функционирующих на рынке услуг. Совместные усилия нужно направить на реализацию имеющегося потенциала.
Функционирование сферы услуг в последние годы характеризуется повышением объема реализации платных услуг. Так, объем платных услуг на душу населения Самарской области в 2007 году составил 25736 рублей, что на 24% выше, чем за предыдущий год (20731 руб.). По объему платных услуг на душу населения область сохраняет первое место в Приволжском федеральном округе и занимает 14 место в РФ. Отмечается повышение спроса населения на бытовые услуги, в т.ч. на техобслуживание и ремонт транспортных средств, химчистку и крашение, ремонт и строительство жилья. Особо следует отметить возросший спрос жителей области на рынке туристских услуг. Ускоренно развивается рынок деловых и профессиональных услуг, связанный с развитием бизнеса.
Объем бытовых услуг населению на 83,3% формировался предприятиями частной формы собственности. Увеличилась доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг -53,3% в 2007 году против 50,9% в 2006г.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается рост объема реализации бытовых услуг и положительная динамика развития, состояние дел в отрасли нельзя назвать благополучным и стабильным. Объемы реализации услуг растут в основном за счет повышения цен, а не за счет увеличения количества оказываемых услуг, их качества и доступности для населения.
У региона отсутствуют инвесторы предприятий малого и среднего бизнеса, функционирующих в сфере услуг. Сделать сферу услуг более привлекательной необходимо. Например, в г.о. Тольятти на протяжении ряда лет горячо обсуждается вопрос развития въездного туризма. На развитие инфраструктуры туризма в городе нужны крупные инвестиции, но проблема сейчас состоит в том, что сам город не подготовлен для развития туристического бизнеса -нет сети дорог, пригороды и места отдыха не телефонизированы, в наличии имеется лишь великолепная природа и живописные места. Поэтому перспективы развития туризма носят долгосрочный характер, и эта область на сегодняшний момент мало привлекательна для инвесторов.
Решение перечисленных и других проблем требует координации усилий региональных органов власти и выстраивания партнерских взаимоотношений с бизнесом. Региону необходима комплексная программа развития территории, которая должна опираться на принцип регионального и частного партнерства, учитывать интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать частные инвестиции. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики вызывает усиление конкурентной борьбы меж-
ду регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. В условиях рыночной экономики каждый регион по аналогии с предприятием вынужден анализировать действия конкурентов и разрабатывать стратегию конкуренции.
Важнейшим стратегическим направлением социально- экономического развития Самарской области должно стать использование тех преимуществ, которыми обладает регион, а именно выгодное географическое положение; наличие международного аэропорта; обширная сеть автомобильных, железнодорожных, речных путей. Кроме того, выгодной отличительной особенностью Самарского региона является наличие двух крупных городов - Самары ( 1,14 млн. человек) и Тольятти (718 тыс.человек). Для сравнения, соседствующая Ульяновская область имеет только один крупный городской центр- Ульяновск ( с численностью около 650 тыс.человек). Мощная Самаро-Тольяттинская агломерация концентрирует более 90% промышленного потенциала области и более 85% экономического (бюджетного) потенциала. Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.
Исходя из вышеизложенного, сферу услуг следует рассматривать как одну из ключевых точек роста Самарского региона. Именно, сфера услуг является основным фактором формирования ВВП и важнейшей составной частью формирования высокого качества жизни населения. Кроме того, сфера услуг относится к отраслям, завязанным на росте внутреннего спроса и в меньшей степени ориентированным на мировую экономику, которые в меньшей степени подвержены мировому финансовому кризису.
Литература:
1.Экономическое развитие современной России: монография/ Под ред. д-ра экон.наук Н.В.Яремчука.- М.: Премьера,2005.- 328с.
2. Доклад заместителя председателя Правительства Самарской области Г.Р. Хасаева «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за первое полугодие 2007 года и оценке итогов развития за год. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2008-2010 годы».
