вать необходимые компетенции и достигнуть более высокого уровня их спортивной и профессиональной подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Го Эрни. Оценка значимости педагогических способностей тренеров по настольному теннису в контексте достижения высоких результатов спортсменов КНР / Го Эрни, Л.Г. Рыжкова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 4. - С. 89-91.
2. Ли Ксяо-дун Как добиться победы в современном настольном теннисе / Ли Ксяо-дун // Особенности обучения технике и тактике настольного тенниса в КНР / Авторы-составители Астахов С.В., Барчукова Г.В. - Москва : Федерация настольного тенниса России, 2011. - С. 4-21.
3. Рыжкова Л.Г, Го Эрни Показатели ведения соревновательной борьбы у сильнейших китайских игроков в настольный теннис как результат системы формирования тренерского мастерства // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 341--344.
4. Сюй Яньшэн. Настольный теннис. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 320 с.
5. Китайская Академия Настольного тенниса приглашает иностранных студентов // Спортивное чтиво : спортивная электронная библиотека. - 27 декабря 2010. - URL: http://sportfiction.ru/articles/kitayskaya-akademiya-nastolnogo-tennisa-priglashaet-inostrannykh-studentov/?ysclid=l6bzf1b3sj586520479 (дата обращения: 01.05.2022).
REFERENCES
1. Go Ernie and Ryzhkova, L.G. (2022), "Evaluation of the significance of the pedagogical abilities of table tennis coaches in the context of achieving high results among Chinese athletes", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 89-91.
2. Li Xiao-tung (2011), "How to achieve victory in modern table tennis", Features of teaching the technique and tactics of table tennis in the PRC, Moscow, pp. 4-21.
3. Ryzhkova L.G. and Guo Ernie (2021), "Indicators of competitive struggle among the strongest Chinese table tennis players as a result of the coaching skill formation system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp.34--344.
4. Xu Yansheng (1987), Table tennis, Physical education and sports, Moscow.
5. Yang Peifeng (2010), "China Table Tennis Academy invites international students", International Table Tennis Federation, Shanghai, Chins, available at: http://sportfiction.ru/articles/kitayskaya-akademiya-nastolnogo-tennisa-priglashaet-inostrannykh-studentov/?ysclid=l6bzf1b3sj586520479 (date accessed: 01.05.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.08.2022
УДК 796.09
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ II ЕВРОПЕЙСКИХ ИГР В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Александр Владимирович Григоров, кандидат педагогических наук, профессор, Белорусский государственный аграрный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация
За годы существования Республики Беларусь как суверенного государства, растет постоянный интерес к спорту, и как следствие появилась необходимость к постоянному совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта закреплены в Конституции Республики Беларусь, законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (от 4 января 2014 г. № 125-3) и других правовых документах. Из этого следует, что физическая культура и спорт крайне важны для всего населения республики в целом и играют не только важнейшую социальную роль, но прежде всего, являются одним из стержневых направлений современной политической жизни. В данной статье предпринята попытка рассмотреть отдельные аспекты организации и проведения континентальных спортивных мероприятий, признанных Международным олимпийским комитетом, а также участия в
них спортсменов европейских государств. Определена роль спорта в политической жизни современного общества и обозначены особенности проведения крупнейших спортивных мероприятий, в масштабах отдельно взятой страны.
Ключевые слова: спорт, национальный олимпийский комитет, страна, государственная политика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p63-69
SOME FEATURES OF THE II EUROPEAN GAMES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Alexander Vladimirovich Grigorov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Belarus-ian State Agrarian Technical University, Minsk, Republic of Belarus
Abstract
Over the years of the existence of the Republic of Belarus as a sovereign state, the constant interest in sports has been growing, and as a result, there is a need for continuous improvement of state policy in the field of physical culture and sports. The main provisions of the state policy in the field of physical culture and sports are enshrined in the Constitution of the Republic of Belarus, the Law of the Republic of Belarus "On Physical Culture and Sports" (dated January 4, 2014 No. 125-3) and other legal documents. It follows from this that physical culture and sports are extremely important for the entire population of the republic as a whole and play not only an important social role, but above all, they are one of the core directions of modern political life. This article attempts to consider the certain aspects of the organization and conducting of the continental sports events recognized by the International Olympic Committee, as well as the participation of athletes from European countries in them. The role of sport in the political life of modern society is defined and the features of holding major sporting events on the scale of a single country are outlined.
