Научная статья на тему 'Некоторые особенности и проблемы государственной языковой политики в Российской Федерации'

Некоторые особенности и проблемы государственной языковой политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1416
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая политика / национальные меньшинства / государственная политика / гражданское общество / language policy / national minorities / state policy / civil society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перкова Дарья Вячеславовна

Статья посвящена анализу функционирования государственной политики в сфере языков национальных меньшинств в Российской Федерации. Автор исследует законодательную и политико-правовую основу данного вопроса, а также выделяет некоторые проблемы и варианты развития государственной политики в области этноязыковых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES AND PROBLEMS OF THE LANGUAGE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of functioning of a state policy in sphere of languages of national minorities in the Russian Federation. The author analyses a legislative and politico-legal basis of the same question, and also allocates some problems and variants of development of a state policy in the field of ethno-language relations.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности и проблемы государственной языковой политики в Российской Федерации»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. Перкова

Кафедра теории и истории государства и права и политологии Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Семинарская, 15, Рязань, Россия, 390000

Статья посвящена анализу функционирования государственной политики в сфере языков национальных меньшинств в Российской Федерации. Автор исследует законодательную и политико-правовую основу данного вопроса, а также выделяет некоторые проблемы и варианты развития государственной политики в области этноязыковых отношений.

Ключевые слова: языковая политика, национальные меньшинства, государственная политика, гражданское общество.

Следует отметить, что в свете рассмотрения данной темы исключительную актуальность приобретают правовые аспекты взаимодействия русского языка и языков титульных народов республик, а также их совместное функционирование наряду с существованием множества языковых групп в соответствии с созданной законодательной и политической базой в национально-территориальных субъектах Российской Федерации.

В национальной политике любого демократического государства признание культурно-языкового фактора, удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей и интересов того или иного народа считается источником развития и условием, обеспечивающим соблюдение принципа межнационального равенства и согласия. Становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации, как известно, зиждется на культурно-языковом многообразии ее народов.

В условиях федеративного устройства государства многонациональность и «многоязычность» являются теми объективными факторами, которые непременно необходимо учитывать всем политическим силам и при любых обстоятельствах. От этого во многом зависит общеполитическая ситуация в многонациональном государстве, его национальная (государственная) безопасность и стабильность. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти должна опираться на четко выраженные принципы национальной и языковой политики. Серьезной проблемой языкового строительства в современных условиях является выработка правильного соотношения функционирования языков основных этносов и, прежде всего рациональное сочетание функций государственных национальных языков и русского языка как языка общефедерального значения. Необходимо создать оптимальные условия, в том числе разработать финансово-экономические стимулы, способствующие развитию русско-национального двуязычия [1].

В законодательстве Российской Федерации обращается внимание на то, что пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих

конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации недопустимы.

Государственная языковая политика Российской Федерации обязана обеспечить решение целого ряда важнейших задач по отношению к языку. Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ведения, объектами государственной языковой политики могут являться: государственный язык Российской Федерации; государственные языки республик Российской Федерации; каждый из языков народов России как мировой язык; каждый из языков народов России как родной язык.

Прежде всего необходимо определить отношение государства к поддержке, развитию, использованию и ограничению использования государственного языка Российской Федерации для решения задач, сформулированных в данной работе.

Под использованием языка следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до сведения граждан или должностных лиц информации из общепринятого делового оборота на указанном языке. Тогда требованием, накладываемым на использование языка, является предусмотренное в установленном порядке закрепление грамматических, лингвистических, стилистических или иных языковых форм, в том числе обязательность или, напротив, недопустимость употребления указанных форм, а также данного языка в целом.

Федеральный закон может дать право каждому ведомству по предмету своего ведения выбрать в качестве рекомендуемого определенный набор словарей или пособий из уже существующего набора изданий.

При реализации государственной языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Федеральная власть не всегда может регулировать использование какого-либо из языков народов России, но может оказать поддержку субъектам Российской Федерации или даже муниципальным властям, в ведении которых оказалось использование данного языка народов России.

Федеральные органы власти лишь «гарантируют поддержку» и «помогают» развитию и существованию языков народов России, не «управляют» и не «регулируют». Федеральные органы власти неполномочны устанавливать перечень или список таких языков, не определяют минимальное количество этнических носителей языка, равно как не учитывают иные показатели, процедуры или правила для отнесения или исключения данного языка из совокупности языков народов России [3. С. 1].

Особые мероприятия государственной языковой политики Российской Федерации связаны с отнесением языков народов России к объектам мировой или национальной культуры.

До сих пор, к сожалению, не определена разница между понятиями «правовой статус языка» и «правовой режим языка». Нет четкого определения таким

основополагающим понятиям, как «государственный язык», «официальный язык», «титульный язык», «языки народов РФ». Этот вопрос не является схоластическим. Из-за него во многом зависит решение проблемы соотношения степеней использования государственного языка РФ и государственного языка республики или же языка других народов РФ.

Существенным недостатком в осуществлении в Российской Федерации защиты прав языковых и национальных меньшинств является то обстоятельство, что малочисленные народы, проживающие в России, юридически подпадают под разные режимы правовой защиты, а сами эти режимы четко не определены.

