Научная статья на тему 'Некоторые особенности поэтики г. Зудермана в контексте его эпохи'

Некоторые особенности поэтики г. Зудермана в контексте его эпохи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАН ЗУДЕРМАН / ПОЭТИКА / ПОВЕСТВОВАНИЕ / "НОВАЯ ДРАМА" / G. ZUDERMAN / "NEW DRAMA" / POETICS / NARRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родина Галина Ивановна

Статья посвящена немецкому писателю и драматургу Герману Зудерману (1857-1928), в творчестве которого воссоздана переходная эпоха рубежа, нашедшая отражение в поэтике его повествовательных и драматических произведений. Отличительной особенностью поэтики является сосуществование традиции с новыми тенденциями в композиции образа, сюжета, в развитии драматического действия, в использовании языковых средств и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the German writer and dramatist German Zuderman (1857-1928). Transition epoch of the border was recreated in his creative activity. It has found its reflection in the theory of Poetry of his narrative and dramatic works. The distinctive peculiarity of the theory of Poetry is the coexistence of the tradition and new tendencies. It is represented in the composition of the image and plot in the development of the dramatic actions, in the use of language means and others

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности поэтики г. Зудермана в контексте его эпохи»

мо нас личность, Бога, в единственно возможном значении этого слова» [Hardy 1962, p. 224]. Однако во многих романах писателя прослеживается и внешняя, и глубинная связь с текстами Священного Писания. Ху -дожественное мышление Харди проникнуто библейскими аллюзиями. Их преломление в произведениях писателя, как можно убедиться по роману «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», - неотъемлемая часть осмысления морально-эстетической, экзистенциальной проблематики.

Литература

Абилова Ф. Мифологема сада в Уэссекском цикле романов Т. Гарди // Стиль. Жанр. Поэтика. - Махачкала, 2006.

Библейская энциклопедия. - М., 2005.

Зубкова Е.А. Библейская символика Дилана Томаса в контексте английской метафизической поэии: дисс. „.канд. филол. наук. - М., 1998.

Кэрлот Х.Э. Словарь символов. - М., 1994.

Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст.

- Л., 1991.

Словарь христианского искусства. - Челябинск, 2000.

Харди Т. Собрание сочинений в 8 т. Т. 7: Тэсс из рода д’Эрбервиллей. - М., 2007.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.; СПб., 2006.

The Anchor Bible Dictionary. 6 vols. Vol.5. - New York, 1992.

Hardy F.E. The life of Thomas Hardy. - London, 1962.

Hardy Thomas. Selected novels. - Glasgow, 1994.

Holy Bible. The James King Version. - London, 2002.

Jones D. The One Believed-in Thing // The Thomas Hardy Journal. - 10.3. - 1994.

Lecercle J.J. The violence of Style in «Tess of the d’Urbervilles». - Houndmills, 1993.

Laird J.T. The Shaping of «Tess of the d’Urbervilles». - London, 1975.

Miller J.Hillis. Fiction and repetition. - Cambridge, 1982.

Pinion F.B. Symbolism // Hardy the writer. - Houndmills, Basingstone, Hampshire, London, 1990.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ Г. ЗУДЕРМАНА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЭПОХИ

Г.И. Родина

Ключевые слова: Герман Зудерман, поэтика, повествование, «новая

драма».

Keywords: G. Zuderman, poetics, narration, «new drama».

Немецкий писатель, драматург, публицист, общественный деятель Герман Зудерман (1857-1928) является ярким представителем немецкой литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. На протяжении более сорока лет он активно участвовал в литературно-театральной и общественнополитической жизни Германии, оставив обширное творческое наследие,

значимое для истории немецкой культуры. Реалии переходной эпохи, ее художественные поиски запечатлены в написанных им 44 повествовательных и 35 драматических произведениях разных жанров, в 95 стихотворениях, в 10 томах дневников, в публицистических статьях, в двух с половиной тысячах писем [Schiller 1969, s.57].

