Научная статья на тему 'Некоторые новеллы законодательства о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации'

Некоторые новеллы законодательства о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬ / ГРАЖДАНИН / ДЕПУТАТ / СУБЪЕКТЫ РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН СУБЪЕКТА РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОВЕЛЛЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Инна Александровна

В статье проанализированы наиболее значимые новеллы избирательного законодательства, реализованные при организации и проведении выборов в региональные законодательные (представительные) органы государственной власти 14 сентября 2014 года. Автором проанализированы вопросы исполнения кандидатами обязанности по закрытию счетов (вкладов) в иностранных банках, утверждения схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, использования пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечения равных оснований и условий использования избирателями субсидиарных механизмов голосования. В статье также изложена позиция автора по дальнейшему совершенствованию процедуры формирования региональных парламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some innovations about the deputies elections of legislative (representative) bodies of the subjects state power of the Russian Federation legislation

The most significant innovations of the electoral legislation that are realized in the organization and execution of elections to the regional legislative (representative) bodies of the state power on September 14, 2014 are analyzed in the article. The author considers the issues of performance by the candidates responsibilities for the closing of accounts (deposits) in foreign banks, the approval of the scheme of one-mandatory and (or) multi-member electoral districts, the use of passive voting rights of citizens convicted to the deprivation of liberty for committing grave and especially grave crimes, providing equal grounds and conditions for the use of voters eligible for voting mechanisms. The author's position on the further improvement of the procedure of forming regional parliaments is stated in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые новеллы законодательства о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

1.7. НЕКОТОРЫЕ НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кудрявцева Инна Александровна, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: филиал Российского университета кооперации. E-mail: kudunna 78@mail.ru

Аннотация: В статье проанализированы наиболее значимые новеллы избирательного законодательства, реализованные при организации и проведении выборов в региональные законодательные (представительные) органы государственной власти 14 сентября 2014 года. Автором проанализированы вопросы исполнения кандидатами обязанности по закрытию счетов (вкладов) в иностранных банках, утверждения схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, использования пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечения равных оснований и условий использования избирателями субсидиарных механизмов голосования. В статье также изложена позиция автора по дальнейшему совершенствованию процедуры формирования региональных парламентов.

Ключевые слова: федеральный закон, выборы, избиратель, гражданин, депутат, субъекты РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, законодательство, новеллы, избирательное право, избирательная комиссия.

SOME INNOVATIONS ABOUT THE DEPUTIES ELECTIONS OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF THE SUBJECTS STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION

Kudryavtseva Inna Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Ссoperative Institute. Branch: Russian University of cooperation branch. E-mail: kudinna78@mail.ru

Annotation: The most significant innovations of the electoral legislation that are realized in the organization and execution of elections to the regional legislative (representative) bodies of the state power on September 14, 2014 are analyzed in the article. The author considers the issues of performance by the candidates responsibilities for the closing of accounts (deposits) in foreign banks, the approval of the scheme of one-mandatory and (or) multi-member electoral districts, the use of passive voting rights of citizens convicted to the deprivation of liberty for committing grave and especially grave crimes, providing equal grounds and conditions for the use of voters eligible for voting mechanisms. The author's position on the further improvement of the procedure of forming regional parliaments is stated in the article.

Keywords: a federal law, elections, a voter, a citizen, a deputy, the subjects of the Russian Federation, a legislative (representative) body of the Russian Federa-

tion subject, legislation, innovations, suffrage, an electoral сommission.

История современной российской государственности свидетельствует о том, что порядок формирования региональных законодательных (представительных) органов государственной власти подвергается постоянной корректировке. Как справедливо констатировал Конституционный Суд России в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П[1] в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы конкретные способы формирования органов государственной власти субъектов Федерации не обязательно должны совпадать с применяемыми в отношении сходных с ними федеральных органов государственной власти и при необходимости могут на каждом конкретном этапе развития российской государственности подвергаться корректировке. Более того, складывающаяся правоприменительная практика в избирательной сфере позволяет выявлять отдельные коллизии, пробелы в законодательных актах, регулирующих процесс организации и проведения выборов, и своевременно принимать меры по совершенствованию правового регулирования данного процесса.

Как показывает практика, одним из существенных недостатков, на наш взгляд, в развитии выборного законодательства в России является его нестабильность. Законодатель постоянно вносит различные изменения в законы о выборах, в том числе и в порядок формирования региональных парламентов, которые, безусловно, продиктованы необходимостью дальнейшего совершенствования выборного законодательства. В целом это положительная тенденция. Однако, по нашему мнению, не всегда их можно назвать наиболее оптимальными и конструктивными. Поэтому анализ отдельных новелл выборного законодательства остается актуальной потребностью как исследователей в области избирательного права, так и практических работников, непосредственно связанных с организацией и проведением выборов.

Возьмем для примера выборы, состоявшиеся в сентябре 2014 года, где был использован ряд нововведений. В единый день голосования 14 сентября 2014 года выборы депутатов региональных парламентов прошли в 14 субъектах Российской Федерации, на которых замещалось 680 депутатских мандатов. Это республики - Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Марий Эл, Татарстан, Тыва, Хабаровский край, Брянская, Волгоградская и Тульская области, города Москва и Севастополь, а также Ненецкий автономный округ.

