Научная статья на тему 'Некоторые особенности графического выражения эмотивности в социальной сети «ВКонтакте»'

Некоторые особенности графического выражения эмотивности в социальной сети «ВКонтакте» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет-дискурс / социальная сеть / эмотивность / графические средства выражения / супраграфемные средства / синграфемные средства / online discourse / social network / emotiveness / graphic means of expression / suprafraphic means / syngraphic means

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лузанова Ксения Константиновна

В статье рассматриваются наиболее частотные особенности графического выражения эмотивности в социальной сети «ВКонтакте»; приведены примеры, иллюстрирующие теоретические положения исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses the most frequent features of graphic expression of emotiveness in the social network «Vkontakte». The examples illustrate the theoretical positions of the study.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности графического выражения эмотивности в социальной сети «ВКонтакте»»

Лузанова Ксения Константиновна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Факультет русской филологии и документоведения (4 курс) Научный руководитель: Красовская Н.А., д.фил.наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ

ЭМОТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее частотные особенности графического выражения эмотивности в социальной сети «ВКонтакте»; приведены примеры, иллюстрирующие теоретические положения исследования.

Ключевые слова: Интернет-дискурс, социальная сеть, эмотивность, графические средства выражения, супраграфемные средства, синграфемные средства.

Annotation: The article discloses the most frequent features of graphic expression of emotiveness in the social network «Vkontakte». The examples illustrate the theoretical positions of the study.

Key words: online discourse, social network, emotiveness, graphic means of expression, suprafraphic means, syngraphic means.

Одним из жанров интернет-дискурса является общение в социальных сетях. По мнению И.Г. Сидоровой, социальная сеть характеризуется включением личности в общественное интернет-пространство. Личность самоидентифицируется через присутствие в различных сообществах, группах [3, с.16]. Отсутствие жесткого контроля со стороны дает свободу высказываний, мыслей и эмоций.

Особенностями общения в социальных сетях можно назвать использование разговорной лексики, жаргона, ненормативной лексики, стилистически окрашенной лексики, высказывания часто эмоциональны и экспрессивны [3, с.17]. На примере социальной сети «Вконтакте» можно говорить об эмотивности. С точки зрения В.И. Шаховского, эмотивность -«функционально-семантическая категория», «лингвистическое выражение эмоций» [5, с.112-113]. Эмотивность находит свое выражение на всех ярусах языка.

Выражение эмоций в социальной сети имеет свои особенности. Конечно, оно характеризуется семантической наполненностью слов, но не ограничивается ею. В сети эмоциональные состояния часто выражаются и маркируются с помощью графических средств. Согласно классификации А.Г. Баранова и П.Б. Паршина, подобные графические средства разделяются на супраграфемные, синграфемные и топографемные. К супраграфемным относятся: шрифтовое варьирование, разрядка, совмещение кириллического и латинского шрифтов, астерикс, нижнее подчеркивание, сокращение слов, повторение букв, эмотикон. К синграфемным средствам относятся: варьирование знаков пунктуации, топографемные средства (плоскостное варьирование текста) и

архитектоника текста [1, с.41-115]. В социальной сети «Вконтакте» нижнее подчеркивание, плоскостное варьирование текста и архитектоника текста недоступны, остальные средства могут быть рассмотрены.

Чтобы выявить особенности графического выражения эмоций в социальной сети «ВКонтакте», мы проанализировали более 30 записей и комментариев в сообществах «Черный Список Тула» и «Подслушано в

Туле». Цель первого сообщества - рассказать всем жителям Тулы о заведениях, местах, компаниях, где встречается произвол, поэтому нужный нам материал встретился в большем объеме, правда выражаемые здесь эмоции преимущественно негативные. «Подслушано в Туле» менее эмоциональное сообщество, его цель держать подписчиков в курсе городских новостей.

При анализе орфография и пунктуация источников были сохранены. Мы разбили встречающиеся графические средства на две большие группы: «супраграфемные средства» и «синграфемные средства». Итак, рассмотрим подробнее супраграфемные средства.