3. Башмачникова Е.В. Формирование сервисной концепции управления в регионе/ Е.В.Башмачникова// Регионология: Научно-публицистический журнал.- Саранск,2005.- Вып.2(51).- с.43-50.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рагулина Ю.В., проректор по учебной работе Института экономики и социальных отношений
Базовые проблемы народного хозяйства Российской Федерации характеризуются его институциональной, структурной перестройкой, выражающейся в изменении форм и методов управления. Определяющим этапом в развитии отечественной теории менеджмента следует признать исключительно важную роль эволюционных системных исследований в области теоретического и практического изучения процесса разработки и реализации управленческих решений. Эти исследования обусловлены переходом хозяйственных систем в России к качественно новым, инновационным формам функционирования, что объективно предполагает необходимость структурирования системных подходов к процессу принятия и разработки решений. При ориентации последних на достижение оптимального в рыночных условиях результата, требуется формирование целевых установок при помощи внесения адекватных изменений в управленческий процесс, касающихся применения новых эффективных инструментов, средств, методов их реализации. Характерной чертой таких изменений является переход от предметно-дифференцированных средств управления к системно-интегрированным. По мнению доц.Бутовой Т.В. это объясняется усиливающимся влиянием внешней и внутренней среды на качество управления, которое в современных хозяйственных условиях можно обеспечить лишь при изменении качества всех элементов управленческого информационного пространства, включающего
экономические, кадровые, экологические, научные, материальные, технические и другие элементы1. Взаимодействие всех перечисленных элементов и факторов позволяет получить синергетический эффект управления, в этих условиях эффективность управленческих решений будет стремиться к максимуму. Оптимальный результат от принятия решений оказывает непосредственное влияние на качественные и количественные показатели оценки эффективности результатов организационной и управленческой деятельности, осуществляемой в сложной, динамически изменяющейся социально-экономической среде. Существующие научные положения теории разработки и реализации управленческих решений в этих условиях все больше становятся предметом научных дискуссий зарубежных и отечественных ученых.
Сегодня перед российским государством стоит ключевая цель, заключающаяся в осуществлении стремительного прорыва во всех приоритетных отраслях экономики. А это, в свою очередь, возможно при выполнении двух условий - эффективной экономической политики со стороны государственных структур и деловой активности российского бизнес-сообщества.
В октябре 2007 года состоялся I Национальный Конгресс «Приоритеты развития экономики. Новая инновационная политика -технологический прорыв России», где основной целью стало обсуждение вопросов, связанных с созданием и развитием инноваци-
онной инфраструктуры на территории РФ, принятия таких управленческих решений, которые бы способствовали созданию конкурентоспособной высокотехнологичной экономики2. В условиях модернизации экономики актуальны задачи по разработке и внедрению новейших стандартов связи и информатизации и правовым аспектам деятельности телекоммуникаций, а также совершенствование системы государственного управления, повышение эффективности и оперативности управленческих решений за счет пересмотра моделей и методов использования государственных ресурсов, повышение открытости работы государственного сектора путем создания современной информационно-коммуникационной инфраструктуры - «электронного правительства», являющегося эффективным координатором правового, политического и административного единства страны.
В эпоху глобализации успешное развитие национальной экономики возможно только на базе инновационной модели разработки и реализации решений, как на уровне государства, так и бизнеса, которая призвана обеспечить её конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения и улучшение качества человеческого потенциала. Президент и Правительство Российской Федерации приняли ряд ключевых управленческих решений о переходе страны к экономике, основанной на знаниях и применении новых технологий. Такой выбор требует активного участия государства и
его субъектов в процессах формирования современной и эффективной инновационной системы страны. Изменение технологической структуры экономики является процессом длительным и инерционным, поэтому соответствующие решения должны опираться на результаты долгосрочного предвидения и анализа их возможных последствий. Все это делает чрезвычайно актуальным разработку Прогноза долгосрочного научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 г., который бы учитывал все возможности построения инновационной инфраструктуры в регионах, таких как ФЦНТП3, ФАИП4, программы поддержки наукоемкого бизнеса и т.п.
Сформулированная руководством страны задача и предлагаемые пути ее решения в значительной степени затрагивают сферу инновационного производства, предъявляя соответствующие требования к системе управления высокотехнологичными секторами экономики, технологическим развитием, нацеленным на решение приоритетных социальных и стратегических политико-экономических задач. В этих условиях все большее значение отводится понятию «управленческая инновация», предполагающая внедрение новых управленческих практик - структур, процессов, предполагающих значительный отрыв от текущих норм. Для построения экономики, основанной на знаниях руководитель каждого предприятия должен быть инновационным менеджером. Следует согласиться
Схема № 1 - Факторы, которые необходимо учитывать при принятии решений в условиях инновационной экономики
1 Бутова Т.В. Оптимизация управленческих решений в маркетинге.//Уткин Э.А., Арбиев Е.Т. Практический маркетинг. М.: ТЕИС, 2002, С.116
2 Материалы I Национального Конгресса «Приоритеты развития экономики. Новая инновационная политика - технологический прорыв России». М.: 2007, С.4
3 Федеральная целевая научно-технической программа
4 Федеральная адресная инвестиционная программа
я a.