Анализ новелл избирательного законодательства при проведении указанных выборов позволяет выделить следующие значимые, на наш взгляд, изменения. Так, Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 14-ФЗ[2] конкретизирован срок исполнения кандидатом обязанности по закрытию счетов (вкладов), прекращению хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, находящихся за пределами Российской Федерации, и (или) осуществлению отчуждения иностранных финансовых инструментов. Теперь он определен датой представления документов для регистрации кандидата, списка кандидатов, в то время как раньше данную обязанность кандидату необходимо было выполнить к моменту своей регистрации.

Данная новелла, на наш взгляд, продиктована необходимостью дальнейшего ужесточения общегосударственной политики по борьбе с коррупцией. При этом

сама обязанность к моменту регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов впервые была установлена для кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Федеральным законом от 02 апреля 2013 года № 30-Ф3[3], а затем Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 102-ФЗ[4] распространена и на кандидатов в депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с требованиями указанного закона при проведении выборов в законодательные органы регионов на кандидата была возложена обязанность представить в организующую выборы избирательную комиссию наряду с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Несомненно, такое законодательное закрепление имеет положительное значение и является действенным фактором при формировании депутатского корпуса на уровне регионов. В то же время оно могло вызвать определенные трудности при проведении выборов в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, поскольку в силу объективных причин жители этих новых субъектов России имели счета в банках Украины, а также, кроме российского, и гражданство Украины. В соответствии с Конституцией Украины прекращение гражданства Украины возможно только на основании Указа Президента Украины. Несоблюдение же указанных ограничений является основанием для отмены регистрации кандидата.

Если в предшествующие выборные компании схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждалась для проведения выборов депутатов регионального депутатского корпуса конкретного созыва, то в соответствии с нововведениями схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов теперь утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации сроком на десять лет не позднее, чем за четыре месяца до ближайшего дня голосования на выборах. Представляется, что утверждение схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов сроком на 10 лет в перспективе будет способствовать более тесной связи депутатов со своими избирателями.

С 1 июля 2012 года начали действовать положения федерального законодательства, запрещающие баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, когда-либо приговоренным судом к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе и тем, чья судимость была погашена в установленном порядке. Указанная норма фактически пожизненно ограничивала эту категорию лиц в реализации своих избирательных прав, гарантированных Конституцией РФ.

Можно по-разному относиться к данной категории лиц и оценке совершенных ими преступлений. Однако, если судимость гражданина погашена, то, как нам ви-

дится, нельзя его пожизненно лишить права на реализацию своего пассивного избирательного права. Не случайно данное положение законодательства не осталось без внимания со стороны отдельных избирателей. Так, граждане Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова оспорили указанные положения законодательства в Конституционном Суде РФ. По результатам проверки Конституционным Судом Российской Федерации конституционности данных положений закона Федеральным законом от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ[5] отменено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и определены сроки действия ограничения пассивного избирательного права со дня снятия или погашения судимости. При этом в подаваемом в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться по избирательному округу кандидат должен указывать сведения о судимости, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Указанные сведения указываются также в подписных листах, а для зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, - в избирательном бюллетене и на информационном стенде в помещении для голосования. Сокрытие же кандидатом сведений о судимости отнесено законом к основаниям для отказа в регистрации кандидата либо исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.

Вывод Конституционного Суда Российской Федерации видится вполне логичным и коррелирующим с положениями Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, институтом погашения и снятия судимости. Как нам кажется, Конституционный Суд также исходил и из того, что в Конституции РФ упоминаются лишь две категории граждан, которые могут быть ограничены в избирательных правах - это лица, которые находятся в местах лишения свободы по приговору суда, и те, которые признаны недееспособными по решению суда.

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 51-ФЗ[6] закреплено право избирателей на обращение в суд с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах, а также расширен перечень оснований для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования. Полагаем, что данное положение имеет важное значение для практической реализации права отдельно взятого избирателя на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, поскольку теперь они вправе обращаться с жалобами на решения, действия (бездействия) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах.

Особую актуальность в последнее время приобрели вопросы обеспечения равных оснований и условий использования избирателями, голосующими на выборах, субсидиарных механизмов голосования как дополнительных гарантий права на участие в референдуме и

активного избирательного права. Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ[7] предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, будет предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Федеральным законом снижен с 7 до 5 процентов заградительный барьер, который вправе устанавливать своим законом субъект Российской Федерации для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Полагаем, что установление максимального проходного барьера на уровне 5% в перспективе позволит малым партиям повысить свое представительство в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и вместе с тем позволит избежать чрезмерного фракционного дробления депутатского корпуса.

Вместе с тем, анализ региональных выборных законодательных актов показывает, что абсолютное большинство субъектов Российской Федерации при установлении максимального проходного барьера делают выбор в пользу максимально разрешенного 5% барьера.