В социальной сети «ВКонтакте» шрифтовое варьирование очень частотное средство. В личных сообщениях чаще всего оно используется как обозначение повышения голоса, крик. В анализируемом материале это средство часто использовано для привлечения и заострения внимания. Анализируемые примеры мы разбили по смысловому принципу:

1. Предупреждение, предостережение.

«НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ЗАКАЗЫВАЙТЕ В #ПОЧТАЛЬОНСУШИ...» «Хочу предупредить людей, будьте ОСТОРОЖНЫ С НИМ, если что будите приобретать у него, может я не один такой, кого обманул этот человек».

«НЕ настаиваю, но хочу предупредить водителей такси - НЕ РАБОТАЙТЕ С ТАКСОПАРКОМ - ЛакКи!!!»

2. Привлечение внимания.

«Зовут его АНДРЕЙ тел на сайт, АДРЕС проспект Ленина...»

«То собирает деньги с тележек, то таскает подносы, то шарики раздает...ХОДИТ С ПОРТФЕЛЕМ!!!МОЖЕТ КТО ЕГО ЗНАЕТ И ПОМОЖЕТ ВЫЙТИ НА ЕГО РОДИТЕЛЕЙ.. » В этом примере используются и синграфемные средства: многоточия, восклицательные знаки, которые усиливают роль шрифтового варьирования.

«ТУЛЯКИ И ГОСТИ ГОРОДА, ВЫ ЗАДОЛБАЛИ НЫТЬ! ГРЯЗНО, МОКРО, АВТО НИ ТАК СТОИТ. ВАМ ЗАНЯТЬСЯ БОЛЬШЕ НЕЧЕМ? НА УЛИЦЕ ВЕСНА! СОЛНЫШКО, ПТИЧКИ ПОЮТ! КАЙФУЙТЕ ОТ ЖИЗНИ, ЛЮБИТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!!!» (ПВТ) Это высказывание интересно тем, что оно настолько экспрессивно, что совмещает в себе несколько значений. Первая часть - это привлечение внимания и возмущение, вторая часть - это и привлечение внимания, и смысловое

выделение, и усиленное к действию.

3. Крайнее возмущение, негодование.

В анализируемом материале это единственные примеры выражения эмоций шрифтовым варьированием. Конечно, эмоции отрицательные.

«НЕ РАЗ В ЭТОМ СПАРЕ ОБМАНЫВАЮТ НА КАССЕ ТО В ЧЕК ЛИШНИЙ ТОВАР ДВА РАЗА ПРОБЬЮТ, ТО В МЕСТО МИНДАЛЯ КЕШЮ ПРОБЬЮТ КОТОРЫЙ В ДВА РАЗА ДОРОЖЕ СТОИТ». Это последнее предложение записи, в которой подписчик рассказывает, что ему продали товар ненадлежащего качества. Оно выглядит максимально экспрессивным не только из-за использования шрифтового варьирования, но и из-за недостатка знаков препинания: так оно приближается к звучащей речи.

«ВОДИТЕЛЬ НЕУРОВНОВЕШЕНЫЙ. НАЧАЛ ГРУБИТЬ С САМОЙ ПОСАДКИ. ПРИЕХАЛ НЕ ПО АДРЕСУ КУДА ВЫЗВАЛИ. НЕ ДОВЁЗ ДО АДРЕСА. ОЧЕНЬ УЖАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК». Этот пример тоже приближен к звучащей речи в ситуации раздражения, возмущения. Предложения короткие, обрывочные. Из пяти предложений три предложения неполные.

4. Смысловое выделение отдельных лексем.

«.как раз, когда мы уже поехали за нашим новым, РЕАЛЬНЫМ, заказом суши, и сказали что курьер сейчас ВЫЕЗЖАЕТ. Никаких объяснений своему хамскому поведению не дали...»

«А лучший способ закрытия таких мест НЕ ХОДИТЬ ТУДА».

