организаций в предоставлении аналитической информации для формирования краткосрочных, а тем более среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ввиду действующих ограничений норм федерального законодательства;

дотационность бюджетов муниципальных образований; высокая трудоемкость разработки долгосрочных планов при заведомо предполагаемом значительном отличии исходных условий и результатов плановых мероприятий от фактически складывающейся рыночной ситуации. Насущной необходимостью и проблемой является и вовлечение в процесс всех субъектов стратегического планирования - населения, бизнес, общественные и политические партии и др. [6, с.170]

Таким образом, несмотря на активное формирование системы стратегического планирования в Республике Северная Осетия-Алания, обеспечить ее качественное функционирование возможно только при комплексном решении вопросов развития стратегического планирования, в первую очередь, на федеральном уровне.

Список литературы:

1. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. 2-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 277 с.

2. Сосков В.Ф., Райзберг Б.А. Опыт перспективного стратегического планирования в советский период российской истории [Электронный ресурс]. - URL: http://iqpr.ru/economy (дата обращения: 17.05.2017г.)

3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20

июля 1995 г. № 115-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: base.qarant.ru (дата обращения: 05.06. 2017г.)

4. Об основах стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 536 [Электронный ресурс]. - URL: refdb.ru/book/3732806.html (дата обращения: 09.06.2017г.)

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: ст.3, 4 Федерального закона от 24 июня 2014 г. № 172-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 164841/ (дата обращения: 17.05.2017 г.).

6. Демьяненко А.Н. Еще раз о стратегическом планировании социально-экономического развития регионов [Электронный ресурс] // Пространственная экономика. 2006. №1. С.162-171. - URL: www.spatial-economics.com/images/spatial-econimics/1 2006/demyanenko.pdf (дата обращения: 09.06.2017г.)

Cited literature

1. Morozova TG, Pikulkina AV. Forecasting and planning in market conditions: a tutorial. The second edition. - M., UNITY, 2003. - 277 pp.

2. Soskov V.F., Raizberg B.A. Experience of long-term strategic planning in the Soviet period of Russian history [Electronic resource]. - URL:

http://iqpr.ru/economy (Data: 17.05.2017г.)

3. On State Forecasting and Programs of Social and Economic Development of the Russian Federation: Federal Law of July 20, 1995 No. 115-FL // Information and legal system "Garant" [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru (Data: 05.06.2017г.)

4. On the fundamentals of strategic planning in the Russian Federation: Presidential Decree No. 536 of May 12, 2009 [Electronic resource]. - URL: refdb.ru/book/3732806.html (Data: 09.06.2017г.)

5. On Strategic Planning in the Russian Federation: Articles 3 and 4 of the Federal Law of June 24, 2014 No. 172-FL // Reference and Legal System "Consultant Plus"[Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 164841/ (Data:

economics.com/images/spatial 09.06.2017r.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.