УДК 594.5
В.В. Булыгин, И.Г. Рыбникова
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,
690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ТИХООКЕАНСКОГО КАЛЬМАРА В ЗАЛИВЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (ЯПОНСКОЕ МОРЕ) В ЛЕТНЕ-ОСЕННИЙ ПЕРИОД
Тихоокеанский кальмар - ценный промысловый объект. Рассмотрен спектр питания тихоокеанского кальмара в нагульный период в зал. Петра Великого.
Ключевые слова: тихоокеанский кальмар, интенсивность питания, средний балл наполнения желудка, объекты питания.
V.V. Bulygin, I.G. Rybnikova SOME ESPECIALLY OF FEEDING OF PACIFIC FLYING SQUID IN PETER THE GREAT BAY (SEA OF JAPAN) IN THE SUMMER-AUTUMN PERIOD
Pacific flying squid is a valuable commercial fishery object. Pacific squid food objects in the feeding period in Peter the Great Bay are considered in this paper.
Key words: Pacific flying squid, intensity offeeding, average point of stomach filling, food objects.
Введение
Todarodes pacificus - тихоокеанский кальмар - в водах России Японского моря встречается с мая по февраль, а промысловые скопления образует с июня по октябрь. Ареал обитания тихоокеанского кальмара в летне-осенний период охватывает акваторию зоны России от южных границ (банка Кита-Ямато и зал. Посьета) до самых северных районов Татарского пролива (51°20' с.ш.). С июля по сентябрь встречается практически повсеместно [1, 2, 3].
В трофической структуре эпипелагиали Японского моря тихоокеанский кальмар занимает нишу мелких и среднеразмерных хищников. Основная пища ранней молоди тихоокеанского кальмара - хищный зоопланктон и незначительное количество растительноядных ко-пепод. Основу рациона взрослых особей составляют кальмары (включая собственную молодь) - до 48 %, пелагические рыбы - до 25 %, гиперииды и эвфаузииды - до 51 %. Таким образом, тихоокеанский кальмар благодаря своей высокой численности играет важную роль в трофической структуре Японского моря [4, 5, 6].
С целью исследования внутривидовых группировок мы провели анализ спектра питания тихоокеанского кальмара в летне-осенний период в зал. Петра Великого.
Объект и методы исследований
В статье использованы материалы стандартных комплексных съемок по тихоокеанскому кальмару в зал. Петра Великого, проведенных летом-осенью 2009-2011 гг. Комплексная съемка проводилась с июня по октябрь, дважды в месяц по стандартной схеме станций. Сбор материала осуществлялся в темное время суток. Биологический анализ кальмаров выполняли по стандартным методикам, применяемым для изучения кальмаров [7, 8]. Наполнение желудков определялось по пятибалльной шкале, исходя из количества съеденной пищи: 0 - пищи нет; 1 - следы пищи; 2 - среднее накопление; 3 - полный желудок; 4 - желудок растянут и пища просматривается через его стенки. Для определения состава пищи желудки взвешивали и фиксировали. Проанализировано 300 особей.
Результаты и их обсуждение
В период нагульных миграций кальмар интенсивно питается. Основу питания тихоокеанского кальмара в 2009 г. в этот период составляла рыба. В июле в Амурском зал. основу спектра питания составляли амфиподы. В это же время была отмечена максимальная интенсивность питания кальмара в Амурском зал., средний балл наполнения желудков составил 1,5 (таблица). В период с августа по октябрь интенсивность питания снижалась от 1,3 в августе до 1,4 балла в сентябре. В октябре средний балл упал до 1,1.
В 2010 г. наименьшая интенсивность питания у тихоокеанского кальмара наблюдалась в июле (таблица). Средний балл наполнения желудков в этот период составил 1,07 балла. В августе интенсивность питания значительно возросла и составила в среднем 1,82 балла. Максимальная интенсивность питания наблюдалась в сентябре, когда средний балл наполнения желудков составил почти 2 балла. В октябре интенсивность питания снизилась, хотя и оставалась на довольно высоком уровне. Средний балл наполнения желудков в нагульный период в зал. Петра Великого составлял 1,5 балла.
В 2011 г. в летне-осенний период наблюдений средняя интенсивность питания тихоокеанского кальмара составила 1,3 балла (таблица).
Средний балл наполнения желудков у тихоокеанского кальмара в зал. Петра Великого в июле-октябре 2009-2011 гг.
Average point of stomach fillings by Pacific squid in Peter the Great Bay in July-October in 2009-2011
Месяц Средний балл наполнения
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Июль 1,5 1,07 1,09
Август 1,3 1,82 1,5
Сентябрь 1,4 1,96 1,3
Октябрь 1,1 1,46 1,02
В июле 2009 г. в Амурском зал. в пищевом спектре тихоокеанского кальмара преобладали ракообразные (рис. 1), которые были встречены в желудках кальмаров в 63 % случаев, а в Уссурийском зал. они составили 28 %. В желудках на втором месте в Амурском зал. была рыба (около 32 %), которая в Уссурийском зал. составила 56 %, и 4 % составляла собственная молодь кальмара (каннибализм). В августе количество рыбы в питании кальмаров в Уссурийском зал. увеличилось до 90 %, а доля ракообразных упала до 2 %. В сентябре в Амурском зал. доля рыб в желудках кальмара увеличилась почти до 59 %, а в Уссурийском - до 48 %, ракообразные составили 14 %. В октябре в Уссурийском зал. доля рыб составила 70 %, а доля ракообразных значительно упала (0 %).
