Научная статья на тему 'Некоторые особенности функционирования считалок в современной детско-юношеской среде'

Некоторые особенности функционирования считалок в современной детско-юношеской среде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

173
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский фольклор / считалки / функционирование / подростки: старшеклассники / студенты / children’s folklore / readings / functioning / teenagers: high school students / students

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матлин Михаил Гершонович

В статье раскрываются некоторые особенности функционирования жанра считалки в современной детско-юношеской среде. Показывается, что они используются подростками, юношами и девушками в более позднем возрасте вне игры, в результате чего на первый план выходит функция гадания, угадывания. Приводятся некоторые типичные ситуации такого использования считалок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Features of the Functioning of Rhyme Counting in the Modern Children and Youth Environment

The article reveals some features of the functioning of the genre of counting in the modern children and youth environment. It is shown that it is used by teenagers, young men and girls at a later age outside of the game, as a result of which the function of divination, guessing comes to the fore. Some typical situations of such use of counting texts are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности функционирования считалок в современной детско-юношеской среде»

DOI 10.24411/9999-054A-2020-10013

удк 398

м. Г. мдтлин

Некоторые особенности функционирования считалок в современной детско-юношеской среде

в статье раскрываются некоторые особенности функционирования жанра считалки в современной детско-юношеской среде. показывается, что они используются подростками, юношами и девушками в более позднем возрасте вне игры, в результате чего на первый план выходит функция гадания, угадывания. приводятся некоторые типичные ситуации такого использования считалок.

Ключевые слова: детский фольклор; считалки; функционирование; подростки: старшеклассники; студенты.

M. G. MATLIN

Some Features of the Functioning of Rhyme Counting in the Modern Children and Youth Environment

the article reveals some features of the functioning of the genre of counting in the modern children and youth environment. It is shown that it is used by teenagers, young men and girls at a later age outside of the game, as a result of which the function of divination, guessing comes to the fore. Some typical situations of such use of counting texts are given.

Keywords: children's folklore; readings; functioning; teenagers: high school students; students.

Уже в 1925 г. Г. С. Виноградов в статье «Детские игровые прелюдии» отметил, что считалки принципиально отличаются от других «групп» детского фольклора (потешного, сатирического, бытового и календарного), так как «не живут вполне самостоятельной жизнью», а входят «составною частью в более сложное образование — в игру» [виноградов 1998, 153], выполняя важную функцию — «выделить из среды играющих кого-нибудь для выполнения трудной роли» [виноградов 1998, 181]. Именно этот, как писал ученый, «"служебный" характер определяет специфику данного жанра» [виноградов 1998, 181].

О «прикладной функции» считалок говорится и в статье, посвященной данному жанру в известном словаре «Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии» [Барташевич 1993, 342]. На «инструментальную» роль считалок как важнейшую жанровую особенность указывала М. П. Черед-никова: «считалка — своеобразный инструмент детского "обыч-

ного права", выработанный многовековой традицией и не утративший своего значения и в наши дни» [Чередникова 1996, 14].

Принципиально значима и та конкретизация функции считалки в игре, которая также была дана Г. С. Виноградовым: считалка — это «гадание в одной из его разновидностей» [Виноградов 1998, 153]. Эту функцию исследователь считал настолько значимой, что даже предложил включить в название жанра и назвать его «гадалки-считалки» [Виноградов 1998, 181]. С заговорами, гаданиями, проречениями связывал он и происхождение считалок. «Попытки рассмотреть гадалки-считалки в близком нам, взрослым, плане едва ли возможно, если мы не сблизим их с заговорами, гаданиями, проречениями» [Виноградов 1998, 181]. Придерживались подобного взгляда на происхождение считалок В. П. Аникин [Аникин 1957, 112] и М. Н. Мельников [Мельников 1987, 142], отмечая при этом, что в фольклоре позднего времени она стала игрой и забавой [Аникин 1957, 116; Мельников 1987, 142].

Рассматривая тексты считалок, их речевую организацию, Г. С. Виноградов также убедительно доказал, что речь считалок может быть определена как поэтическая речь [Виноградов 1998, 161], а текст как эстетически оформленное речевое высказывание.

