Научная статья на тему 'Некоторые особенности совместной работы сверхзвукового диффузора и ракетной ступени ракетно-прямоточного двигателя'

Некоторые особенности совместной работы сверхзвукового диффузора и ракетной ступени ракетно-прямоточного двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
106
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — М. А. Катренко

Проведенное исследование посвящено анализу некоторых особенностей согласования основных параметров сверхзвукового воздухозаборника и жидкостной ракетной ступени (ЖРД) комбинированного, ракетно-прямоточного двигателя (РПД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — М. А. Катренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The carried out research is devoted the analysis of some features of the coordination of main parameters of the supersonic air intake and a liquid rocket stage (LRS) of the rocket based combined cycle engine (RBCC).

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности совместной работы сверхзвукового диффузора и ракетной ступени ракетно-прямоточного двигателя»

УДК: 629.7.036.22.001 (024)

М. А. Катренко

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СВЕРХЗВУКОВОГО ДИФФУЗОРА И РАКЕТНОЙ СТУПЕНИ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Проведенное исследование посвящено анализу некоторых особенностей согласования основных параметров сверхзвукового воздухозаборника и жидкостной ракетной ступени (ЖРД) комбинированного, ракетно-прямоточного двигателя (РПД).

Введение

Совокупность воздушного контура и ракетной ступени в составе РПД представляет из себя, достаточно сложную техническую систему. Разнообразие конфигураций различных элементов этого типа двигателя обусловливает сложность согласования их совместной работы. Вместе с тем, имеющиеся публикации по тематике ракетно-прямоточных двигателей говорят о перспективности их использования в летательных аппаратах с широким диапазоном назначения и применения, и актуальности работ и исследований.

Цель исследования

Целью данной работы является определение основных особенностей совместной работы сверхзвукового входного устройства и камеры сгорания жидкостной ракетной ступени комбинированного, ракетно-прямоточного двигателя.

Результаты исследования

Из уравнения сохранения массы, протекающей через сечения н и входа в камеру смешения двигателя д, (рис. 1) [1, 2]:

PHFH д(Хн) РДРДЧ(ХД)

(1)

В процессе адиабатного повышения давления воздуха в диффузоре примем, что полная температура воздуха проточной части воздухозаборника постоянна. Отсутствует влияние диссоциации ком -понентов воздуха на газовую постоянную R и показатель адиабаты k. Воздухозаборник выполнен с оптимальной системой скачков - четырехскачковой (3 косых скачка + 1 прямой скачок).

Известно, что для достижении максимального од для системы т - 1 косых и одного прямого скачков при фиксированном значении Мн значения нормальных к фронту косых скачков компонент числа М одинаковы:

Мнп = М^=...= idem

Мнп sinan = М1П sinai

.= idem.

Отсюда следует равенство отношения полных давлений на косых скачках, а также равенство отношений других параметров. Число М перед прямым скачком в оптимальной системе должно быть меньше, чем в косых скачках [3].

Тогда, очевидно, что отношение соответствующих площадей диффузора можно выразить в виде:

Рис. 1. Схема совместной работы диффузора и ступени ЖРД РПД

FH _ MH -e(M д ) i

рд мд 'е(мн) о д

(2)

где ад = ПаКС1 - Яд . 1

На рис. 2 представлены зависимости Ен/Ед = /(Мп, Мд, аД).

Из рис. 2 видно, что в диапазоне чисел Мп 1^6, при незначительном изменении площади входа в

© М. А. Катренко, 2008 - 16 -

1.4

1,2 10

ОБ

0.4 02 0,0

1,й 1.6 1.4 1.2 1,0 О.Е 0,5 0.4 0,2 о.о

I

-

I

*

ш Мя-0,5 * М, 0,11

1 М -Г) я

,Г1

т VI -».О VI -1

м

. м.,-0,5

-4 VI -П.Я

Л

т м

N■1 1

3 4

м

Рис. 2. Зависимости РнРд = /(Мп, Мд,аД)

воздухозаборник, сохранении максимального восстановления полного давления и числа Мд, его относительная площадь уменьшается более чем в 10 раз.

Это потребует использования комбинированных методов регулирования проточной части. В то же время для поддержания расчетности сопла ракетной ступени, необходимо изменять его высотность. Особенно это обстоятельство важно для односоп-ловой, осесимметричной схемы РПД.

Так например, для ракетной ступени, используемой в составе РПД с параметрами:

- компоненты топлива: кислород + керосин;

- давление в камере сгорания 1500000 Па;

- коэффициент избытка окислителя а = 0,8;

- массовый расход топлива т = 278 кг/с;

- диаметр критического сечения камеры сгорания 0,22 м;

- изменение статического давления на срезе сопла от 100000 Па до 15000 Па, диаметр среза сопла, при условии соблюдения его расчетности будет изменяться от 0,99 м до 2, 49 м - т.е. более 2,5 раз.

Для компонентов топлива кислород + водород, при тех же параметрах изменение диаметра среза сопла будет изменяться более, чем 2,6 раза.

С учетом того, что для рассматриваемой схемы РПД площадь поперечного сечения двигателя опре-

деляется из соотношения:

Р = Р + Р

гДВ гс ^гд ,

(3)

то при изменении высотности ракетной ступени появится кольцевое Рк пространство, затрудняющее процесс смешения воздуха и продуктов сгорания

Р = Р * + Р + Р

1 ДВ 1 С ^ 1 Д ^ 1 К ■

Следовательно, для выполнения (3) необходимо увеличивать площадь на выходе из диффузора, что приведет к уменьшению приведенной скорости воздуха.