Keywords: sports, national Olympic committee, country, state policy.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития спорт является неотъемлемым элементом жизни общества, будучи одним из самых заметных и значимых социальных явлений в жизни каждого государства.
Вся суть спорта сводиться к сопоставлению качества подготовленности спортсменов именно на международном уровне через участие спортсменов в наиболее значимых спортивных форумах чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. В связи с этим международные критерии качества внутренне присущи национальной системе подготовки спортсменов.
Особую и важную роль в повышении авторитета белорусского спорта среди широких слоев населения страны и за рубежом играет пристальное внимание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко к вопросам развития совершенствования всего направления физической культуры. Отсюда видно, это направление становиться социально-политическим явлением, влияющим на повседневную жизнь современного общества.
Цель исследования - определить роль спорта в политической жизни современного общества и обозначить особенности проведения крупнейших спортивных мероприятий, в масштабах отдельно взятой страны.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что за годы существования Республики Беларусь как суверенного государства, растет постоянный интерес к спорту, и как следствие появилась необходимость к постоянному совершенствованию государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
В своем послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Поднятие Государственного флага, исполнение Государственного гимна в честь наших спортсменов укрепляют авторитет Беларуси на международной арене, но главное, побуждают в сердцах миллионов белорусов чувство гордости за Родину. Тысячи, миллионы людей смотрят за нашими спортсменами. Вы же все, я и вы следите, если белорусский спортсмен выступает. Мы сделали очень много, если
не все, чтобы ожидать от наших спортсменов самых серьезных результатов, которыми будет гордиться наша страна» [1].
Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта закреплены в Конституции Республики Беларусь. Статья 32 «Молодёжи гарантируется право на её духовное, нравственное и физическое развитие». В статье 9 «Государственная политика в сфере физической культуры и спорта» Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» указывается, что «Целями государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются развитие и поддержка физической культуры и спорта» [2, 3].
В программном документе «Национальная стратегия устойчивого экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года» подчёркивается «Потребностям и принципам устойчивого развития современного общества соответствует тип гармоничной и всесторонне развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущий активный образ жизни» [4, с. 15].
Правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направленные на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведение спортивных мероприятий и участие спортсменов в международных соревнованиях, определены Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (4 января 2014 г. № 125-3). Этот закон занимает центральное место в системе законодательства, регулирующего деятельность в сфере физической культуры и спорта.
В целях обеспечения развития физической культуры и спорта, реализации основных направлений государственной политики, решений актуальных проблем в сфере физической культуры и спорта в Республике Беларусь, разрабатываются и утверждаются государственные и региональные программы развития физической культуры и спорта в которых указано, что главной их целью «является достижение стабильно позитивной динамики оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, укрепление позиций Республики Беларусь среди мировых спортивных держав», а так же «развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений социальной политики, инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь» [5, 6].
Из этого следует, что физическая культура и спорт крайне важны для всего населения республики в целом и играют не только важнейшую социальную роль, но прежде всего, являются одним из стержневых направлений современной политической жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Учитывая накопленный опыт и высокий уровень проведения международных спортивных мероприятий развитую спортивную инфраструктуру, достаточное количество высококвалифицированных специалистов и главное - поддержка Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, проведение II Европейских игр было доверено 21 октября 2016 года Республике Беларусь, которые прошли в период с 21 по 30 июня 2019 года.