Творческая деятельность Зудермана являлась важной составляющей литературного процесса указанного периода. Зудерман и его современники и соотечественники Х. Берч, К. Блейбтрей, О. Блюменталь, Ф. Ведекинд, М. Кретцер, В. Поленц, Г. Товоте и др. подготавливали почву для появления шедевров Г. Манна, Т. Манна, Г. Гессе, А. Зегерс и др. Творчество Зудермана неразрывно связано с традициями его старших современников (Т. Шторм, П. Гейзе, Т. Фонтане, Л. Фулда, В. Раа-бе, Ф. Шпильгаген и др.), а также предшественников (Г.Э. Лессинг, И.В. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне, Ф. Геббель, Э.Т.А. Гофман, Р. Вагнер и др.). О Зудермане высказываются его младшие современники - Т. Манн, Р.М. Рильке, Э.М. Ремарк, Б. Брехт.

Полное представление об особенностях поэтики повествовательных и драматических произведений Зудермана дает анализ написанного им с 1886 по 1894 годы, что хронологически совпадает с периодом становления и расцвета в немецком искусстве натурализма, оказавшего влияние на писателя.

Тематика и проблематика произведений Зудермана определялась эпохой переживаемого Германией кризиса патриархальной культуры, а также хорошо известным писателю-драматургу современным материалом городской жизни (столичной и провинциальной) и сельской (восточнопрусской). Эпоха рубежа веков была насыщена дискуссиями по вопросам веры и религии, что находило отражение в его произведениях. Его привлекает тема искусства, история молодого человека, который завоевывает мир. Тема семьи, супружества - одна из самых актуальных в его творчестве, так как через семью он раскрывает не только смысл общественных перемен, но и судьбу немецкой женщины, эмансипацию которой он страстно отстаивал. Он исследует женские типы, представляющие мораль новую и патриархальную. Феномену брака посвящены почти все произведения Зудермана, утверждавшего, что счастье человека заключается в его личной жизни. По мнению Зудерма-на, «центр всякого поэтического творчества - сфера отношений между полами». Поэтому одна из сквозных его тем - человек и его любовная страсть, «дикое желание» («wilder Wunsch»), по выражению Зудермана

[Sudermann 1899, s.105]1. В раскрытии темы любви в его произведениях присутствует характерный для времени эротический компонент как аспект эмоционально-чувственной жизни человека, всегда привлекавший писателя. Он исследует эту проблематику с опорой на общечеловеческие ценности.

В Германии 80-90-х годов общество было охвачено стремлением разрушить патриархальные устои, которые мешали в период «быстрой концентрации капитала» [Panzer 1980, s. 90]. Эти процессы художественно осваивались в произведениях Зудермана, Гауптмана, Ведекинда, Фабера, Фулды и др. Столкновение новой и патриархальной морали дало основание исследователю К. Франке назвать Германию рубежа веков «классической страной моральных противоречий» [Франке 1904, c. 569], которые отражены в судьбах сотен персонажей, населяющих художественный мир Зудермана.

В столкновении старой и новой морали Зудерман усматривал двойственный характер. Одна сторона этого процесса привлекала его как конструктивная: человек освобождался от пут патриархальносемейных, мещанских и общественных условностей, которые мешали формированию таких качеств личности, важных с точки зрения Зудер-мана, как активность и оптимизм. Другая же сторона данного процесса отталкивала Зудермана как «лично безупречного» [Хессен 1911, с. 28] и «благородного человека» [Kappstein 1918, s. 4], ибо формировала общественную привлекательность таких этически отрицательных качеств, как эгоизм, меркантильность, аморализм, свободная любовь и т.д. Поэтому Зудерман отстаивал идею соединения целесообразных для жизни нравственных качеств, характерных и для патриархальной морали, и привнесенных новым временем. Тем не менее в течение всей жизни его преследовало недопонимание: складывался миф о том, что он пропагандирует эротику, свободную любовь, индивидуализм, неуважение к близким, хотя все его произведения свидетельствуют о противоположном. Зудерман не уставал повторять: пороки мира таятся в самой природе человека. Поэтому если человек будет самосовершенствоваться, то мир изменится в лучшую сторону.