Языки национальных меньшинств России, безусловно, находятся в различном положении. Некоторые по-прежнему устойчиво функционируют — причем не только как разговорные, но иногда и как письменные, — другие вымирают. Наука пока не может объяснить, почему одни языки исчезают, а другие сохраняются. Во всяком случае, количество носителей языка далеко не всегда является в этом отношении решающим фактором.

Скажем, очень малые по числу носителей одноаульные языки Дагестана и сейчас вполне устойчивы (хотя все без исключения их носители многоязычны). Многоязычный Северный Кавказ вообще отличается стабильностью языковой ситуации. С другими языками, имеющими большее число носителей, к тому же часто локализованными в автономии, ситуация может обстоять гораздо хуже.

На распространение какого-либо языка влияет и субъективное отношение к нему говорящих на нем людей. А они по-разному оценивают складывающуюся этнолингвистическую ситуацию в зависимости от социально-политических перемен, состояния национальной культуры, экономических и идеологических причин.

Установление государственного языка можно рассматривать как часть общего консолидационного процесса, но при этом следует иметь в виду, что последнему в большей или меньшей степени сопутствует процесс ассимиляции. Поэтому принцип свободного развития национальных языков должен тщательно соблюдаться, опираясь на законодательно закрепленное равноправие языков и создание оптимальных условий для развития всех бытующих на территории данного государства национальных языков.

Реализация принципа равноправия и самоопределения народов, лежащего в основе федеративного устройства РФ, в сфере языковых отношений нашла свое выражение в закреплении за республиками права устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ [3. С. 4].

Российской Федерации и ее субъектам необходимо установить полномочия в языковом строительстве.

Требуется четко определить области функционирования того или иного языка. В большинстве национальных республик не решена проблема аутентичности правовых актов. Было бы целесообразным создать службу, занимающуюся накоплением опыта в данной области, лингво-юридической экспертизой и другими вопросами, связанными с аутентичностью правовых актов.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы и предложения.

1. Языковая политика Российской Федерации обладает достаточным набором формализованных и обособленных целей, а также иных свойств и качеств для выделения ее в отдельный тип государственной политики по виду деятельности.

2. Использование понятий «титульный язык», «официальный язык», «язык межнационального общения» как базовых для законодательства целесообразно.

3. Понятия «мировой язык» или «языки народов России» в качестве правовых объектов могут быть рассмотрены с позиций отнесения их к объектам истории, национальной или мировой культуры.

4. Целесообразно дополнить действующее законодательство нормативно-правовыми актами, регламентирующими использование государственного языка Российской Федерации, разработать основные принципы и цели осуществления государственной языковой политики России, а также ввести нормативные процедуры и правила сбережения языка как национального и мирового объекта культуры.

5. Особо важным является возрождение и повышение интереса к коренным языкам малочисленных народов Российской Федерации.

6. Невозможно добиться необходимого результата только правовым регулированием языковых отношений, так как язык представляет собой сложное явление. С одной стороны, язык отражает состояние общества и государства, а то или иное состояние общества определяется характером отношений базисных и надстроечных категорий. В свою очередь, общество влияет на состояние государства. Поэтому необходимо укреплять культурные, образовательные, информационные и другие общественные отношения. Помимо юридической необходима социальная и экономическая защита.

В заключение можно подчеркнуть, что языковая политика становится одним из основополагающих элементов государственной политики всех многонациональных обществ. Общей доминантой их языковой политики в настоящее время является признание за народами права на сохранение своей культурно-языковой целостности как нормы, развивающей объем и содержание принципа самоопределения наций.

Если говорить о проблемах реализации языковых прав национальных меньшинств на территории Российской Федерации, следует отметить, что, осуществляя языковую политику, российские республики проявляют умеренность, реально понимая необходимость считаться с многонациональным и многоязычным составом населения. Когда речь заходит о необходимости соблюдения прав всех без исключения людей и народов на использование родного языка, институтам государственной власти в Российской Федерации прежде всего надо исходить из того, что таким образом осуществляется передача культурного наследия предыдущих поколений. Обеспечение же такой передачи придает этническим группам уверенность в сохранности своей идентичности, лингво-культурной самобытности и, следовательно, максимально благоприятствует выработке идеи общей принадлежности к единому государству. Чем больше гарантий сохранения языка той или иной этнической группы, тем больше шансов на строительство единой общности граждан в рамках общенационального государства [2. С. 272].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алпатов В. Языковой вопрос всегда производен от государственного. — М., 2007.

[2] Язык и политика в многонациональном государстве: политологические очерки. — Уфа: Китап, 2000.

[3] Бенедиктов Н.А. О правовых основах государственной языковой политики. URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/mrs2003-02/28_492

SOME FEATURES AND PROBLEMS

OF THE LANGUAGE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

D.V. Perkova

The Department of Theory and History of State, Law and Political Science Ryazan State University Seminarskaya str., 15, Ryazan, Russia, 390000

The article is devoted to the analysis of functioning of a state policy in sphere of languages of national minorities in the Russian Federation. The author analyses a legislative and politico-legal basis of the same question, and also allocates some problems and variants of development of a state policy in the field of ethno-language relations.

Key words: language policy, national minorities, state policy, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.