Отличием в подготовке Республики Беларусь и её спортивных объектов к Играм, стало наибольшее использование имеющейся инфраструктуры и их материально -технических ресурсов с целью понижения затрат средств бюджета. Поскольку финансирование реконструкции и строительства ряда новых спортивных объектов было предусмотрено еще задолго до объявления г. Минска местом проведения Игр, проведение II Европейских игр позволило избежать белорусской стороне больших материальных затрат. Одним специально построенным спортивным объектом стал Национальный стадион по пляжному футболу. Полностью реконструировали такие объекты, как стадион «Динамо» и стрелковый тир им. маршала С.К. Тимошенко.
Всего на проведение II Европейских игр, в 2017-2019 годах потрачено около 270 млн. долларов США, при этом бюджетные средства составили около 133 млн. долларов.
Для сравнения: бюджет I Европейских игр в г. Баку составил 1,12 млрд. долларов США (таблица 1).
Таблица 1 - Стоимость проведения последних Олимпиад, чемпионатов мира по футболу и Европейских игр (в миллиардах долларов)_
Летние Олимпийские игры Стоимость, млрд. дол. Зимние Олимпийские игры Стоимость, млрд. дол. Чемпионаты мира по футболу Стоимость, млрд. дол. Европейские игры Стоимость, млрд. дол.
Пекин 2008 25 Ванкувер 2010 1,2 ЮАР 2010 4,6 Баку 2015 1,12
Лондон 2012 12 Сочи 2014 41 Бразилия 2014 11,63 Минск 2019 0,27
Рио-де-Жанейро 2016 9,75 Пхенчхан 2018 2,4 Россия 2018 14,2
Для заинтересованности зарубежных участников и болельщиков, был организован безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь. Выезд из Республики Беларусь осуществлялся через все пункты пропуска (наземные и воздушные): для участников II Европейских игр и аккредитованных представителей иностранных СМИ - с 20 мая по 10 июня 2019 года; для иностранных туристов - с 10 июня по 10 июля 2019 года по билетам на спортивные состязания.
На игры аккредитовались более одной тысячи журналистов, в том числе более 600 из 160 стран. Сотни тысяч зрителей на трибунах арен и у экрана в 196 государствах следили за проходящими в Республике Беларусь спортивными соревнованиями.
Во время Игр в полном объёме осуществлена волонтерская программа, которая была запущена 15 сентября 2017 года и официально закрыта 1 апреля 2019 года. В этот период волонтеры подали 24,2 тыс. заявок из 106 стран мира. В Играх принимали участие 8,7 тыс. волонтеров, без поддержки которых было бы невозможно создать теплую, открытую и доброжелательную атмосферу в период проведения спортивных мероприятий [7, 8].
Соревнования в программе II Европейских игр проводились в 15 видах спорта, включающих 23 спортивные дисциплины, восемь из которых стали квалифицированными к XXXII летним Олимпийским играм в г. Токио в 2020 году - бокс, велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, каратэ, легкая атлетика, стрельба из лука, пулевая и стендовая стрельба, настольный теннис, баскетбол 3х3 - а четыре не включены в олимпийскую программу - акробатика спортивная, аэробика спортивная, борьба самбо, футбол пляжный. Соревнования по бадминтону, боксу и дзюдо прошли в ранге чемпионата Европы.
В спортивных состязаниях на 15 спортивных объектах, в том числе трассах по велосипедному спорту на шоссе (пл. Октябрьская и улицы г. Минска), состоящих из элементов временной инфраструктуры, было разыграно 200 комплектов медалей, в том числе в олимпийских видах программы 141 комплект или 70,5% (мужчины - 91, женщины - 89, смешанные виды программы - 20).
