Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
осужденные / продовольствие / риски / контракт / эффективность / закупочная деятельность / качество продукции / уголовно-исполнительная система.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Е.П., Тищенко Ю.Ю.

В статье рассмотрены особенности закупочной деятельности продуктов питания для нужд уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, обозначены основные проблемные вопросы и риски, возникающие при закупке продовольствия. Проведен анализ закупочной деятельности продовольствия в системе и выявлены факторы, негативно влияющие на закупку: возможность срыва поставок продовольствия, расторгнутые контракты, низкое качество товара, поставка фальсифицированной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радченко Е.П., Тищенко Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

РАДЧЕНКО Елена Павловна,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: helenr2003@mail.ru

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: yutish@list.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности закупочной деятельности продуктов питания для нужд уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, обозначены основные проблемные вопросы и риски, возникающие при закупке продовольствия. Проведен анализ закупочной деятельности продовольствия в системе и выявлены факторы, негативно влияющие на закупку: возможность срыва поставок продовольствия, расторгнутые контракты, низкое качество товара, поставка фальсифицированной продукции.

Ключевые слова: осужденные, продовольствие, риски, контракт, эффективность, закупочная деятельность, качество продукции, уголовно-исполнительная система.

ELENA P. RADCHENKO,

Doctor of Economics, Leading Researcher at SIC-1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russian Federation

YURIY YU. TISHCHENKO,

Candidate of Law,

Senior Researcher at SIC-3 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russian Federation

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-342-345 NIION: 2021-0079-1/23-64 MOSURED: 77/27-025-2023-01-64

SOME FEATURES OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

Annotation. The article examines the features of the procurement of food products for the needs of the penal system of the Russian Federation, identifies the main problematic issues and risks arising during the purchase of food. The analysis of the procurement activity of food in the system was carried out and the factors that negatively affect the purchase were identified: the possibility of disruption of food supplies, terminated contracts, poor quality of goods, delivery of counterfeit products.

Key words: convicts, food, risks, contract, efficiency, procurement activities, product quality, penal enforcement system.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время имеется потребность рассмотрения процедуры закупок продовольствия в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Россий-

ской Федерации (далее - УИС), для создания оптимальных условий качества жизни и содержания осужденных в период отбывания наказаний, что является одной из важнейших задач, эффективности служебной деятельности УИС.

Ненадлежащее планирование и отсутствие анализа закупок продовольствия может негативно отразиться на поставках продовольствия в УИС. Учитывая происходящие события в мире, в экономическом аспекте, зависимость от сторонних поставщиков (не имеющих собственной производственной базы) может привести к перерасходу бюджетных средств, неоправданным затратам, срыву контрактов, недопоставке продовольствия [2].

Анализ проблем и противоречий, существующих в системе государственных закупок в УИС, позволяет сделать вывод о том, что практически все они обусловлены возможностью возникновения финансовых рисков, а также отсутствием тщательной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми на закупки продуктов питания для УИС.

Учитывая изложенное, необходимо анализировать, прогнозировать и предупреждать угрозы и риски при сотрудничестве государства и бизнеса, что обуславливает потребность в формировании единого подхода к оценке альтернативных вариантов, направленных на повышение уровня организации государственных закупок продовольствия в УИС.

Следует отметить, что значимость настоящего исследования заключается в обобщении теоретических основ, формирующих представле-

ние о закупочной деятельности в УИС, а также в разработке предложений, направленных на повышение эффективности механизма их осуществления с целью обеспечения нужд организационно-управленческой системы ФСИН России [6].

Обратим внимание, что исследования в области организации закупочной деятельности в большей степени основываются на положениях, описанных в работах Л.В. Андреева, М.Г. Проко-пьева, Е.В. Юрченко. Институт государственных закупок как инструмент макроэкономического регулирования экономики подробно рассмотрен в трудах В.М. Глущенко, системный подход к государственным закупкам проанализирован К.Б. Норкиным, вопросам о результативности функционирования системы государственных закупок уделено внимание в трудах А.А. Яковлева.

Организация питания осужденных УИС регулируется нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами Министерства юстиции РФ и иными нормативно-правовыми документами.

Государство выделяет денежные средства на питание осужденных, которое пропорционально изменениям относительно численности осужденных (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Финансирование продовольственного обеспечения УИС в 2015-2022 гг.

Дополнительная нагрузка бюджета на продовольственное обеспечения ФСИН России приходится на: Высшие образовательные учреждения ФСИН России; ведомственные санатории ФСИН России; медико-санитарные части ФСИН России; учебные центры ФСИН России; личный состав ФСИН России; служебных собак ФСИН России; спортсменов ФСИН России.

Питание осужденных формируется из:

- закупок продовольствия текущего года;

- запасов предшествующих лет.

Одним из направлений повышения эффективности продовольственного обеспечения УИС, с целью снижения финансовой нагрузки на бюджет Российской Федерации является обоснование развития системы закупок продовольствия.

