Научная статья на тему 'Некоторые особенности экологической ситуации Миусского лимана'

Некоторые особенности экологической ситуации Миусского лимана Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
351
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MPC / MIUSSKAYA ESTUARY / WATER QUALITY / UKIZV / ALUMINUM / FE / PETROLEUM PRODUCTS (PP) / ПДК / МИУССКИЙ ЛИМАН / КАЧЕСТВО ВОДЫ / УКИЗВ / АЛЮМИНИЙ / ЖЕЛЕЗО / НЕФТЕПРОДУКТЫ (НП)

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Вишневецкий В.Ю., Попружный В.М.

Рассматривается экологическое состояние Миусского лимана важнейшего водного объекта с точки зрения размножения и разведения рыбы, территориально расположенного в древнем устье русла р. Миус и соединенного с Таганрогским заливом Азовского моря. Уникальность водного объекта заключается в том, что природные воды Миусского лимана составляют сток реки Миус смешивающийся с морскими водами Таганрогского залива, особенно в периоды сильных нагонных явлений, обусловленных погодными условиями. Для оценки используются данные гидрохимического мониторинга за 2016-2018 гг., рассматривается динамика изменения качества вод по индексу УКИЗВ и проводится покомпонентный анализ концентраций показателей, в наибольшей степени влияющих на негативное экологическое состояние водного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Вишневецкий В.Ю., Попружный В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the ecological situation of The Miussky estuary

The ecological state of the Miussky estuary the most important water object from the point of view of reproduction and cultivation of the fish which is territorially located in an ancient mouth of the channel of the river Mius and connected with Taganrog Bay of the Azov sea is considered. The uniqueness of the water body lies in the fact that the natural waters of The Mius estuary make up the flow of the river Mius mixed with the sea waters of the Taganrog Bay, especially during periods of strong upland phenomena caused by weather conditions. The data of hydrochemical monitoring for 2016-2018 are used for the assessment, the dynamics of water quality changes according to the UKIZV index is considered and the component-by-component analysis of the concentrations of indicators that have the greatest impact on the negative ecological state of the water body is carried out.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности экологической ситуации Миусского лимана»

Некоторые особенности экологической ситуации Миусского лимана

1 2 В.Ю. Вишневецкий , В.М. Попружный

1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» 2ФГУ «Азовморинформцентр»

Аннотация: Рассматривается экологическое состояние Миусского лимана - важнейшего водного объекта с точки зрения размножения и разведения рыбы, территориально расположенного в древнем устье русла р. Миус и соединенного с Таганрогским заливом Азовского моря. Уникальность водного объекта заключается в том, что природные воды Миусского лимана составляют сток реки Миус смешивающийся с морскими водами Таганрогского залива, особенно в периоды сильных нагонных явлений, обусловленных погодными условиями. Для оценки используются данные гидрохимического мониторинга за 2016-2018 гг., рассматривается динамика изменения качества вод по индексу УКИЗВ и проводится покомпонентный анализ концентраций показателей, в наибольшей степени влияющих на негативное экологическое состояние водного объекта.

Ключевые слова: ПДК, Миусский лиман, качество воды, УКИЗВ, алюминий, железо, нефтепродукты (НП).

ЛИМАН (от греч. limen - гавань, бухта), залив с извилистыми невысокими берегами, образующийся при затоплении морем долин равнинных рек в результате относительного погружения прибрежных частей суши. Илистые отложения лимана (грязи) часто используются для бальнеологических целей [1].