Таким образом, в знаменитом труде «Игровые прелюдии» был явно показан полифункциональный характер считалок, т. е. то, что позднее П. Г. Богатырев назвал «структурой функций», характерной для многих «социальных фактов» [Богатырев 1973, 200]. Исследуя с этой точки зрения народную песню, он убедительно показал, что «функции песни вместе образуют <...> целую структуру. Помимо эстетической функции, песня обладает другими функциями: магической, функцией знака, указывающего на местность распространения песни, функцией, заключающейся в регулировании ритма работы, функцией указания возраста исполнителя и того, кем песня должна исполняться (мужчинами, женщинами) и т. д.» [Богатырев 1973, 200]. В этой же статье им была раскрыта и другая важнейшая особенность этой структуры: «она не остается неизменной; она непрерывно трансформируется; функции, бывшие некогда основными, занимают второстепенное место и иногда даже исчезают вовсе; в других случаях вторичные функции становятся основными, появляются, наконец, новые функции» [Богатырев 1973, 211].

Открытие Г. С. Виноградовым полифункционального характера жанра считалки было в дальнейшем развито и уточнено М. П. Черед-никовой. В своей статье «Смысл и «бессмыслица» считалок (к проблеме поэтики)» она не только показала, как эстетическая функция

воплощается в зауми, в комических образах, создаваемых с ее помощью, в поэтической логике считалок, но и раскрыла наличие и таких ее функций, как мнемоническая, этическая, когда считалка «становится своеобразной школой нравственного самовоспитания ребенка, развивая при этом у него чувство юмора» [Чередникова 1996, 23].

Отметила она и еще одну важную особенность в считалках — жанровые трансформации, которые обуславливали одно из направлений процесса овладения этим маленькими детьми: «считалка задолго до того, как ребенок постигнет таинства коллективной игры, находит надежную опору в потребности детей сопровождать движение ритмически организованным словом. Естественно, что и заумные считалки органично входят в контекст орнаментальных стихотворных экспромтов» [Чередникова 1996, 16].

Также Г. С. Виноградов определял верхнюю границу активного бытования началом юношеского периода («пользуются обыкновенно лет до 15-16, т. е. до вступления в юношеский период» [виноградов 1998, 184], справедливо полагая, что вместе с уходом традиционных детских коллективных игр из жизни подростков уходит и считалка. Однако это положение ученого сегодня нуждается в существенной корректировке, так как в жизни современных детей, по крайней мере в последнюю четверть века, традиционные коллективные игры, требующие применения считалок, заканчиваются к концу младшего подросткового возраста (примерно в 12-13 лет) и играют гораздо меньшую роль, чем прежде.

Однако возможно и использование считалок подростками, юношами и девушками в более позднем возрасте вне игры, в результате чего на первый план выходила функция гадания, угадывания. Приведу типичный пример такого использования.

«Где-то в 11-м классе у нас был тест по литературе, и мой одноклассник просто очень громко начал считать правильный вариант ответа. Естественно, все на него обернулись, но ему было как-то всё равно. Учительница даже подошла поближе к нему, и мы слышали, как он говорил считалку. Я ее даже могу вспомнить: "Катился апельсин по имени Мальвин, уроки он учил, но двойку получил. А двойка не моя — соседа короля. Король сидел на лавочке, считал свои булавочки. Раз, два, три, булавкой будешь ты!" Вот он все 10 вариантов ответа вот так вот посчитал. И что самое смешное — у него получилось правильно. Это было смешно даже для учительницы. В общем, мы очень сильно смеялись. Но он получил 4. (А сам он отнесся к этому процессу

серьезно?) Конечно. Он сидел очень серьезный. Было сначала очень тихо, мы пытались понять, что он говорит. Потом мы начали смеяться, но он на это тоже не обратил внимание. Вот в конце, когда у него получилось, мы начали очень громко смеяться. Тут он, конечно, поднял глаза и увидел, что все на него смотрят, и учительница тоже стоит рядом с ним и пытается понять, что он там делает. (И какова была его реакция?) Он засмущался, покраснел» (Арсланова Анастасия Сергеевна).

Однако не только молодые люди, но и взрослые, в том числе учителя, иногда прибегают к считалке для разрешения некоторых жизненных ситуаций.

«Мы еще использовали в школе с учителем. Когда у нас много активистов было и надо было выбрать, кто будет ведущим. И она просто ставила нас в ряд и водила вот так вот пальцем и говорила то же самое, только "Эники-беники ели вареники, еники-драники бац!" Что-то такое. И на кого попало. Я в итоге вставала так, чтобы на меня в итоге показало. Я знала, какую считалку она будет говорить, и я вставала туда, куда упадет ее рука. (А учительница произносила это улыбаясь?) Да, в шуточной форме. (Вам нравилось это?) Да, очень. (А учительница какой предмет вела?) Обществознание, история» (Унеркина Дарья Алексеевна).

