НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
1 2
Е.В. Алексеева ' , канд. экон. наук, доцент С.П. Пуглеев , студент
Институт управления, бизнеса и технологий
2Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10666
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности, назначение и проблемы применения логистики в таможенном деле. Таможенная логистика направлена на повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности за счет повышения качества предоставляемых таможенных услуг. Делается вывод о необходимости решения выявленных проблем таможенно-логистической инфраструктуры в целях ее эффективного развития.
Ключевые слова: таможенно-логистическая инфраструктура, логистические издержки, таможенная логистика.
Современный уровень развития торгово-экономических отношений обуславливает необходимость эффективной организации движения материальных, информационных, финансовых потоков любого учреждения или организации. Тщательно продуманная логистическая концепция является одним из ключевых моментов достижения высоких результатов деятельности.
Увеличение товарооборота между странами привело к возникновению нового направления логистики - таможенной логистики.
Таможенная логистика представляет собой комплекс мероприятий по перемещению грузов через таможенную границу государства. Главной целью таможенной логистики является содействие развитию международной торговли, ускорение това-роооборота, расширение и укрепление внешнеторговых связей государства.
Таможенная логистика - это относительно новое направление логистики, которое объединяет в себе две различные, но в то же время взаимосвязанные сферы деятельности: таможенную и логистическую. Основным объектом таможенной логистики является внешнеторговый товаропоток, пересекающий таможенную границу стра-
ны и требующий проведения определенной таможенной обработки.
Таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, призванных сделать процессы импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными и менее затратным. Использование принципов логистики в таможенном деле, таких как, оптимизация схем, ресурсов, как материальных (товары, транспорт), так и нематериальных (информация, человеческие ресурсы и прочее), даёт возможности оптимизировать процессы, связанные с международными перевозками грузов.
Таможенная логистика носит весьма емкий характер, так как охватывает действия по таможенному оформлению грузов, заполнению таможенных деклараций, проверке грузов на соответствие декларации, оказанию услуг хранения грузов, таможенному сопровождению, лицензированию и сертификации товаров и ввозимой продукции.
Главным назначением таможенной логистики является обеспечение условий наиболее эффективного функционирования процессов импорта и экспорта продукции, снижение издержек таможенных органов и других субъектов внешнеэкономической деятельности.
Основной целью таможенной логистики является содействие развитию международной торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Российской Федерации.
Важное значение в процессе реализации таможенной логистики имеет уровень развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры, функционирование которой обусловлено потребностями рынка и внешнеэкономического оборота. Эффективно развитая инфраструктура позволяет не только экономить издержки участников внешнеэкономической деятельности, но и обеспечивает необходимый уровень национальной безопасности.
По сравнению со странами ЕАЭС Российская Федерация демонстрирует серьезное преимущество в развитии таможенной инфраструктуры. Но при более тщательном анализе заметно отставание даже от стран БРИКС. Это объясняется тем, что отечественная таможенно-логистическая инфраструктура имеет ряд значительных недостатков.
В ВВП России доля логистических издержек значительна: около 15-20% против 7-10% в западных странах, что связано, с неэффективной организацией внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы России в целом. Например, рынок грузовых авиаперевозок обладает высокой концентрацией - на 5 компаний приходится 80% перевозок, что говорит о низком уровне конкуренции, а, следовательно, возможности контролировать уровень цен отдельными компаниями.
Можно отметить низкую пропускную способность контрольно-пропускных пунктов, расположенных на границе, что связанно с большим количеством таможенных формальностей и рядом других факторов;
Необходимо совершенствовать автоматические программные системы по таможенному декларированию и осуществлению таможенного контроля. Развитие информационной инфраструктуры позволит упростить прохождение таможенных процедур, минимизировать затраты участников ВЭД, а также повысить показатели эффективности функционирования тамо-
женных органов, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, а также снизить субъективное влияние при принятии решений должностными лицами таможенных органов.
Также необходимо отметить недостаточную развитость дорожной инфраструктуры на ряде участков, плохое качество дорожных покрытий может значительно замедлять перемещение грузового транспорта, осуществляющего внутренние и международные перевозки товаров. Также следует отметить моральный и физический износ складской и информационной инфраструктур.
Таможенно-логистические комплексы сконцентрированы на территории больших городов, которые являются транспортными узлами. Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
Необходимо отметить недостаточные объемы инвестиций в таможенно-логистическую инфраструктуру. Неудовлетворительное состояние ряда объектов таможенно-логистической инфраструктуры обусловлено низкой предпринимательской активностью в данной сфере. Правительству необходимо создать привлекательные условия для вложения инвестиций. Это будет способствовать не только развитию таможенной логистики, но повышению эффективности таможенных процедур в целом.
Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по та-
моженной логистике не позволяет в полной мере проанализировать сложившуюся ситуацию, и затрудняет отслеживание основных тенденций в данной сфере.
Таким образом, эффективная логистическая система является ключевым фактором по ускорению товарооборота государства, способствует расширению междуна-
сударственного бюджета и обеспечению национальной безопасности государства. Совершенствование работы таможенной системы и, в частности, таможенной логистики в современных условиях развития должно стать актуальным вопросом не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и для органов государственной власти.
родного сотрудничества, пополнению го-
Библиографический список
1. Федоренко, Р.В. Многоуровневый подход к формированию таможенно-логистических систем / Р.В. Федоренко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - №3. - С. 176-180.
2. Самолаев, Ю.Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. -М.: ИНФРА-М, 2010.
SOME FEATURES OF THE LOGISTICS ACTIVITIES IN CUSTOMS AFFAIRS 1 2
E.V. Alekseeva ' , candidate of economic sciences, associate professor S.P. Pugleev , student
institute of management, business and technology
2
Tsiolkovsky Kaluga state university (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses some features, purpose and problems of logistics application in customs. Customs logistics is aimed at improving the efficiency of customs administration and creating favorable conditions for participants of foreign economic activity by improving the quality of customs services. It is concluded that it is necessary to solve the identified problems of customs and logistics infrastructure for its effective development.
Keywords: customs and logistics infrastructure, logistics costs, customs logistics.