Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕННЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ ФИФА 2018 ГОДА / THE PROTECTION OF PUBLIC SAFETY / NATIONAL SECURITY / LAW REGULATION / SPORT EVENTS / FIFA 2018

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинов Иван Михайлович, Шимановская Кристина Евгеньевна, Тугаринова Мария Александровна

В статье рассматривается правовой аспект подготовки к проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Анализируются меры, которые направлены на обеспечение безопасности, мирового футбольного первенства. Выявлены сходства и различия по сравнению с мерами, которые использовались во время проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвинов Иван Михайлович, Шимановская Кристина Евгеньевна, Тугаринова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIOUS PECULARITIES OF LAW REGULATION OF SAFETY PROVIDING IN THE TIME OF ORGANIZATION AND PERFOMANCE OF ITERNATIONAL SPORT EVENTS IN RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the legal aspect of the preparations for holding the 2018 FIFA World Cup in the Russian Federation. Analyzed measures that are aimed at ensuring security, the world football championship. Similarities and differences were revealed in comparison with the measures that were used during the XXII Olympic Winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in the city of Sochi.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

Литвинов И.М., Шимановская К.Е., Тугаринова М.А.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Литвинов Иван Михайлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского, авторского и экологического права юридического отделения;

Шимановская Кристина Евгеньевна, заведующая лабораторией юридического отделения; Тугаринова Мария Александровна, студентка 3 курса юридического отделения гуманитарного факультета, e-mail: dmt1379@mail.ru

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., 9

В статье рассматривается правовой аспект подготовки к проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Анализируются меры, которые направлены на обеспечение безопасности, мирового футбольного первенства. Выявлены сходства и различия по сравнению с мерами, которые использовались во время проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Ключевые слова: усиленные меры безопасности, национальная безопасность, правовое регулирование, спортивные мероприятия, Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 года.

VARIOUS PECULARITIES OF LAW REGULATION OF SAFETY PROVIDING IN THE TIME OF ORGANIZATION AND PERFOMANCE OF ITERNATIONAL SPORT EVENTS IN RUSSIAN FEDERATION

Litvinov I.M., Shimanovskaya Ch., E., Tugarinova M.A.,

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The article deals with the legal aspect of the preparations for holding the 2018 FIFA World Cup in the Russian Federation. Analyzed measures that are aimed at ensuring security, the world football championship. Similarities and differences were revealed in comparison with the measures that were used during the XXII Olympic Winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in the city of Sochi.

Keywords: the protection of public safety, national security, the law regulation, sport events, FIFA 2018.

Международные спортивные мероприятия всегда вызывали огромный интерес в силу коммерческой привлекательности, массовости и зрелищности. Люди из разных стран всеми способами стараются посетить полюбившиеся соревнования, но не все из них едут с намерениями хорошо провести досуг. К сожалению, международные спортивные мероприятия нередко становились объектом преступных устремлений. Так, например, теракт во время Мюнхенской Олимпиады 1972 года унес жизни 11 человек, во время Игр в Атланте (США) в 1996 году произошел взрыв в Олимпийском парке. В результате теракта погибли два человека, более ста получили ранения. В 2013 году в результате двух взрывов на Бостонском марафоне 3 человека погибли, около 140 получили ранения. Поэтому вопрос обеспечения безопасности участников, зрителей и жителей страны проведения спортивного мероприятия является одним из ключевых при организации проведения подобных соревнований.

Предметом изучения данной статьи будут являться нормативное правовое регулирование организации и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

2 декабря 2010 года, когда исполнительный комитет Международной Федерации футбола подвел итоги голосования и объявил, что чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года пройдет в Российской Федерации, стало отправной точкой в создании правовой базы проведения мирового футбольного первенства. Жребий определил города, в которых будут проходить матчи соревнования.

Проведение и организация Олимпийских игр и других важных спортивных соревнований международного уровня должны соответствовать правилам, которые разрабатываются спортивными организациями самостоятельно. Таким образом, на основании требований, содержащихся в уставе FIFA и других регламентирующих документах данной организации, осуществляется организация и проведение чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций FIFA.

Российская Федерация до проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года обладала значительным опытом проведения международных спортивных соревнований. Для подготовки к Кубку Конфедерации и Чемпионату мира, активно использовался опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014

года в городе Сочи. В частности был принят специальный федеральный закон [1] (далее - Закон о Чемпионате мира по футболу), а на его основе была разработана Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, регламентирующие различные аспекты организации и проведения футбольного первенства [2]. Нормы данных нормативных правовых актов регулируют организационные вопросы, а также придают юридическую силу отдельным требованиям FIFA.