Необходимо также отметить, что такое использование считалок у многих юношей и девушек происходило и происходит часто.

«Я использую считалки вообще почти каждый день» (Митрюшкина Виктория Александровна).

«Считалки я очень часто использовала в музыкальной школе» (Калмыкова Александра Дмитриевна).

«Когда иду куда-то, я выбираю одежду и не могу выбрать между чем и чем, например юбка или джинсы, я использую считалку, чтобы было честно» (Масленникова Анастасия Олеговна).

«Частенько я использовала считалочки в школьной жизни» (Пан-кова Ксения Геннадьевна).

«Я использую считалку по сей день» (Вербахтин Роман Станиславович).

«Когда я гуляю с друзьями и у нас встает вопрос, куда пойти, мы выбираем сторону именно считалкой» (Перелыгина Екатерина Александровна).

«Считалка в моей жизни проскакивала довольно часто» (Лифанова Наталья Ивановна).

«Использовала считалки в детстве и сейчас иногда использую вместе со своей сестрой старшей, когда маме на работе дают новогодний подарок и там есть какая-то определенная вкусная сладость, которую мы хотим обе» (Зауморова Виктория Сергеевна).

Эти сведения были получены в результате бесед со студентами-первокурсниками Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова в 2018-2019 гг. Всего было опрошено 38 человек, трое юношей и 35 девушек в возрасте 17-18 лет, проживавших до поступления в вуз как в сельской местности, так и в городе. Опрос предполагал не краткие ответы утвердительного или отрицательного характера, а, по возможности, описание конкретных ситуаций использования считалки и эмоциональных реакций участников этой ситуации. По мере необходимости задавались дополнительные уточняющие и конкретизирующие вопросы. Полученные ответы позволили сделать ряд важных выводов. Во-первых, участниками ситуации, при которой применялась считалка, могли быть: один человек, двое, несколько (класс, группа друзей и пр.); сверстники, старшие и младшие братья и сестры, учителя и учащиеся. Соответственно, местами применения считалок в основном были дом, школа и общественное место (магазин, улица и т. п.).

Во-вторых, как показывают приведенные выше примеры, использовалась считалка в ситуации выбора, объектами которого могли быть:

— одежда (что надеть?): «Когда иду куда-то, я выбираю одежду и не могу выбрать между чем и чем, например юбка или джинсы, я использую считалку, чтобы было честно. (Это часто происходит?) Да, часто не могу выбрать, что надеть. (И зимой, и летом?) Да. Какой пуховик. (Ты можешь вспомнить какой-нибудь конкретный случай?) Каждое утро я выбираю, в чем мне идти: в юбке или в джинсах? И выбираю за счет считалки. (Какую считалку ты использовала?) Мне бабушка рассказывала всегда: "На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кем ты будешь такой? Выбирай поскорей, не задерживай добрых и честных людей"» (Масленникова Анастасия Олеговна);

— продукт питания, преимущественно сладости, «вкусняшки» (что купить? кому дать?): «Действие происходило у нас в селе — Терень-гульский район, село Белогорское. У меня есть две сестры, и мне нужно было выбрать, кому дать шоколадку. Я использовала такую

считалочку, как "Ехал Фунтик на тележке, раздавал он всем орешки. Кому раз, кому два, дирижером будешь ты". Выбрала я старшую сестру, который сейчас в данной момент 11 лет. (Ну а вторая не была обижена?) Обиделась. (А нельзя было разломать шоколадку пополам?) Они сами там делили (Сундукова Екатерина Сергеевна);

— билет, вопрос или тема на олимпиаде, экзамене, уроке (на что отвечать?): «Действие происходило в г. Ульяновске, в пос. Пригородном. Однажды так получилось, что я попала на школьную олимпиаду по немецкому языку. И когда мне дали задание, я поняла, что мне терять совсем нечего, — я не знаю, что мне со всем этим делать. И поэтому я выбрала такой способ, как считалочка, чтобы совсем уж плохо всё не было, чтобы хоть как-то ответить. И так вышло в конце, что у меня было самое большое количество баллов по школе, по олимпиаде по немецкому языку. (Какую считалку использовала?) Я не помню, какую считалку использовала. (Это какой класс?) Девятый» (Романова Ангелина Валерьевна); «это было час назад, когда я не могла определиться на экзамене по литературоведению с ответом. К сожалению, я уже не помню, какой там был вопрос, потому что ответа на него не знала, и пришлось использовать считалку. Считалка была: "Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить". Водила я ручкой по вариантам ответа, которые, как мне казалось, больше всего подходят. (Ну и как, повезло?) Еще не знаю» (Лифанова Наталья Ивановна);

