Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРГОНОДУГОВОЙ СВАРКИ АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРГОНОДУГОВОЙ СВАРКИ АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГОНОДУГОВАЯ СВАРКА / АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫЕ СПЛАВЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Крылов Д. С., Назаров С. В.

Рассматриваются технологические особенности аргонодуговой сварки алюминиево-магниевых сплавов в ракетно-космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Крылов Д. С., Назаров С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF ARGON ARC WELDING OF ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOYS

Technological fe atures of a rgon-arc we lding of a luminum-mag nesium alloys i n the rocket a nd space i ndustry are co nsidered.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРГОНОДУГОВОЙ СВАРКИ АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 1

УДК 621.791.92

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРГОНОДУГОВОЙ СВАРКИ

АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ

*

Д. С. Крылов , С. В. Назаров Научный руководитель - Ю. И. Коновалов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматриваются технологические особенности аргонодуговои сварки алюминиево-магниевых сплавов в ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: аргонодуговая сварка, алюминиево-магниевые сплавы.

SOME FEATURES OF ARGON ARC WELDING

OF ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOYS

*

D. S. Krylov , S. V. Nazarov Scientific supervisor - Y. I. Konovalov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Technological features of argon-arc welding of aluminum-magnesium alloys in the rocket and space industry are considered.

Keywords: argon-arc welding, aluminum-magnesium alloys.

В настоящее время скорости развития ракетно-космической промышленности диктуют высокие требования как к изделиям, работающим в космосе, так и к сварным швам этих изделий. Предъявляются высокие требования равнопрочности металла шва по отношению к основному металлу. Экстремальные условия с эксплуатации изделий специальной техники, связанные с воздействием вибрации, внутреннего давления, коррозионным поражениям, мощными статическими и динамическими нагрузками, предъявляют особые требования к качеству этих изделий.

Таким образом, бак горючего разгонного блока обязан удовлетворять следующим требованиям:

- высокой коррозионной стойкостью;

- высокой конструктивной прочностью;

- выносливостью.

Вышеперечисленные свойства соединил в себе сплав на основе алюминия АМг-6.

Алюминий - один из космических «первопроходцев»: конструкторы первых спутников даже не задавались вопросом, какой именно металл использовать в конструкции своих аппаратов.

Легкий и прочный сплав на основе алюминия, стал неотъемлемой частью всех космических проектов. Около половины веса современной ракеты приходится на алюминиевые конструкции. Наибольшее распространение при изготовлении сварных конструкций из легких цветных сплавов получила аргонодуговая сварка.

Секция «Сварка летательных аппаратов и родственные технологии»

Особенности сварки сплава АМг-6 предопределяют повышенные требования к ее технологии. Первостепенное значение приобретает культура производства. В сборочно-сварочных цехах не допускается выполнение работ, связанных с интенсивным образованием пыли и дыма (газовая резка, электродуговая сварка, зачистка абразивными кругами и т. п.). Сварка сплавов на основе алюминия производится в чистых помещениях, чистота которых достигается их отделкой, тщательной уборкой. Все подгоночные и сварочные работы выполняются в чистой специальной одежде и в сухих чистых хлопчатобумажных перчатках. Сварные изделия изготавливают в цехах с относительной влажностью воздуха не более 7 0%, в районах повышенной влажности не более 80 %. При этом цеховая температура поддерживается для холодного периода в пределах +18±2°С и теплого +20±2 °С.

Наиболее целесообразным, с точки зрения качества сварных швов, является химический способ обработки поверхности основного металла и проволоки. После химического травления допустимая продолжительность хранения заготовок перед механической зачисткой свариваемых поверхностей составляет не более 120 ч (I и II категории сварных соединений) и 200 ч для соединения III категории.

Детали, прошедшие механическую обработку, поступают на сварку не позднее 3 ч (I категория), 5 ч (II категория) и не более 8 ч для сварных соединений III категории. Срок хранения проволоки после химического травления не более 8 ч. При хранении проволоки в герметичной упаковке (под вакуумом, в среде инертных газов), ее срок хранения возрастает до 72 ч.

Неукоснительное соблюдение технологической дисциплины позволит избежать существенных дефектов сварных соединений, присущих сварке алюминиевых сплавов, таких как: кристаллизационные (горячие) трещины; оксидные пленки; газовая пористость; вольфрамовые включения

Одним из основных условий получения высококачественного сварного соединения алюминия и его сплавов является правильный выбор способа и параметров сварки.

Аргонодуговую сварку целесообразно применять при работе с изделиями толщиной до 68 мм, если они выполнены из термически упрочняемого алюминиевого сплава, и толщиной до 12-14 мм. Ручной сваркой неплавящимся электродом обычно выполняют небольшие объемы сварочных работ, в некоторых случаях при ремонте и исправлении дефектов сварных соединений, при сварке в потолочном, вертикальном и других сложных положениях, при невозможности или нецелесообразности автоматизации процесса.

При применении автоматической сварки неплавящимся электродом следует ориентироваться на сварку за один проход или за два прохода при двусторонней сварке, так как формирование шва происходит в основном (на 65-75 %) за счет расплавления основного металла.

При отработке технологического процесса сварки бака горючего также необходимо уделять внимание точности сборки заготовок под сварку и возможности применения специальной сборочно-сварочной оснастки.

Библиографические ссылки

1. Еремин Е. Н., Кац В. С. Технологические основы дуговой сварки в защитных газах : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. 80 с.

2. Рабкин Д. Н. Дуговая сварка алюминиевых сплавов. М. : Металлургия, 1982. 487 с.

3. Сварка в машиностроении : справ. В 4-х т. М. : Машиностроение, 1978-1979.

© Крылов Д. С., Назаров С. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.