Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАЛОГИ И СБОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Р. Ф.

Особенности правовой природы административной ответственности в сфере налогов и сборов носят спорный характер. Некоторые авторы считают, что налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности, обладая той же правовой природой что и административная ответственность. Другие авторы полагают, что налоговую ответственность следует признать самостоятельным видом юридической ответственности, которая соотносится с административной ответственностью только как смежные правовые институты. Проблемы соотношения налоговой и административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов продолжают оставаться дискуссионными, требующими глубокого исследования и дополнительного толкования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметова Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ»

УДК 340

Р.Ф. Ахметова

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Особенности правовой природы административной ответственности в сфере налогов и сборов носят спорный характер. Некоторые авторы считают, что налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности, обладая той же правовой природой что и административная ответственность. Другие авторы полагают, что налоговую ответственность следует признать самостоятельным видом юридической ответственности, которая соотносится с административной ответственностью только как смежные правовые институты. Проблемы соотношения налоговой и административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов продолжают оставаться дискуссионными, требующими глубокого исследования и дополнительного толкования.

Ключевые слова: административная ответственность, налоговая ответственность, административное правонарушение, налоговое правонарушение, налоги и сборы, законодательство.

Проблемы юридической ответственности в правовой науке достаточно хорошо и многосторонне исследованы. Однако особенности правовой природы административной ответственности в финансовой сфере, в частности в сфере налогов и сборов, носят спорный характер.

Административная ответственность за нарушения в области финансов является составной частью системы юридической ответственности за противоправное поведение в финансовой сфере в целом и системы административной ответственности в частности.

Административная ответственность в области налогов и сборов, в свою очередь, представляет собой вид юридической ответственности, выступающий в качестве негативной реакции государства на противоправное поведение, применяемый судьями или уполномоченными должностными лицами органов государственного управления к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, предусмотренное гл.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1], и состоящий в наложении на правонарушителя и исполнении по результатам производства по делам об административных правонарушениях, административного наказания, как карательной меры государственного правового принуждения.

Для лучшего понимания особенностей административной ответственности в указанной сфере рассмотрим два основных подхода по вопросу соотношения административной и налоговой ответственности.

Согласно мнению сторонников первого подхода, налоговая ответственность не является самостоятельным видом юридической ответственности, обладая той же правовой природой что и административная ответственность [2]. По мнению иных авторов, отмечающих «универсальность института административной ответственности», институт налоговой ответственности подлежит включению в институт административной ответственности [3, с.10]. Некоторыми авторами также подчеркивается, что налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности, однако процедура ее применения предусмотрена специальным актом - Налоговым кодексом РФ [4] (далее - НК РФ) [5].

© Ахметова Р Ф., 2014.

В Письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения Арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства» отмечается «...ответственность по налоговому законодательству - это разновидность административной ответственности, поскольку налогоплательщики находятся не в одинаковом положении с налоговым органом» [6, с. 20].

Сторонники второго подхода полагают, что налоговую ответственность следует признать самостоятельным видом юридической ответственности, которая соотносится с административной ответственностью только как смежные правовые институты.

Так, например, по мнению И.И. Кучерова, отличие налоговой ответственности от иных видов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах заключается в особенностях ее процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях [7, с. 246].

Л.В. Тернова пишет о том, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, обосновывая свою позицию тем, что административная ответственность не предусматривает такой меры взыскания как возмещение причиненного ущерба. По мнению указанного автора, налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию [8].

Анализируя действующие правовые нормы, можно отметить следующее.

Согласно п.4 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций [7, с. 128]. Налоговая ответственность предусматривается Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Как установлено в ч.1 ст.1.1. КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, на федеральном уровне административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена только в КоАП РФ.

Таким образом, из указанных правовых норм видно, что нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться как налоговое, так и административное правонарушение.

В то же время, следует отметить, что некоторые административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные статьями 15.3-15.11 КоАП РФ практически дублируют налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ. Так, например:

- ст. 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» содержит признаки правонарушения, установленного ст. 116, «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» НК РФ;

- ст. 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации» со статьей 119 НК РФ;

- ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» дублирует ст. 126 НК РФ;

- ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», а согласно ст. 120 НК РФ установлена налоговая ответственность за «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения».

Анализируя указанные положения КоАП РФ и НК РФ, встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения. При этом представляется справедливой позиция Е.В. Овчаровой, отмечающей, что «...необходимо включение всех норм об административной ответственности за нарушения налогового законодательства в КоАП РФ с одновременной отменой существующих положений НК РФ. .Налоговая ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушение налогового законодательства и должна быть предусмотрена в КоАП РФ» [9, с. 27].

В то же время, отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл.14, 15 НК РФ. Эти процедуры отличаются от тех, что предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

В НК РФ процедура привлечения к налоговой ответственности сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Процедура обжалования решения регламентируется гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) [10]. Административное наказание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ, включающей составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением оно может обжаловаться в судебном порядке.

Следует также отметить, что НК РФ не определены такие понятия как «участник производства», «доказывание», не определены также процессуальные права и обязанности участников производства. Однако все эти вопросы достаточно детально регламентируются КоАП РФ, что, на взгляд автора, дает большую возможность для защиты своих прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, по сравнению с лицами, привлекаемыми к налоговой (финансовой) ответственности.

Рассмотренные нами вопросы необходимости и целесообразности объединения норм об ответственности за правонарушения в области налогов и сборов в едином нормативном правовом акте однозначного ответа в ходе научных дискуссий так и не получили. Однако, следует отметить, что несовершенство законодательства (рассмотренное нами одновременное регулирование одинаковых общественных отношений в разных законодательных актах) приводит к значительным трудностям в правоприменении и существованию различных официальных позиций не только Высших судов РФ, но и Федеральной налоговой службы.

Библиографический список

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Емельянов, А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях / А.С. Емельянов // Налоговый вестник. - 2002. - № 11. - С. 164.

3. Кузьмичева, Г.А. Административная ответственность / Г.А. Кузьмичева, Л.А. Калинина. -М. Юриспруденция, 2010. - С.10.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. - № 31, ст. 3824.

5. Налоги и налоговое право: учебное пособие/ [под ред. А.В.Брызгалина]. - М.: Аналитика-Пресс, 1997. - С. 449.

6. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 1994 г. № С1 -7/ОП-370 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994. - № 7, С. 20.

7. Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций. Изд. 2-е переработанное и дополненное / И.И. Кучеров. - М.: ЮрИнфоР, 2006. - С. 246, 128.

8. Тернова, Л.В. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственно-сти/Л.В. Тернова // Финансы. - 1998. - № 9. - С.27.

9. Овчарова, Е.В. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства^. Овчарова // Налоговед. - 2005. - № 3. - С.27.

10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. - № 30, ст. 3012.

АХМЕТОВА Рита Фаритовна - магистрант Института права, экономики и управления, Тюменский государственный университет (филиал в г. Сургуте).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.