Научная статья на тему 'Некоторые особенности монгольских народных игр'

Некоторые особенности монгольских народных игр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
614
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ПРОСТОТА ФОРМ / КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ / FOLK GAMES / SIMPLE FORMS / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Монхтувшин Самдан

В настоящей статье монгольские народные игры по простоте форм, глубине идейного содержания до настоящего времени не потеряли своей культурной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of mongolian folk games

In this article Mongolian folk games for simple forms, the depth of the ideological content to the present time has not lost its cultural values.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности монгольских народных игр»

С. Монхтувшин. Некоторые особенности монгольских народных игр

6. Со значением «рядом, сбоку, около» бур. хажууда, дэргэдэ тур. yan. Нахождение лица или предмета рядом, около чего-либо в бурятском языке передается так же падежно-послеложным словосочетанием: гэрэй хажууда - «рядом с домом». Как видно из примера, также употребляется аффикс родительного падежа. В турецком языке падежно-послеложное словосочетание (именуемое Ю.В. Щекой «двухаф-фиксный изафет» [3]) представляет собой конструкцию, где первое слово оформляется аффиксом родительного падежа, а служебное имя получает оформление аффиксом местного падежа: ву1п уаптёа - «рядом с домом».

Проведенный сопоставительно-типологический анализ основных послелогов места в бурятском и турецком языках показал, что в обоих языках послелоги места представляют собой производные от полноценных служебных имен с определенными значениями «перед», «внутрь», «назад». Послелоги места употребляются преимущественно в сочетании с именами в родительном падеже. При этом если в бурятском

языке также достаточно часто используется и основной падеж, то в турецком языке данное явление практически не встречается.

Наличие в бурятском языке различных послелогов от основы дээ- в значении «верх» (например, дээрэ - «наверху, на», дээгу^р - «по верху», дээрэкээ - «сверху») и от основы до- в значении «низ» (например, доро - «внизу», дорокоо - «снизу», доогуур - «по низу») можно вполне сопоставить с турецкими служебными именами аналогичного значения, что может позволить отнести данные бурятские слова уже не к послелогам, а к служебным именам, как в турецком языке.

Литература

1. Кузнецов П.И. Учебник турецкого языка. Начальный курс. - М.: Муравей, 2004.

2. Макарова О.Г. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2005.

3. Щека Ю.В. Практическая грамматика турецкого языка. - М.: Восток-Запад, 2007.

Эртугрул Кулач, доцент кафедры филологии Центральной Азии. E-mail: [email protected]

Ertugrul Kulach, the senior Lecturer of the Department of Philology of Central Asia. E-mail: [email protected]

УДК 394.3 © Самдан Монхтувшин

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДНЫХ ИГР

В настоящей статье монгольские народные игры по простоте форм, глубине идейного содержания до настоящего времени не потеряли своей культурной ценности.

Ключевые слова: народные игры, простота форм, культурной ценности.

Samdan Munktuvshin

SOME FEATURES OF MONGOLIAN FOLK GAMES

In this article Mongolian folk games for simple forms, the depth of the ideological content to the present time has not lost its cultural values.

Keywords: folk games, simple forms, cultural values.

Каждый народ развивает свой язык, имеет свою культуру, составной частью которой являются игры. Монгольские народные игры по простоте форм, глубине идейного содержания до настоящего времени не потеряли своей культурной ценности.

Одним из культурных наследий монгольского народа, созданных тысячелетиями, правомерно можно считать монгольские народные игры, которые являются большим интеллектуальным вкладом в историю человечества.

В Монголии в воспитании детей и молодого поколения использовали пословицы, наставления, сказки и легенды, песни и музыку, прославления, различные игры, раз-

влечения. Среди них имеется много игр, развивающих у детей и подростков ловкость, стойкость, силу.

Национальные игры не только воспитывают, но и имеют познавательное значение. Дети получают из унаследованных от предков игр понятия о родине, быте, труде, жизни, нравственности, обычаях.