î 3
3 с
a 5
1- И
О « „
С Ш 'Д
5 S s S
tí 2
I s i
? i =
v. ; "
4 ~ = ¿Je
я >. =
i* » i
ж
обеспечивает принятие обоснованных критериев и измерителей, позволяющих оценить эффективность использования рассматриваемого варианта достижения какой-либо управленческой цели
® К
ZJ -п —
е Л w
а* ^
н =
I I ¡
— К
позволяет оптимизировать процессы определения и ранжирования целен при выработке управленческого решения
Схема № 2 - Целесообразность использования СППР в принятии управленческих решений в условиях экономики,
основанной на знаниях
с к.э.н. Латкиным А.Г. в том, что управленческие нововведения намного выгоднее и дешевле, чем технические, технологические, поскольку здесь не требуется значительного количества средств на покупку оборудования, вложений в изменение планировки производственных помещений5. При этом реализация управленческих нововведений намного труднее, чем нововведений технологических, ибо управленческие нововведения связаны с изменением деловой культуры, поведения, привычек и представлений персонала об управлении и хозяйственной деятельности компании. В конечном итоге управленческие инновации с течением времени трансформируют сам способ функционирования организации и ведут к эффективным результатам.
Принятие решений в условиях экономики, основанной на знаниях должно базироваться на последних достижениях в области менеджмента и специализированных уникальных навыках их носителей (см. схему № 1). На наш взгляд, разработанные решения становятся стимулом развития и ключевым фактором инновацион-ности процессов материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития. Не случайно в современной западной науке "зреет понимание того, что общество стоит перед лицом нового изменения, которое несводимо к трансформации прежнего порядка, а представляет собой формирование нового социального устройства".6
В условиях инновационной экономики повышение сложности технических и технологических задач приводит к усложнению
структур управления предприятиями, возрастанию числа возможных альтернативных решений. Анализ решения без возможности компьютерной поддержки процесса их принятия очень сложен, а цена ошибки может быть очень высокой7. В этой связи особенно важно широкое использование компьютерных систем поддержки принятия решений (СППР). Основой таких систем являются имитационные модели предприятия, экспериментирование с которыми позволяет: во-первых, понять все возможные последствия принимаемых управленческих решений; во-вторых, иметь возможность рассмотрения большого количества альтернативных вариантов использования производственных и финансовых возможностей; в-третьих, гарантированно давать ответ о наиболее рациональном или оптимальном выборе из множества альтернативных вариантов решений.
Однако теория разработки и практика использования таких систем на действующих российских предприятиях явно недостаточна, что объясняется в первую очередь низким уровнем разработки методологии создания и использования на практике автоматизированных СППР в управлении предприятиями. Целесообразность использования СППР в принятии управленческих решений в условиях экономики, основанной на знаниях, демонстрирует следующая схема.
Методика использования в СППР модулей локальных задач оптимизации включает в себя методы выбора локальных задач оптимизации, оказывающих наибольшее влияние на эффективность
Таблица №1. Практика применения инновационных систем поддержки принятия решений 9
На им сиокоп не предприятии, руководитель Практики применения инновационных систем поддержки принятия решений
ОАО «Сибирьтеяеком», генеральный директор Исаев А. Системы поддержки принятия решений используются в компании для решения аналитических задач, в частности СППР обеспечивает вычисление заданных показателей и статистических характеристик бизнес-процессов на основе ретроспективной информации, находящейся в хранилищах данных
ЗАО «Труд», генеральный директор Тен С', Специфика работы предприятия (строительство дорожных объектов) требует для оптимизации принятия решений руководства визуализации данных, которую обеспечивает СППР (представляет вею имеющуюся информацию в удобном для пользователя графическом и табличном виде).