На фоне выраженного столкновения патриархального и нового сформировалась такая особенность мировосприятия Зудермана, как

1 Отметим, что словосочетание «дикое желание» впервые встречается в новелле «Исповедь домашнего друга под Новый год» (из сборника «В сумерки»). Однако такое словосочетание присутствует и в лирике Зудермана этих лет, например, в стихотворении «Ты предполагаешь, что я кроткий...», которое было опубликовано в 1890 году. См.: Landsberg H. Hermann Sudermann. - Berlin: Tetzlaff., 1901. - s. 57. Ландсберг перепечатал стихотворение из: Magazin fur Literatur. - 1890. - № 40.

полярность. В ее становлении он опирался на идеи Гартмана, Ницше, на творчество Шпильгагенга. Полярность обусловила использование контраста как принципа организации системы образов. Уже в сборнике новелл «В сумерки» (1886) персонажи располагаются по принципу контрастного параллелизма, образуя ряды типов, противоположных нравственно, психологически и по темпераменту. Через все творчество Зудермана проходят противоположные женские типы: женщины «новой школы» (эмансипированные) и «старой школы» (патриархальные).

Зудерман неизменно утверждал одну и ту же мысль: поведение человека зависит лишь от его личностных качеств. Поэтому лежащие в основе произведений конфликты имеют нравственно-психологический характер. Собственно социальное не было основной его проблемой, оно всегда проецируется в нравственно-психологическую сферу. Основу конфликта в повествовательных и драматических произведениях составляет столкновение героя и среды, и в этом Зудерман следует литературной традиции. Как правило, он конструирует благополучное разрешение конфликта. В отличие от писателей-натуралистов он оставляет персонажам шанс на позитивную перспективу и эстетически гармонизирует социальные и межличностные отношения. Эта гармонизация принципиальна для него. Режиссерская сделанность благополучной концовки в романе «Забота» (1887), в пьесе «Честь» (1889) и в других произведениях вытекает из поставленной автором задачи. Он утверждает, что в жизни человека счастье возможно, оно во взаимной любви, основанной на родстве душ, и в создании семьи. Данная идея, реализованная в романе эстетически, останется одной из ведущих в творчестве писателя, воплощаясь в разных по жанру произведениях и создавая нравственный ориентир, столь необходимый человеку в эпоху «моральных противоречий». В этом смысле творчество Зудермана обладает морализирующим пафосом.

В произведениях Зудермана старая традиция завершения сюжета, закрытого финала соседствует с новой тенденцией давать открытый финал, тем самым намечая перспективу позитивного развития, нового этапа в жизни героя.

Сюжетность - важный признак поэтики Зудермана. Сюжет в его произведениях всегда динамичен, его перипетии строятся на контрастности характеров. События воссоздают значительные, узловые моменты в судьбе персонажей. Все элементы сюжета присутствуют и в новеллах, а пространные экспозиции характерны и для драм. Такие экспозиции необходимы для освещения среды, в которую погружен герой. Развитие

действия стремительное и динамичное. Для произведений разных жанров характерно максимальное смещение кульминации к развязке, как правило, неожиданной, что способствует усилению драматизма.

Зудерман использовал и такой прием организации повествования, как энергичное начало, сразу же вводящее в действие, что было редким явлением в поэтике немецкой реалистической прозы этого периода. Предыстории персонажей даны в ретроспекции, постепенно восстанавливаясь в ходе повествования или в процессе развития драматического действия.

Одной из особенностей творческой манеры Зудермана является сосуществование разных стилей, среди которых весьма ощутим романтический. В поэтике его произведений прослеживается генетическая связь с натурализмом - в обращении к современной, социальной, бытовой тематике; во внимании к психологическому анализу и к физиологии как основе психического; натурализм привел к детальным художественным описаниям, к изменениям на уровне языка.

