Известия ТРТУ
УДК 621.891.001.51
О.В. Морозов
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
При эксплуатации отечественных самолетов отмечались многочисленные случаи интенсивной выработки и надиры трущихся поверхностей нижних букс и повреждение поверхности штоков амортизаторов главных опор шасси в виде сетки поперечных трещин.
Анализ статистических данных показывает, что интенсивность износа нижней буксы и появление трещин на зеркале штока зависят от конструкции нижней буксы. В амортизаторах с прямыми бронзовыми буксами трещины обнаружены через 100...150 посадок.
Предложена конструкция самоустанавливающейся нижней буксы в виде сферического подшипника, которая позволит увеличить площадь контакта при изгибе амортизатора и таким образом снизить контактные напряжения и интенсивность износа.
Зависимость интенсивности износа от контактных напряжений может быть представлена следующим выражением:
/ = 0.6—, пЕ
где п - число циклов нагружения;
Е — модуль упругости;
5 - контактные напряжения;
Значения величин контактных напряжений 5 определятся по формулам:
1) для прямой бронзовой буксы -
0.5 £)ш / ’
где Ризг ~ изгибающая сила;
Ош - диаметр штока; .
I — длина линии контакта;
2) для самоустанавливающейся буксы —
Р
§1 — изг
‘ 05 ОшЬ’
где Ризг ~ изгибающая сила; йш — диаметр штока;
Ь - длина линии контакта;
Так как Ь > I, то Б2 <31 и, соответственно, 12 < II.