НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИПОЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ (попытка обобщения 2015г. и прогнозов на 2016г.)
Гагик Арутюнян
Ключевые слова: распад однополярного миропорядка, мультиполярная система, потенциал суверенности, деглобализация, интеграционные проекты, «Исламское государство», геополитическая несовместимость.
В опубликованном в 2003г. докладе Национального разведывательного совета (NIC) США «Глобальные тенденции 2020» ("Global Trends 2020") в разделе, относящемся к России, отмечалось: «невозможно, чтобы эта страна вернулась к военной или идеологической конфронтации с Западом, даже в виртуальной сфере»1. Заметим, что в эти годы публиковались и более реалистические прогнозы [1]. Однако, независимо от разных подходов, сегодня можно констатировать, что в 2015г. окончательно распался однополярный миропорядок и сформировалась уже достаточно четкая мультиполярная система. Этот процесс прежде всего обусловлен возвращением России в «большую политику» и вступлением Китая в глобальную геоэкономику, сопровождающимся военно-политической стратегией с «китайской спецификой».
«Парад суверенитетов»
Логика современного мультиполярного миропорядка проецируется и на страны регионального масштаба. В этом плане характерна ситуация на Большом Ближнем Востоке, где не только Иран, уже долгое время являющийся примером политической самостоятельности, но и Турция, Саудовская Аравия и Из-
' Исполнительный директор НОФ «Нораванк».
1 "Global Trends 2020",
www.cia.gov/nic/PDF_GIF_2020_Support/2004_04_25_papers/eurasia_summary.pdf,
Сергей Гриняев, Михаил Ковтуненко, Будущее России по оценкам Национального совета по разведке США, Основные ориентиры прогноза «Глобальные тенденции 2020», http://agentura.ru/dossier/russia/people/grinyaev/2020/.
раиль начали проводить довольно автономную политику. Она не всегда согласована с США - нечто ранее трудно представимое. Потенциал суверенности накапливается также в европейских странах, в частности, во Франции, Венгрии и Чехии. Президент последней Милош Чеман своими подходами порой напоминает лидера «Пражской весны» 1968г. Александра Дубчека.
Примечательно, что сегодня даже небольшие страны пытаются занять самостоятельную позицию, и примером тому могут послужить обвинения, выдвинутые Азербайджаном в адрес США в контексте прав человека: это напоминает начавшийся после распада СССР «парад суверенитетов».
Эти процессы можно оценить как попытку восстановить институт «национального государства» и вернуться как бы к «Вестфальской системе» или же к периоду до мировых войн. Вместе с тем такая тенденция не снимает проблему государств, находящихся под «управлением извне» и обладающих мнимой независимостью атрибутивного свойства. Более того, в создавшейся ситуации для крупных держав возрос соблазн «приобрести» государства с таким статусом (как это можно видеть, например, в случае с Украиной). На реализацию подобной стратегии направлены также разные интеграционные программы экономического и военно-политического свойства. В контексте сказанного можно констатировать, что сама совмещенность порой резко противоположных тенденций в глобальном аспекте является одним из главных характеристик мультиполярного мира.
Отсутствие абсолютно доминирующего силового центра привело к формированию так называемого «наднационального государства», каковым является «Исламское государство» (далее - ИГ), геополитическую роль которого сегодня трудно переоценить. Еще больше возросли также материальные, информационные и организационные возможности наднациональных финансово-экономических, общественно-политических структур и даже объединившихся по тому или иному признаку неофициальных групп (например, международной бюрократии или активисты ЛГБТ). У подобных структур есть свои корпоративные представления о глобальной политике и управлении, и сегодня часть из них играет заметную геополитическую роль. Подобные структуры не только конкурируют с национальными государствами, но и, согласно некоторым экспертам, прибрали к рукам внешнее управление даже
крупных государств, не неся при этом никакой ответственности перед населением этих государств [2].
Идеологическая альтернатива
Распад однополярного мира происходит и на идеологической плоскости. Это обусловлено, в частности, тем, что после развала СССР неолиберальная политико-экономическая система обрела статус монопольной. Между тем, как показывает опыт того же СССР, подобный статус тормозит развитие любой идеологии и в конечном итоге приводит к идейно-нравственному извращению и связанному с этим снижению эффективности управления [3]. В настоящее время неолиберальная система начала сдавать свои позиции. Процесс этот развивается по двум направлениям.
