Научная статья на тему 'Некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева'

Некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1193
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОХАР ДУДАЕВ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДИСКУРС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОЙНА / DZHOKHAR DUDAYEV / CHECHEN REPUBLIC / DISCOURSE / NATIONAL POLICY / INTERETHNIC RELATIONS / WAR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баскаева Елизавета Валерьевна

Анализируются некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева, существенно повлиявшие на общественно-политическую ситуацию в Чеченской Республике в конце XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Characteristics of the Political Discourse of Dzhokhar Dudayev

Some characteristics of the political discourse of Dzhokhar Dudayev which had great impact on the socio-political situation in Chechen Republic at the end of XX century are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева»

УДК 81’272

ББК Ш100.63 ГСНТИ 11.01.

Е. В. Баскаева Беслан, Россия НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ДЖОХАРА ДУДАЕВА Аннотация. Анализируются некоторые особенности политического дискурса Джохара Дудаева, существенно повлиявшие на общественнополитическую ситуацию в Чеченской Республике в конце XX в.

Ключевые слова: Джохар Дудаев; Чеченская Республика; дискурс; национальная политика; межнациональные отношения; война.

53; 16.21.27 Код ВАК 23.00.02; 10.02.19

E. V. Baskaeva Beslan, Russia

SOME CHARACTERISTICS OF THE POLITICAL DISCOURSE OF DZHOKHAR DUDAYEV Abstract. Some characteristics of the political discourse of Dzhokhar Dudayev which had great impact on the socio-political situation in Chechen Republic at the end of XX century are analyzed in the article.

Key words: Dzhokhar Dudayev; Chechen Republic; discourse; national policy; interethnic relations;

About the author: Baskaeva Elizaveta Valerievna, Post-Graduate Student of the Department of Sociohumanities; Research Centre of Ethno-social and Ethno-cultural Problems.

Сведения об авторе: Баскаева Елизавета Валерьевна, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин; младший научный сотрудник, научно-исследовательский центр этносоциальных и этнокультурных проблем.

Место работы: Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (Владикавказ).

Контактная информация: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, УК-2, к. 225. e-mail: liz-b@yandex.ru.___________________________________________________________

Place of employment: North-Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz).

Развитие российского общества в условиях модернизации требует решения задач по регулированию межнациональных отношений. Опыт показал, что в многонациональном государстве при решении вопросов социально-политического устройства неизбежно выявляется этнический аспект. Особенно ярко политическая активность, в основе которой лежит этнический фактор, проявляется на Северном Кавказе, так как, во-первых, Северный Кавказ имеет особое геополитическое, стратегическое значение для федерального центра, во-вторых, по-лиэтничность данного региона уникальна, в-третьих, Северный Кавказ является «мостом» между христианской и исламской культурами. На Северном Кавказе межэтнические конфликты приобрели наиболее острую форму. Выбор высказываний Джохара Мусаевича Дудаева в качестве объекта исследования объясняется необходимостью научного осмысления и анализа истоков, причин его влияния на единение и политическую активность народа Чеченской Республики в конце XX в.

В конце XX столетия на территории Чеченской Республики прошли две войны. «Масштабные социально-политические явления, представляющие собой жесточайший акт разрешения территориальных, нацио-

Слово — полководец человечьей силы.

В. В. Маяковский [Маяковский 1926]

нальных, религиозных и других противоречий между народами (в том числе в одной федерации) вооруженными средствами» [Дзи-

дзоев 2010: 254] многие авторы научных статей, СМИ, политические лидеры толковали как «чеченскую кампанию», «чеченский кризис», «чеченский узел», «чеченский конфликт», «контртеррористическую операцию в Чеченской Республике» (официальное название Второй российско-чеченской войны 1999—2002 гг.).