В период проведения футбольных соревнований Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности.

В статье 13 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ (последняя редакция) установлены основы обеспечения безопасности проводимых мероприятий и посетителей:

«1) установление контролируемых и (или) запретных зон;

2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан и проживание граждан;

3) ограничение движения транспортных средств;

4) ограничение полетов летательных аппаратов;

5) ограничение судоходства;

6) усиление охраны общественного порядка и объектов инфраструктуры;

7) ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями;

8) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

9) проведение при проходе или проезде на контролируемую территорию и при выходе или выезде с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

10) ограничение или запрещение оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.» [2]

Контролируемые зоны создаются для проведения досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей. Запретные зоны устанавливаются в целях исключения доступа в них граждан и транспортных средств без служебной или производственной необходимости.

Принятие данного закона связано с необходимостью ограничения ряда прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности, что в соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается только на основании федерального закона.

Следует отметить, что перечень усиленных мер безопасности, применяемых на Олимпиаде в городе Сочи и на Чемпионате мира по футболу, не претерпел изменений, что может свидетельствовать об их эффективности.

Для планирования и разработки механизма реализации усиленных мер безопасности, а также осуществления координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в их реализации был создан Межведомственный оперативный штаб по обеспечению безопасности [3]. Несмотря на то, что решения данного штаба не имеют нормативного характера, они направляются для исполнения в заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и организации. Решения межведомственного оперативного штаба, которые связаны с реализацией усиленных мер безопасности, подлежат незамедлительному обнародованию.

В целях конкретизации положений Закона о Чемпионате мира по футболу 9 мая 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» [4]. Данным указом был введен ряд запретов и ограничений при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.

Так на территории субъектов, где будут проводиться футбольные соревнования, введен запрет на оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему, оборот взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения, оборот ядовитых веществ. По мнению авторов, в целях обеспечения безопасности подобный запрет следовало распространить если не на территорию всей страны, то хотя бы на территории субъектов имеющих общие границы с теми, где будет проводиться чемпионат мира. Хотя, в исключительных случаях оборот оружия, патронов, веществ, материалов и изделий может осуществляться в соответствии с решениями межведомственного оперативного штаба.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации на период проведения футбольного первенства отведена значительная роль. Помимо мероприятий, связанных с благоустройством и организацией футбольных городков, они вправе принимать дополнительные меры по временному ограничению движения транспортных средств, определять маршрут движения, количество участников и временной интервал проводимых на территории субъекта

публичных мероприятий. В целях координации деятельности территориальных органов

федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, а также в целях разрешения нештатных и штатных ситуаций в период подготовки и проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года были созданы территориальные оперативные штабы [5].

Организация и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года представляется гораздо сложнее, чем аналогичная деятельность по подготовке и обеспечению других международных спортивных мероприятий проходивших в России за последние пять лет.

Во-первых, это связано с географией: чемпионат мира по футболу будет проводиться на территории 11 субъектов Российской Федерации, а с учетом баз для проживания команд будут задействованы 22 региона России.

Во-вторых, общее количество посещений матчей и «фан-зон» в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. составит 10,746 млн человек [6]. При этом на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи было зафиксировано порядка 2 млн посещений.

В-третьих, организация и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации потребует согласованных действий, как от федеральных органов власти, так и органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, а также активного содействия со стороны граждан и общественных организаций должны позволить провести на высоком уровне как чемпионат мира по футболу так и иные спортивные мероприятия, которые будут проводиться в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-Ф3 (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6071, «Российская газета», №

272, 05.12.2007, «Парламентская газета», № 174-176, 11.12.2007;

2. Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2013, «Собрание законодательства РФ», 10.06.2013, N 23, ст. 2866, «Российская газета», N 124, 11.06.2013;

3. Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 № 518 (ред. от 21.02.2018) «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2013, «Собрание законодательства РФ», 01.07.2013, № 26, ст. 3340;

4. Указ Президента РФ от 07.07.2016 № 324 «Об образовании межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, «Российская газета», № 150, 11.07.2016, «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, № 28, ст. 4724;

5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 202 (ред. от 12.05.2018) «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017, «Российская газета», № 99, 11.05.2017, «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2900;

6. О Городском оперативном штабе по обеспечению координации подготовки и проведения в городе Москве матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года № 212-Р // Доступ из справ.-прав. системы «Гарант» (дата обращения: 30.04.2018г.);

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Доступ из справ.-прав. системы «Гарант» (дата обращения: 30.04.2018г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.