Научная статья на тему 'Некоторые особенности развития творческих способностей у учащихся-инструменталистов музыкальных школ'

Некоторые особенности развития творческих способностей у учащихся-инструменталистов музыкальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / способности / развитие / исполнение / композиторство / creativity / ability / development / design / composing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовская Инга Казимировна

B данной статье рассматриваются некоторые вопросы творческого развития в рамках современного подхода к обучению игре на музыкальном инструменте в музыкальных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses some of the issues of the creative development of the modern approach to learning to play a musical instrument in music schools.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности развития творческих способностей у учащихся-инструменталистов музыкальных школ»

Некоторые особенности развития творческих способностей у учащихся-инструменталистов музыкальных школ Садовская И. К.

Инга Казимировна Садовская / Inga Kazimirovna Sadovskaya - преподаватель,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талнахская детская школа искусств, г. Норильск

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые вопросы творческого развития в рамках современного подхода к обучению игре на музыкальном инструменте в музыкальных школах.

Abstract: this article discusses some of the issues of the creative development of the modern approach to learning to play a musical instrument in music schools.

Ключевые слова: творчество, способности, развитие, исполнение, композиторство.

Keywords: creativity, ability, development, design, composing.

Многие годы преподаватели музыкальных школ подходили к вопросу обучения игре на музыкальном инструменте с точки зрения воспитания музыканта-исполнителя. Но далеко не каждый ученик стремится к этому. Более того, на сегодняшний день родители, желающие отдать своих детей в музыкальные школы, стремятся занять их свободное время. В лучшем случае, мотивация родителей дать своим детям музыкальное образование - лишь для общего развития и расширения кругозора. К сожалению, таких случаев в практике преподавателей музыкальных школ большинство.

Что же делать преподавателям-инструменталистам? С одной стороны, перед ними стоит четко поставленная задача научить ребенка играть на музыкальном инструменте, и в программах к предмету четко прописаны минимальные требования к исполнению произведений на итоговых и промежуточных аттестациях, которые проходят в форме академических концертов и технических зачетов. С другой стороны, в новых Федеральных государственных требованиях, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 года (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), четко прописано, что данная программа направлена на «приобретение детьми опыта творческой деятельности». Каким же образом внедрить творческий процесс в рамки урока, на котором основную часть времени занимает подготовка экзаменационной программы? Какую часть урока задействовать на реализацию творческого процесса? За счет чего должна осуществляться та самая «творческая деятельность»?

Как показывает практика, творческий потенциал проявляется очень рано у всех детей. Поэтому заниматься развитием этих способностей нужно со всеми учениками на протяжении всего периода обучения (особенно в таком воспитании нуждаются слабые учащиеся, считает Ю. Я. Лихачев), без суетной спешки, ограничиваясь одной-двумя творческими работами в год. Помимо того, что самостоятельное творчество необычайно увлекает учащихся, оно самым благотворным образом отражается на характере исполнения: свои пьесы дети играют ярко, образно, выразительно, технически свободно [1].

В первый год обучения игры на фортепиано сложно говорить о композиторстве со стороны учащегося, когда необходимость правильно нажать даже одну клавишу вызывает определенные затруднения. Здесь на помощь приходят упражнения на укрепление пианистического аппарата. В этом могут помочь сборники упражнений Светланы Барсуковой.

В сборниках С. Барсуковой представлены упражнения на основные виды техники (non legato, legato, staccato). Каждое упражнение сопровождает красочная иллюстрация и стихотворное или просто программное уточнение, что помогает учащемуся лучше воспроизвести штрих. Как только упражнение выполняется, можно предложить ученику сочинить свое собственное на основе уже сыгранного.

Штрих non legato.

Зайчик, зайчик, приходи

И корзинку приноси.

Нежной травки пощипать,

Грибы, ягоды искать.

Staccato

Белка, белка, рыжий хвостик,

Прыгай выше через мостик.