Иркутская нефтяная компания, генеральный директор Седых М. Инновационные системы поддержки процессов принятия решении используются руководством компап ни для получения новых знаний. В частности СППР позволяет определить взаимосвязи и взаимозависимости бизнес-процессов на основе существующей информации {проверка статистических гипотез, кластеризация, нахождение ассоциации и временных шаблонов).
Восточно-сибирский филиал Росавианавигации, заместитель директора Мельник Е. СППР используются для решения оптимизационных задач, в частности они обеспечивают в компании интеграцию имитационных, управленческих, оптимизационных и статистических методов моделпровашг я и прогнозирования.
5 Латкин А.Г. Управленческие нововведения в рыночной системе хозяйствования. //Вестник университета (ГУУ). - М., 2008
6 В. Л. Иноземцев. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения// Вопросы философии. 1997. №10. С. 34.
7 Аристов С.А. Системный подход к разработке имитационных систем поддержки принятия решений// Системное моделирование социально-экономических процессов: Труды 30-й юбилейной международной научной школы-семинара, Руза, - Изд. ВГУ. - ч.П, 2007, с.180-184
8 Кузьминов Я. Теоретик и практик перемен// Эксперт №21 от 26 мая-1 июня 2008 г., С. 54
9 Таблица составлена самостоятельно по данным журналов «Эксперт», «Бизнес-журнал», «Экономические стратегии», «Промышленная политика» за 2007, нач.2008 года
деятельности предприятия, и составление алгоритма последовательности решения таких задач в моделировании деятельности всего предприятия в целом.
Применение инновационных разработок в процессах принятия решений способствуют повышению инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий. По мнению ректора Высшей школы экономики Кузьмина Я. в России лишь 3% бизнесменов удовлетворены тем, как осуществляется информационная поддержка предпринимательства8. Вместе с тем, общеизвестно, что в условиях открытости рынка состояние финансов, производства, рынков снабжения и сбыта должно быть отчетливо видно всем заинтересованным лицам. Обеспечение прозрачности финансовой деятельности компаний потребует, на наш взгляд, создания новых информационных систем, способных дать возможность акционерам контролировать весь процесс принятия решений, например, наемными менеджерами.
Современные системы принятия инновационных решений обеспечивают поддержку работы в распределенной среде, возможности масштабирования при росте и изменении структуры бизнеса компании (см. таблицу № 1).
Сегодня, когда роль управленческих решений многократно возрастает, особую значимость приобретает их тщательная подготовка и всестороннее обоснование. Особенно важно в полной мере при его принятии учесть мнение тех людей, которым это решение предстоит реализовать, а также тех, для кого это решение принимается. Коллективный подход к выбору оптимальной альтернативы позволит резко сократить число ошибок, более полно оценить имеющиеся возможности. Естественно, что при разработке решений необходимо в полной мере использовать современные технические средства, все информационные ресурсы, обеспечивающие выявление лучшего варианта решения, прежде всего используя прогнозирование и моделирование.
Следует согласиться с мнением первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, пред-
принимательству и собственности Гусевым В.К. в том, что применение инновационных разработок в процессах принятия решений позволяет не только анализировать возможные последствия альтернативных управленческих решений, но и исследовать эффективность различных вариантов долгосрочных конкурентных стратегий, анализировать деловые качества и уровень квалификации управляющего персонала10. Д.т.н., проф. Рогачев А.Ф. утверждает, что внедрение СППР предприятиями-производителями промышленной продукции в условиях открытости потребительских рынков обеспечивает:
• повышение эффективности и прозрачности управления бизнесом за счет более оперативного и качественного анализа информации;
• предоставление бизнес-аналитикам и менеджерам простых в эксплуатации средств формирования любых нестандартных форм отчетности с возможностями глубокой детализации и агрегации показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с текущими потребностями бизнеса;
• повышение качества информации за счет интеграции и очистки всех информационных источников предприятия;
• решение задач стратегического планирования и управления на основе мониторинга плановых и фактических показателей деятельности предприятия (финансы, внешние факторы, внутренние факторы, инновации);
• возможность выявления отклонений, определения тенденций этих отклонений, прогнозирование их последствий и в результате -возможность оперативного реагирования.
