Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медкова В. А., Ахмедов М. Н.

В данной статье дается уголовно-правовая характеристика незаконного пересечения Государственной границы РФ, анализируется статья 322 Уголовного кодекса РФ, исследуются вопросы о совершении преступлений на основе судебной практики, анализируются проблемы охраны Государственной границы РФ, предлагаются некоторые пути для их решения. Обеспечение безопасности Государственной границы автор видит в совершенствовании санкционной законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медкова В. А., Ахмедов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF COUNTERING ILLEGAL CROSSING OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article gives a criminal-legal characteristic of illegal crossing of the State Border of the Russian Federation, analyzes Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation, examines the issues of committing crimes based on judicial practice, analyzes the problems of protecting the State border of the Russian Federation, suggests some ways to solve them. The author sees ensuring the security of the State Border in the improvement of the sanctions legislative framework.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Некоторые особенности противодействию незаконному пересечению государственной

границы Российской Федерации

Some features of countering illegal crossing of the state border of the Russian Federation

Медкова В. А.,

магистрант, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

Владимир, Россия

Medkova V. A.,

Master's student, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov,

Vladimir, Russia

Ахмедов М. Н.,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, Владимирский

государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

Владимир, Россия

Akhmedov M. N.,

Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Candidate of Law, Vladimir State

University named after A. G. and N. G. Stoletov,

Vladimir, Russia

Аннотация.

В данной статье дается уголовно-правовая характеристика незаконного пересечения Государственной границы РФ, анализируется статья 322 Уголовного кодекса РФ, исследуются вопросы о совершении преступлений на основе судебной практики, анализируются проблемы охраны Государственной границы РФ, предлагаются некоторые пути для их решения. Обеспечение безопасности Государственной границы автор видит в совершенствовании санкционной законодательной базы.

Annotation.

This article gives a criminal-legal characteristic of illegal crossing of the State Border of the Russian Federation, analyzes Article 322 of the Criminal Code of the Russian Federation, examines the issues of committing crimes based on judicial practice, analyzes the problems of protecting the State border of the Russian Federation, suggests some ways to solve them. The author sees ensuring the security of the State Border in the improvement of the sanctions legislative framework.

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, уголовная ответственность, государственная граница, преступление, национальная политика, уголовный кодекс.

Key words: migration, illegal migration, criminal liability, state border, crime, national policy, criminal code.

Одна из главнейших задач государства представляет собой защиту государственной границы для обеспечения национальной безопасности и суверенитета, а также неприкосновенности ее границ.

Важной проблемой при выполнении этой задачи является нелегальное перемещение мигрантов через границы государства, которое обычно не является самостоятельным преступлением и сопровождается более тяжкими деяниями, среди которых можно выделить шпионаж, терроризм, перевозку людей, оружия и наркотиков.

Согласно исследованной статистике основных показателей деятельности миграционной службы в январе-декабре 2020 года на миграционный учет было поставлено 9 802 448 лиц, тогда как в январе-декабре 2019 года - 19 518 304 иностранных граждан и лиц без гражданства [1]. Изменения данных показателей отражают политическую и экономическую обстановку в нашем государстве, связанную с коронавирусной инфекцией. Но, несмотря на уменьшение миграционного прироста, преступления в сфере незаконного пересечения государственной границы продолжают совершаться.

Следует сказать, что в 2004 году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которые включили в себя ответственность за организацию незаконной миграции. Данный факт свидетельствует о внимании государства к проблеме незаконной миграции, актуализации мер противодействия. Однако не предоставляется возможным на этом останавливаться.

В рамках статьи 322 УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за незаконное перемещение через границу территории государства России. Доктринально под ней понимается линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории государства, что также закреплено в Законе РФ «О государственной границе» [2]. Этим определяется суверенитет страны. В рамках данной статьи не будем останавливаться на научных спорах вокруг границы суверенитета, хотя этим определяются некоторые правила пересечения государственной границы. Нас будет интересовать уголовно -правовая характеристика данного деяния.

Диспозиция статьи 322 УК РФ предусматривает действие, а именно перемещение через границу без действительных документов [3]. Существует закрепленный перечень таких документов. Для граждан России ими признаются: паспорт гражданина РФ, дипломатический, служебный паспорт и паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, в свою очередь, действительными документами считается паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность и признаваемый государством в этом качестве. Также в зависимости от гражданства-принадлежности может потребоваться специальное разрешение - виза - и вид на жительство [ст. 8;

4].

Следует отметить, что законодатель не определяет признаки, по которым относит те или иные документы к недействительным. Однако для эффективного применения нормы пробел следует исключить.

Кроме того, в судебной практике незаконным признается также перемещение через границу государства посредством использования подлинного документа, принадлежащего иному лицу. Формально данный документ будет являться действительным, однако он не удостоверяет личность мигранта, поэтому не может считаться выполняющим свою функцию.

Еще одним спорным моментом является пересечение границы по просроченным документам. Юридически невозможно использование документов по истечении установленных в них сроков, следовательно, несмотря на подлинность паспорта, он перестает быть действительным по истечению срока его действия.

При этом, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» [5], недействительным является паспорт, в который внесены данные, не предусмотренные Положением. Если толковать данную норму буквально, то паспорт с истекшим сроком действия все равно считается действительным, а, следовательно, его использование не влечет за собой уголовную ответственность. Однако в 2020 году специальной нормой прописывалась амнистия для пересечения государственной границы мигрантам с просроченными документами.