Миусский лиман - является эстуарием реки Миус, впадающей в Таганрогский залив Азовского моря. Длина лимана колеблется от 33 до 40км. Средняя ширина - 2 км, минимальная до 200 м и максимальная более 3 км. Средняя глубина до 1 м. Площадь акватории 59 - 60 км2. Климатические условия сходны с Таганрогским заливом. Соединяется лиман с заливом гирлом, шириной свыше 400 м. Лиман появился в долине реки затопленной после соединения Средиземного моря с Черным, из-за чего верхний уровень Черного и Азовского морей поднялся примерно на 30 м. Размеры водоема, а также состав и концентрации водных примесей меняются постоянно при нагонных явлениях и паводках на реке Миус. По гидрогеологическому районированию верхние две трети бассейна реки Миус отнесены к району юго-восточной окраины Донецкого бассейна, а низовье реки - к району

восточной части Причерноморской впадины. Соответственно подземные воды водоносных горизонтов девонских, нижнекаменноугольных, неогеновых, древне-четвертичных, и, в меньшей мере других отложений, круглый год поддерживают водный баланс Миуса и Миусского лимана [2]. Следует отметить, что поддержка эта сравнительно невелика, и в межень уровень реки сильно падает, а уровень лимана поддерживается за счет нагонных явлений морскими водами Таганрогского залива Азовского моря.

В 6 км от устьевой части лимана располагается плотина, которая разделяет лиман на нижнюю и верхнюю части. В нижней части лимана на уровень и качественный состав воды максимальное влияние оказывают сгонно-нагонные явления Таганрогского залива Азовского моря, о чем свидетельствуют заболоченные пониженные участки побережья. На верхнюю часть Миусского лимана сгонно-нагонные явления влияют в значительно меньшей степени, но и там при сильных западных и юго-западных ветрах фиксируются поднятие уровня воды за счет подъема уровня морских вод [3, 4].

Миусский лиман имеет большую ценность в хозяйственном, экологическом и рекреационном отношении. Он играет немалую роль в биологии моря как водоем со специфическим режимом, а также как место размножения и разведения многих видов рыб [3].

Оценка экологического состояния Миусского лимана приводится на основании регулярных наблюдений за гидрохимическим состоянием природной воды, осуществляемых ФГУ «Азовморинформцентр». С 2016 года наблюдения проводятся на пяти пунктах наблюдения:

№ 301. Миусский лиман, с. Гаевка (с. Каймакчи).

№ 302. Миусский лиман, с. Лакедемоновка.

№ 303. Миусский лиман, х. Золотарёво.

№ 304. Миусский лиман, х. Боркин.

№ 305. с. Натальевка, устье Миусского лимана.

На рис.1 указаны пункты наблюдения Миусского лимана на карте.

Рис. 1. Схема пунктов наблюдения Миусского лимана

Определение качества природных вод проведено в сравнении с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными для морских водоемов в Российской Федерации и комплексной системе оценки качества природных вод на основе расчета удельно комбинаторного индекса качества вод (УКИЗВ).

На рис. 2 приведены диаграммы рассчитанных значений индекса УКИЗВ в Миусском лимане на основе имеющихся данных мониторинга водной среды за период 2016-2018 гг.

Из приведенных зависимостей видно, что в пунктах наблюдения и за весь период наблюдений качество воды относится к третьему классу качества воды, категория «Слабо загрязненная». Наиболее худшим качество воды в Миусском лимане было в 2017 г., а качество воды в соответствии с комплексной оценкой в рассматриваемый период ухудшается в направлении от устья р. Миус до гирла Миусского лимана.

Рис. 2а. Динамика УКИЗВ в Миусском Рис. 2б. Распределение УКИЗВ в Миусском лимане за период 2016-2018 гг. лимане за период 2016-2018 гг. по пунктам

наблюдения в порядке от устья р. Миус до Таганрогского залива Анализ с использованием метода УКИЗВ позволяет определить «критические» показатели качества воды - те гидрохимические ингредиенты, которые наиболее часто превышают ПДК, при этом кратность превышения ПДК должна быть не менее чем пятикратной, а для некоторых показателей -десятикратной.

При проведении анализа по Миусскому лиману выявлено, что показателей, относящихся к «критическим» нет. Однако, при проведении покомпонентного анализа экологического состояния природной воды в Миусском лимане установлены показатели, существенно превышающие ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения и негативно влияющие на общий уровень загрязненности Миусского лимана - алюминий, железо и нефтепродукты [5].