• возможность определять факторы успеха предприятия и формулировать пути их достижения;
• обеспечение прозрачного обмена информацией;
• повышение качества обслуживания клиентов;
• обеспечение масштабируемого роста системы в соответствии с потребностями бизнес11. С подобным мнением следует согласиться.
Факторы, мешающие внедрению инновации в управленческие процессы
и ООПЫЦИНСТВС
современных компаний не разработаны формальные процессы для поощрения и создания новых идей в сфере управления
не выявлены закономерности спроса на управленческие нововведения п современные тенденции его проявления
организационные изменения и интеллектуальное развитие персонала не связаны в содержательном и временном аспекте, что существенно снижает эффект инновационных преобразовании системы управления
мало уделяется внимания изучению природы управленческих нововведений н возможностей ее использования а процессах разработки и реализации решении
факторы успеха в создании к использовании управленческих нововведений изучены недостаточно, персонал, склонный к инновациям несвоевременно вовлекается в проведение реформ в сфере управления
мотивация, являющаяся мощным побудительным мотивом персонала
к эффективной деятельности организации, больше нацелена па обеспечение качества текущей деятельности и практически не ориентирована на инновационное развитие, на управленческие нововведения
отсутствие финансовых возможностей у предприятия
I[евозможноегь заниматься новациями из-за высокой загруженности персонала, отсутствие информации об эффективных нововведениях в сфере управления; а также возможности получать квалифицированную помощь и консультаци и
отсутствие необходимости в управленческих новациях; незначительное их влияние на результаты деятельности предприятия
Схема № 3 - Факторы, мешающие внедрению инноваций в управленческие процессы
10 Гусев В.К. Законодательное обеспечение развития глубокой переработки углеводородов на основе научно-технических разработок и нефтегазохимии// Журнал «Промышленная политика в РФ»№ 10, 2007, С.4
11 Рогачев А.Ф. ИТ - консалтинг на региональных потребительских рынках. Электронная версия статьи на портале электронного научного журнала «Управление экономическими системами» - http://uecs.mcmp.nj/modules.php?name=News&file=article&sid=46
Очевидно, что построение инновационной экономики связано с резким возрастанием сложности управленческих проблем, которые потребуют от руководителей новых системных подходов к процессу принятия решений и в первую очередь совершенствование процессов принятия решений за счет использования эффективных средств поддержки принятия решений. При проведении модернизации отраслей российской промышленности необходимо построение комплексных динамических моделей для управления предприятиями, учитывающих сложность и разнородность технологических и организационных процессов, возможные сценарии изменения внешней среды, стохастичность многих процессов.
Таким образом, можно заключить, что процесс создания инноваций в области управления, не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические. Однако имеются и факторы, препятствующие внедрению инноваций в управленческие процессы, и в частности, в процесс принятия решений.
Нововведения в управлении нередко встречают сопротивление трудовых коллективов, поскольку собственники капитала обычно стремятся получить максимальную прибыль за счет ущемления интересов трудового коллектива. Самое главное здесь - тщательная подготовка и обоснование каждой инновации, ее сущности и пользы, разъяснение коллективу того, что от ее внедрения в выигрыше окажутся не только владельцы и менеджмент предприятия, но также все на нем занятые. Это должно быть детально разъяснено сомневающимся работникам на конкретных расчетах и материалах. Только тогда, когда каждый сотрудник убедится, что нововведение принесет выгоду всему предприятию, он станет вкладывать все свои силы в его реализацию, проявляя при этом собственную творческую активность в поиске и использовании новых возможностей повышения результатов от внедрения новаций.
Применение при принятии решений современных информационных технологий может существенно повысить эффективность менеджмента коммерческих фирм. Информационные технологии существенным образом преобразуют бизнес, снижают трансакци-
онные издержки, вовлекают в оборот интеллектуальные продукты, повышают прозрачность бизнеса и соответственно повышают его инвестиционную привлекательность и капитализацию. В условиях инновационной экономики ставится задача не только отобрать и автоматизировать трудоёмкие, регулярно повторяющиеся рутинные операции над большими массивами данных, но и получить принципиально новую информацию, которая необходима для принятия эффективных управленческих решений.