Медали различного достоинства - золотых - 200 комплектов (326 медалей), серебряных - 200 комплектов (323 медали), бронзовых - 283 комплекта (419 медалей), всего -1068 медалей, - вручены 890 спортсменам или каждому четвертому из участвующих в соревнованиях (24,7%), как в олимпийских видах программы (всего - 670 медалей (62,7 %), в том числе золотых - 141 комплект (200 медалей), серебряных - 141 комплект (197 медалей), бронзовых - 204 комплекта (273 медали), так и неолимпийских видах программы. Медали вручены спортсменам из 43 стран (кроме Албании, Андорры, Исландии, Лихтенштейна, Мальты, Монако и Северной Македонии), а в восьмерку сильнейших в различных видах программы вошли спортсмены 47 стран (кроме Исландии, Лихтенштейна и Мальты).
Всего медали II Европейских игр завоевали атлеты 43 стран, чемпионами стали представители 34 государств. Победителем в командном медальном зачете (как и на I Ев-
ропейских играх) стала сборная России (109 медалей, в том числе 44 золотых, 23 серебряных, 42 бронзовых) (таблица 2).
Таблица 2 - Общекомандный зачет первых десяти стран участников I и II Европейских игр
I Европейские игры (Баку, 2015) II Европейские игры (Минск, 2019)
Место Страна Кол-во медалей Место Страна Кол-во медалей
1 Россия 164 1 Россия 109
2 Азербайджан 56 2 Беларусь 69
3 Великобритания 47 3 Украина 51
4 Германия 66 4 Италия 41
5 Франция 43 5 Нидерланды 29
6 Италия 47 6 Германия 26
7 Беларусь 43 7 Грузия 30
8 Украина 46 8 Франция 28
9 Нидерланды 29 9 Великобритания 23
10 Испания 30 10 Азербайджан 28
В соревнованиях приняли участие 3666 спортсменов из 50 стран Европы.
Самыми многочисленными официальными делегации были представлены НОК Российской Федерации - 220 спортсменов, НОК Беларуси - 217 спортсменов, НОК Украины -196 спортсменов, НОК Италии - 173 спортсмена и НОК Франции - 167 спортсменов. Наименьшими составами приняли участие делегации из НОК Лихтенштейна (1 спортсмен, дзюдо), НОК Сан-Марино и НОК Мальты (по 4 спортсмена), НОК Монако (5 спортсменов).
Наибольшее количество команд европейских НОК приняли участие в борьбе дзюдо - 49 (за исключением НОК Сан-Марино), боксе - 44, стрельбе из лука и стрельбе пулевой -42, велосипедном спорте (шоссе) - 39, бадминтоне - 38, каратэ и гребле на байдарках и каноэ - 37.
Спортсмены, представляющие НОК Беларуси, участвовали в 18 спортивных дисциплинах, завоевали 69 медалей (24 золотых, 16 серебряных и 29 бронзовых), из них в олимпийских видах программы - 35 медалей (1 золотая, 10 серебряных и 12 бронзовых) и в неофициальном командном зачете заняли второе общекомандное место.
Медалистами среди спортсменов Республики Беларусь стали 52 женщины и 38 мужчин (41,5 %) из них 22 женщины и 8 мужчин стали обладателями золотых наград (13,8 %). Кроме этого, белорусские спортсмены тринадцать раз занимали 4-е места.
Пятнадцать медалей завоевали белорусские атлеты в борьбе самбо, наибольшее количество пять золотых медалей - в гребле на байдарках и каноэ, по 3 золотые медали - в борьбе вольной и греко-римской, легкой атлетике и самбо [7, 8].
Обладатели спортивной базы для проведения II Европейских игр не добились медального успеха в аэробике спортивной, бадминтоне, стрельбе стендовой, теннисе настольном и футболе пляжном, а в бадминтоне и стрельбе стендовой не удалось войти в восьмерку сильнейших.