Legato

Мишка, мишка косолапый,

Ставь свои ровнее лапы [4].

Что может побудить ребенка к творчеству, к процессу сотворения музыки? На первых уроках знакомства с инструментом это может быть подражание различным животным и птицам. Сопоставление различных регистров. Как правило, юные исследователи очень чутко откликаются на эту веселую игру. Когда музыка начинает занимать все больше внимания учащихся, конечно же она сама начинает побуждать к творчеству. Сыгранная интересная гармония, фраза, мелодический оборот вызывают желание повторить, но уже в своем

варианте. В более старшем возрасте внимание учащихся можно нацелить на интонации человеческой речи, декламации стихов.

Все эти дороги ведут к одной цели; можно сочетать различные типы творческих заданий, учитывая склонности ребенка, и разнообразных форм работы, поддерживая его интерес к занятиям. При этом развитие творческих навыков должно органически вписываться в урок фортепианной игры, а не быть неким дополнительным элементом, не соприкасающимся с пианистическими и исполнительскими задачами [2].

Очень полезно начинать и заканчивать урок небольшими творческими заданиями, при этом можно чередовать упражнения С. Барсуковой и творческие задания М. Глущенко. В сборнике Марины Александровны изложены пьесы с подробным описанием работы над ними, а также несколько вариантов их исполнения. Конечно, они не являются единственно возможными способами игры, ученик также может предложить свои собственные.

Перед разучиванием ансамблевых пьес из сборника М. Глущенко лучше всего придерживаться определенной схемы, которая поможет ученику быстрее сориентироваться в музыкальном материале и не зажиматься в следующем далее процессе исполнения.

Педагог играет и одновременно поет песенку. Когда ученик запомнит мелодию и слова, педагог играет, а ребенок поет. Даем ученику понятие о сильной и слабой доле, предлагаем при игре педагога отметить сильные доли шлепками по коленям, слабые - хлопками в ладоши (можно предложить то же самое под собственное пение). Далее знакомим его с понятием ритма, предлагаем ритм мелодии прохлопать в ладоши или простучать на закрытой крышке фортепиано. Когда ребенок научится правильно петь и ритмично прохлопывать песенку, приступаем к исполнению ансамбля. При этом вначале ученик исполняет свою партию хлопками в ладоши, а затем переходим к игре на клавиатуре.

Осознание сопричастности к композиторскому труду, чувство сотворчества доставляет детям глубокое удовлетворение, музыкальный инструмент становится лучшим другом, которому можно доверить сокровенное, средством, позволяющим материализовать свои музыкальные замыслы, образы, фантазии.

Слово «творчество» и производные от него на все лады произносится как артистами, так и педагогами. Однако вряд ли возможно проникнуть в магические бездны, которые таятся в этом обыденно звучащем понятии. Если самого педагога часто сравнивают с артистом, психологом, медиумом, то процесс передачи им своих знаний ученику должен уподобляться некоему священнодействию [3].

Существует множество способов развития творческих способностей у учащихся инструменталистов: от подбора по слуху до совместного музицирования вместе с преподавателем. Очень сложно в жестких рамках учебного плана найти время для занятий творчеством. Но если с первых уроков занятия музыкой ученик почувствует себя причастным к чему-то большему, чем простое повторение той мелодии, что написана в нотах, это может дать гораздо больший результат.

Литература

1. Лихачев Ю. Я. Авторская школа: Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе. / Ю. Я.Лихачев - СПб: Кмпозитор, 2009.

2. Глушенко М. Волшебный мир фортепиано: учебно-методическое пособие: для учащихся первого класса. / М.Глушенко - СПб: Композитор, 2001.

3. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и вся жизнь: Исповедь педагога. / Т. Юдовина-Гальперина. - СПб: Композитор, 2007.

4. Барсукова С. Веселая гимнастика для: сборник пьес для фортепиано: для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: вып.2: учебно-методическое пособие. / С. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 42 [2].с. - (Мои первые ноты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.