Во внешней сфере это обусловлено факторами Китая, а теперь и России, которые, придавая важность особенностям собственной системы ценностей, формируют систему мультиполярности, что обеспечивает их конкурентоспособность в глобальной плоскости [4]. Наряду с этим растет и идеологический разрыв с исламскими странами, гипертрофическим проявлением которого стал ИГ.
Ряд проблем возник и в самих западных обществах, где обретший тоталитарные черты неолиберализм спровоцировал движение инакомыслящих, частично напоминающий аналогичное движение в СССР [5]. Пожалуй, символично, что на президентских выборах в Соединенных Штатов участвует социалист Берни Сандерс, а слово «социализм» вошло в интенсивный медийный оборот1. Возникший вследствие доминирования неолиберализма духовно-нравственный вакуум способствует тому, что жители некоторых западных стран сочувствуют ИГ или другим организациям подобного рода. Все это сопровождается экономической поляризацией и уменьшением роли так называемого «среднего класса», а также ухудшением его положения2.
1 «Социализм - самое популярное слово по запросам «МЕЯШАЫ-'№ЕВ5ТЕЯ», http://regnum.ru/news/society/2042413.html.
2 «Состояние половины населения Земли сравнялось с накоплениями 62-х богачей», http://lenta.ru/news/2016/01/18/62men; «Курс на вымирание: Американский средний класс медленно, но верно сокращается», http://lenta.ru/articles/2016/01/18/middleclass/.
Таким образом, можно констатировать, что мультиполярная система предполагает не только геополитическую и геоэкономическую, но и жесткую идеологическую конкуренцию, что в свою очередь будет способствовать кристаллизации мультиполярной системы. Подобные развития вынудят глобальных акторов активизировать взаимный диалог и многосторонние отношения, однако по совершенно другим правилам, нежели в однополярном мире. В то же время сегодня эти отношения еще далеки от сбалансированности, что было характерно для периода так называемой «разрядки» в ходе Первой холодной войны, то есть тенденция взаимной напряженности сохранится. Это обусловлено еще одним фактором - «деглобализацией», которую иногда называют еще «фрагментацией».
Деглоббализаци
Как известно, основными инструментами глобализации (исследователи иногда справедливо называют ее вестернизацией [6]) выступают ЕС, НАТО, МВФ, ВБ, ВТО и множество других слаженно действующих и взаимодополняющих друг друга структур. В нынешних реалиях обретают важность в той или иной степени конкурирующие с ними структуры - ШОС, БРИКС, ЕАЭС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и действующие в этом контексте другие структуры. Эти организации можно признать инструментами мультиполярного мира, и их функции предполагают также определенное сопротивление и сбалансирование деятельности структур, действующих под эгидой Запада. Совокупность этих и отмеченных в предыдущих разделах факторов, повсеместное применение санкций и в целом «мировая экономическая война» тормозят процесс глобализации (в рамках принятых представлений об этом понятии) или как минимум ограничивают ее функции.
Возможность подобного развития событий рассматривалась еще в 2010г. в совместном прогнозе Национального совета по разведке (NIC) США и Института исследований проблем безопасности ЕС1. В этом исследовании «фрагментация» и замедление глобализационных процессов рассматривались в качестве
1 Global Governance 2025: At a Critical Juncture. National Intelligense Council, Europian Union Institute for Security Studies, September 2010.
http://www.iss.europa.eu/uploads/media/Global_Governance_2025.pdf.
«наихудшего сценария», названного «Реальность (политической) игры: конфликт сильнее сотрудничества». Однако если сопоставить этот сценарий с нынешними реалиями, даже эти пессимистичные прогнозы кажутся более чем радужными. Представляется, что деглобализацию можно признать одной из основных особенностей многополярного мира.
Свидетельством тому являются те «проекты распространения влияния», которые стремятся осуществить глобальные акторы, прежде всего США.
Соединенные Штаты: активная оборона
Соединенные Штаты по-прежнему лидируют на глобальной арене, однако теперь уже со статусом «первого среди равных». Эта новая реальность адекватно воспринимается американским аналитическим сообществом и даже - с целым рядом оговорок - политической элитой. В целом, стратегическую позицию США в 2015г. можно определить как «активная защита». Эта держава, несомненно, сумела максимально воспользоваться разработанными ею же финансовыми механизмами: напряженная политическая ситуация и «мировая экономическая война» лишь поспособствовали экономическому укреплению США (несмотря на фундаментальный характер известных рисков, связанных с долгами и необеспеченностью доллара). В контексте своей многовекторной и глобальной политики американцы стараются осуществить несколько крупных политико-экономических проектов. Кратко перечислим некоторые из них.