В данном случае целесообразно было бы провести оценку эффективности осуществления государственных закупок на примере одного территориального органа УИС (далее - УФСИН). Исходя из данных по заключенным в 2019 году контрактам на продовольствие в УФСИН, можно

сделать вывод, что большая доля закупок продовольствия приходится на территориальные органы (40,97 %), а это означает, что денежные средства остаются в системе, и их можно перенаправить на нужды самого территориального органа при условии соблюдения закона (рисунок 2).

Рисунок 2. Заключение контрактов в 2019 году по продовольствию в УФСИН

В 2021 году с закупочной деятельностью в УФСИН по продовольствию происходит заметная трансформация. На рисунке 3 отчетливо вырисовывается доля закупок продовольствия сторонними организациями (55,99 %), на территориальные органы приходится только (29,59 %), в дан-

ной ситуации это означает: возможность срыва поставок продовольствия, расторгнутые контракты, низкое качество товара, поставка фальсифицированной продукции (например, молочной) и недобросовестные поставщики [3].

Рисунок 3. Заключение контрактов в 2021 году по продовольствию в УФСИН

Данные явления негативно скажутся на продовольственном обеспечении осужденных, так как если при закупке у внутрисистемных поставщиков контракт заключается с проверенным, известным заказчику учреждением, то на элек-

тронных торгах такая возможность отсутствует [4].

Таким образом, подводя итог можно констатировать, что проведенный анализ оценки эффективности осуществления государственных заку-

пок на примере из УФСИН свидетельствует, что на практике проявляется множество дополнительных условий и факторов риска, которые возникают при осуществлении закупок.

К числу учитываемых условий при осуществлении государственных закупок следует отнести: социально-экономическую ситуацию, действующую нормативно-правовую и методическую базу, современную конъюнктуру рынков. Согласно проведенному анализу по повышению закупочной деятельности для обеспечения феде-

ральных нужд «наиболее оптимальные и эффективным представляется вариант реструктуризации большого массива подзаконных актов и выработки норм прямого действия, расширения возможностей института централизованных закупок и пересмотра действующей модели госзаказа в сторону повышения качества товара». Полагаем, что данные предложения могут положительно повлиять на обеспечение качества закупок продовольствия для нужд УИС.

Список литературы:

[1] Зуев А.Е. Государственный заказ как инструмент реализации экономической политики региона: на примере Санкт-Петербурга: дис. канд. экон. наук. СПб., 2005. С. 42.

[2] Седых В.А., Радченко Е.П. Монтлевич Т.А. Обеспечение экономической безопасности: проблемы закупок продуктов питания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т.12. №5-1. С.443-450.

[3] Новожилова Ж.С. Совершенствование продовольственного обеспечения пенитенциарной системы: дис., к.э.н.: 08.00.05 / Ж.С. Новожилова. - Орел, 2016. - 165 с.

[4] Вдовина А.Н. Качество продуктов питания как одна из составляющих продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы. Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России, выпуск - 2 -М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. - С. 224-227.

[5] Козин М.Н., Шабанова Т. С. Развитие институтов государственных закупок: системные нарушения законодательства и механизмы обеспечения эффективности в условиях секционных ограничений //Конкурентоспособность в глобальном мире. № 5. 2022. С. 452-457.

[6] Шибанова А.А. Обеспечение экономической безопасности системы государственных закупок в РФ: автореферат дис. ...кандидата экономических наук: 08.00.05 «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Санкт-Петербург, 2020- 21с.

Spisok literatury:

[1] Zuev A.E. Gosudarstvennyj zakaz kak instrument realizacii ekonomicheskoj politiki regiona: na prim-ere Sankt-Peterburga: dis. kand. ekon. nauk. SPb., 2005. S. 42.

[2] Sedyh V.A., Radchenko E.P. Montlevich T.A. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti: prob-lemy zakupok produktov pitaniya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2022. T.12. №5-1. S.443-450.

[3] Novozhilova ZH.S. Sovershenstvovanie prodovol'stvennogo obespecheniya penitenciarnoj sistemy: dis., k.e.n.: 08.00.05 /ZH.S. Novozhilova. - Orel, 2016. - 165 s.

[4] Vdovina A.N. Kachestvo produktov pitaniya kak odna iz sostavlyayushchih prodovol'stvennoj bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. Nauchnye trudy FKU NIIFSIN Rossii, vypusk - 2 - M.: FKU NIIFSIN Rossii, 2021. - S. 224-227.

[5] Kozin M.N., SHabanova T.S. Razvitie institutov gosudarstvennyh zakupok: sistemnye narusheniya zakonodatel'stva i mekhanizmy obespecheniya effektivnosti v usloviyah sekcionnyh ogranichenij // Konkuren-tosposobnost' v global'nom mire. № 5. 2022. S. 452-457.

[6] SHibanova A.A. Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti sistemy gosudarstvennyh zakupok v RF: avtoreferat dis. ...kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05 «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj eko-nomicheskij universitet». Sankt-Peterburg, 2020- 21s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.