— место (куда пойти?): «Также, когда мы решаем с подругой, куда пойти, допустим в кино или в кафе, мы тоже используем считалку либо подкидываем монетку. (Какие считалки и как вы используете?) Допустим, она за кино, а я за кафе. И между собой пальцем считаем. (А вы вместе считаете или одна кто-то?) Одна. Кто вспомнит первый считалку. (А какую считалку последний раз использовали?) Наверное, самую известную. "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, ой-ёй-ёй, умирает зайчик мой". (Скандируете?) Мы по слову используем» (Митрюшкина Виктория Александровна);

— книга, фильм (что читать, смотреть?): «Этим летом я купила себе несколько книг. Пришла домой. Все книги мне хотелось прочитать, но я не знала, с какой начать. И я использовала считалочку "Эники-беники ели вареники, Эники-беники вон!", выбрала себе книгу, которую первую начала читать» (Суханова Юлия Сергеевна);

— имя домашнему животному (как назвать?): «Мы использовали считалку, когда я купила собаку пять лет назад и мы не могли выбрать имя. У нас был список имен, и мы использовали считалку, чтобы выбрать. (С родителями?) С братом, с младшим. Родители не знали, что я за собакой поеду. Я сначала выбрала имя, а потом собаку купила. (Как вы выбор делали?) Мы сидели с братом, у нас был листок, где были написаны имена, и мы использовали "Эни-бени, рики-таки, буль-буль-буль, каляки-шмаки, энус-бенус крас-ноденус бац!" На что упало, и выбрали. (А вы как делали: водили карандашом?) Пальцем, пальцем водила. (А кто водил?) Я. (А он не водил?) Нет, он говорил вместе со мной одновременно. Он говорил. (А водила ты?) Да. (И какое имя попало?) Чапа» (Унер-кина Дарья Алексеевна);

— очередность (кто каким будет по очереди?): «Нас несколько одноклассников позвали к директору. Мы не знали почему: хвалить нас будут или ругать? И нам нужно было спросить у него. И все настолько боялись зайти — все-таки директор. И нам нужны была считалка. Ну мы ставили кулачки, и каждый дотрагивался и считал. И считалка у нас была такая: "Катилось яблочко, розовый цвет, ты меня любишь, я тебя нет. Прочь, прочь, прочь, ты капитанская дочь". (И много вас было?) Нас было человек пять, наверно. (И на кого выпало?) На мальчика выпало, и он пошел. (А директор-то вас зачем вызывал?) Он активистов вызывал, оказывается» (Демахина Татьяна Васильевна);

— помочь или не помочь незнакомому человеку: «Это было сегодня утром, я торопилась в педагогический, и сейчас дорога сложная, поэтому на машинах кто-то еще не переобул зимнюю резину, в общем, опасно на дорогах. А у нас в педагогический пешеходный переход без светофора. И я понимала, что я торопилась срочно, и вижу, что женщина, она намного старше меня, я вижу, что ей тоже страшно, как и мне, переходить дорогу. Но я так несусь, и я перешла ее на пару шагов, быстренько посчитала в голове и вернулась за ней, и мы перешли вместе» (Антипова Екатерина Алексеевна). Различным было и отношение к считалке как у того, кто ее применял, так и у тех, кто становился свидетелем этого действия. Так, например, почти во всех случаях, когда считалку использовал учитель, игровое, смеховое начало было открытым и главным.

«Действие происходило в с. Бюрганы Буинского района Республики Татарстан. В классах так шестых-седьмых из-за того, что я обучалась

в деревне, у нас были проблемы со спортинвентарем, и поэтому, когда мы выходили кататься на лыжах, всем не хватало. Поэтому мы становились в ряд, и учитель нас рассчитывал по считалке. Первая группа каталась первой, а оставшаяся группа — потом. (А учитель кто: мужчина или женщина?) Женщина. (Молодая, средних лет?) Средних лет. (Она это делала с улыбкой?) С улыбкой. (А вы как реагировали на такой способ?) Мы были рады, потому что если идти по списку, то получается. (А вы тоже смеялись, вам было необычно?) Весело. И хотели встать именно в то место, в которое попадет палец» (Петрова Галина Алексеевна).