С точки зрения Зудермана, натурализм как художественный метод (с его стремлением к фактографии, копированию реального мира, отказом от обобщения) не сможет дать истинно художественного произведения, которое не должно быть «буквальным воспроизведением природы» [Меринг 1934, с. 307]. Поэтому писатель предпочитает формулировку «так называемый натурализм» [А.К. 1895, с. 181-182]. Он убежден, что не в банальном копировании жизни заключается искусство, что важное место должно быть отведено «поэтической фантазии», «поэтическому воображению», каковое высоко ценит (например, в творчестве Флобера, в частности, в романе «Саламбо» [Briefe 1932, S. 215]).

Литература немецкого натурализма (Хольц, Шлаф, Гауптман и др.) заимствовала из французской тему влияния наследственности. Зудер-ман исследует эту тему в рассказе «История тихой мельницы» (1888). Однако натуралистическая идея наследственности и психической патологии прошла лишь по касательной к его творчеству, так как он был ориентирован на активную, здоровую, жизнерадостную личность.

Плодотворным оказался для Зудермана другой аспект биологизи-рованного пласта в человеке - «дикое желание». Объясняя предпочтение, отдаваемое автором этой физиологической теме, следует сказать, что изображение в художественном произведении влияния среды и законов биологической наследственности изгнало из искусства понятие человеческой свободы [Браудо 1922, с. 21], которую Зудерман всегда не только декларировал, но и защищал своим творчеством и публицисти-

кой. Что касается наследственности и патологии, человек, по Зудерма-ну, подчиняется ей как некоей органической фатальности и тем самым утверждается несвобода личности. Подобно наследственности человеку соприродна и его чувственная основа, «дикое желание», которому, однако, он способен (!) противостоять с помощью силы воли, внутренних запретов, выработанных нравственной культурой, то есть человек свободен в выборе поведения. Поэтому характеры, обусловленные или следованием «дикому желанию», или сопротивлением ему, воплощали собою многообразие психологических типов и тем самым представляли интерес для Зудермана как художника и психолога. Наблюдая в обществе аморализм, он стремится противодействовать ему средствами искусства.

Зудерман не разделял мнения Золя о фатальном воздействии среды на человека, так как был уверен в том, что, независимо от среды, от социального происхождения и статуса, человек может быть нравственным, добрым, милосердным или же аморальным, жестоким, злым. В эстетике Зудермана в качестве идеала предстает личность с внутренним миром, который определяется не средой, а преодолением ее и себя. Как своего рода эстетическая полемика писателя с влиянием на человека среды может рассматриваться образ Павла из первого романа Зудермана «Забота».

Писатель продолжает (и завершает) традиции «поэтического реализма», теория которого была изложена в работах О. Людвига (1813-1865). Зудерман художественно воплощает те принципы, что близки ему: обостренное внимание к «вещам»; точное воспроизведение мельчайших деталей; негативное отношение к революционному радикализму; игнорирование социального конфликта и противопоставление ему противоборства характеров, которые раскрывались не в сфере общественно-политической, а в области частной жизни, где и реализовывали программу собственного морального самосовершенствования.

Творчество Зудермана остается в границах реалистического метода постижения мира и человека. Наряду с этим писатель не только осмысливает себя в традициях предшествующих культурных эпох, из которых ему ближе всего романтизм, «поэтический реализм» и отчасти классицизм, но и чутко улавливает веяния современных ему исканий литературы натурализма. Ему чужды декаденты рубежа веков, акцентировавшие иррациональное, мистическое. Подобное отношение к миру неприемлемо для писателя с материалистическим мировосприятием, сложившимся не без влияния Геккеля и Гете.

С 1891 года начинается период активного вхождения Зудермана в культурную жизнь России. Первым журналом, опубликовавшим его

рассказ «Желание» (1888), было петербургское «Живописное обозрение». 4 октября того же года в Москве в театре Корша состоялась премьера по пьесе «Честь». На русской сцене это был самый первый спектакль на русском языке. Спектакли по пьесам Зудермана шли в частных театрах, среди них пальма первенства принадлежит театру Корша; а также в Императорских театрах (Александринский, московский Малый театр), в провинциальных театрах.

