Научная статья на тему 'Некоторые особенности эпидемиологии клещевого энцефалита на Юге Дальневосточного региона России'

Некоторые особенности эпидемиологии клещевого энцефалита на Юге Дальневосточного региона России Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клещевой энцефалит / эпидемический процесс / заболеваемость / летальность / антигенемия / иксодовые клещи

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Г.Н. Леонова

Представлен комплексный анализ головой изменчивости эпидемической активности клещевого энцефалита с 1980 по 2003 гол. Выявлена определенная тенденция развития эпидемического процесса. К концу эпидемического сезона в разных фазах развития иксодовых клещей происходит накопление возбудителя. В период зимней диапаузы клещи испытывают отрицательное воздействие со стороны внешней среды, что оказывает непосредственное влияние и на вирусную популяцию снижаются ее количественные показатели, как в клещах, так и в крови при передаче вируса людям через укус клеща. Такие сезонные количественные изменения популяции вируса клещевого энцефалита соответственно сказываются на показателях заболеваемости, тяжести течения и летальности при этой инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности эпидемиологии клещевого энцефалита на Юге Дальневосточного региона России»

Некоторые особенности эпидемиологии клешевого энцефалита на Юге Дальневосточного региона России

Г.Н. Леонова

ГУ «НИИ эпилемиологии и микробиологии» СО РАМН, г. Влаливосток

Прелставлен комплексный анализ головой изменчивости эпилемической активности клешевого энцефалита с 1980 по 2003 гол. Выявлена опрелеленная тенлениия развития эпилемического процесса. К концу эпилемического сезона в разных фазах развития иксоловых клешей происхолит накопление возбулителя. В периол зимней лиапаузы клеши испытывают отрицательное возлействие со стороны внешней срелы, что оказывает непосрелственное влияние и на вирусную популяцию - снижаются ее количественные показатели, как в клешах, так и в крови при перелаче вируса люлям через укус клеша. Такие сезонные количественные изменения популяции вируса клешевого энцефалита соответственно сказываются на показателях заболеваемости, тяжести течения и летальности при этой инфекции.

Ключевые слова: клешевой энцефалит, эпилемический процесс, заболеваемость, летальность, антигенемия, иксоловые клеши.

Введение

Среди природно-очаговых инфекций клешевой энцефалит (КЭ) является одним из наиболее распространенных и опасных для здоровья человека заболеваний, передаюшихся чаше всего через укус клеша. Несмотря на многолетний период изучения КЭ, проблемы, связанные с заболеваемостью населения этой инфекцией на территории России, не уменьшаются [7]. В последнее время в литературных источниках затрагиваются разные стороны изучения КЭ. Появились сведения об иммунопатогенетических, моле-кулярно-генетических свойствах штаммов вируса КЭ, циркулируюших на эндемичных территориях Евразийского континента [3, 8, 11 - 13].

Многочисленные публикации, касаюшиеся эпидемиологии КЭ, как правило, отражают вопросы заболеваемости и распространенности инфекции на изучаемых территориях. Исследователи нечасто уделяют внимание вопросам поиска новых закономерностей в проявлении эпидемического процесса КЭ.

Цель настояшего сообшения - выявление некоторых особенностей развития эпидемического процесса при КЭ с помошью сведений по изменчивости годовой динамики некоторых количественных показателей популяции вируса КЭ, циркулируюшей на территории юга Дальнего Востока.

Материалы и методы

В работе использованы данные заболеваемости КЭ в Приморском крае с 1980 по 2003 год, материалы по зараженности вирусом КЭ иксодовых клешей разных стадий развития, а также по изучению анти-

генемии к вирусу КЭ у лиц с присасыванием клешей с 1995 по 2002 год.

Всего за анализируемый период заболели КЭ 2144 человека, из них умерли 344. Исследовано 2904 экземпляров клешей, присосавшихся к людям, из них 2757 были имаго и 147 - нимфы. В работу брали иксодовых клешей, присосавшихся к людям. В случаях их потери или повреждения исследовали кровь людей, к которым присосались эти клеши. За указанный период обследовано 5158 человек.

Зараженность иксодовых клешей и людей вирусом КЭ определяли в иммуноферментном анализе (ИФА), для чего использовали коммерческую тест-систему ФГУП НПО «Вирион» (г. Томск). Исследования проводили согласно инструкции, приложенной к тест-системе.