Генерал Джохар Дудаев интерпретировал Первую российско-чеченскую войну как «дурацкую бойню, народоубийство и с той и другой стороны» [Джохар Дудаев о Руссиз-ме], подразумевая под «бойней» массовое убийство людей и подчеркивая, что данный кровопролитный бой является неравным и намеренным. Лексема «бойня» является зооморфизмом, использование которых было типично для Д. Дудаева. Простота композиции и стилизация лексической единицы помогли главному адресату, простому народу, ярче увидеть и понять то ужасное положение , в которое его поставили национальные лидеры.

Кровопролитную войну, названную Д. Дудаевым «дурацкой бойней, народоубийством», президент Российской Федерации Б. Ельцин завуалировал эвфемизмом «восстановление

© Баскаева Е. В., 2014

конституционного порядка» [Чернега 2005] в Чеченской Республике — Ичкерии. Лексическая единица «восстановление конституционного порядка» имеет положительную, даже благородную коннотацию, помимо силовых методов воздействия подразумевает и иные способы решения государственных проблем. А лексема «война» вызывает категорически отрицательные эмоции и неодобрение. Б. Ельцин «замаскировал» негативные стороны явлений действительности и последствия ошибочных политических мер, осуществив имплицитное воздействие на массового реципиента. Данная лексическая единица понимается нами как средство реализации речевой стратегии уклонения от истины. Истиной же является то, что на территории Чеченской Республики прошли две масштабные войны. Войны не перестают быть войнами, как бы их названия ни имплицировали.

9 ноября 1991 г. в городе Грозный Джохар Дудаев, первый президент Чеченской Республики, принял присягу. Во время церемонии генерал-президент использовал в своей речи экспрессивное утверждение в виде риторического вопроса: «...при решении своей собственной судьбы не ущемляются ли интересы других национальностей, проживающих на их исконной, богом дарованной земле?» [Тернистый путь к свободе 1992]. Некоторая театральность данного приема повысила стилистический статус высказывания, подняв его над обыденной речью. Открытый риторический вопрос генерала провоцирует у реципиента ответную реакцию в виде принятия сформированного адресантом мнения. Дудаев требует справедливой национальной политики от федерального центра, хотя сам же развернул политику беспрецедентного прессинга всех других народов, проживающих в Чеченской Республике. Возможно, одной из причин такого поведения стало то, что конфронтационно-оппозиционный лидер Джохар Дудаев в грудном возрасте был перевезен вместе с семьей в ходе массовой депортации чеченцев и ингушей в 1944 г. Давние обиды, связанные с трагическими страницами вай-нахского народа, еще тревожат раненое сознание нации и ее лидера.

К внутренне присущим правам народа, т. е. особым коллективным правам, относятся право на самоопределение и самоидентификацию (имя, язык). Самоназвание чеченцев — «нохчи». «Вместе с ингушами, че-ченцами-аккинцами, орстхоевцами, карабула-ками ... чеченцы имели и имеют собирательное этническое название „вайнахи“» [Дзиз-дзоев, Леченко 2008: 131]. При идентифика-

ции своего народа Д. Дудаев использовал гиперболическую метафору, назвав чеченцев «самой беспомощной жертвой» [Д. Дудаев о Русско-Кавказской Войне]. Он заведомо преувеличил образ, повысил экспрессивность высказывания и придал ему эмфа-тичность. Д. Дудаев сопоставляет российско-чеченские отношения с миром животных, в котором Чечня является жертвой, а Россия, с его точки зрения, играет роль хищника: «...вот какие мы сильные, мощные, что мы можем, какие коварные, злые, хищные» [Там же].

В интервью Джохара Дудаева украинским журналистам употреблено зооморфное сравнение чеченского народа с «подопытными кроликами», которое фактически выступает в роли контекстуального синонима к лексическому образованию «самая беспомощная жертва». Д. Дудаев приписал народу некоторые признаки, имеющие оценочный смысл, так как перенос на человека или народ признаков животных подразумевает оценочные коннотации. Отрицательную коннотацию данное негативно окрашенное словосочетание получает в основном за счет существительного «кролик», символизи-

рующего нерешительность и трусость, вызывающего чувство жалости.