• Для укрепления своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2015г. США подписали договор о «Транстихоокеанском партнерстве» (ТТП) по созданию зоны свободной торговли с рядом стран региона, которые обеспечивают 25% мирового экспорта. В этом формате отсутствует КНР, чье влияние существенно увеличилось в форматах АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Скорее всего, американская инициатива нацелена на максимально возможную балансировку сложившейся ситуации.
• С целью сохранения максимального контроля над ЕС продолжились переговоры по созданию зоны свободной торговли «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство» (ТТИП). Достаточно отметить, что ВВП вовлеченных в этот формат стран составляет 40% от общемиро-
вого, а товарооборот - 30%. Данная программа, неоднозначно воспринимаемая европейским сообществом, призвана также предотвратить рост влияния китайского и российского фактора в ЕС. Не случайно, что спецслужбы США озабочены деятельностью «агентов российского влияния» в ЕС1. В частности, контекст взаимоотношений ЕС - Украина - РФ и деятельность «Минского формата» не всегда совпадают с американскими представлениями о собственных национальных интересах. Можно констатировать, что сегодня несколько преждевременно говорить об абсолютном американском доминировании в ЕС.
• На американском континенте США восстановили отношения с Кубой, сумели добиться того, что на парламентских выборах в Венесуэле победила оппозиция и в целом укрепили свои позиции в Латинской Америке. В то же время в реализации «обновленной доктрины Монро» также наблюдаются элементы «активной защиты»: в прошлом США, к примеру, могли позволить себе «не мелочиться» в Кубинском вопросе и сохранить «статус-кво».
• Самые большие сложности для США существуют на Большом Ближнем Востоке, где положение вышло из-под американского контроля. В данном регионе существенно возросла роль России, Ирана и Китая.
В сложившейся ситуации взаимоотношения США с крупными геополитическими акторами приближаются к динамическому равновесию. В подобных условиях, учитывая также ту традицию, согласно которой в предвыборный год американское руководство избегает радикальных изменений, можно предположить, что основные усилия в 2016г. будут направлены на экономическую сферу, где США до сих пор действовали весьма успешно. В обозримом будущем Соединенные Штаты сохранят свое лидерство, и гарантией этому выступит их технологическое (в широком значении слова) превосходство по сравнению с их конкурентами [5].
1 http://ru.exrus.eu/Agentura-Putina-na-Zapade-Chast-3-Kremlevskiye-agenty-vliyaniya-v-Yevrope-id557c4238ae20158d507936e5.
Россия: полувоенное положение и «геополитическая несовместимость»
Если попытаться представить положение этой державы в 2015г., то оно, несомненно, ближе всего к военному как с экономической, так и с военной точки зрения. Попробуем кратко описать основные действия и задачи РФ.
• Самым значимым событием 2015г. следует считать применение РФ воздушных сил против ИГ в Сирии. Удары российской авиации и действия наземных сил Сирии вкупе с иранскими подразделениями существенно изменили военно-политическое положение не только в Сирии, но и во всем регионе. Это обстоятельство вынудило США активизировать политику, направленную против ИГ, к которой потом присоединилась Франция, однако по другим причинам. Исходя из этого, коалиционные усилия в 2016г. могут значительно сократить сферу влияния исламистов. Однако, учитывая сетевой характер организации ИГ, можно предположить, что это не уменьшит риски, связанные с террористической деятельностью в других странах. В связи со всем этим отметим также, что, кроме Северного Кавказа, у РФ имеются сложности, связанные с ИГ, также в Средней Азии, где заметно возросла деятельность экстремистов.
• Как практически неизбежное последствие сирийской политики принципиально обострились русско-турецкие отношения. Таким образом восстановилась 250-летняя (первая русско-турецкая война имела место в 1768-1774гг.), если можно так выразиться, «геополитическая несовместимость» этих двух государств. Она была нарушена всего на два не очень долгих периода: в годы, последовавшие за революциями 1917г. (большевистская) и 1991г. (либеральная), когда были нарушен «циви-лизационный код» развития России. В контексте турецкой проблематики также отметим, что, несмотря на очевидную поддержку ИГ со стороны Турции, против этого государства ни США, ни ЕС не собираются вводить какие-либо санкции.
