Научная статья на тему 'Некоторые особенности перехода на новую школьную программу по химии'

Некоторые особенности перехода на новую школьную программу по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности перехода на новую школьную программу по химии»

жающей среды и изменения в соответствии с этим их поведения. Началом работы явилась разработка программы кружка, которая предусматривала различные виды учебно-воспитательной деятельности: лекционные и лабораторные занятия, экскурсии, различные виды творческих работ (написание рефератов, статей, сочинений на экологическую тему).

При изучении атмосферы Земли и её охраны после лекционной части с изложением теоретического материала следовала практическая часть: наблюдения за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений; доказательство, что в выдыхаемом воздухе содержание углекислого газа больше по сравнению с вдыхаемым.

По теме «Гидросфера и её охрана» нами была проведена экскурсия с выходом на природные объекты с целью отбора проб воды и их последующего анализа. Во всех пробах среда оказалась щелочной, а питьевая вода из южного района города характеризуется высоким содержанием солей железа и повышенной жесткостью.

Школьники проводили также анализ почвы. Цель занятия - совершенствовать практические навыки при работе с химическими реактивами, изучить почвы по составу и структуре, уметь проводить их анализ.

Цикл занятий экологического кружка был завершен деловой игрой «Интеллектуальная ярмарка».

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ХИМИИ

© А.В. Малин, О.А. Жидкова

Внедрение программы О.С. Габриеляна происходит во многих областях России, к которым относится и Тамбовская область.

На сегодняшний день в Тамбове 34 школы. Из них 20 перешли на систему Габриеляна. Также все, кто занимался по Гузею, переходят на Габриеляна. 1-ая и 19-ая школы работают по Минченкову. Мучкапский, Моршанский и Бондарский районы Тамбовской области также стали работать по Габриеляну. В нашей области 27 учителей высшей категории. Большинство из них в 8-9-х классах работают по Ахметову, а в 10 и 11 классах - по Габриеляну. В связи с переходом на систему обучения по Габриеляну, особенных трудностей у учителей не возникает.

Однако замена школьных программ и учебных пособий по химии на программу и учебные пособия Габриеляна не может проходить однозначно хорошо. В этом переходе имеется два тормозящих фактора.

Во-первых, материальное состояние школ и учащихся, т.е. школы и учащиеся должны купить «не совсем дешевые» учебники. Во-вторых, адаптация программы Габриеляна под ранее изучаемые программы и пособия.

Если первая проблема решается относительно просто за счет закупки учебных пособий из фонда школы или класса, то для решения второй проблемы необходим грамотно-методический подход к переходу от ранее изучавшихся программ и учебных пособий к программе и учебникам Габриеляна.

Автор сам лично, будучи на практике в 4-ой школе, столкнулась с этой проблемой. Прежде чем приступить к изучению химии в 9-м классе по учебнику Габриеляна (до этого они изучали химию по Рудзитису), мне пришлось в условиях дефицита времени изучать тему

8 класса по Габриеляну: «Теория электролитической диссоциации», т. к. она по Рудзитису изучается только в 9-м классе. Также по Габриеляну «Скорость химической реакции и химическое равновесие» изучается в 8-м классе, а у Рудзитиса в 9-м классе.

Переход от Ахметова к Габриеляну в 9 классе осуществить легко. Весь материал, содержащийся в учебнике Габриеляна 8 класса, есть в учебнике 8 класса Ахметова.

В Гузее химическое равновесие и теория электролитической диссоциации не изучается. Этот материал рассматривается в 9 классе. При переходе на программу Габриеляна в 10 классе, т. е. те, кто работал по Рудзитису, должны совершить знакомство с органическими веществами (от углеводородов до биополимеров), т. к. в 9 классе по программе Рудзитиса с органической химией вообще не знакомятся. Переходить в 11 классе на программу Габриеляна с других программ достаточно легко. Исключение составляет программа Ахметова. Она резко расходится с другими программами, т. к. Ахметов огромное внимание уделяет неорганической химии и химическим процессам, в ущерб изучению органической химии.

Таким образом, наиболее сложным является переход с программы Ахметова на программу Г абриеляна в 11 классе, т. к. программа 10 класса Ахметова не предусматривает изучение органической химии.

С 1999 года в некоторых школах г. Тамбова и области рекомендовался переход на изучение химии в 8-9 классах по программе и учебным пособиям Мин-ченковой, который более упрощен, содержит недостаточное количество практических работ и заданий. Поэтому данный переход наиболее удобен как в 9 классе, так и в 10 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.