Подобная ситуация употребления шрифтового варьировани несколько сходна с «привлечением внимания», но здесь не только привлекается внимание к отдельным словам и фразам, но и как бы показывается интонация произнесения выделенных фраз. Это повышение голоса, не исключается эмоция раздражения, негодования.

Разрядка как супраграфемное средство в социальной сети «ВКонтакте» встречается редко. В анализируемом материале мы нашли всего один пример.

«С 19.02.19 списали деньги, но мне на счёт они до сих пор не поступили!!! К И Д А Л О В О!!!» Здесь разрядка соединяется со шрифтовым варьированием и синграфемными средствами. Автор поста таким образом подводит итог произошедшей ситуации, делает акцент на использованной лексеме, выражает и подчеркивает свое недовольство и возмущение.

Совмещение кириллического и латинского шрифтов в анализируемом материале не встретилось.

Астерикс, он же «звездочка», в основном используется для «цензуры» ненормативной лексики. В материале встречался редко. Видимо, гораздо быстрее и экономнее писать такого рода лексемы целиком. Иногда «звездочку» заменяют точками. Мы приведем один пример интересного употребления астерикса: «посовещавшись с друзьями, полез сам в мороз кавыряться под капотом, наковырял, *мат* шланги открученны».

Сокращение слов встречается в основном в личных переписках. Самые частотные сокращения - «хз» и «мб». «ХЗ» - «не знаю», «МБ» -«может быть». Эти сокращения сами по себе эмоции не передают. Но

встречается сокращение «лол» - с английского дословно «громко, вслух смеяться», используется для выражения смеха. В материале ни одного сокращения не встретилось.

Повторение букв более характерно для личных переписок в сети. Однако мы встретили несколько примеров. Можно сказать, что с помощью этого средства выражаются различные эмоции, от явно отрицательных до положительных. В примере: «Жеееееееесть.... несите это назад и пусть сами кушают» с помощью повторения буквы «е» не только добавляется соответствующая ситуации эмоциональная окраска, но и делается акцент на лексическом значении слова, которое как бы выделяется из всего высказывания. Такое написание передает звучание слова в речи. В двух других примерах функция повторения букв сходная, только выражаемые эмоции совсем иные. В примере: «Нуиии... Смысл то в чём???» выражается недоумение, непонимание. Этому способствует еще и многоточие и три вопросительных знака. Повторение «и» так же, как и в предыдущем примере, передает звучание этой фразы. В примере «<Елена, спасибооо!» (ПВТ) выражается радость и благодарность, передается звучание.

Эмотикон, он же «смайлик», используется для выражения эмоций с помощью средств пунктуации (двоеточие, точка с запятой, скобки) или специальных символов. В настоящее время все чаще встречается редуцированная форма смайлика - круглая скобка. В анализируемом материале мы встретили примеры со множеством скобок, их количество прямо зависит от глубины переживаемой и выражаемой эмоции. Мы расположили примеры по нарастанию количества скобок, можно проследить, как усиливаются отрицательные эмоции:

«Правильно поняла?... ну так подарок же.. хочу-дарю, хочу-передумал....(((»;«Очень жаль, что Славянский» закрылся ((((»; «<Вообщем это трындец, такое хамское отношение и море негатива((((((»; «<А потом как обычно просто скажут типо обнаружили утечку газа мы не виноваты((((((у всех газ.колонки не горячей воды не хре..!»

С помощью закрывающейся скобки выражается не только радость, но и ирония, например:

«<Может это третий автобус подъехал )))))»; «<предоплата? не, не слышали)))))»; «<Вас ни кто идею не просил продвигать)))))».

К синграфемным средствам относится художественно-стилистическое варьирование знаков пунктуации. Оно позволяет передать интонационный рисунок речи, повысить образность. Мы распределили примеры на три группы: вопросительные конструкции, восклицательные конструкции, конструкции с многоточиями.

1. Вопросительные конструкции. В анализируемых примерах с их помощью выражаются следующие эмоции:

- недоверие: «(Какая то хрень.... сотрудник банка первой линии на одобрение кредита повлиять ну никак не может. Одобрили миллион?????...Прям в отделении?????? Во дают!»