Отечественная драматургия в период вхождения Зудермана в русский театр была представлена не только такими авторами, как Гоголь, Островский, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, Горький, но и создателями так называемой «массовой драматургии» (И.Н. Ладыженский, А. А. По-техин, И.Н. Потапенко, В. Крылов с их развлекательными пьесами). Писали для театра и другие драматурги - В.И. Немирович-Данченко, И.В. Шпажинский, Е.П. Карпов, А.И. Сумбатов-Южин. В контекст сочинений названных авторов произведения Зудермана включаются с 1891 года и идут с разной степенью интенсивности по 1928 год Ставятся 15 его пьес, написанных до первой мировой войны. Привлекала их сценичность, поэтому в русском (как и в европейском) театре, который продолжал оставаться преимущественно театром актерским, у немецкого драматурга сложилась прочная репутация «автора для актеров» [Юргис 1927, с. 37]. А.В. Амфитеатров, например, утверждал, что образ Магды из «Родины» стал «экзаменом на первоклассную артистку» [Амфитеатров 1911, с. 230] и, добавим, европейски признанным «экзаменом», так как в этой роли выступали С. Бернар, Э. Дузе, С.П. Кэмпбелл, М.Г. Савина, М.Н. Ермолова, В.Ф. Комиссаржевская.

«Психологический динамизм и богатство нюансов» [Шах-Азизова 1982, с. 147], свойственные персонажам Зудермана, оказались созвучны тенденциям, присущим русскому актерскому искусству 90-х годов, которое также «характеризовалось особенным вниманием к типам психологическим, а не социальным» [Тиме 1991, с. 58], и пьесы Зудермана с их нравственно-психологической проблематикой предоставляли актерам благодатный материал.

В литературную и театральную жизнь России Зудерман легко вошел еще и потому, что здесь формировалась поэтика «новой драмы» -и в творчестве крупных авторов, и в творчестве представителей «массовой драматургии». Процесс этот, как показывает исследование его Г.А. Тиме, шел в России медленно: «Если на Западе новая драматургическая система оказалась довольно резко противопоставлена старой, то в русской драматургии 1880-1890-х годов наблюдалось постепенное движение идейно-художественной структуры драматического произ-

ведения по направлению к новой драме» (курсив мой. - Г.Р.). На наш взгляд, в этом заключается одна из главных причин жесткой критики в Германии Зудермана, ни одна пьеса которого не демонстрировала «резкого» перехода от старой поэтики к новой и не принадлежала или только старой, или только новой драматургической системе, но содержала в себе одновременно и то и другое, хотя, согласно сложившимся к этому времени в Германии эстетическим взглядам, новая и старая поэтики драмы должны быть разведены. Поэтому в немецкой критике Зудерман одинаково подвергался нападкам с обеих сторон: консервативная пресса, радикальные сторонники традиции в искусстве осуждали его за отход от традиций, а новаторы и их апологеты критиковали в свою очередь за недостаточную последовательность в обращении к новому и чрезмерную привязанность к традиции.

В русской критике не было столь огульного осуждения поэтики пьес Зудермана, более того, подчас здесь понимали его лучше и глубже, о чем свидетельствуют статьи А. Рейнгольдта2, З.А. Венгеровой [З.В. 1897, с. 438-441], К.Ф. Головина [Головин 1910, с. 62-68]. В русской литературе переход к «новой драме» осуществлялся плавно, постепенно; было много драматургов, в произведениях которых подготавливалось ее возникновение (А.Н. Островский, Л. Толстой, И.В. Шпажинский, В.И. Немирович-Данченко и др.). Поэтому синтез традиционной, старой и формирующейся новой поэтики воспринимался здесь как естественное явление, вследствие чего была принята и аналогичная особенность поэтики драм Зудермана. Тем самым пьесы Зудермана активно помогали в 90-900-е годов русскому театру в восприятии и освоении «новой драмы». Свидетельством такой помощи является тот факт, что в процессе становления «новой драмы» и формирования режиссерского театра режиссерами-практиками «чаще всего Гауптману и Толстому предпочитается Зудерман», «он более доступен, а проблемы, им поднимаемые, примерно те же» [Табатчикова 1974, с. 93]. Исторически сложилось так, что содержание и форму пьес Зудермана раскрыл именно актерский театр, а не режиссерский, который сформировался в России лишь в начале ХХ века, к моменту снижения активности театральной рецепции Зудер-мана. Восхождению Зудермана в русскую культуру способствовало и то, что пафосом своего творчества он был близок духовно-нравственному направлению русской литературы.