• В качестве еще одного достижения можно отметить тот факт, что в 2015г. РФ смогла избежать развития широкомасштабных военных дейст-
вий в Донбассе и Луганске. Таким образом, частично не осуществились «плохие сценарии», связанные с украинскими событиями. Этот успех также был обусловлен военными действиями, которые довольно умело были осуществлены в «Новороссии» до условного прекращения огня. В то же время, утвержденные «Минской четверткой» правила в значительной мере были обусловлены как обеспокоенностью ЕС в связи с неконтролируемыми украинскими событиями, так и гибкостью российской стороны. Отметим, что «украинская» политика регулярно подвергается критике со стороны как либеральных, так и националистических политических сил внутри самой России. Однако следует признать, что в создавшейся ситуации Москва пока предпринимает единственно возможные правильные шаги.
• Для находящейся в полувоенном положении России в 2015г. самые большие сложности были в области экономики - в связи с санкциями и обусловленным ими падением цен на энергоносители. С целью исправления положения были выработаны концепции по улучшению экономики и формированию в целом самодостаточной экономической системы, некоторые положения которых уже выполняются. Но окончательная реализация подобных проектов требует времени. Экономические реалии частично смягчаются благодаря проявлению - при наличие харизматичного лидера - способности российского общества консолидироваться и мобилизоваться в чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, вопросы, связанные со снижением жизненного уровня населения, со временем не утратят своей актуальности, и экономические проблемы выступят главной проблемой России в 2016г. Экономический фактор также не способствует интеграционным процессам, особенно в формате ЕврАзЭС, где требования к РФ зачастую превышают ее возможности.
В любом случае следует признать, что Россия вернулась на глобальную геополитическую арену и существенно укрепила свои позиции. Можно утверждать, что после тяжелого поражения в Первой холодной войне РФ, несмотря на проблемы с компрадорской финансово-экономической элитой, восстановила свой полноценный суверенитет. Есть предпосылки к тому, что эта страна будет следовать политическим традициям не только «Второй империи» (СССР), но и «Первой империи». Согласно некоторым геополитикам, сегодня Россия в очередной раз будет стремиться осуществить свою миссию, которая предполагает балансирование и стабилизацию мировых катаклизмов. А для этого необходимо по возможности объединить постсоветские страны и воспрепятствовать распространению «сеющих хаос» технологий на евразийском континенте [7].
Китай: возвращение классической геоэкомики
Данное государство, несмотря на возникшие в 2015г. определенные экономические сложности, как и США, уделяет первостепенное внимание экономике. Глобальный проект «Шелковый путь» (для реализации которого создан фонд с активами в $40 млрд.) более чем амбициозен. Однако очень высока вероятность того, что китайская последовательная стратегия так называемых «маленьких шагов» позволит реализовать его. В экономической сфере Китай реально соперничает с США, и об этом свидетельствует, в частности, образование «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» (АБИИ) с капиталом $100 млрд., где не представлены американцы.
Наряду с этим китайские власти начали уделять большое внимание военным вопросам. Это, в частности, обусловлено возникшей напряженностью вокруг архипелага Спратли в Южно-Китайском море (в отношении которого имеют свои претензии Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия) и другими проблемами подобного характера. Примечательно также то внимание, которое проявляют китайцы к проблемам Арктики. Важным событием можно считать прецедент образования Китаем военной базы в Джибути. В этом контексте примечательно также объявленное в первые дни 2016г. принципиальное реформирование вооруженных сил.
Во внешнеполитической сфере проблемой можно считать выборы на Тайване в начале 2016г., на которых победили сторонники независимости этого острова.
Нужно отметить, что внешняя и внутренняя политика президента Си Цзиньпиня намного активнее, чем у его предшественника. Следует предположить, что в 2016г. претензии Китая на роль глобальной лидирующей державы будут носить более очевидный характер. Можно сказать, что это государство, учитывая проект «Шелковый путь» и, в частности, осуществляемые на Большом Ближнем Востоке крупные инвестиционные программы, привносит в мультиполярный мир слегка подзабытые классические правила мировой геоэкономики.