Результаты и обсуждение

Сведения по заболеваемости какой-либо природ-но-очаговой инфекцией входят в одну из основных составляюших ее эпидемиологической характеристики, указывая на соответствуюшую активность природного очага инфекции. Однако эти показатели зачастую напрямую зависят от качества клинико-лабо-раторной диагностики. Для примера приводим данные по заболеваемости КЭ на территории Приморского края. На рисунке 1 представлены абсолютные числа больных и умерших, а также показатель летальности. Видно, что на фоне низкого числа заболевших в 80-х годах прошлого столетия показатель летальности был крайне высоким. Порой он достигал 33 и 39%. В то же время в 90-х годах, когда число боль-

Таблица 1.

Сравнительная оценка числа лиц, заболевших и умерших от клешевого энцефалита в Приморском крае в периол с 1980 по 2003 гол

Голы Заболели Умерли Летальность (%) Заболели в срелнем за 1 гол Умерли в срелнем за 1 гол

1980-1989 303 85 28 30,3 8,5

1990-1999 1386 212 15,3 138,6 21,2

2000-2003 455 47 10,3 113,7 11,7

Всего за 24 года 2144 344 16 89,3 14,3

ных возросло, летальность резко снизилась, достигая в отдельные годы 7 - 8%. Эти показатели, сформировавшие «ножницы» (см. рис. 1), вероятно, указывают на гиподиагностику легких случаев КЭ в 80-х годах, когда регистрировали преимущественно очаговые формы заболевания с летальными исходами. В 90-х годах на фоне улучшения клинико-лабораторной диагностики КЭ кроме тяжелых форм стали регистрировать лихорадочные формы КЭ, которые ранее не находили должного места в структуре заболеваемости этой инфекцией в Приморском крае.

Учитывая вышеизложенные данные, возникает вопрос: действительно ли в 90-х годах прошлого столетия на территории Приморского края резко повысились показатели заболеваемости КЭ? С этой целью был проведен сравнительный анализ показателей количества больных и умерших по десятилетиям. Так, в 80-х годах заболели 303 человека, умерли 85, летальность в среднем составила 28%, в 90-х годах эти показатели были соответственно равны: 1386, 212, 15,3% и в 2000 - 2003 годах - 455, 47, 10,3% (табл. 1). Аля сравнения напряженности эпидемического процесса в эти периоды получены данные по числу больных и умерших от КЭ в среднем за год. Среднее число умерших в 80-е годы составило 8,5 человека, а в 90-е годы -21,2, в 2000-е годы - 11,7 человека.

Как считают Г.П. Степанов и Е.П. Клименко [9], для оценки напряженности эпидемического процесса учет смертельных случаев в целом более точен и достоверен по сравнению с показателями заболеваемости. Полученные сравнительные данные по числу больных и умерших свидетельствуют о более высокой активности эпидемического процесса в 90-е годы по сравнению с 80-ми. На такое повышение активности природных очагов клещевых инфекций на Евразийском континенте в этот период указывается в многочисленных публикациях [4, 10, 14]. При этом исследователей всегда интересует причина возникновения такого явления. Так, некоторые из них [14] склонны считать, что всеобщее потепление климата на Земле привело к активизации не только клещевых, но и других инфекций, а также к появлению ранее не известных инфекционных заболеваний. Однако наметившаяся тенденция к снижению заболеваемости КЭ в 2000-х годах не только на территории Приморского края, но и в других эндемичных регионах страны [7] указывает, скорее всего, на закономерное снижение циклической активности природных очагов этой инфекции.

Известно, что период активности природных очагов на юге Аальнего Востока - самый длитель-

ный по сравнению с другими регионами страны [4, 10]. В этой связи проведен сравнительный анализ эпидемического проявления КЭ на протяжении сезона по десятилетиям. Ранее нами была установлена особенность - повышение показателей летальности у больных КЭ от мая до сентября [4]. Чтобы убедиться в истинности этой особенности, проведен подобный анализ в последующий период (1990 - 2002-х гг.), когда более достоверная, по сравнению с 80-ми годами, диагностика КЭ снизила показатели летальности. Как видно на рисунке 2, несмотря на это, в 90-х годах осталась та же тенденция -повышение процента летальных исходов в конце эпидемического сезона.

Известно, что специфическим и обязательным компонентом природного очага инфекций является популяция возбудителя. Считается, что эпизоотический процесс - это непрерывное взаимодействие популяции возбудителя с популяциями его естественных хозяев и внешней средой, обеспечивающей существование возбудителя [5, 6]. Механизм развития эпидемического процесса при КЭ непосредственно связан с активностью эпизоотического [1, 2, 4], что и определяет его эпидемический потенциал.