Рассмотрим эти показатели отдельно. Алюминий.

На рис. 3а - 3в приведены диаграммы концентраций алюминия в Миусском лимане по данным за 2016 - 2018 гг. Диаграмма 3 а отображает средние концентрации алюминия в Миусском лимане по годам. По ней

видно, что в 2016 г. концентрации алюминия превышали ПДК в среднем 1,75 раза, а в 2017 г. произошло резкое увеличение концентраций до среднего уровня в 2,8 ПДК. По неполным данным наблюдений за 2018 г., концентрации алюминия сохраняются на уровне 2017 г.

Рис. 3 а. Динамика концентраций алюминия в Миусском лимане за период 2016-2018 гг.

Рис. 3б. Распределение концентраций алюминия в Миусском лимане за период 2016-2018 гг. по пунктам наблюдения в порядке от устья р. Миус до Таганрогского залива

Рис. 3в. Динамика концентраций алюминия за период 2016-2018 гг. в пунктах наблюдения № 301 и №302 в центральной части Миусского лимана

Диаграмма на рис. 3б показывает, что концентрации алюминия сначала растут по направлению от устья р. Миус к центру Миусского лимана, затем снижаются к месту впадения в Таганрогский залив. Средние концентрации по пунктам наблюдения превышают ПДК от 2 до 2,6 раз. Ввиду этого целесообразно более подробно рассмотреть динамику концентраций алюминия в центральной части Миусского лимана (рис. 3в). На диаграмме видно, что разовые концентрации алюминия достигают уровня 4.5 ПДК. Также следует отметить периоды минимального содержания алюминия в природной воде Миусского лимана, когда концентрации не превышали предельно допустимых - ранняя весна 2016 и 2018 гг. Данный факт возможно объясняется тем, что в паводковый период природная вода как в самом Миусском лимане, так и во впадающей в него р. Миус активно разбавляется талыми водами, не содержащими в себе большого количества алюминия, за счет чего общий уровень концентрации снижается.

Однако в этот же период в 2017 г. зафиксированы высокие концентрации металла в природной воде - от 2,3 до 2,5 ПДК. Период весна-осень характеризуется достаточно частыми нагонными явлениями в Таганрогском заливе при установлении долговременных ветров западного и юго-западного направлений. При установлении длительных неблагоприятных погодных условий со скоростью ветров данных направлений более 10 м/с размах уровневых колебаний в Таганрогском заливе достигает 2-6 м (зафиксированный максимум подъема воды у г. Таганрога составляет 609 см) [6, 7]. В такие периоды уровень воды в Миусском лимане также существенно повышается за счет заполнения его морской водой. Таким образом, весенние пробы, отобранные в Миусском лимане в 2017 г. относятся к периоду нагона воды из Таганрогского залива, морская вода которого с 2013 г. по настоящее время характеризуется высокими концентрациями данного металла [8-10].

Железо.

На рис. 4а и 4б приведены диаграммы концентраций железа в природной воде Миусского лимана по данным за 2016 - 2018 гг. Диаграмма 4а отображает динамику концентраций железа в Миусском лимане по годам. Установлено, что в 2016 г. среднегодовые концентрации железа не превышали ПДК, с 2017 г. происходит увеличение концентраций до уровня в 1,21 ПДК в 2017 г. и 1,9 ПДК по неполным данным наблюдений за 2018 г.

Рис. 4а. Динамика концентраций железа в Рис. 4б. Распределение концентраций

Миусском лимане за период 2016-2018 гг. железа в Миусском лимане за период 20162018 гг. по пунктам наблюдения в порядке от устья р. Миус до Таганрогского залива Диаграмма на рис. 4б отображает распределение концентраций железа

в воде Миусского лимана, на ней видно, что также, как и в случае с

алюминием, концентрации железа сначала растут по направлению от устья р.