Основу питания тихоокеанского кальмара в 2010 г. в зал. Петра Великого в июле-октябре составляли рыбы (рис. 2). В июле встречаемость рыб в желудках кальмаров составляла около 47 %. На втором месте по частоте встречаемости находились кальмары (в том числе собственная молодь), которые составляли около 18,5 %. Встречаемость ракообразных была незначительной и составила менее 2,5 %.
В августе встречаемость рыб в желудках кальмаров значительно возросла и составила более 90 %. Доля кальмаров снизилась до 2 %, доля ракообразных составила 3 %.
В сентябре встречаемость рыб несколько снизилась и составила 75 %. Встречаемость кальмаров увеличилась до 3,5 %, а ракообразные встречались у 1 % особей.
Рис. 1. Состав пищи тихоокеанского кальмара в зал. Петра Великого
в июле-октябре 2009 г. Fig. 1. Food objects Pacific squid in Peter the Great Bay in July-October 2009
Рис. 2. Состав пищи тихоокеанского кальмара в зал. Петра Великого
в июле-октябре 2010 г. Fig. 2. Food objects Pacific squid in Peter the Great Bay in July-October 2010
В октябре преобладающим компонентом спектра питания оставались рыбы. Их встречаемость в желудках составила 75 %. Кальмары и ракообразные встречались менее чем у 1 % особей.
В 2011 г. из особенностей питания следует отметить, что если на световых станциях отмечалась сайра или анчоус (рис. 3), то они и являлись основным компонентом питания кальмара. В отдельных районах основу питания кальмара составляли гиперииды.
У тихоокеанского кальмара в летне-осенний период существует межгодовая изменчивость в соотношении главных кормовых объектов. Изменение соотношения доминирующих групп кормовых объектов, вероятно, связано с межгодовыми изменениями в структуре планктонных и нектонных сообществ Японского моря [6, 9, 10].
Рис. 3. Состав пищи тихоокеанского кальмара в зал. Петра Великого
в июле-октябре 2011 г. Fig. 3. Food objects Pacific squid in Peter the Great Bay in July-October 2011
Заключение
Таким образом, в питании тихоокеанского кальмара в зал. Петра Великого в 2009-2011 гг. наибольшее значение имели рыбы - сайра и анчоус, которые, как и кальмар, совершают нагульные миграции. Их встречаемость в желудках колебалась от 47 % в июле до 90 % в августе, на втором месте по частоте встречаемости находился кальмар (преобладала собственная молодь), частота встречаемости которого составила от 18,5 % в июле до 1 % в октябре. Доля ракообразных была незначительной и колебалась от 3 % в августе до 0,8 % в октябре. Однако в 2011 г. в отдельных районах их доля составляла основу питания.
Список литературы
1. Шевцов, Г. А. Фауна головоногих моллюсков зоны России Японского моря в летне-осенний период / Г. А. Шевцов, Н.М. Мокрин // Изв. ТИНРО. - 1998. - Т. 123. - С. 191-206.
2. Мокрин, Н.М. Руководство по поиску и промыслу пелагических кальмаров в Японском море и Южно-Курильском районе / Н.М. Мокрин, Е.В. Слободской. - Владивосток: ТИНРО-Центр, 1998. - 39 с.
3. Млынар, Е.В. Тихоокеанский кальмар Todarodespacificus в северо-западной части Татарского пролива / Е.В. Млынар, А.Ю. Немченко // Методические и прикладные аспекты рыбохозяйственных исследований на Дальнем Востоке. - Хабаровск: ХоТИНРО, 2003. -С. 163-169.
4. Долганова, Н.Т. Питание тихоокеанского кальмара Todarodes pacificus Steenstrup, 1880 (Cephalopoda, Ommastrephidae) в Японском море в летний период / Н.Т. Долганова, Н.М. Мокрин // Зоол. журн. - 1999. - Т. 78, № 9. - С. 1048-1058.
5. Dolganova N.T., Mokrin N.M. Year-to-year variability of the Japanese flying squid feeding in the Japan Sea (on materials 1997-1998) // PICES Workshop: Abstr. October 8-17, 1999. Vladivostok, Russia. - P. 98.
6. Мокрин, Н.М. Экология и перспективы промысла тихоокеанского кальмара (Todarodes pacificus) в Японском море: дис. ... канд. биол. наук / Н.М. Мокрин. - Владивосток, 2006. - 156 с.
7. Шевцов, Г.А. Инструкция по сбору и определению промысловых кальмаров в Тихом океане / Г. А. Шевцов. - Владивосток: ТИНРО, 1971. - 10 с.
8. Филиппова, Ю.А. Методика изучения головоногих моллюсков Мирового океана / Ю.А. Филиппова. - М.: ВНИРО, 1983. - 36 с.
9. Булыгин, В.В. Некоторые черты биологии тихоокеанского кальмара TODARODES PACIFICUS STEENSTRUP, 1880 (CEPHALOPODA: OMMASTREPHIDAE) в заливе Петра Великого (Японское море) / В.В. Булыгин, И.Г. Рыбникова // Вестн. КрасГАУ. - Красноярск, 2016. - № 1. - С. 28-35.
10. Хайруллина, Т.В. Некоторые черты биологии Тихоокеанского кальмара (Todarodes pacificus) в заливе Петра Великого (Японское море) в 2012 г. / Т.В. Хайруллина // Материалы Междун. науч.-техн. конф., Владивосток, 22-24 апреля, 2015 г. - Владивосток, 2015. - Ч. 1. -С. 29-32.
Сведения об авторах: Булыгин Владимир Владимирович, аспирант,
e-mail: bulygin_vlad@bk.ru;
Рыбникова Ирина Григорьевна, кандидат биологических наук, доцент, e-mail: berehzok@mail.ru.