Научная статья на тему 'Некоторые особенности правового регулирования недропользования в Азербайджане'

Некоторые особенности правового регулирования недропользования в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
767
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / АЗЕРБАЙДЖАН / НЕФТЬ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боева А. А.

In the article some features of fundamental legislative act in the sphere of mineral resources development were studied. From the old oil was national patrimony of Azerbaijan which formed the way of its development. On becoming the independent state Azerbaijan got the ability to develop the mineral resources in its own interest. Azerbaijan declared the open policy more than 10 years actively attracting foreign investments to the field of large-scale development of the richest oil and gas resources of Caspian Sea. Today Azerbaijan have more than 30 contracts on prospecting and development of oil and gas resources with oil companies which represent more than 15 states from the whole world and also a number of agreements on transportation of mineral resources to the foreign markets. The main legislative act in Azerbaijan which regulates the relationships in the sphere of mineral resources development is the act «About mineral resources» which was adopted 13 February 1998. This act consists of 7 chapters (general provisions, the basis of mineral resources development, rational usage and protection of mineral resources, geological examination of mineral resources, state regulation of mineral resources development, economical mechanism of resources development, liability for violation of law), which combine 48 articles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности правового регулирования недропользования в Азербайджане»

Таким образом, правовая система Республики Абхазия будет развиваться успешно и динамично, если Конституционному Суду удастся занять подобающее место среди других властных структур, действовать строго в рамках предоставленный полномочий, когда единственным приоритетом в его работе является демократическая Конституция, право, в основе которого лежит принцип справедливости.

А.А. Боева *

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Ключевые слова: право, недропользование, Азербайджан, нефть, инвестиции.

In the article some features offundamental legislative act in the sphere of mineral resources development were studied.

From the old oil was national patrimony of Azerbaijan which formed the way of its development. On becoming the independent state Azerbaijan got the ability to develop the mineral resources in its own interest.

Azerbaijan declared the open policy more than 10years actively attracting foreign investments to the field of large-scale development of the richest oil and gas resources of Caspian Sea.

Today Azerbaijan have more than 30 contracts on prospecting and development of oil and gas resources with oil companies which represent more than 15 states from the whole world and also a number of agreements on transportation of mineral resources to the foreign markets.

The main legislative act in Azerbaijan which regulates the relationships in the sphere of mineral resources development is the act «About mineral resources» which was adopted 13 February 1998. This act consists of 7 chapters (generalprovisions, the basis of mineral resources development, rational usage and protection of mineral resources, geological examination of mineral resources, state regulation of mineral resources development, economical mechanism of resources development, liability for violation of law), which combine 48 articles.

Азербайджан, обладающий глубоким нравственным, культурным, научно-экономическим потенциалом, имеющий выгодное географическое и политическое положение, в то же время богат природными ресурсами, в ряду которых главное место занимает нефть.

* Аспирантка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Ку-тафина. [astanaanna@inbox.ru]

Издревле нефть являлась национальным достоянием Азербайджана, определяющим направлением его развития. После того как Азербайджан стал независимым государством, он смог в полной мере использовать природные ресурсы в собственных интересах.

Вот уже более 10 лет как в стране объявлена политика открытых дверей, активно привлекаются зарубежные инвестиции в крупномасштабное освоение богатейших нефтяных и газовых месторождений Каспия. Первым знаменательным шагом на этом пути стало подписание осенью 1994 г. соглашения с ведущими нефтяными компаниями мира, вошедшего в историю как «контракт века», по разработке месторождений Азери-Чыраг-Гю-нешли в азербайджанском секторе Каспия. Участниками контракта стали нефтяные компании Великобритании, России, США и других государств. Азербайджан, осуществляя в последние годы новую государственную нефтяную стратегию, создание которой неразрывно связано с именем президента Гейдара Алиева, строит на ее основе свою геостратегию и геополитику с учетом реалий XXI в. и в первую очередь национальных интересов 1. Сегодня Азербайджан имеет более 30 контрактов на разведку и разработку нефтегазовых месторождений с нефтяными компаниями, представляющими 15 государств мира, а также ряд соглашений по транспортировке углеводородных ресурсов на международные рынки.