Миус к центру Миусского лимана, затем снижаются к месту впадения в

Таганрогский залив, причем в устьевых частях как р. Миус, так и

Таганрогского залива концентрации не превышают предельно допустимые, в

центре Миусского лимана обнаруживается устойчивое превышением

предельно допустимых концентраций в среднем до 1,5 раз.

Нефтепродукты.

Диаграмма на рис. 5а отображает динамику концентраций

нефтепродуктов в Миусском лимане по годам. В 2016 и 2018 гг.

среднегодовые концентрации нефтепродуктов не превышали ПДК, однако разовые концентрации НП в отдельно взятых пробах природной воды превышали ПДК до 3-х раз.

Рис. 5а. Динамика концентраций нефтепродуктов в Миусском лимане за период 2016-2018 гг.

Рис. 5б. Распределение концентраций нефтепродуктов в Миусском лимане за период 2016-2018 гг. по пунктам наблюдения в порядке от устья р. Миус до Таганрогского залива

Рис. 5в. Распределение концентраций нефтепродуктов в Миусском лимане в 2017 г. по пунктам наблюдения в порядке от устья р. Миус до Таганрогского залива

Следует отметить, что при установленном ПДК в 0,05 мг/л для нефтепродуктов, предел обнаружения показателя согласно действующим методикам составляет 0,04 мг/л, то есть при реальной концентрации НП в воде от 0,039 мг/л и менее, то есть значения от 0,8 ПДК и ниже не

определяются официально утвержденными методиками и заносятся в базу данных как 0 мг/л.

За счет этого при расчете среднегодовых концентраций нефтепродуктов в случае, если в значительно количестве проб содержание НП было в пределах нормы, но все же не равно, реальные среднегодовые концентрации получаются заниженными. Именно это и наблюдается в Миусском лимане в 2016 и 2018 гг.

В 2017 г. в абсолютном большинстве отобранных проб концентрации нефтепродуктов выше ПДК, при этом: в 38 из 40 проб концентрации НП выше ПДК; из них в 5 пробах концентрация НП на уровне 4-6 ПДК, в 2-х пробах разовая концентрация выше 10 ПДК; максимальное содержание составляет 12,8 ПДК. Также следует отметить, что наибольшие концентрации обнаружены в июле и сентябре 2017 г.

На рис. 5б и 5в отображены распределения концентраций НП по направлению от устья р. Миус до устья Миусского лимана рассчитанные по данным 2016-2018 гг. и отдельно 2017 г. соответственно. На диаграммах видно, что наибольшие концентрации НП в верхней части Миусского лимана, к центру водного объекта концентрации снижаются.

Таким образом, характерными особенностями экологической ситуации в Миусском лимане является:

^ Природная вода в лимане является загрязненной, наиболее характерными загрязнителями являются алюминий, нефтепродукты и железо.

^ Природная вода в Миусском лимане подвержена наличию стока загрязнённых природных вод из р. Миус и нагону морской воды из Таганрогского залива с привнесением в воды Миусского лимана загрязняющих веществ, характерных для вод Таганрогского залива.

^ Комплексная оценка качества вод отображает ухудшение качества воды в Миусском лимане по направлению от устья р. Миус до впадения в

Таганрогский залив, при покомпонентном анализе качества воды установлено, что наибольшая загрязненность металлами - алюминием и железом - относится к центральной части Миусского лимана, а высокое содержание НП характерно для верхней части Миусского лимана. Это свидетельствует о том загрязнение алюминием привнесено в Миусский лиман водами Таганрогского залива, а нефтепродукты привнесены течением р. Миус.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - С 56 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.

2. Ресурсы поверхностных вод СССР, Том 6 Украина и Молдавия, выпуск 3, Бассейн Северского Донца и реки Приазовья / Под редакцией канд. техн. наук М. С. Каганера, Гидрометиздат, Ленинград. - 1967 г. - 625 с.