Таким образом, в играх Олимпийские квалифицированные нормативы и требования для участия в Олимпийских играх 2020 года в г. Токио (Япония) выполнили 27 спортсменов из 17 европейских НОК (Беларусь, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Люксембург, Польша, Португалия, Сербия, Турция, Украина, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция) в пяти спортивных дисциплинах (легкая атлетика, стрельба из лука, стрельба пулевая, стрельба стендовая, теннис настольный) и 20 видах олимпийской программы. Спортсмены Республики Беларусь выполнили олимпийские квалифицированные нормативы и требования только в легкой атлетике (Татьяна Холодович, метания копья) и стрельбе пулевой (Юрий Щербацевич, малокалиберная винтовка 50 м, стрельба из трёх положений).
В состязаниях по видам спорта приняли участие 1085 судей, в их числе 25 технических делегатов и 522 международных судьи по спорту, включая 30 резидентов Республики
Беларусь, назначенных европейскими и международными федерациями по видам спорта из 45 стран Европы, а также 9 стран мира (Австралия, Гватемала, Египет, Корея, Куба, Марокко, Монголия, Сирия и США). Национальными федерациями (союзами, ассоциациями) по видам спорта выбрано 538 белорусских судей по спорту, в том числе 297 иногородних.
Использованные спортивные объекты, которые в соревновательные дни посетили около 200 тыс. зрителей, по принадлежности относятся к Минспорта, Минскому горисполкому, Минобороны, НОК Беларуси и только две к организациям негосударственной формы собственности (спортивно-развлекательный комплекс «Фалкон клаб» и СООО «Спортинг клуб») [7, 8].
Еще одним отличием II Европейских игр стало присутствие видных политических деятелей и представителей международных структур. Во время Игр Республику Беларусь посетили главы международных олимпийских структур: президент Международного олимпийского комитета Томас Бах, президент ЕОК Янеш Косьянчич. Были приглашены и руководители интеграционных объединений: Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, Председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Спорт в период с 21 по 30 июня 2019 года объединил не только атлетов и болельщиков, но и ряд мировых политиков. Столицу Республики Беларусь г. Минск посетили высокопоставленные лица: президенты Армении Армен Саркисян, Грузии Саломе Зурабишвили, Молдовы Игорь Додон, России Владимир Путин, Сербии Александр Вучич, Такжикистана Эмомали Рахмон, Председатель Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Среди высоких гостей были также генеральный секретарь Всемирной туристической организации (ЮНВТО) Зураб По-лолишвили, Председатель Парламента Азербайджана Октай Асадов, Министр канцелярии Премьер-министра Венгрии Сергей Гуйяш, Государственный министр по торговой политике Министерства внешней торговли Великобритании Джордж Холлингбери, глава Чеченской Республики Российской Федерации Рамзан Кадыров, Министр по вопросам восстановления Японии, Министр координации комплексной политики по преодолению последствий аварии на АЭС в Фукусиме Хиромити Ватанабэ.
Во время проведения II Европейских игр Президентским спортивным клубом совместно с НОК и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь был реализован проект «Олимпийский путь» по поддержке детско-юношеского спорта в стране, в ходе практической реализации которого было предоставлено право каждому чемпиону и призёру игр выбрать учебно-спортивное учреждение с целью оказания безвозмездной (спонсорской) помощи для укрепления материально-технической базы, проведения различного уровня соревнований. Как результат, была оказана помощь 17 спортивным учебным заведениям на сумму 222,5 тыс. рублей [7, 8].
ВЫВОД
Из вышесказанного становиться абсолютно понятным, что проведение крупномасштабных спортивных праздников каждой страны является величайшей олимпийской миссией для мирного соперничества атлетов, государств участников, которая всегда будет актуальной и востребованной. В связи с этим политическая значимость физической культуры и спорта в жизни современного общества каждого государства очевидна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // БЕЛТА : [интернет-портал информагентства]. - 21 апреля 2017. - URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-21-aprelja-obratitsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-243565-2017/ (дата обращения: 01.06.2022).
2. О физической культуре и спорте :Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года №1253 // parvo.by : [Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь]. - URL: