Научная статья на тему 'Некоторые особенности религиозной политики ранней Тан'

Некоторые особенности религиозной политики ранней Тан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
826
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КИТАЯ / ДИНАСТИЯ ТАН / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / БУДДИЗМ / КОНФУЦИАНСТВО / ДАОСИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кавелин А. О.

Рассматривается специфика религиозной политики ранней Тан. Оговариваются особенности складывания идейной доктрины. Обозначается политика императора Ли Ши-миня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Tang’s religion policy features

In this article studied the specificity of the religion policy of the early Tang dynasty. Author also describes the main features of creating of that ideological doctrine. Also note Li Shimin religion policy.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности религиозной политики ранней Тан»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 2 (6). С. 30-32.

УДК 304.42

А. О. Кавелин

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ РАННЕЙ ТАН

Рассматривается специфика религиозной политики ранней Тан. Оговариваются особенности складывания идейной доктрины. Обозначается политика императора Ли Ши-миня.

Ключевые слова: история Китая; династия Тан; религия; христианство; буддизм; конфуцианство; даосизм.

A. O. Kavelin

EARLY TANG'S RELIGION POLICY FEATURES

In this article studied the specificity of the religion policy of the early Tang dynasty. Author also describes the main features of creating of that ideological doctrine. Also note Li Shimin religion policy.

Keywords: China history; Tang dynasty; religion; Christianity; Buddhism; Confucianism; Taoism.

С самого начала следует оговорить, что термин «религия» не до конца подходит к некоторым китайским учениям, таким как конфуцианство или даосизм. Мировоззрение китайцев часто называют безрелигиозным, но вернее было бы назвать его безбожественным, ибо в Поднебесной хоть и существовал культ предков, однако отсутствовали божества, отвечающие за определенную функцию. Более того, в китайском языке изначально не было даже слова «Бог» [1]. На такой уровень сверхъестественные представления, существовавшие в Срединной империи, никогда не выходили. Это особенно заметно при сравнении с греками или египтянами, где пантеон богов пусть и не был полностью упорядочен, но представлял собой относительно организованную структуру. Чтобы избежать путаницы, исследователи обычно именуют конфуцианство и даосизм религиозно-философскими учениями, подчеркивая тем самым как мировоззренческую роль, так и особенности внутреннего устройства этих учений. Поэтому в данном случаетермин «религиозная политика» используется с учетом китайских особенностей.

Для династии Тан, правившей в период с VII по X вв., вопрос о вероучениях стал ак-

туальным с первых дней. Предшествующая Суйская династия давила на конфуцианскую аристократию, что стало одной из причин восстания, свергнувшего Суй с престола [2]. Первый император Тан Ли Юань на волне недовольства сторонников этого древнего китайского учения смог не только подняться на трон, но и объединил значительную часть страны под своим началом. Конфуцианские сановники при дворе Тан получили значительные привилегии, более того, Ли Юань собирался найти и наградить должностями всех потомков Конфуция. Такой шаг следует считать чисто идеологическим, однако показывающим достижение предела возможности использования одного только конфуцианства в качестве опоры [3].

В 626 г. император Ли Юань готовился издать указ об ограничении буддизма и даосизма, что должно было ударить по сторонникам нарождавшейся новой бюрократии во главе с его вторым сыном Ли Ши-минем. В отличие от традиционной аристократии новые бюрократы были более разнородны по своей конфессиональной и социальной принадлежности. Имея довольно широкую опору Ли Ши-минь решился на переворот и в том же 626 г. сменил своего отца на престоле.

© Кавелин А. О., 2015

30

Некоторые особенности религиозной политики ранней Тан

Однако подобная смена власти не привела к отстранению конфуцианцев от трона. Новый император добавил даосизм к уже имевшейся идейной опоре династии, провозгласив свой род потомками основателя учения Лао-цзы [4].

Стоит оговориться, что до тех пор, пока был жив Ли Юань (то есть до 635 г.), Ли Ши-минь не решался на радикальные преобразования, в том числе и в области религии. Только в 638 г. императором был издан указ о веротерпимости, согласно которому «не существует дао с постоянным именем, не существует мудреца с постоянным обликом» [5]. Подобная открытость новым религиям была продиктована прежде всего политическим интересом. Империя расширялась на Запад, поэтому требовалось включить западные верования в жизнь общества. Этим указом смогли воспользоваться не только даосисты и буддисты, но и первые христиане Китая.