Для разрешения возможных споров и препятствованию пересечения границы с недействительными документами необходимым признается изменение статьи 322 УК РФ в рамках включения в нее признаков действительности документов.

Диспозиция статьи 322 УК РФ также избегает указания на особенность места совершения преступления. Действие будет считаться незаконным, только если оно было совершено вне специализированных пунктах пропуска лиц через государственную границу. Анализ судебной практики показывает, что перемещение через границу государства вне установленного специализированного пункта при наличии законных и действительных документов влечет административную ответственность, за исключением случаев, когда данное правонарушение

совершено лицами, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Тогда их действия влекут уголовную ответственность и квалифицируются по части 2 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данный состав относится к формальным, следовательно, преступление совершено с момента фактического пересечения границы, вне зависимости от способа этого пересечения. Иное, например использование насилия, будет влиять на квалификацию.

Также преступление может быть совершено только с помощью прямого умысла. Мигрант должен осознавать общественную опасность своего действия и желать пересечения через государственную границу.

Имеет принципиальное значение, чтобы лицо, совершающее преступление, было осведомлено о защите конкретного участка границы территории государства. Если на этом участке нет отличительных знаков пограничников (постов, патрулей) и пограничных знаков, то в этом случае нелегальное перемещение на территорию Российской Федерации может быть законным.

Также мигрант может быть освобожден от уголовной ответственности в случае незаконного пересечения границы в силу чрезвычайных обстоятельств. Данные обстоятельства перечислены в Законе РФ «О государственной границе» и к ним относятся все стихийные и техногенные катастрофы, угроза жизни, а также поиск политического убежища, если в действиях лица нет состава иного преступления [6].

Иными словами, если лицом допущены нарушения при пересечения границы государства, то при рассмотрении уголовных дел суду следует учесть другие нарушения закона, прав и свобод граждан, а также обстоятельств, способствовавших нарушению рассматриваемого преступления.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, любой страны-принадлежности, хотя и практически нарушения чаще всего совершают иностранные граждане.

Часть 2 статьи 322 предусматривает уголовную ответственность за перемещение через установленную границу государства лицом без гражданства, въезд которого на территорию России очевидно для виновного лица запрещен по законным основаниям.

Соответственно данный гражданин ранее совершил правонарушение на территории РФ, за что был депортирован с запретом въезда на определенный срок, либо в момент пересечения границы. Например, он мог нарушить санитарные правила, использовать поддельные документы [7]. Иными словами, пересекающее границу государства лицо осведомлено, что в его удостоверяющем документе имеется отметка о запрете въезда на территорию РФ или лицу было вручено письменное уведомление о том, что в отношении него принято решение о запрете его въезда в Российскую Федерацию.

Незаконное пересечение государственной границы РФ также имеет квалифицированные признаки, к которым относится применение насилия или угроза его применения. Если в момент перемещения сотруднику пограничной службы был причинен легкий или средний вред, то действие будет квалифицировано по части 3 статьи 322 УК РФ. Исключением является тяжкий вред здоровью или причинение смерти. В данном случае будет использоваться совокупность преступлений. Аналогичными примерами могут служить такие деяния как захват заложников, кража судна.

Следует отметить, что отсутствует четкое законодательное регулирование применения либо угрозами применения насилия в контексте части 3 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации. Более того, в этой статье отсутствует определение понятия потерпевшего лица [8].

Санкция названной статьи определяет три альтернативных вида наказания за совершенное деяния, таких как штраф, принудительные работы, лишение свободы.

В том случае, если организатор незаконного перемещения через границу государства, в том числе сам незаконно пересек границу, то действия квалифицируются по совокупности ст.322 и ст.322.1 УК РФ.

По нашему мнению, в настоящее время не наблюдается согласованности в действиях законодателя с правоприменителями, а также теоретиками для решения некоторых проблем, связанных с квалификацией действий лиц, совершающих данное преступление.

Например, в действующем законодательстве отсутствует определение "действительности" документа, что соответственно приводит к иному толкованию этого термина, в частности, в судебной практике при отсутствии юридического определения.

Кроме того, нет подробного законодательного регулирования того, что понимается под насилием или угрозами его применения в контексте статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в отношении кого они применяются.

Таким образом, на наш взгляд, усиливающаяся тенденция увеличения числа нелегальных мигрантов соответственно требует от законодателя нового подхода к вопросу защиты границы государственной территории, поскольку незаконная миграция часто связана с совершением и других опасных преступлений.

Анализ судебной практики применения анализируемой статьи свидетельствует о том, что возникают существенные трудности, связанные с квалификацией преступления по статье 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые, по нашему мнению, могут быть устранены путем формулирования актуальных разъяснений по применению данной нормы Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года[Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljat elnost/statistics/migracionnaya/item/22689548/ (дата обращения 10.04.2021г.)

2. О Государственной границе: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // Российская газета. - 1993 - № 84.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ.- 1996 - № 25 - Ст.

2954.

4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Парламентская газета. - 2002 г. - №144.

5. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации : Постановлени Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997 - №28 - Ст.3444.

6. Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента РФ от 02.07.1997 г. № 746 // Российская газета. - 1997.

7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ // СЗ РФ. - 1996 - № 34 - Ст. 4029.

8. Шервани Э. Н. К. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.