Научная статья на тему 'Некоторые организационные и правовые возможности противодействия экстремизму и терроризму'

Некоторые организационные и правовые возможности противодействия экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые организационные и правовые возможности противодействия экстремизму и терроризму»

ностью». Таким образом, суд и в этом случае выполнил функции надзорной судебной инстанции, которыми он уголовно-процессуальным законом не наделен.

Такие примеры неединичны. Ошибка судов, которые рассматривали подобные заявления осужденных, связана с тем, что они считают возможным в порядке ст. 455 УПК вносить исправления в приговор суда первой инстанции по его вступлению в законную силу не только в связи с применением ст. 5 УК, но и устранять ошибки судов, связанные с назначением наказания. Об этом свидетельствуют указанные в постановлениях судов, вынесенных в соответствии со ст. 455 УПК, суждения такого характера: «наказание назначено правильно», «правила ст. 58 ч. 3 УК соблюдены в полном объеме», «наказание назначено в пределах санкции закона», «оснований к пересмотру приговора не имеется» и т.п.

При рассмотрении вопроса о применении уголовного закона, имеющего обратную силу, следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает порядок применения данной нормы к осужденным, которые на момент издания нового уголовного зако-

на уже отбыли наказание.

Статьи 453-455 регулируют процессуальный порядок рассмотрения вопросов только при исполнении приговоров. Когда же приговор был уже исполнен и осужденный отбыл наказание, а к этому моменту был издан новый уголовный закон, устраняющий преступность или наказуемость данного деяния, или смягчающий ответственность или наказание или иным образом улучшающий положение данного лица, механизма рассмотрения вопроса о применении нового уголовного закона не имеется.

При принятии новых законов, имеющих обратную силу, положения о порядке его применения, как правило, в его текст не включаются, в связи с чем исполненные приговоры в соответствие с ним практически не приводятся.

В этой связи представляется, что Уголовно-процессуальный Кодекс РК подлежит соответствующему дополнению, но до тех пор порядок приведения приговоров в соответствие с новым законом после его фактического исполнения должен быть указан в самом новом уголовном законе, что следует учитывать при разработке законопроектов.

Казиев З.Г., ведущий научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.. профессор

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Мировой цивилизационный процесс показывает, что достоинство общества и государства, его зрелость или несовершенство в значительной степени определяются тем, в какой мере в нем защищены права человека и гражданина. С позиции современной социально-политической ситуации в мире можно утверждать, что в указанном аспекте наиболее стабильными и перспективными во всех отношениях являются

те страны, где права человека создают определенные рамки для политической организации государства, а институты последнего, в свою очередь, всемерно способствуют укреплению прав человека и правовой безопасности личности. Как утверждал Д. Локк, люди создали общество, а общество создало государство именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими правами.

Уголовное право и процесс

Именно поэтому сегодня и в будущем для постсоветского суверенного Казахстана объединяющей основой и, пожалуй, главной парадигмой государственности и общества являются свобода человека, обеспеченность соблюдения его прав и законных интересов. В настоящее время эта позиция находит свое воплощение в признании нашей республикой международных стандартов прав человека, в Конституции страны и уже сформировавшихся базовых отраслях ее законодательства.

Вместе с тем, в этом контексте представляются актуальными некоторые вопросы дальнейшего совершенствования и развития законодательства, а также иных организационно-правовых мер противодействия экстремизму и его крайней формы - терроризму.

В конкретном изложении хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, которые не исчерпывают всю проблематику, а лишь обозначают ее отдельные стороны.

Первое

В настоящее время перед всеми государствами мира с нарастающей остротой встает проблема эффективного противодействия терроризму и иным проявлениям экстремизма в различных его формах. Немалые резервы для создания возможностей предупреждения и пресечения актов терроризма могут быть реализованы за счет совершенствования законодательства непосредственно в сфере уголовной юстиции.