- возмущение: ««А за что платить?? За то, что мы не ели????» ««И че???????? У кого денег нет обрежут, пенсии видели????? Не все могут прожить»

- недоумение: «Вот такие объявления развешивает управляющая компания РЭМС) какого числа?????»

2. Восклицательные конструкции. Мы увидели разные ситуации их употребления.

- привлечение внимания: «СБербанк!!!! На днях моему папе пришла СМС от сбербанка» «День добрый, хочу обратиться к автовладельцам!!!»

- предостережение: «Будьте аккуратны!!!!!!», «Люди будьте бдительны, стариков дурят как хотят !!!!!»

- недоверие: «смешно очень!!! Конечно продают, зная что на них напишут заявление в этом случае в праве!!! Сбербанк не будет этим заниматься!!! Они дорожат репутации!!!»

- возмущение: «когда я начала ругаться тот сотрудник сразу расторг договор и дал бумажку что мы ничего не должны!!!!» «Стоит машина на тротуаре! Маленькая дорога что бы выйти на дорогу большую!!! Вы думаете своими мозгами!!!! В случае пожара или скорой не кто не проедет!!! Как так можно то!!!!»

Восклицательные конструкции также используются для усиления эмоциональности пожеланий: «Всем желаю здоровья!!!! И не знать адрес онкологических клиник!!!!!!!!!!»

3. Конструкции с многоточиями. Многоточие передает:

- паузу: «Итог:.....ждала я минут 30, напомню, заказа было 2

всего.» «после их обслуживания рекомендую сразу же обращаться в контролирующие органы, по поводу качества запчастей, которые они

устанавливают........И ещё, кто хочет к ним устроиться на работу (а к

ним всегда требуются сотрудники !!!!!!!), готовьтесь.......зарплату Вы не

увидите ту, которую они предлагают».

- обрывочность мысли: «трудновато однако на своих болячках, опыт наживать... ищите грамотные сервисы, по отзывам..ругаться не стал, бессмысленно.. на этот сервис даже в яндекс картах отзывы после увидел.. зла не держу, но вдруг кому то пригодится)) всем добра))»

«Очень жаль, но это закон.......и предпринимателя можно понять,

но и правообладателя.....Наука всем на будущее, канцтовары игрушки

постельное белье одежда.... Это группа риска по таким делам».

- незаконченность мысли: «Может конечно не прям по адресу...Но все же...Вообщем этот мальчик».

С помощью многоточия также передается эмоциональное возбуждение пишущего, но в анализируемом материале мы не встретили таких примеров.

Конечно, объем выборки материала для анализа не позволил нам выявить все особенности и способы графического выражения эмоций в социальной сети «ВКонтакте». На основе 30 проанализированных примеров мы можем сказать, что наиболее частые средства выражения эмоций - это шрифтовое варьирование текста, повторение букв, эмотикон, художественно-стилистическое варьирование знаков пунктуации. Опираясь на проанализированный материал, мы можем сказать, что текст в социальной сети становится креолизованным. Различные средства его графического оформления помогают пишущему точнее передать смысл своего высказывания, выразить весь спектр эмоций.

Литература

1. Баранов, А.Н., Паршин, П.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики// Проблемы эффективности речевой коммуникации: сб. обзоров. - М.: ИНИОН АН СССР, 1989. - С. 41-115.

2. Коростова, С.В. Эмотивность как функционально-семантическая категория: к вопросу о терминологии// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -С. 85-93.

3. Сидорова, И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): Автореф. дис. канд. фил.наук. Волгоград, 2014. - 23 с.

4. Ульянова, М.А. Графические средства выражения категории эмотивности в спортивном блоге и комментарии// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 3. - С. 192203.

5. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - С. 112-113.

6. Черный Список Тула. - URL: https://vk.com/blacklist.tula (дата обращения 17.03.2019).

7. Подслушано в Туле. - URL: https://vk.com/overhear.tula (дата обращения 17.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.