Раскрывая образ России, «империи зла» [Там же], Д. Дудаев употребил следующую оценочную зооморфную метафору: «Поэтому нам просто предлагают — в лесу выловленного дикого медведя посадили в клетку и говорят: „Иди, заходи с ним в клетку и дружи, подай ему лапу, с этим зверем и живи друж-но“. Вот что такое Россия» [Д. Дудаев: стоит ли воевать...]. Генерал Дудаев экспрессивно охарактеризовал, образно показал взаимоотношения между Россией и Чеченской Республикой, чтобы их легче было осмыслить. Таким образом, данная метафора совмещает в себе разъяснительную и эмоциональную функции. Иерархически медведь принадлежит к «главным зверям», стоит примерно на уровне царя зверей. В интервью журналистам из эстонской киногруппы Д. Дудаев вновь целенаправленно выбрал роль жертвы, надеясь на защиту и поддержку.

Для публичных эмоциональных выступлений генерала Дудаева характерна и политическая демагогия, основанная на спекуляции реальными проблемами. Эмоциональные аспекты политики отодвинули на второе место поиск решений настоящих конкретных проблем. Политическая демагогия проявлялась в рассуждениях о хорошей экономической базе в материально неблагополучные военные времена, когда уровень безработицы был высок, а все жизненно важные показатели оставались на низком уровне: «Мы

намерены перейти на собственные деньги, ведь у нас богатая земля, по запасам полезных ископаемых, плодородию почвы, климату мы едва ли не самые богатые в мире. Только экспорт республика осуществляет в 140 стран» [Кто есть кто...]. Играя на раненых чувствах своего народа, в кризисное время генерал вселяет надежду на построение светлого будущего. Если не решать реальные проблемы, а лишь рассуждать о них, светлое будущее становится слишком далеким. Однако чеченский народ готов был идти за своим национальным лидером, ведь известно, что надежда и вера спасают людей в тяжелые минуты. Немецкий философ Артур Шопенгауэр подчеркивает, что «убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит» [Шопенгауэр]. Чрезвычайная важность этнической идентичности для многих людей объясняется сакральным восприятием собственного этноса, судьба и роль которого более велика и многозначительна по сравнению с судьбой его отдельных представителей. Помня об этом, Джохар Дудаев успешно добивался высокой мобилизации людей на реализацию своих планов, целей и амбиций.

Политический дискурс президента Дудаева характеризуется проявлением национализма, так как он не раз подчеркивал первичность Кавказа в мире и первичность и богоизбранность чеченского народа на Кавказе: «Мы не европейцы, мы не азиаты. Мы — кавказцы. Наша история, язык, культура, духовность и люди уникальны» [Пашков]. Лидер чеченского народа подчеркивал, что «будущее мировой цивилизации принадлежит истоку мировой цивилизации — Кавказу» [Кто есть кто...]. Джохар Дудаев делал акцент на уникальности и первичности всего Северного Кавказа.

Генерал понимал, насколько сильна Россия, и не забывал про поддержку братских кавказских народов. В скрытых целях президент самопровозглашенной Чеченской Республики использовал распространенный инструмент политической борьбы — агитацию. С целью политической активизации населения всего Северного Кавказа и устрашения своего врага в виде России Дудаев, стремясь к политической независимости, заявил: «В случае агрессивных действий России против чеченского народа встанет на дыбы весь Кавказ. И Россия надолго потеряет спокойную жизнь. Видя, что над чеченским народом совершается откровенное насилие, поднимется и весь мусульманский мир» [Там же].