Серьезное отношение к считалке чаще всего обуславливалось серьезностью ситуации, например экзаменом, контрольной работой, трудностью выполняемого задания и т. п.

«<...> некоторые мои одноклассники использовали считалку при ответе на вопрос, при тестовом ответе на вопрос. И вот один мой одноклассник на контрольной работе по истории воспользовался этим методом, и получилось так, что он на все вопросы ответил правильно с помощью считалочки. И получил пятерку. Был этим очень горд, хотя он учился с тройки на двойку, и даже в рамочку эту контрольную работу себе оставил. (А какую считалку он использовал?) Не знаю. (А какой класс?) Восьмой. (Населенный пункт?) Сурский район, село Лава» (Михайлова Юлия Витальевна).

«Я жила в маленьком городе, и у нас там была единственная школа. Я училась в ней. И там часто проводились "Зарницы" и всякие мероприятия. И у нас там был пункт с противогазами. Было лето, было жарко, и надевать противогазы не хотелось всем. Мы по два человека стояли на одном пункте, и мы выбирали, кто будет стоять на противогазах. И как раз тогда мы использовали считалку. Никто тогда не смеялся, не считал чем-то зазорным. (Сколько лет вам было?) Это был 10-й класс. Это предложил мальчик из нашего класса. Сказал: "Давайте по считалке рассчитаемся". Мы все согласились. <...> (Вас сколько человек было?) Много. (И показывал пальцем?) Да. (Выбрали и спокойно приняли этот выбор?) Да. Мы стояли на противогазах. (И не смеялись?) Нет» (Миряева Полина Александровна).

Однако у старшеклассников, возможно, были и такие случаи, когда предложение использовать считалку звучало в шутку, но так

как ситуация была важной, поэтому использование ее воспринималось как серьезное дело.

«Этот случай был со мной уже в более старших классах, когда я из 9-го в 10-й переходила. Я работала в лагере детском пришкольном, и мы среди вожатых выбирали главного вожатого. И не могли его выбрать — никто на себя не хотел брать такую ответственность. Всем было очень страшно, и мы с помощью считалки решили выбрать старшего вожатого. (Кто решил?) Коллективно, скорее всего. Это было высказано в шутку, но мы это приняли как серьезное» (Павлова Юлия Николаевна).

Интересно, что не только дети младшего школьного возраста, но старшеклассники и даже взрослые часто пытались «управлять» считалкой, добиваясь того, чтобы выбор выпал именно на того участника, кому это очень хотелось, или того, кого хотел бы выбрать считающий.

«У нас случай со школы, с пятого класса, наверное. Мы, как только перешли в среднее звено, классный руководитель преподавала математику и физику, и у нее любимое дело было, когда никто не хотел выходить к доске, она это якобы на волю случая — она загадывает какое-то число, допустим 15, и начинает считать подряд: "Раз, два, три, четыре, пять..." — и пятнадцатый человек выходит к доске. Мы где-то только к классу девятому поняли, что специально человека подгоняет к доске. Но это вплоть до одиннадцатого класса. Считалки тоже у нее были. Но они были достаточно короткие. Эти же самые "Эники-беники..." или "Раз, два, три, четыре, пять.", то есть они короткие были. (Она по журналу выбирала?) Нет, она стояла и игриво показывала на всех» (Куркина Татьяна Сергеевна).

«(Ты всегда честно себя ведешь, когда выбираешь одежду? Если попало на джинсы, ты точно их наденешь?) Ну я к концу замедляюсь иногда и начинаю по слогам. (То есть если ты чувствуешь, что попадает на то, что тебе не хочется надеть, меньше хочется надеть, то ты идешь на маленькую хитрость?) Да. (И стараешься, чтобы попало на то, что тебе больше приятно было надеть сегодня?) Да. Считалка же выбрала, а я помогла» (Масленникова Анастасия Олеговна).

«У меня есть младшая сестра. Ей сейчас семь лет, она учится в первом классе. И она очень любит вкусняшки всякие. Любит водить меня

в магазины, и всякий раз она меня просит что-то ей купить. Так как я не могу ей каждый раз покупать вкусняшки, я говорю: "Давай используем считалочку. Если выиграешь ты, я тебе покупаю. Если выиграю я, то я тебе ничего не покупаю". Считает всегда она, и поэтому она всегда делает так, чтобы победила она» (Каманина Екатерина Андреевна).

Как показал опрос, старшеклассники используют как широко известные считалки, так и новые.