Также федеральным законодателем закреплено положение о том, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах в региональные законодательные органы государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов в Государственную Думу, в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборов в (представительные) органы местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

При проведении выборов депутатов регионального уровня 14 сентября 2014 года 22 политические партии были освобождены от сбора подписей избирателей. Для сравнения, Федеральным законом от 02 мая 2012 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» была предоставлена всем без исключения политическим партиям возможность регистрации кандидатов, списка кандидатов без сбора подписей избирателей при проведении выборов любого уровня, за исключением выборов Президента Российской Федерации. К слову, после упрощения требований крегист-рацииполитической партии численность политических партий увеличилась десятикратно. Так, по состоянию на 23 октября 2014 года имели право участвовать в

выборах 72 политические партии, в то время как до 2012 года только 4 парламентские партии освобождались от необходимости сбора подписей. Видится, что сохранение для всех без исключения политических партий возможности регистрации кандидатов, списка кандидатов без сбора подписей избирателей в условиях резкого увеличения численности политических партий привело бы в дальнейшем к снижению активности кандидатов и выдвинувших их политических партий при проведении избирательной компании. В целом процедура сбора подписей оправдана и способствует активизации деятельности кандидатов и политических партий, установлению более тесной связи кандидатов со своими избирателями, кроме того, в процессе сбора подписей повышается уровень политической просвещенности избирателей, и их активности в день голосования.

К примеру, в настоящее время при выдвижении кандидатов в депутаты приоритет принадлежит политическим партиям, их региональным отделениям. Несмотря на возросшее количество политических партий после упрощения требований к их регистрации, представляется целесообразным по аналогии с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований наделить статусом избирательных объединений при проведении выборов региональных депутатов также иные общественные объединения, что позволит, на наш взгляд, всем гражданам в полном объеме реализовать закрепленное Конституцией России право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основным выборным федеральным законом регионам предоставлено право предусмотреть своим законом возможность голосования избирателей по почте. В настоящее время возможность такого голосования законодательно установлена лишь в отдельных субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Республика Тыва, Мурманская область, Тюменская область). Полагаем целесообразным введение нормы, предусматривающей обязательное использование данного института на выборах в региональные законодательные органы, поскольку, несмотря на существующие проблемы обеспечения тайны голосования, возможность злоупотреблений при использовании данного института, процедура голосования по почте удобна и проста для избирателя и является дополнительной гарантией реализации активного избирательного права.

Таким образом, проведенный анализ новелл избирательного закона и их практической реализации в ходе единого дня голосования 14 сентября 2014 года позволяет сделать вывод о качественном изменении норм выборного законодательства, направленных на дальнейшее расширение гарантий активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. Вместе с тем, по нашему мнению, остается ряд моментов, требующих внимания законодателя, в частности, вопросы наделения иных общественных объединений статусом избирательных объединений при проведении выборов региональных депутатов, более широкого применения института голосования избирателей по почте.

Список литературы:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8062.

2. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 565.

3. Федеральный закон от 02 апреля 2013 года № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1638.

4. Федеральный закон от 07 мая 2013 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2329.

5. Федеральный закон от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 739.

6. Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 51 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1543

7. Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2300.

8. Федеральным законом от 02 мая 2012 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2275.

9. Сайбулаева С.А. Некоторые вопросы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5.

10. Геворкян В.В. Принципы и стандарты функционирования института выборов// Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2.

11. Ильин А.А. Предоставление дополнительных гарантий избирательных прав граждан в субъектах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 1.

Рецензия

на статью «Некоторые новеллы законодательства о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подготовленную аспирантом Чебоксарского кооперативного института РУК И.А. Кудрявцевой

В статье И.А. Кудрявцевой исследованы актуальные проблемы совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации, проанализирована судебная практика Конституционного Суда России, касающаяся законодательства о выборах. Предметом исследования автора стали наиболее значимые новеллы избирательного законодательства, реализованные при организации и проведении выборов в региональные законодательные (представительные) органы государственной власти 14 сентября 2014 года. В частности, автором проанализированы вопросы исполнения кандидатами обязанности по закрытию счетов (вкладов) в иностранных банках, утверждения схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, использования пассивного избирательного права гражданами, осужденными к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечения равных оснований и условий использования избирателями субсидиарных механизмов голосования.

Поднятые в статье автором актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства отличаются новизной, поскольку проанализированные нормы в ряде случаев впервые применены в практике организации и проведения выборов. В ней изложена позиция автора по дальнейшему совершенствованию процедуры формирования региональных парламентов.

Представляется, что и И.А. Кудрявцева вполне аргументированно делает вывод о качественном изменении норм выборного законодательства, направленных на дальнейшее расширение гарантий активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации и то, что еще остается ряд моментов, требующих внимания законодателя, в частности, вопросы наделения иных общественных объединений статусом избирательных объединений при проведении выборов региональных депутатов, более широкого применения института голосования избирателей по почте.

В целом работа является самостоятельным исследованием, представляет научный и практический интерес, отвечает предъявляемым требованиям и рекомендуется к публикации.

Научный руководитель, заведующий кафедрой административного и финансового права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктор юридических наук М.В.Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.