Еврропейский союз: системный кризис
В проблемах ЕС первостепенную роль играет кризис, обусловленный беженцами, который, согласно некоторым сценариям, может привести к распаду самой системы Евросоюза. Данное явление - серьезный вызов, который ставит под угрозу будущее Европы [6]. Не случайно, что авторитетный «Американский совет по международным отношениям» считает, что обусловленный потоком мигрантов рост социальных проблем, террористические действия, насилие в отношении беженцев могут привести к «политической нестабильности в Европе» и оценивает это как «первостепенную угрозу»1. Вдобавок есть также сценарии, касающиеся более далекого будущего, которые не прибавляют оптимизма европейцам в вопросе их стран. К примеру, согласно исследованиям британцев, к 2050г. 55% населения Великобритании будет нехристианским2. Подобные прогнозы есть также относительно Франции и других европейских стран.
Очевидно, что совокупность всех вышеупомянутых проблем, как это следует из последних выборов во Франции, уже в обозримом будущем приведет к увеличению роли националистических и правых сил стран ЕС. Это, в свою
1 Preventive Priorities Survey: 2016. http://www.cfr.org/conflict-assessment/preventive-priorities-survey-2016/p37364?cid=ex-Atlantic-Uri_piece-preventive_priorities_survey-20151217.
2 A Portrait of Modern Britain, http://www.policyexchange.org.uk/publications/category/item/a-portrait-of-modern-britain.
очередь, поспособствует тому, чтобы европейские страны стремились к большей самостоятельности как во внешней политике, так и в рамках ЕС. Если исключить выступающую на особых условиях в ЕС Великобританию, то на геополитической арене подобная тенденция проявляется пока что в отношении Франции. Ее положение отличается от положения Германии, которая, будучи экономически более мощной, имеет четко закрепленные обязательства перед США еще со времен Второй мировой войны и находится в эпицентре американского внимания. А Франция, имеющая в этой войне несколько относительный, но все же статус победителя, будучи членом Совета по Безопасности ООН и владея ядерным оружием, в пределах возможного менее скована в своих внешнеполитических шагах.
Можно прогнозировать, что глобальные амбиции ЕС, основанные на так называемой «мягкой силе», заметно уменьшатся, и основные усилия Европы будут направлены на решение внутренних проблем. Это обстоятельство обусловлено не только фактором беженцев и связанным с ним кризисом Шенген-ской системы. Сегодня диктовать свои условия ЕС стремятся Великобритания и в какой-то мере даже Польша, которую некоторые аналитики называют «пятой колонной США» в Европе. Общим показателем претензий ЕС можно считать также заметный спад интереса к Украине. Этот фактор в итоге может послужить в какой-то мере налаживанию отношений ЕС-РФ.
Армения
Происходящие на глобальной плоскости события, несомненно, в той или иной мере затронули и будут затрагивать также и Армению. В контексте региональной ситуации внешнеполитические усилия РА послужили стабилизации и укреплению наших позиций. Этому послужило также обострение отношений РФ с Турцией, что поставило Азербайджан в довольно двусмысленное положение. Статус «Один народ - два государства» вынуждает Баку, особенно после визита Давутоглу в Баку, предпринимать определенные шаги против РФ (вспомним заявление азербайджанской общины России касательно применения санкций в отношении Турции). Подобная позиция не может не учитываться в Москве, что будет иметь свои, хотя, возможно, и не столь заметные, последствия в отно-
шениях Баку-Москва. Это дает определенное преимущество РА, в частности в плане проблем НКР.
Основные проблемы РА, которые зачастую не способствуют адекватной реакции на вызовы формируемого нового мирового порядка, носят преимущественно внутренний характер. В этом контексте в качестве «критических сфер» должны быть рассмотрены следующие, тесно связанные между собой области: «экономика - технологии - демография - информация и идеологическая среда» и обусловленные этим конгломератом задачи качества управления.
Январь, 2016г.
Источники и литература
1. Гагик Тер-Арутюнянц, «Холодная Война - 2», Голос Армении, 04.12.2003; Гагик Тер-Арутюнянц, «Многополярная и асимметричная Холодная война», Вестник Академии Военных наук, М., #4(21), с. 23, 2007.
2. Колин Крауч, «Постдемократия». - М.: Изд-во Государственного университета-Высшая школа экономики, 2010; Михаил Делягин, «Мнение», «Версия», #49(524), 2015.