3. Ивлиева О.В., Беспалова Л.А., Мысливец В.И., Шипилова Л.М. Прогноз развития северного берега Таганрогского залива Азовского моря // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - 2017. - №6. - С. 71-78.

4. Чистяков А.Е. Математическое моделирование движения водной среды в Миусском лимане // Известия ЮФУ. Технические науки. Изд-во Южного федерального университета. - 2008. - №1 (78). - С. 180.

5. Макаров В. В. Влияние оросительной воды Миусского лимана на орошаемые земли Приазовья // Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Отделение мелиорации, водного и лесного хозяйства РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ; Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новочеркасская

государственная мелиоративная академия"; Международная академия экологии и природопользования. - 2006. - С. 42-45.

6. Тарасенко К.С., Забалуева А.И. Малые реки как источник загрязнения Таганрогского залива // В сборнике: Философские вопросы естествознания и технических наук Материалы международной научной конференции. - 2014. - С. 279-283.

7. Вишневецкий В.Ю., Попружный В.М. Влияние сезонных сгонно-нагонных явлений на экологическое состояние Таганрогского залива Азовского моря // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n4y2016/3957.

8. Вишневецкий В.Ю., Попружный В.М. Влияние повышения концентраций алюминия на экологическое состояние Азовского моря. Инженерный вестник Дона. 2017. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine /archive/n4y2017/4585

9. Forbes W.F., Gentleman J.F. risk factors, causality, and policy initiatives: the case of aluminum and mental impairment - unresolved problems. Experimental Gerontology. 1998. V. 33. № 1-2. pp. 141-154.

10. Johnson L.L., Ylitalo G.M., Anulacion B.F., Buzitis J., Myers M.S., Collier T.K. aluminum smelter-derived poly cyclic aromatic hydrocarbons and flatfish health in the kitimat marine ecosystem, British Columbia, Canada. The Science of the Total Environment. 2015. V. 512-513. № C. pp. 227-239.

References

1. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' [Soviet encyclopaedic dictionary]. Gl. red. A. M. Prohorov. p 56 4-e izd. M.: Sov. jenciklopedija, 1988. 1600 p.

2. Resursy poverhnostnyh vod SSSR [Surface water resources of the USSR], Tom 6 Ukraina i Moldavija, vypusk 3, Bassejn Severskogo Donca i reki Priazov'ja. Pod redakciej kand. tehn. nauk M. S. Kaganera, Gidrometizdat, Leningrad. 1967 g. 625 p.

3. Ivlieva O.V., Bespalova L.A., Myslivec V.I., Shipilova L.M. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 5: Geografija. 2017. №6, pp. 71-78.

4. Chistjakov A.E. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. Izd-vo Juzhnogo federal'nogo universiteta. 2008. №1 (78), P. 180.

5. Makarov V.V. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii; Otdelenie melioracii, vodnogo i lesnogo hozjajstva ROSSEL''HOZAKADEMII; Federal'noe gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovanija "Novocherkasskaja gosudarstvennaja meliorativnaja akademija"; Mezhdunarodnaja akademija jekologii i prirodopol'zovanija. 2006. pp. 42-45.

6. Tarasenko K.S., Zabalueva A.I. V sbornike: Filosofskie voprosy estestvoznanija i tehnicheskih nauk Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2014. pp. 279-283.

7. Vishneveckij V.Ju., Popruzhnyj V.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus).

2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3957.

8. Vishneveckij V.Ju., Popruzhnyj V.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus).

2017. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4585

9. Forbes W.F., Gentleman J.F. Experimental Gerontology. 1998. V. 33. № 12. pp. 141-154.

10. Johnson L.L., Ylitalo G.M., Anulacion B.F., Buzitis J., Myers M.S., Collier T.K. British Columbia, Canada. The Science of the Total Environment. 2015. V. 512-513. № C. pp. 227-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.