Монгольские народные игры многогранны по виду и содержанию: 1. Шагайн тоглоом 2. Хелегт тоглоом 3. Оньсон тоглоом / развивающие сборные конструкционные игры, головоломки / 4. Аман наадам / Словесные игры - скороговорки, / 5. Уран зангилаа. СYлжээ -развязывание узлов, игры в петли из ирисов,

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

8/2014

веревок, ремней, ниток 6. Эрж эвлYYлДЭг тог-лоом - конструкционные игры 7. Хуруу гараар наадах - игры на пальцах.

Народные игры стимулируют умственное развитие детей: быстроту восприятия, четкость понятия, прочность запоминания, умение сравнивать, анализировать, синтезировать и правильность речи, соответствие сказанного с действиями игрока.

Особенностью монгольских народных игр является то, что в них отражаются жизнь и быт монгольского народа. Монголы почтительно говорили о шагай - таранных костях: «Хоть и величиной с палец, зато с четырьмя почтенными именами» и играли все от мала до велика.

Когда беседуешь с пожилыми людьми, можно услышать много стилистически прекрасных словосочетаний, терминов, которые не вошли в брошюру об игре шагай и толковые словари.

Такие словосочетания необходимо в дальнейшем собирать как можно больше, чтобы выпустить в реестры, словари, которые станут важным источником для изучения исследователями монгольского языка и культуры.

В ходе социокультурного развития любого народа игра является важным фактором воспитания подрастаюющего поколения, формирования этнического мировосприятия. В многообразии монгольских народных игр игра «шагай» со всеми своими многочисленными вариациями является самым ярким отражением традиционного образа жизни монгольского народа, его обычаев, традиций, быта, культуры.

Во время праздников монголы играют в традиционные игры с участием шагай. Например, такие игры, как «морь уралдуулах, шагай харвах, мал есгех, бэл хаях, шагай булаалдах, аз Yзэх мэргэ» и др.

Игра «шагай» способствует умственному развитию, а также духовному воспитанию, формированию и становлению детей и молодежи как носителей духа своего народа, национального менталитета. Примеры игры в

«шагай»: каждая из сторон шагай имеет свое значение: «морь, хонь, тэмээ, ямаа» и т.д.

Подбрасывание 4-х шагай - на удачу. «Дервен бэрх» - морь, тэмээ, хонь, ямаа.

Если вам выпали 4 морь (4 лошади) - удача вам улыбнется.

Если же выпали 4 хонь (4 овцы) - ваши дальнейшие дела пойдут без преград.

Если выпали 4 тэмээ (4 верблюда) - принесут вам благополучие и долголетие.

Если выпали 4 ямаа (4 козы) - то дела лучше отложить, так как дела будут складываться неважно.

Шагай могут выпасть различными комбинациями, тогда значение приобретает совсем иной характер:

1 морь ба 3 ямаа (1 лошадь и 3 козы) означают, что вам следует остерегаться недобрых разговоров на стороне.

1 морь, 2 хонь ба 1 ямаа (1 лошадь, 2 овцы и 1 коза) - дела обстоят хорошо без препятствий.

1 морь, 1 тэмээ ба 2 ямаа (1 лошадь, 1 верблюд и 2 козы) - вас ждет счастье и благополучие.

Неверно думать, что «шагай» только забава, развлечение, это и метод обучения детей владеть собой.

«Шагай» как символ многих сторон традиционного образа жизни монголов является несомненно культурным достоянием нации. Требующим дальнейшего изучения с исторической, психологической, экологической, культурологической, педагогической, филологической и других позизций.

Литература

1. Сарантуяа Б. Монголын цэнгээн наадам.

2. Улан-Баатар, 1996. - 77 с.

3. Алтанцэцэг Л. Разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфо-функциональной и физической подготовленности школьников, различных аймаков Монголии // Теория и практика физической культуры. - М., 2013. № 8. - С. 21.

4. Лхагвасурэн Г. История физической культуры. - Улан-Батор: Адмон, 2000. - 350 хууд.

Самдан Монхтувшин, доцент кафедры филологии Центральной Азии. Е-mail: munsamda @gmail.ru Samdan Munktuvshin, the senior Lecturer of the Department of Philology of Central Asia. Е-mail: munsamda @gmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.