Впервые в мире добыча нефти промышленным способом была осуществлена в 1847 г. на Апшероне. За это время из его недр получено около полутора млрд. тонн нефти. Интенсивная же разработка здешних месторождений началась в 1871 г., тогда же был спущен на воду первый нефтяной танкер. В 1872 г. семья известных нефтепромышленников Нобелей создала в Баку первую нефтяную компанию, а еще через три года построила свой первый нефтеперегонный завод. В ту же пору на волне «нефтяного бума» на Апшерон устремились многие зарубежные фирмы, стараясь не упустить своего куска от нефтяного «пирога». Активное участие в зарождении нефтяной отрасли принимали видные ученые Д. Менделеев, Г. Абих, Д. Голубятников и многие другие. В 1901 г. началось строительство нефтепровода Ба-ку-Батуми, которое завершилось в 1905 г. В том же году в Азербайджане было добыто уже более 10 млн тонн нефти, т.е. половина мировой добычи 2.

Максимальная добыча нефти в стране была достигнута в 1941 г. — 23,4 млн т, что составляло более 75% всей добычи в СССР. Ключевым моментом

1 Справочные материалы ГНКАР (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики). Баку, 1994.

2 См.: Азербайджанская нефть и экономические реформы. Справка //

<http://www.newsazerbaijan.ru/spr/20080306/42194460.html/> (последнее посещение — 29 марта 2010 г.).

в истории нефтедобычи в Азербайджане явился переход от добычи на суше к разработке морских месторождений. Особенно интенсивно морская нефтедобыча стала развиваться с вводом в 1949 г. знаменитого месторождения Нефтяные Камни. Позднее, когда произошло истощение запасов в Нефтяных Камнях, на большей глубине было открыто новое крупное месторождение Гюнеш-ли, которое вошло в эксплуатацию в 1980 г. В дальнейшем, в течение 1980-х гг. продолжалась геологическая разведка на еще большей глубине Каспийского моря, что завершилось открытием трех новых крупных месторождений. К 1991 г. Гюнешли давало 57% от общей добычи нефти в Азербайджане.

Однако новые нефтяные месторождения оказались за пределами технических возможностей советской промышленности, хотя в конце 1970-х гг. международная нефтяная промышленность уже разрабатывала подобные месторождения в Северном море и в Мексиканском заливе. Кроме того, в Советском Союзе начали больше ориентироваться на эксплуатацию крупных западносибирских месторождений. В связи с этим нефтедобыча в Азербайджане значительно упала.

В период распада СССР нефтедобыча в Азербайджане характеризовалась двумя противоречивыми чертами. С одной стороны, континентальные и морские месторождения все в большей степени переходили в состояние прогрессирующего истощения, а их инфраструктура все более устаревала и ветшала. С другой стороны, новые морские месторождения, являющиеся перспективными, из числа не разрабатываемых в мире, могли быть доступны только при использовании новейших технологий добычи нефти в море.

По состоянию на 1 мая 2008 г. открыто 72 месторождения нефти и газа, в том числе на суше — 42, а в азербайджанском секторе Каспия — 26. В промышленной эксплуатации побывало — 61, в том числе 40 — на суше, 21 — на море. Характерным для всех месторождений является сложность тектонического строения, многопластовая нефтенасыщенность, изменчивость геолого-эксплуатационных параметров по разрезу и площади.

И вот уже в январе-феврале 2010 г., по сообщениям из Государственного таможенного комитета, доля сырой нефти в общем объеме экспорта Азербайджана составила 85,18%, что в 3,2 раза больше аналогичного прошлогоднего показателя.

За 2 месяца Азербайджан экспортировал 4896304 тонны сырой нефти на сумму 2739866,9 тыс. долл., а в феврале — 2630904,3 тонны на 1475752,2 тысячи долларов.

При этом за 2 месяца по трубопроводу Баку — Новороссийск прокачано 289728 тонн, по Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД)— 5370071,7 тонны, по Баку — Супса — 676041 тонны нефти. А по железной дороге вывезено из страны 147414,3 тонны нефти.

В феврале объем экспорта нефти по маршруту Баку-Новороссийск составил 159858 тонн, по БТД — 2522148,6 тонны, а по Баку — Супса — 303679,7 тонны.