3. Иммануил Валлерстайн, «После либерализма» /Под ред. Б.Ю. Кагарлицкого/. - Едито-риал УРСС, 2003.
4. Гагик Арутюнян, «Распад «системы» и формирование будущего». - Ер.: «Нораванк», 2011; Колин Крауч,«Странная не-смерть неолиберализма». - М.: Изд-во «Дело», 2013.
5. Гагик Арутюнян, «Экстремизм как вызов глобальной безопасности», М., Философские науки, #12, с. 27, 2015; Гагик Арутюнян, «Рост экстремизма и фактор «интеллектуального паритета»», 21-й ВЕК, 3(36), с. 5, 2015.
6. Александр Панарин, «Искушение глобализмом». - М.: Русский национальный фонд, 2000.
7. Александр Ломанов, «Общий показатель нации», Россия в глобальной политике, #3, с. 138, 2015, Кортунов С.В., «Национальная идентичность: постижение смысла». - М.: Аспект Пресс, 2009.
ршиичъ^гпъ ¿ииичигоь пгпс илиъаъщгочпьА-зпьъъьг
9шш<ф.Ц ¿шрп^пЬцтЬ
И^фпфшд^р
и^шрЬЬп ^Ьр^Ьш^шЬ тр^пЫр Ь ДЬш^пр^п^
пг. qшqшфшрш^nиш^шЬ pшqtfш^ЬЬmрnЬ hшtfш^шрqЬ ^рЬЬд ^шЬпЬЬЬрЬ ЬЬ рЬ^ш-црпЫ ^Ь^щЬи qLnpшL, ш]ЬцЬи ^ шшршЬш2Р2шЬш]^Ь цЬрш^штшрЬЬр^Ь: «Ч^^прш-qnр&pЬpшgЬЬр^ hшtfшmЬpиmnLtf ииЪ-р <ЦтпЫ Ь «ш^тЭД цш2шцш-Ьпър]шЬ» nшqJш^шрnLp]шJp цшhцшЬhL шпш^шшшр^ ПА nшqtfш-
рш^шрш^шЬ Ь Э^ЬшитшЬ^ тЬтЬиш^шЬ рш]^Ьрр ^nрhрqшЬ2nLtf ЬЬ цшиш^шЬ ш2^шрhшpшqшpш^шЬnLp]шЬ Ь ш2^шрhшшЬшЬиnLp]шЬ 4ЬршцшрД.р qlnpшL hшр-рпгрргЬ: ¿^Ьш^шЬ ш2^шрhшpшqшpш^шЬ цЬрш^штшрЬЬр^ hшршpЬрnLpjnLЬ-ЬЬрр, рЬ^шЬпгр |шр4шЬпър]шЬ ш^шЬр qnLqшhЬn, щшрпгЬш^пЫ ЬЬ ц^Ьш^^ hш-4шишрш^2пп^Р]шЬ шшррЬр, Ь ш]^ hшЬqшtfшЬpЬ ш^рш^Ь^Ьщ. ^тпЫ пгЬ^:
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИПОЛЯРНОГО МИРА
Гагик Арутюнян
Резюме
Окончательный распад однополярного мира и формирующаяся многополярная политическая и идеологическая системы диктуют свои правила как глобальным, так и региональным акторам. В контексте процессов «деглобализации» США стремятся за счет стратегии «активной защиты» сохранить свой статус лидера. Военно-политические шаги РФ и экономические ходы Китая в каком-то смысле символизируют возвращение классической геополитики и геоэкономики на глобальную арену. Наряду с увеличением напряженности во взаимоотношениях основных геополитических акторов, они несут в себе элементы динамичного равновесия, и это обстоятельство имеет потенциал усиления.
SOME PECULIARITIES OF THE MULTIPOLAR SYSTEM
Gagik Harutyunyan
Resume
The final fragmentation of the monopolar world system and the forming of military, political and ideological multipolar system dictate their rules to both global and regional actors. In the context of "de-globalization" the USA make an attempt to maintain their supremacy through "active defense". The geopolitical steps undertaken by Russia and economic ones by China symbolize the return of classical geopolitics and geo-economy to the global arena. The relations between the main geopolitical actors, along with the growing tensions contain also elements of dynamic equilibrium, and this condition tends to strengthen.