Вместе с тем для осуществления плодотворного межгосударственного сотрудничества в обозначенной сфере еще не создана соответствующая единая правовая база. Анализ только уголовного законодательства участников СНГ показывает, насколько содержащиеся в них составы терроризма и деяний террористического характера существенно различаются по своим признакам либо вообще несопоставимы. Нет четкого различия между собственно терроризмом и террористическим актом, а также иными деяниями террористической направленности и др. Существующие терминологические проблемы могут значительно снизить эффективность выявления, предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма.

В этой связи представляются весьма актуальными создание в антитеррористическом правовом поле государств-участников СНГ унифицирован-

___ 99

ного понятийного аппарата. К настоящему времени Научно-консультативным советом Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств (НКС АТЦ) издан "Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма". На его основе в Академии КНБ РК создан аналогичный казахско-русский словарь.

К числу проблемных аспектов обсуждаемой темы следует отнести необходимость осуществления гармонизации самого законодательства в данной сфере.

В этом отношении требуют своего решения проблемы упрощения порядка экстрадиции лиц, обвиняемых в причастности к терроризму, введения допуска государственного контроля за банковскими операциями в случае возникновения обоснованного подозрения в финансировании преступлений. Давнюю серьезную проблему представляет несогласованность уголовного законодательства различных стран в части квалификации и наказания за противоправные деяния террористического характера.

Ведущими учеными Научно-консультативного совета Антитеррористического центра государств-участников СНГ в числе перечисленных проблем активно прорабатывается вопрос политико-правовой формулировки экстремизма и его юридической оценки как противоправного деяния. Для разработки уголовно-правовых мер борьбы с этим нарастающим явлением рекомендовано:

- во-первых, экстремизм всеми странами СНГ должен толковаться единообразно и однозначно шк угроза безопасности государств Содружества или отдельно взятому его участнику. В этой связи должно быть наиболее полно сформулировано его политико-правовое понятие, которое охватывало бы все угрозы (действия) экстремистского характера, представляющие опасность для национальной (государственной) безопасности. С учетом изложенного необходимо выработать соответствующий перечень угроз, что позволит приблизиться к решению этой части проблемы и правильно выстроить систему мер по предупреждению и пресечению экстремизма, целенаправленно организовать работу государственных органов по противодействию ему. За основу определения таких угроз необходимо взять Концепцию борьбы с международным

терроризмом и иными проявлениями экстремизма, проходящую в настоящее время процедуру утверждения в СНГ;

- во-вторых, необходимо создание во всех государствах-участниках СНГ правовой основы по противодействию экстремизму. К настоящему времени УК Российской Федерации содержит статью 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", статью 282.1. "Организация экстремистского сообщества", статью 282.2. "Организация деятельности экстремистской организации". Аналогичные правовые нормы находятся в стадии разработки в Беларуси и на Украине. Принятие в Казахстане специального закона, направленного на противодействие экстремизму, как известно, уже дает свои позитивные результаты - деятельность ряда международных организаций на его основе в нашей стране отныне запрещена.

Закон Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 года впервые раскрывает понятие экстремизма посредством перечисления конкретных противоправных действий. Анализ п. 5 ст.1 данного Закона дает основание их систематизировать и привести к типологии экстремизма, как несущих в себе угрозу безопасности общества и государства, предложенной НКС АТЦ СНГ:

1) открыты й экстремизм (включает в себя открытые насильственные действия против государственной власти и порядка госуправления: вооруженный захват власти, массовые беспорядки и т.д.);

2) террористическая деятельность (совершение актов терроризма в прямом смысле);

3) политический этно- и религиозный экстремизм (силовое давление на правительство с возможным частичным использованием насилия для дезорганизации управления: захваты помещений госорганов, блокады, голодовки, нарушение деятельности конституционных органов и др.);

4) экстремистская пропаганда (оправдание экстремистской деятельности, призывы к таковой и т.п.);

5) организационная экстремистская деятельность (подготовительные действия: создание соответствующих структур, подыскание и приспособление средств и методов, обучение и т.д.).