Традиционные считалки: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей» (Спи-ченкова Елизавета Сергеевна); «И мы выбрали считалку простую, ее тоже все знают. "Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить"» (Миряева Полина Александровна).

Считалки нового типа — это тексты, возникшие во второй половине ХХ в., которые порою включают в себя реалии этого времени: «А самая интересная считалка сейчас будет. "Это было прошлым летом, двадцать третьего числа, немцы прыгали с балкона со второго этажа. Первый прыгнул неудачно, второй голову сломал, третий прыгнул на девчонку и ее поцеловал. А девчонка не стерпела и горшком его огрела. А горшок летит, летит да в помойку залетит. А в помойке жил Борис — председатель дохлых крыс. А жена его Лариса — замечательная крыса. А сынок ее Иван — замечательный болван"» (Бадертдинова Кристина Тимуровна); «Шла кукушка ближним лесом за каким-то интересом. Инте-инте-интерес выходи на букву "С". А на буковке звезда, где выходят поезда. Вдруг из пятого вагона вышла Алла Пугачева. Пела, пела, не допела и в помойку улетела, а в помойке мухи, комары искусали до крови» (Кочеткова Анна Викторовна).

В некоторых случаях при разрешении ситуации выбора даже могут применять игру «камни, ножницы, бумага»: «У нас среди моего общества было очень популярно, и, например, уезжая на турслет в Барышский район, и, например, когда доходит очередь до готовки, до уборки, мы часто используем это — "камень, ножницы, бумага — раз, два, три", и таким способом определяли, кто пойдет чистить картошку или дежурить по лагерю» (Филиппова Надежда Юрьевна).

Об очень необычном случае использования считалки детьми рассказала одна из студенток. Во-первых, считалка была включена в игру («классики»), но не в качестве «прелюдии», а элемента, усложняю-

щего ее, а во-вторых, если считающий забывал считалку, то он мог начинать новую, т. е. возникала контаминация — явление, хорошо известное по народным песням.

«Особенность наших считалок была в том, что мы их смешивали. То есть если кто-то мог забыть конец считалки, то он начинал новую. И это всё складывалось в одну длинную считалку. "Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает ясный месяц, а за месяцем звезда отправляет поезда". Дальше, например, человек забыл и начинает новую: "А за месяцем луна, мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, а я сяду и поеду. Я поеду в Ленинград покупать себе наряд. Красный, белый, голубой — выбирай, тебе какой?" (Это использовалось где, в каких ситуациях?) Обычно в играх. Также, когда мы играли в «классики», мы параллельно считали. (Зачем в «классики» считать?) Не знаю, у нас такая была игра. Если человек сбился со считалки или прыгнул неправильно, то он проиграл. (То есть вы играли в «классики», прыгали и одновременно произносили считалку?) Да. (И он не должен был сбиться ни со считалки, ни с прыжков?) Да» (Кур-манаева Евгения Олеговна).

Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что считалка не уходит из жизни детей среднего и старшего школьного возраста вместе с исчезновением коллективных игр как в силу возрастных, так и социокультурных особенностей современности. В ситуациях выбора, возникающих спорадически в учебной, социальной, бытовой жизни детей, они часто обращаются к произведениям этого жанра, полагая, что случайность в большей степени позволяет справедливому, независимому от субъективной воли отдельных участников разрешению этих ситуаций. Серьезное или игровое отношение к такому использованию детской культурной традиции зависит как от характера ситуации, так и от позиции участника (субъект — наблюдатель).

Есть несколько свидетельств того, что даже дети младшего школьного возраста иногда могут применять считалку вне игры. Однако насколько это распространено, в каких ситуациях это происходит, как они сами относятся к такому ее использованию, еще требует дополнительных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

Аникин 1957 — Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. 240 с.

Барташевич 1993 — Барташевич Г. А. Считалка // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / редкол.: К. П. Кабаш-ников (отв. ред.) и др. Минск: Навука 1 тэхшка, 1993. С. 342.

Богатырев 1973 — Богатырев П. Г. Народная песня с точки зрения ее функций // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973. С. 200-211.

Виноградов 1998 — Виноградов Г. С. Детские игровые прелюдии //Виноградов Г. С. Страна детей: избр. тр. по этнографии детства. СПб.: Историческое наследие, 1998. 547 с.

Мельников 1987 — Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1987. 240 с.

Чередникова 1996 — Чередникова М. П. Смысл и «бессмыслица» считалок: (к проблеме поэтики) // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. XXIX. СПб.: Наука, 1996. С. 14-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.