Использование современных информационных технологий управления предприятиями трансформирует само управление и структуру предприятий. Последствия их применения достаточно широки и разнообразны. Среди этих последствий в работе отмечаются:
• Повышение объективности и своевременности информации;
• Увеличение степени прозрачности компаний;
• Повышение гибкости бизнес-процессов;
• Оптимизация процессов принятия решений;
• Изменение содержания труда;
• Интеграция операций и функций;
• Сокращение затрат;
• Снижение рисков.
• Повышение эффективности сбыта;
• Более широкий охват рынка за счет объединения каналов сбы-
та12.
Современные информационные технологии осуществляют не только автоматизацию уже существующих процессов на предприятии, способствуют оптимизации процессов принятия решений, но и становятся своеобразным носителем и катализатором распространения передовых технологий менеджмента. Новые информационные системы воплощают в себе передовой опыт управления, оптимизируя бизнес-процессы в соответствии с последними достижениями теории и практики менеджмента. Применение менеджментом предприятий инновационных технологий при принятии решений увеличивает их конкурентоспособность (см. таблицу № 2).
Таблица № 2 - Эффективность внедрения инновационных информационных технологий в процессы управления 1
Нанменованне предприятия Направление использования информационных технологий Эффекп от внедрения
«Петербург транзит телеком» для оптимизации работы информационных отделов, генерирующих данные для принятия решений руководством компании компьютерные отделы в организации трансформировались в отделы знаний. Компьютерный специалист из преимущественно технического стал эффективно исполнять и функции в бизнес-специалиста
«Вы мп леком» для повышения ква л нф| 1ка цш 111Среонала, имеющей целью делегирование большего объема полномочий на уровень менеджеров среднего звена современные информационные технологии привели к организации системы непрерывного процесса обучения кадров. При подготовке таких кадров обучаются не только отдельные сотрудники, но и весь персонал предприятия как единый коллектив. Была осуществлена интеграция организационных изменений с технологическими новшествами и развитием персонала. При гаком подходе управленческие инновации позволили получить высокие экономические результаты. Исследования показали, что использование таких механизмов управленческих инноваций в принятии управленческих решений, как проектирование эффективных процессов, увязанных с организационной структурой управления, способствуют повышению рентабельности капитала; повышению конкурентоспособности; росгу доходов; снижению издержек. Принятие решения о создании системы процессного управления качеством увеличило объёмы продаж компании на 25,6.
«СМ А РТС» обновление элементов управленческой системы компании это способствовало появлению повои управленческой системы с более совершенными элементами и связями, новыми значениями основных характеристик. В конечном итоге уровень управленческих нововведений стал катализатором потенциалов развития экономической системы. Сегодня управленческие инновации используются по отношению к элементам этой системы компании «СМАРТС» - производству, кадрам, финансам, сбыту продукции, а также ко всей системе в целом.
12 Розентул Б.А., Гапоненко А.Ю. Информационные технологии как фактор повышения эффективности коммерческих фирм. - М.: МАКС Пресс. 2006, С.19
13 При составлении таблицы использовались данные статьи Немковой О.В., Побываева С.А. На пути к цифровому равенству.// Журнал «Экономические стратегии» №5-6 (55-56), С.90-95
14 Писарев В.В. Инновационная стратегия малой коммерческой фирмы: проблемы формирования и реализации // Вестник Университета. № 4 (4). - М.: ГУУ, 2007, С.34
Результаты анализ практики использования достижений информационных технологий в целях оптимизации управленческих решений доказывают, что и руководители, и рядовые сотрудники, заинтересованные в существенном повышении качества управления, стремятся полнее овладеть новыми информационными технологиями, результативнее использовать их потенциалы, поскольку на деле убеждаются что применение их существенно облегчает труд, значительно повышает его эффективность, позволяет намного увеличить возможность роста производительности труда, стимулирует стремление людей полнее использовать имеющиеся резервы для повышения общих итогов работы организации, что, в свою очередь ведет к дополнительным материальным и моральным стимулам и большей удовлетворенности коллектива в своей работе.
В заключении следует отметить, что преодоление негативных процессов в научно-инновационной деятельности требует разработки концептуальных основ формирования и реализации инновационной стратегии на каждом предприятии, независимо от его организационно-правовой формы. Устойчивость и эффективность работы российских компаний станут реальностью только при условии наличия компонента знаний в каждом их продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся основными факторами не только создания добавленной стоимости, но и роста конкурентоспособности, производительности труда и в целом экономического развития малых коммерческих фирм. Поэтому процесс формирования и реализации инновационной стратегии коммерческой фирмы должен объединять всю деятельность организации, связанную с формированием знаний, их распространением и использованием.