Необходимо на законодательном уровне урегулировать различные аспекты деятельности по борьбе с финансированием терроризма, внести соответствующие изменения и дополнения в национальное законодательство государств, в том числе установить уголовную ответственность за такие общественно опасные действия. Например, в Уголовном кодексе Республики Казахстан такая ответственность возможна лишь в рамках соучастия в преступлении, связанном с деятельностью террористических организаций (ст. 233-2 УК РК). При этом законодательство государств в указанной сфере, в том числе уголовное, должно быть максимально гармонизировано.

В этой связи представляется актуальным организованно и внимательно изучить зарубежное законодательство, касающееся получения и реализации непроцессуальной, в том числе конфиденциальной информации о тех или иных обстоятельствах совершенных или подготавливаемых преступных деяний. Проводимые научные исследования, на наш взгляд, носят разрозненный характер, к тому же их результаты и специальная литература практически малодоступны и не дают обобщенной картины по этому аспекту. Имеющиеся сведения из публикаций специалистов стран СНГ недостаточно информативны.

Решение указанной проблемы позволило бы, по нашему мнению, в целесообразных случаях перенять позитивный опыт полицейских органов и специальных служб зарубежных государств в борьбе с организованной преступностью, в том числе практику предъявления обвинения в причастности к террористической деятельности на основе оперативно-розыскной информации. По существу, это помогло бы усовершенствовать действующий, к настоящему времени довольно нелегкий, механизм процессуальной интерпретации и допустимости информации, полученной оперативно-розыскными методами, в качестве доказательств по уголовному делу. На этом направлении необходима серьезная скоординированная научно-исследовательская и нормотворческая деятельность для сближения и гармонизации также и уголовно-процессуального законодательства.

Вследствие своей нерешенности продолжает оставаться актуальным вопрос о пределах юрис-

Уголовное право и процесс

дикции государств: допустима ли юрисдикция любого государства в случаях совершения акта международного терроризма, предусматривающая выдачу лиц, виновных в его совершении. Многие ученые разделяют точку зрения, согласно которой необходимо скорректировать соответствующие нормы конституций государств о невыдаче своих граждан в целях нераспространения на случаи транснациональной преступности. Такие граждане, на наш взгляд, должны быть выданы другому государству в случае совершения международного преступления. Представляется, что аналогичным образом должен решаться вопрос о предоставлении права убежища. В целом эти проблемы должны разрешаться в контексте концепций международного уголовного кодекса и международного уголовного суда.

Специалистами и учеными как фактор, негативно сказывающийся на эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму, отмечается сохраняющиеся до сих пор разобщенность и параллелизм правоохранительных структур и отсутствие единого координирующего центра в этой работе. Требует своего внедрения предлагаемая система мониторинга терроризма на основе обязательной передачи соответствующей информации от национальных правительств, региональных и международных организаций, участвующих в борьбе с терроризмом, ее накопления и анализа в специальном информационном банке.

Второе

При разработке и применении законодательства не только в обозначенной сфере, но и в широком смысле важной гарантией законности и правопорядка является обеспечение единообразного и правильного понимания и применения норм материального и процессуального права. Вместе с тем применение отдельных законодательных положений порой вызывает затруднения, что влечет за собой принятие на практике неоднозначных, а иногда и противоречивых решений.

Прежде всего это связано с тем, что не во всех случаях четко выражаются смысл и содержание отдельных правовых предписаний. Такая ситуация может быть обусловлена наличием в некоторых законах неоднозначно понимаемых формулировок либо несовершенством юриди-

_ 101

ческой техники, а также противоречивостью законодательства (правовые коллизии) и наличием в нем пробелов, расплывчатостью правовых дефиниций, затруднениями в истолковании оценочных понятий и т. д. Все это негативно отражается на процессе правоприменения. В качестве примеров и предложений нормотворческого характера в таких ситуациях можно привести следующее.

Действующее законодательство Казахстана, как известно, предусматривает правовые меры борьбы с терроризмом, в том числе запрещает и создание незаконных военизированных формирований. Данный термин встречается в Законе РК "О национальной безопасности Республики Казахстан" и в Уголовном кодексе РК (ст. 236 УК "Организация незаконного военизированного формирования"), а также во вновь принятом Законе Республики Казахстан "О противодействии экстремизму". Вместе с тем анализ этих законодательных и других правовых норм республики показал, что в нем отсутствует определение понятия "незаконное военизированное формирование", позволяющее правильно квалифицировать деяние.