Представляет интерес изучение зараженности основных хранителей и переносчиков вируса КЭ - ик-содовых клещей. Зараженность вирусом КЭ иксодо-вых клещей, присосавшихся к людям на протяжении эпидемического сезона, каждый год повторялась в виде характерной кривой, показанной на рисунке 3. Здесь продемонстрировано два пика усредненных показателей инфицированности имаго - в мае (8,7±3,0%) и сентябре (13,8±9,3%). Сходная картина, но с отставанием на 2 месяца, отмечена у присосавшихся нимф. Зараженность их вирусом КЭ в сентябре была также наиболее высокой (9,7±7,0%). Общая сезонная зараженность иксодовых клещей составила 5,1 ±2,0%. Полученные результаты совпадают с известными данными [4] по изучению возрастной структуры клещей (появление в августе молодых особей, полная замена старых на молодых - в сентябре), а также по активизации вновь отродившейся клещевой популяции в осенний период.

Подобная кривая показателей инфицированности людей вирусом КЭ получена при изучении ан-тигенемии у лиц, к которым в разные месяцы сезона присасывались клещи. На рисунке 3 представлены усредненные данные за 8 лет, причем повышение (от 22,5±1,5% до 46,1±6,6%, Р<0,01) показателей зараженности вирусом КЭ таких лиц к концу эпидемического сезона наблюдалось ежегодно.

Рисунок 1.

Показатели числа больных и умерших от клешевого энцефалита в Приморском крае за периол 1980-2003 гг.

Рисунок 2.

Сезонность эпилемического проявления клешевого энцефалита в Приморском крае

Рисунок 3.

Сезонная линамика зараженности вирусом КЭ клешей, присосавшихся к люлям, и антигенемии у люлей с укусом клеша

Рисунок 4.

Линамика показателей зараженности вирусом КЭ люлей с укусом клеша от сентября (2) к апрелю (1)

] Зараженность нимф I I Зараженность имаго

Инфицированность людей Общая зараженность клешей

апрель май июнь июль август сентябрь

80 70 60 50 40 30 20 10 0

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Обшесезонная зараженность вирусом КЭ людей с укусом клеша в среднем за изучаемый период составила 25,3±1,5%.

Полученные данные по зараженности иксодовых клешей в разных фазах развития, а также по зараженности людей вирусом КЭ свидетельствуют об определенной природной закономерности количественного накопления вирусной популяции к концу эпидемического сезона. Увеличение показателей летальности среди больных КЭ в конце эпидемического сезона, видимо, связано с увеличением процента зараженности вирусом КЭ клешей. На основании этих данных можно еше раз выделить ведушую роль иксодовых клешей, которые способны не только сохранять, но и приумножать популяцию вируса КЭ к концу эпидемического сезона. Такие процессы накопления вирусной популяции к концу эпидемического сезона, то есть к началу зимней диапа-узы, являются проявлением обшебиологической закономерности сохранения вируса КЭ как вида. Они происходят в иксодовых клешах различных стадий развития, что находит отражение как в показателях зараженности вирусом КЭ клешей в стадии имаго и нимфы, так и в показателях антигенемии в крови людей с укусами этих клешей.

Менее благоприятным отрезком жизненного цикла вирусной популяции является сохранение ее в период зимней диапаузы клеша. О потере определенной части вирусной популяции за этот жизненный период

можно судить по данным рисунка 3, сравнивая многолетние показатели зараженности иксодовых клешей в конце эпидемического сезона (средняя зараженность их составляет 12,3%) и в начале следуюшего сезона (2,7%).

Наряду с этим заслуживает внимания также информация, полученная при сравнении показателей зараженности людей вирусом КЭ после укуса клеша в конце эпидемического сезона (август-октябрь) с такими показателями в начале последуюшего эпидемического сезона (апрель). На рисунке 4 видно, что ан-тигенемия у людей, отражаюшая степень зараженности клешей вирусом КЭ, в начале каждого эпидемического сезона регистрируется в 1,5 - 3 раза реже по сравнению с прошедшим эпидемическим сезоном. Такое снижение обусловлено потерей определенной части вирусной популяции у иксодовых клешей после периода зимней диапаузы. Скорее всего, такие потери в большей степени происходят в ранний весенний период, когда наблюдаются резкие температурные колебания от плюсовых показателей в дневное до минусовых показателей - в ночное время. Судя по низким показателям летальности у больных КЭ в весенний период, по сравнению с осенним, можно также полагать, что такое снижение количественного содержания вируса в клеше, очевидно, касается в целом всей вирусной популяции, в том числе и высоковирулентной.