После того как в 1991 г. была восстановлена государственная независимость, трансформация общественно-политической и социально-экономической системы в Азербайджанской Республике для формирования независимой национальной экономики, основанной на строительстве демократического государства и свободных рыночных отношений, стала объективной необходимостью 1.

Основным нормативным актом в Республике, регулирующим отношения в сфере недропользования, является Закон «О недрах», принятый 13 февраля 1998 г., состоящий из 7 глав (общие положения, основы пользования недрами, рациональное использование и охрана недр, геологическое изучение недр, государственное регулирование отношений недропользования, экономический механизм пользования недрами, ответственность за нарушение закона), объединяющий 48 статей.

Впервые в истории Азербайджана ее нефтяные богатства принадлежат народу. Согласно ст. 8 Закона «О недрах», пользователями недр в Азербайджанской Республике в порядке, установленном законодательством, могут быть юридические и физические лица Азербайджанской Республики, а также зарубежных стран. Права и обязанности пользователей недр возникают с момента получения в установленном порядке специального разрешения на пользование недрами от соответствующего органа исполнительной власти.

Права и обязанности пользователей недр установлены в ст. 9 Закона. В частности, пользователи недр имеют право: использовать недра в границах отвода для указанного в специальном разрешении вида деятельности; самостоятельно выбирать любую не противоречащую законодательству форму деятельности на участке недр в соответствии с целью, указанной в специальном разрешении; использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии со специальным разрешением и законодательством; использовать отходы горнодобывающего производства, если иное не оговорено в специальном разрешении; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горных отводов, предоставленных им в соответствии со специальным разрешением; обращаться в соответствующие органы исполнительной власти, выдавшие специальное разрешение, по поводу пересмотра условий специального разрешения при возникновении обстоятельств, отличающихся от тех, при которых было предоставлено специальное разрешение.

1 См.: Каспийская нефть Азербайджана служит региональному сотрудничеству // <http://www.ng.ru/ideas> (последнее посещение — 27 марта 2010 г.).

При этом пользователю недр предоставляется преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.

Между тем, в силу закона, пользователи недр обязаны обеспечить: об-людение законодательства Азербайджанской Республики, а также стандартов (нормативов и правил) по пользованию недрами, недопущение сверхнормативных потерь полезных ископаемых, снижения их качества; геологическое изучение недр, комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами, сохранность этой документации, керна и проб; представление геологической информации в государственный фонд геологической информации; полное использование продуктов и отходов переработки, обеспечение складирования, учета и охраны содержащих полезные компоненты и временно не используемых продуктов и отходов производства; представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в государственный фонд геологической информации; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение стандартов (нормативов, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; обеспечение рекультивации земельных участков во время пользования недрами; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях; консервацию и ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных специальным разрешением, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Кроме того, пользователи недр должны иметь специальную квалификацию и опыт, подтвержденные документом (дипломом, свидетельством) на проведение соответствующего вида деятельности (геологическое планирование, поиск, разведка, разные способы добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, другие виды пользования недрами).

В ст. 10 Закона регулируется порядок предоставления в пользование участков недр. Установлено, что в соответствии со специальным разрешением на право добычи полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованием особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Участок недр также предоставляется в виде горного отвода для проведения геологическо-

го изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении специального разрешения на пользование недрами.

После разработки технического проекта добычи полезных ископаемых и проведения работ, не связанных с добычей, получения на него в установленном порядке положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с соответствующими органами исполнительной власти документы, определяющие уточненные границы горного отвода (график координат границ участка, план и характерные разрезы), включаются в специальное разрешение в качестве неотъемлемой составной части.

На участок недр, предоставленный в соответствии со специальным разрешением для геологического изучения, статус горного отвода не распространяется. Соответствующий орган исполнительной власти придает указанным участкам статус геологического отвода.

В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются специальным разрешением при предоставлении недр в пользование.

По аналогии с законодательством в области недропользования в странах СНГ (Россия, Казахстан), в Республике Азербайджан пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения безопасности страны и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий и соответствующим законодательством.