Богоизбранность Северного Кавказа Дудаев объяснял пребыванием там богоизбранного чеченского народа. Политика Дудаева демонстрирует борьбу Чечни за гегемонию на Кавказе. Стремление чеченцев доминировать на Северном Кавказе ярко характеризует следующее высказывание генерала Дудаева: «Мы не забываем о том, что на нас лежит ответственность за судьбу братских нам народов Кавказа. Объединение народов Кавказа в единое сообщество равноправных единственно верный и перспективный путь в будущее. Мы, и я лично, придаем особое значение вопросу единения Кавказа. Мы обязаны стать инициаторами такого единения, ибо находимся в центре интересов народов нашего горного края как географически, экономически, так и этнически» [Там же]. Занимаясь политической риторикой, генерал-президент пытался ввести в заблуждение не только свой народ, но и соседние кавказские народы, призывая к объединению, хотя все народы Северного Кавказа уже десятки лет объединены в едином государственном образовании. Данный пафосный призыв является или следствием некомпетентности Дудаева, либо, скорее всего, сознательного стремления накалить опасную общественно-политическую обстановку в регионе.

Краткие выводы. Личностное влияние Джохара Дудаева сыграло существенную роль в общественно-политических процессах в Чеченской Республике в конце XX в. Использование эмоционального, красочного, пламенного, сепаратистского, легко понятного простому народу политического дискурса в целях манипулирования помогло генералу Дудаеву оставаться национальным героем. Однако этого было недостаточно, чтобы создать независимое государство, реализовать идею суверенитета Чечни.

Джохар Дудаев был авторитетным и сильным лидером, сражавшимся за идею национальной независимости, однако ему не хватало мудрости и дальновидности. Дискурс генерала прекрасно выполнял организаторскую, интегративную, коммуникативную функции, но не вполне смог реализовать аналитическую. Давние обиды народа помешали преобразовать разрушительную силу в созидательную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джохар Дудаев о Руссизме (интервью Джохара

Дудаева украинским журналистам) // YouTube : сайт. URL: http://www.youtube.com/wateh?v=

LZ6SBnd5QW0(дата обращения: 28.04.2013).

2. Д. Дудаев о Русско-Кавказской Войне //

YouTube : сайт. URL: http://www.youtube.com/

watch?v=Lx9mdsQ1-Xs (дата обращения: 28.04.2013).

3. Д. Дудаев: Стоит ли воевать (интервью эстонской киногруппе) // YouTube : сайт. URL:

http://www. youtube. com/watch?v=Rewp3BbUW 3с(да та обращения: 28.04.2013).

4. Дзидзоев В. Д. Осетия в эпоху больших потрясений и перемен (исторический и политикоправовой анализ постсоветской истории) : мо-ногр. — Владикавказ : Изд-во ФГОУ ВПО «Горский гос. аграрный ун-т», 2010.

5. Дзидзоев В. Д., Левченко Н. Н. Сепаратизм, терроризм и экстремизм на Северном Кавказе: политико-правовой анализ. — Владикавказ : Ир, 2008.

6. Кто есть кто в отраслях российской экономики. По страницам обзоров журнала Коммерсант-Власть. Военные России. Ч. 2. URL: http://www. whoiswho.ru/old_site/ros_war/2.htm (дата обращения: 28.04.2013).

7. Маяковский В. В. Сергею Есенину. 1926. ЦКЬ: http://az.lib.rU/m/majakowskij_w_w/text_0900.shtml (дата обращения: 01.05.2013).

8. Пашков Р. Концепция национально-государст-

венной политики ЧРИ // Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа) // Кавказский интернет-портал Пашкова Романа. ЦКЬ: http://kavkaznasledie.ru/

archives/151 (дата обращения: 02.05.2013).

9. Тернистый путь к свободе. — Грозный, 1992. ЦКЬ: http://constitutions.ru/archives/3798 (дата обращения: 28.04.2013).

10. Шопенгауэр А. Цитаты и афоризмы. ЦКЬ: http://citaty.info/man/artur-shopengauer?page=5 (дата обращения: 22.10.2013).

11. Чернега Ю. Восстановление неконституцион-

ного порядка // Коммерсантъ Власть. 2005. № 45 (648). ЦР.Ь: http://www.kommersant.ru/doc/

626103ФгМ (дата обращения: 27.04.2013).

Статью рекомендует д-р полит. наук Л. X. Дзахова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.