Выволы

Таким образом, полученные данные комплексного анализа годовой эпидемической активности КЭ свидетельствуют о том, что на протяжении всего этого времени вирусная популяция испытывает на себе постоянное воздействие со стороны различных биотических и абиотических природных факторов. Выявлена определенная тенденция развития эпидемического процесса. Так, в период весенне-летнего сезона количество вирусной популяции в иксодовых клещах колеблется, в частности к концу эпидемического сезона в разных фазах развития иксодовых клещей происходит накопление возбудителя. В то же время в период зимней диапаузы клещи испытывают отрицательное воздействие со стороны внешней среды, что оказывает непосредственное влияние и на вирусную популяцию - снижаются ее количественные показатели. Такие сезонные количественные изменения популяции вируса КЭ соответственно сказываются на показателях заболеваемости, тяжести течения и летальности при этой инфекции. Число больных в конце эпидемического сезона снижается, а показатели летальности повышаются. Эпидемический сезон на юге Аальнего Востока заканчивается в октябре, а порой и в ноябре, длительность его составляет 7 - 8 месяцев. В настоящее время проведение иммунопрофилактики только высококачественными вакцинами против КЭ сможет помочь здравоохранению решить эту сложную проблему.

3. Леонова, Г. Н. Молекулярная характеристика популяции вируса клещевого энцефалита Южно-Сихотэ-Алиньского очагового региона / Г.Н. Леонова, В.Б. Кожемяко, М.И. Исаева и др. // Вопр. вирусол. 1996. < 4. С. 154-158.

4. Леонова, Г.Н. Клещевой энцефалит в Приморском крае // Лальнаука. Владивосток, 1997.

5. Литвин, В.Ю. Природная очаговость болезней: развитие концепции к исходу века. / В.Ю. Литвин, Э.И. Коренберг // Паразитология. 1999. < 33, 3. С. 179-191.

6. Коренберг, Э.И. Что такое природный очаг. М., 1983. 64 с.

7. Онищенко, Г.Г. Заболеваемость клещевым энцефалитом в Российской федерации. /Мат. расширенного пленума пробл. комиссии «Клещевой и другие вирусные энцефалиты» РАМН. М., 2003. С. 5-6.

8. Плетнев, А.Г. Структура, организация и детекция генома вируса клещевого энцефалита: Автореф. дис. докт. хим. наук. М., 1990. 48 с.

9. Степанов, Г.П. Руководство по эпидемиологическому анализу / Г.П. Степанов, Е.П. Клименко. М., 1973.

10. Ястребов, В.К. Сравнительная эпидемиология. Омск, 1998. 56 с.

11. Gritsun, T.S. Characterization of a Siberian Virus Isolated from a Patient with Progressive Chronic Tick-Borne Encephalitis / T.S. Gritsun, T.V. Frolova, A.I. Zhankov //J. Virol. 2003. Vol. 77. P. 25-36.

12. Gritsun, T.S. Tick-borne encephalitis / T.S. Gritsun, V.A. Lashkevich, E.A. Gould // J. Antiviral. Res. 2003. Vol. 57. P. 129-146.

13. Hayasaka, D. et al. Distribution and characterization of tickborne encephalitis viruses from Siberia and far-eastern Asia / D. Hayasaka, L. Ivanov, G.N. Leonova // J. Gen. Virol. 2001. Vol. 82. P. 1319-1328.

14. Zeman P., Benes, C. ATBE ceiling in Central Europe has moved upwards during the last 30 years: possible impact of global warming? VII International Potsdam Symposium on Tick-borne Diseases (IPS-VII). Berlin (Germany), 13-14 March 2003.

Литература

1. Беляков, В.А. Эпидемиология / В.А. Беляков, Р.Х. Яфаев // М.: Медицина, 1989.

2. Леонова, Г.Н. Роль диких мышевидных грызунов в селекции штаммов вирусов клещевого энцефалита и Повассан. / Г.Н. Леонова, С.П. Кругляк, С.А. Лозовская и др. // Вопр. вирусол. 1987. < 5. С. 591-595.

ГДЕ ПОКУПАТЬ ВАКЦИНЫ?

МАЦЕВТИЧЕСКИЕ

J общество с ограни- " ~

ответст

КЛАДЫ

(федеральная лицензия на фармацевтическую деятельность № 00136)

ООО "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СКЛАДЫ" работает без посредников, исключительно по прямым контрактам с производителями. Индивидуальный подход к каждому клиенту, предусмотрена гибкая система скидок.

Телефон/факс: (095) 967-13-45, 967-13-46 e-mail: pharmsklad@nitu-net.ru

Только у нас всегда в наличии широкий ассортимент медицинских иммунобиологических препаратов отечественных и иностранных производителей

• Вакцины

• Анатоксины

• Иммуноглобулины

• Сыворотки

• Тест-системы

• Диагностикумы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.