В Республике Азербайджан в силу Закона недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок недра предоставляются в пользование:

• для геологического изучения — на срок до 5 лет;

• для добычи полезных ископаемых — на срок до 25 лет;

• при совмещении указанных видов пользования — на срок до 30 лет.

Сроки пользования недрами для добычи полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

На определенный срок и без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.

Если пользователь недр выполняет условия специального разрешения, то с согласия сторон сроки пользования недрами могут быть продлены.

При этом недра предоставляются в пользование в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти на основе специального разрешения.

Предоставление недр в пользование осуществляется путем конкурса, аукциона и прямых переговоров. Путем прямых переговоров недра предоставляются в пользование в исключительных случаях по решению соответствующего органа исполнительной власти.

Специальное разрешение предоставляет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, запасы которых подтверждены в соответствующем порядке, использование отходов горнодобывающих предприятий и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и проведение археологических раскопок.

При многопрофильности (многонаправленности) пользования недрами юридические или физические лица могут владеть несколькими специальными разрешениями.

За выдачу специального разрешения взимается государственная пошлина (сбор). Размер государственной пошлины (сбора) устанавливается соответствующим органом исполнительной власти.

Для научно-исследовательских работ и проводимых на основании государственных программ всех видов геологических работ, прогнозирования землетрясений, создания и ведения мониторинга окружающей среды, осуществления контроля за режимом и балансом подземных вод, проведения археологических раскопок и иных работ, не нарушающих целостности недр, специального разрешения не требуется.

Работы, направленные на изучение недр, проходят государственную регистрацию в геологическом фонде.

Предоставление специального разрешения осуществляется при наличии предварительного согласия соответствующего органа исполнительной

власти или землевладельца на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования (включая ведущиеся по государственным программам работы). Отвод земельного участка пользователю недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством Азербайджанской Республики, после предоставления специального разрешения на пользование недрами.

Пользование недрами на территории Азербайджанской Республики является платным, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.

При этом привлекает внимание следующий факт. Пользователи недр производят следующие виды платежей за пользование недрами:

• государственная пошлина (сбор) за предоставление специального разрешения;

• плата за пользование недрами;

• горный налог;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• плата за пользование акваторией и участками морского дна.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие платежи и налоги, предусмотренные законодательством.

Плата за пользование недрами вносится за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. Сумма платы устанавливается в процентах от стоимости работ, а порядок ее внесения определяется законодательством. Платежи за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного под их добычу, с пользователя недр не взимаются.

Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, определяются законодательством в зависимости от размеров участка недр, предоставленного в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие государству затраты на поиск и разведку соответствующих запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при эксплуатации этих месторождений.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в процентах от стоимости фактически добытых полезных ископаемых.

Данные отчисления поступают в государственный фонд, образованный в целях финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы могут быть использованы для открытия и разведки месторождений полезных ископаемых.

Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, порядок их внесения и использования устанавливаются законодательством.

Плата за пользование акваторией и участками морского дна взимается за работы, связанные с поиском, разведкой, добычей полезных ископаемых в морских условиях и пользованием недрами морского дна в иных целях. Порядок взимания и размер платы устанавливаются законодательством в зависимости от месторасположения участка и его конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами морского дна.

Платежи за пользование недрами могут взиматься в зависимости от их видов в формах:

• денежных платежей;

• части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;

• оказания услуг.

Форма внесения платежа устанавливается в специальном разрешении, предоставляющем право пользования недрами, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Не допускается требовать от пользователя недр предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, в счет платежей за пользование недрами.

Хотелось бы отметить, что основным действием начала существования Азербайджана как независимого государства было подписание контракта 20 сентября 1994 г. между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и консорциумом западных нефтяных компаний о разработке месторождений Гюнешли, Чыраг и Азери, который в прессе получил название «контракт века».

Многомесячный переговорный марафон был завершен в сентябре 1994 г., и мир стал свидетелем подписания исторического в судьбе азербайджанского народа, да и всего региона нефтяного контракта 1.

1 См.: Азербайджан. Нефть и независимость // <www.ap7.ru/iskusstvo_znat_budushchee> (последнее посещение — 25 марта 2010 г.).