Несториане впервые пришли в Поднебесную в 635 г. [6]. Миссия во главе с епископом Алобэнем прибыла в столицу империи Тан, где император благосклонно принял путников с Запада. Для императорской библиотеки были переведены христианские тексты, а указом Ли Ши-миня на территории Китая основали первый христианский монастырь.

Утилитарность религиозной политики доказывает общение императора Ли Ши-миня с буддистским монахом Сюаньцзаном. Странствовав 17 лет по территориям к западу от Китая, Сюаньцзан прибыл в 646 г. ко двору императора, доставив около 700 буддистских текстов из Индии. Однако первым и наиглавнейшим заданием, которое дал император страннику, было составление описания Западного края, которое монах закончил спустя год [7].

Важно особо отметить, что при этом религиозную политику Тан ни в коем случае нельзя называть секулярной. Судя по дошедшим до нас источникам, мы можем вполне определенно утверждать, что влияние религиозно-философских учений на внутреннюю политику государства было весьма значительным. Прежде всего это отражается в правовых сборниках того времени. «Уголовные установления Тан» содержат ряд положений, иллюстрирующих сакральные

представления китайцев. Так, в разделе о наказаниях встречается два вида казни: удавление и отрубание головы [8]. Последнее считалось гораздо более худшим вариантом, ибо в этом случае нарушалась целостность тела. По китайским представлениям того времени, подобная физическая трансформация очень плохо влияла на человеческий дух после смерти. Поэтому законодатель использовал эту меру для дополнительного воздействия на особо злостных преступников, чтобы даже после смерти они ощущали наказание за совершенное при жизни преступление [9].

Особое место занимало наказание за колдовство и ворожбу из ненависти (ст. 264)

[10] . В ней хоть и признается размытость такого понятия, как «колдовство», но тем не менее делается попытка описать его: «В [таком] деле, как ворожба, есть много способов воздействия, и разобрать их в подробностях вряд ли возможно. Или рисуют изображения, или вырезают человеческую фигурку, а потом прокалывают им сердце или вбивают в глаза гвозди, связывают руки или стягивают ноги и таким образом вредят и одолевают»

[11] .

Следует сказать, что за подобные манипуляции предусматривалось наказание в виде года каторги. Однако если в ходе тайного ритуала жертва умирала, то наказание следовало как за убийство человека, то есть следовало обезглавливание. Но если же удавалось доказать, что колдовство не предусматривало убийство, а только нанесение небольшого вреда, то ограничивались ссылкой на 3000 ли. Подобные разграничения весьма показательны: законодатель пытался детально регулировать даже такую непростую сферу, как сверхъестественные манипуляции. Столь серьёзное внимание говорит о важности подобных материй для власти.

Подводя краткий итог, заметим, что буддизм усилил своё влияние в Китае во второй половине VII в., однако потом всё более и более сталкивался с притеснениями властей [12]. До сих пор остается неясным, насколько Танской династии удалось вплести в духовную жизнь китайского общества учения, пришедшие с Западных окраин. Традиционная китайская историография редко удостаивала позитивной оценки поворот к другим учениям, отличным от конфуцианст-

31

А. О. Кавелин

ва. Однако после падения Тан последующие китайские династии долгое время не могли примирить традиционные и привнесенные вероучения (подобно предшественнице), постоянно сталкиваясь с конфликтами на религиозной почве. Таким образом, целесообразно поставить вопрос об эффективности религиозной политики преемников Тан, исходя из достижений X в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного (психотехника и трансперсональное состояние). - СПб., 2007. - С. 22.

2. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. - М., 1999. -

С. 29.

3. Кавелин А. О. Тан Тай-цзун: история образа // Древность и Средневековье: вопросы истории и историографии : мат-лы докл. II Всерос. на-

уч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Омск, 2013. - С. 78.

4. Попова И. Ф. Указ. соч. - С. 27.

5. Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч. 3. - М., 2012. - С. 238-240.

6. Там же.

7. Александрова Н. В. Путь и текст: китайские паломники в Индии. - М., 2008. - С. 11.

8. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») : в 4 кн. / пер. и коммент.

В. М. Рыбакова. - Кн. 1. - СПб., 2005. - С. 79.

9. Рыбаков В. М. Представления о «виктимно-сти» в танском праве // Восток. - 2011. -№ 5. - C. 126.

10. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») : в 4 кн. / пер. и коммент.

В. М. Рыбакова. - Кн. 3. - СПб., 2005. - С. 54.

11. Рыбаков В. М. Указ. соч. - С. 54.

12. The Cambridge History of China : in 13 vol. -Vol. 3 / ed. by Denis Twitchett and John K. Fair-bank. - Cambridge, 1979. - P. 361.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.