При принятии решений в условиях инновационного общества современный рынок и, тем более, рынок будущего - это уже не рынок массовой продукции со снижающейся себестоимостью, а рынок максимально дифференцированной в соответствии с запросами потребителей и постоянно обновляющейся массы продуктов и услуг. Главным экономическим критерием нововведений становится не снижение издержек, а завоевание потребителя.
Принятие решений по модернизации бизнеса, по установке новых технологических линий имеет целью не только экономить живой труд, но и обеспечить кратчайшие сроки разработку освоения новой продукции, улучшение качества, повышение гибкости производства. Все это, по мнению к.э.н. Писарева В.Р. формирует новые принципы формирования инновационной стратегии компании:
• ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем;
• диверсифицированное производство, создающее новые про-
дукты и услуги, формирующее новые рыночные ниши;
• наукоемкий тип накопления, при котором средства, предназначенные на развитие производства, в значительной своей части вкладываются в научные исследования;
• поощрение творчества и риска, создание творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений;
• активное использование методов стратегического управления, персонифицированного маркетинга, участия каждого работника в обновлении и управлении производством в присвоении прибыли и пр.;
• небольшое число уровней иерархии в управлении.14 Это мнение следует разделить.
Системный анализ предложенного выше материала позволяет сделать следующие выводы:
1) роль качества и своевременности разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, глобализации мировой экономики, постоянных изменений внешней среды, возросла настолько резко, что во многом именно это становится сегодня решающим фактором социально-экономического прогресса всего общества;
2) появление управленческих инноваций, постоянное их развитие и совершенствование становится очень важным фактором коренной перестройки экономики России на инновационные основы. Нововведения в управлении, в управленческих решениях не требуют значительных расходов, поскольку их эффективность многократно превышает результат от обычных хозяйственных расходов;
3) итоги использования управленческих решений намного возрастают при применении специальных компьютерных систем поддержки, разработки, принятия и реализации подобных решений, а также контроля за достигаемыми результатами;
4) тщательная подготовка и обоснование управленческих решений могут быть обеспечены за счет участия в этом процессе не только его разработчиков и исполнителей, но и тех, для кого конкретное решение принимается, причем при согласии всех сторон-участников;
5) особую роль в процессе формирования управленческих решений играет учет в полной мере стратегии развития предприятия, его перспективного плана и прогнозных программ;
6) среди основных причин, мешающих оптимизации управленческих решений: недостаточное техническое оснащение предприятия, отсутствие или ограниченность количества кадров, способных эффективно использовать современную вычислительную технику, моделирование, а также отсутствие у работников инновационного мышления.
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
Гинзбург А.Д.
Формирование благоприятного инвестиционного климата в ближайшие годы во многом будут опираться на проведение активной государственной макроэкономической политики, основным содержанием которой станет поэтапное реформирование российских металлургических предприятий. Реформа предприятий позволит создать необходимые институциональные предпосылки для повышения эффективности инвестиций и восприимчивости действующего производства к вложению капитала отечественных и зарубежных инвесторов.
По мнению ряда экономистов, основная направленность реформы - побудить российские предприятия осуществлять хозяйственную деятельность с учетом интересов долгосрочного инвестиционного развития. В связи с этим предусматривается реструктуризация неэффективно работающих металлопроизводств, улучшение управления, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижения издержек производства, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала, улучшение финансово-экономических результатов деятельности
Такой подход следует считать правомерным, учитывая существенно устаревший производственный и технологически потенциал металлургического комплекса России, трудности переходно-
го периода, проблематичность притока заграничных инвестиций. Именно это все обусловливает проведение в стране структурно-инвестиционной политики.
В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должны следовать власти при выработке решений, касающихся структурных преобразований экономики и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатываются соответствующие срочные программы Правительства, в которых излагаются основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем.
Структурные преобразования в значительной мере затрагивают интересы отдельных секторов хозяйства. Важная задача — предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой разрабатываются региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных и региональных интересов программы разных уровней административно-территориальных делений взаимоувязываются.
При разработке структурно-инвестиционной политики особое внимание уделяется регионам с менее благоприятными природно-