Учитывая изложенное и руководствуясь положениями уголовно-правовой теории, а также принимая во внимание ряд ключевых признаков, сформулированных уголовным законодательством, предлагаем юридическую дефиницию, которая, по нашему мнению, дает возможность наиболее точно квалифицировать деяние по ст. 236 УК РК, а также отличать от смежных преступлений (ст.ст. 235, 237 УК РК): "Незаконное военизированное формирование - это созданная для достижения социальных, политических или иных цепей в нарушение действующего законодательства Республики Казахстан организация, состоящая из двух или более лиц в виде объединения, отряда, дружины или иной группы, действующая на основе принципа единоначалия и имеющая военизированную структуру оружие, воинское снаряжение и, как правило, военную атрибутику (форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления)

Далее. Диспозиций статей 172 и 173 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусматривающие уголовную ответственность за посягательства на сохранность государственных секретов, содержат в себе в качестве

конструктивного такой оценочный признак, как тяжкие последствия. Но до настоящего времени ни ученые, ни практики не пришли к единому мнению, что под ними следует понимать. Это значительно затрудняет применение данных статей Уголовного кодекса Республики Казахстан на практике, не позволяет в полной мере осуществлять уголовно-правовыми средствами борьбу с такого рода посягательствами. Примерно такая же ситуация обстоит с коррупционными и иными преступлениями против интересов государственной службы и управления. Внесенные в сентябре 2003 года в главу 13 Уголовного кодекса Республики Казахстан значительные изменения, а также наличие во многих составах коррупционных преступлений в качестве обязательного такого оценочного признака, как "существенный вред правам и законным интересам граждан, организаций, охраняемым интересам общества и государства", вызывают затруднения при квалификации указанных преступлений. Это в отдельных случаях приводит к уходу от уголовной ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления.

В связи с изложенным все больше возрастает необходимость в официальном толковании Верховным судом Республики Казахстан на основании ст. 81 Конституции РК отдельных правовых предписаний посредством обобщения судебной практики по определенной категории дел либо по отдельным правовым институтам и принятия соответствующих нормативных постановлений. На наш взгляд, для значительного улучшения правоприменительной деятельности органов расследования, судов и прокуратуры это направление работы высшего судебного органа страны должно стать одним из приоритетных.

Таким образом, для более эффективного противодействия экстремизму и правоприменения в этой сфере необходимо осуществление перечисленных и других мер на комплексной и системной основе. На уровне национального законодательства составной частью этих мер должны стать усилия государств организационно-правового характера, ориентированные на международный конвенционный механизм и всемирное партнерство.

Налоговое право

Тусупова Л.К., ведущий научный сотрудник Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., Галиев Е.С.у магистрант КарГУ.

ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одним из направлений финансовой деятельности государства является налоговая деятельность. Однако, несмотря на всю важность деятельности государства в области налогообложения, понятие «налоговая деятельность государства» в финансово-правовой литературе пока не нашло своего должного освещения. Между тем, само понятие «финансовая деятельность государства» считается основополагающей категорией финансового права и находится в центре внимания ученых1.

На наш взгляд, отсутствие широкого научного обсуждения вопросов налоговой деятельности государства отражается на состоянии налогового законодательства в частности и финансового законодательства в целом. Как справедливо

отмечает В.Е. Кузнеченкова, постоянное увеличение массива законодательства о налогах, его систематизация и кодификация вызывают необходимость проведения специальных научных исследований в области налогового права2.

Приходится констатировать, что процесс формирования налогового законодательства значительно опережает развитие налогового права, финансового права.

В связи с недостаточной разработанностью теории налогового права возникают многочисленные вопросы относительно места налогового права в системе права, места налогового законодательства в системе законодательства Республики Казахстан таких понятий, как налоговая деятельность государства, налогообложение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.