2 А. Р-дтъ. Макс Кретцер и Герман Зудерман // Живописное обозрение. - СПб., 1891.

- № 45. - С. 310-311; Рейнгольдт А. Вольный театр в Европе // Книжки Недели. - СПб., 1892. - № 2. - С. 7-20; Рейнгольдт А. Герман Зудерман // Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз и Эфрон. - СПб., 1894. - Т. 24. - С. 715; Рейнгольдт А. Герман Зудерман // Северный вестник. - СПб.,1897. - № 4. Апрель. - С. 37-51.

Литература

А.К. Из Германии // Русское богатство. - СПб.,1895. - № 10. - Октябрь.

Амфитеатров А.В. Маски Мельпомены. - М., 1911.

Браудо Е.М. Новые течения немецкой мысли (1918-1922). - Пг., 1922.

Головин К.Ф. Зудерман как драматург // Ежегодник Императорских театров.

- СПб.,1910.

З.В. [Венгерова З.А.]. Хроника. Новости иностранной литературы // Вестник Европы. - СПб.,1897. - Ноябрь.

Меринг Ф. Герман Зудерман // Меринг Ф. Литературно-критические статьи.

- М.; Л., 1934.

Табатчикова Е.А. Н.Н. Соловцов и становление режиссуры в русском провинциальном театре // Записки о театре. - Л.,1974.

Тиме ГА. У истоков новой драматургии в России (1880-1890-е годы). - Л., 1991. Франке К. История немецкой литературы в связи с развитием общественных сил (с V века до настоящего времени). - СПб.,1904.

Хессен Р. Технические приемы драмы. / Пер. В.В.Сладкопевцева. (Гл .V. Четыре приема. «Честь») // Библиотека Театра и искусства. - СПб., 1911. - № 3. - Март.

Шах-Азизова Т.К. Репертуар // История русского драматического театра. В 7 т. Т.6. - М.: Искусство, 1982.

Юргис. Драматургия Зудермана // Современный театр. - М., 1927. - № 3. - 19 сентября.

Briefe H. Sudermanns an seine Frau (1891-1924). Hrsg. von Dr. I. Leux. - Stuttgart und Berlin, 1932. Письмо из Киссингена от 26 августа 1905 г.

Kappstein Th. Hermann Sudermann als Erzahler // Sudermann H. «Der verwandelte Facher» und zwei andere Novellen. - Leipzig: Philipp Reclam, 1918.

Panzer A. Hermann Sudermann - eine politische Biographie // Hermann Suderman: Werk und Wirkung. - Wurzburg, 1980.

Schiller Nationalmuseum. Deutsches Literaturarchiv. - Marbach am Neckar, 1969. Sudermann H. Im Zwielicht. Zwanglose Geschichten. 24 Aufl. - Stuttgart, 1899.

ТЕКСТОВЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ

И.Ю. Качесова

Ключевые слова: аргументативный текст, поле аргументации, конгруэнтность, сингулярность, динамизм, текстовые реализации поля аргументации.

Keywords: argumentative text, argumentative field, singularity, synenergy, dynamics, text realization of argumentative field.

В последнее десятилетие в рассмотрении феномена аргументации наметилось изменение ракурса изучения. Аргументация из набора абсолютно логических операций (см. работы А.А. Ивина [1997], В.В. Курбатова [1996] и др.) постепенно превращается в осмысленное целенаправ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.