Контракт по масштабу капитальных затрат, а их объем запланирован на уровне 7,4 млрд. долл., поражает воображение. Эксплуатационные затраты ожидаются в объеме 5,9 млрд. долларов. Контракт заключен сроком на тридцать лет. Работать над выполнением контракта в Баку приедут десятки тысяч иностранных специалистов. Стороны контракта представляют интересы таких государств, как США, Россия, Великобритания, Турция, Саудовская Аравия, Норвегия. Контрактная территория имеет площадь в 432,4 кв. км и охватывает месторождения Чыраг, Азери и неразработанную глубоководную часть месторождения Гюнешли. Предполагаемые объемы добычи нефти составляют 511 млн тонн. Из них доказанных запасов 130 млн тонн. Запасы извлекаемого попутного газа составляют 70 млрд. куб. м.

В течение тридцати дней со дня ратификации контракта подрядчик (включающий все иностранные компании) выплатил бонус из расчета 1,5 млн долл. за каждый процент участия за вычетом предыдущих выплат. Еще 60 млн долларов выплачено после достижения темпов добычи на контрактной территории в 40 тыс. баррелей. И еще 60 млн долл. выплачено после 60-тидневного функционирования основного экспортного нефтепровода.

Для управления проектом создан Руководящий комитет, в который вошли девять представителей ГНКАР и девять представителей иностранных компаний (от каждой по одному). Председателем Руководящего комитета назначен один из представителей ГНКАР.

Повседневное управление, координирование, осуществление и введение нефтегазовых операций реализовывается Совместной операционной компанией, формируемой консорциумом нефтяных компаний.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в экономическом плане благодаря «контракту века» Республика получила следующее:

— реализация проекта открыла возможность выхода азербайджанской нефти на европейский рынок, что, в свою очередь, создало предпосылки для того, чтобы на более выгодных условиях и уже по отлаженному механизму осваивать другие перспективные площади;

— Азербайджан в глазах международных инвестиционных и кредитных организаций обретает все больший авторитет в плане реализации стратегических проектов, таких как, например, основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для транспортировки углеводородов на мировые рынки;

— появляется возможность для более крупных капитальных вложений в смежные с нефтью области;

— Республика сможет создать валютные запасы и проводить собственную инвестиционную политику;

— ускоряется процесс интеграции Азербайджана в мировое экономическое сообщество;

— повышается уровень технологического развития страны.

Помимо возрождения нефтяной промышленности и прямых экономических выгод, «контракт века» и последовавшие за ним соглашения создали благоприятную почву для инвестиций в другие области, такие как машиностроение, сельское хозяйство, телекоммуникации, сервисные службы, открытия новых рабочих мест, что очень важно для Республики с более чем миллионом беженцев. Благодаря тому, что в состав консорциума входят компании США, Великобритании, Норвегии, России, Турции, Саудовской Аравии расширились научные и культурные связи нашей страны. В настоящее время в Азербайджане действуют несколько тысяч совместных предприятий, более 25 азербайджанских культурных центров функционируют в Америке, России, Англии, Франции и других странах. Контракт заметно поднял политический рейтинг Республики на международной арене. Азербайджан получил солидную политическую поддержку мировых держав через их вовлеченность в его экономику, а эта поддержка была крайне необходима почти во всех внешнеэкономических вопросах, которые приходилось и приходится решать Республике. Знаменательно, что Запад продемонстрировал свое отношение к нашему государству как к равноправному партнеру, чья политическая стабильность открывает путь для новых капиталовложений.

С.Д. Симеонова *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» В БОЛГАРСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: должностное лицо, государственое предприятие, преступления, болгарское уголовное право

In this article is analyzed the definition of «public official» under Bulgarian criminal code. Author attempts to see how the changes in social and economic field during the past 20 years influenced this legal definition and makes a critical analyzes of the present construction of this article. The author makes a distinction between state enterprise and company in which state or municipality holds shares and different position of leaders of this structures.

Действующий Уголовный кодекс 1 Республики Болгарии был принят в 1968 году, многократно изменялся и дополнялся до настоящего времени.

* Бургасский свободный университет (Болгария).

1 Наказателен кодекс ДВ, бр. 26 от 2 апреля 1968 г., изм. ДВ, бр. 102 от 22 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.