Если же сопло ЖРД не регулируемо и поддерживается звуковая скорость воздуха в выходном сечении диффузора, ступень ЖРД будет работать на режиме перерасширения, и в случае достижения значения Хс = 1 и уровня критического теплоподво-да в двигателе, произойдет запирание воздушного контура.

В случае работы ступени ЖРД на режиме недо-расширения и при околозвуковых скоростях воздуха во втором контуре двигателя (рис. 3) также возможен режим запирания воздухозаборника при достижении потоком воздуха в некотором сечении камеры смешения скорости звука.

188М1727-0219 Вестник двигателестроения № 2/2008

- 17 -

Для определения условий запирания используем уравнения количества движения и сохранения

ЕД = Тд в) PB 1

Ев ]Тв 'т(Х д ) РД Ч(Х д )

(4)

Для струи газов из ступени ЖРД и воздуха второго контура уравнение количества движения:

к +1

кс +1

■°КРД '(г(Хд ) - 2)'Св =

акр.с •((Х'с) - 2(Ха)) (5)

Г •

ток + т г

\

Откуда с учетом

О

в

X =

к +1

к кС +1

кС +1 \ к +1 кС

получим:

1

Ч0[ X • ((Х'с) - 2 (Хс))

тД ((ХД) -2) '

(6)

Подставив (5) в (4) получим:

Т 1

2 (Х'с) = Л Т^ ^ ((Х Д) - 2)+ 2 (Хс) =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ •(<Х Д) - 2)+ 2 <ХС) =

§Д) • ((Х Д) - 2)+ 2 (ХС),

(8)

Рис. 3. Режим запирания воздухозаборника РПД

массы для участка 1-2 цилиндрической камеры смешения рис. 3. В данном случае есть определенная условность вследствие того, что подразумеваются несмешивающиеся потоки.

Для несмешивающегося воздушного потока имеем:

Объединив уравнения (7) и (8) и предположив изоэнтропичность течения в рассматриваемых сечениях можно определить приведенную скорость потока продуктов сгорания, статическую температуру воздуха в сечении 2 и коэффициент эжекции п,

из расчета площадей Ес + Ев = Ев + Ед , соответствующих режиму запирания воздухозаборного устройства. При этом необходимо будет учесть потери в скачках уплотнения расширяющейся струи из сопла ЖРД.

Уравнения 7-8 можно решить численными методами, используя тепловые расчеты ступени ЖРД для различных значений полных давлений на срезе сопла ракетной ступени и чисел М полета. В частности, это обусловлено различием процесса расширения сверхзвуковой струи в потоке движущегося газа от свободного расширения. Поэтому площадь струи в сечении запирания Е'с аналитически вычислить достаточно трудно.

Например, на рис. 4. приведена зависимость коэффициента эжекции на режиме запирания, при

Ее

Ед

= 0,5,

Рс =-

РС

рр

= 5 и различных Мп.

г* • 1 и

ток + т г

V /

к

к

с

8 =

п =

Ес - Ес + 1 = Ев

I Тс -0,833 а 1 X ((Х'с) - 2(Хс))

рв • т(Х Д) 1-2 д(Х Д) п (г (Х Д) - 2) , (7)

где а^2 - коэффициент восстановления полного давления на участке 1-2.

Газодинамическая функция 2(Х'с), как неизвестная величина в уравнении (6), выражается через параметры проточной части и потоков в виде: - 18 -

Рис. 4. Зависимость коэффициента эжекции от параметров работы РПД

Если же в камере смешения и дожигания установится такой режим течения, что дозвуковая смесь газов и воздух на выходе из диффузора достигнут скоростей звука - будет также существовать режим запирания. Для этого случая критическая степень

эжекции, при догорании топлива из ракетной ступени и без подвода дополнительного топлива

G

в

( • ^ m0 + m г

V /

делена по соотношению:

•(а ЖРД • К m )

■ = 0 может быть опре-

^ (ко )2 P2

1 J_

7+7

т; Rc То

гДе 7 = 1 1Г *

Vrb Тв

kc • (k +1)

к • (kc +1)

и представлена на рис. 5. Выводы

Z (ко )2

• Z (ко ) •

к • (kc +1) kc • (k +1)

1. Проточная часть РПД должна быть регулируема как по сверхзвуковому диффузору, камере сгорания ЖРД так и по камере смешения и дожигания РПД и реактивному соплу.

2. Можно получить для фиксированного числа Мп и параметров двигателя ЖРД множество конфигураций проточной части, при которых может реализовываться помпажная работа воздухозаборника.

3. Глубина регулирования рассмотренных элементов РПД изменяется в очень широких пределах.

Рис. 5. Зависимость критического коэффициента эжекции РПД от относительной удельной тяги РПД

Перечень ссылок

1. Зуев В.С., Макарон В.С. Теория прямоточных и ракетно-прямоточных двигателей. - М: Машиностроение, 1971. - 367 с.

2. Орлов Б.В., Мазинг Г.Ю. и др. Основы проектирования ракетно-прямоточных двигателей. -М: Машиностроение, 1967. - 424 с.

3. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. С.М. Шляхтенко. - М: Машиностроение, 1987. - 568 с.

Поступила в редакцию 25.02.2008

1

n =

1

+

Проведене до^дження присвячене anani3y деяких особливостей узгодження основних napaMempie надзвукового nовimpозбipникy i рiдинного ракетного двигуна (РРД) комбтова-ного, ракетно-прямоточного двигуна (РПД).

The carried out research is devoted the analysis of some features of the coordination of main parameters ofthe supersonic air intake and a liquid rocket stage (LRS) of the rocket based combined cycle engine (RBcc).

ISSN 1727-0219 Вестник двигателестроения № 2/2008

- 19 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.