Научная статья на тему 'Некоторые направления по противодействию легализации преступных доходов в банках'

Некоторые направления по противодействию легализации преступных доходов в банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / БАНКИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лучина Д.А.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, в последние годы стало одним из ведущих направлений контролирующей деятельности нашего государства. Это направление охватывает финансово-экономическую, правоохранительную и социально-политическую сферу общественной жизни. Борьба с отмыванием денег через кредитные организации актуальна не только для России, но и для всего цивилизованного мирового сообщества. Среди кредитных организаций, через которые осуществляется легализация преступных доходов, наибольшей популярностью пользуются банки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления по противодействию легализации преступных доходов в банках»

некоторые направления по противодействию легализации преступных доходов в банках

Д.А. ЛУЧИНА Академия экономической безопасности

МВД России

Из большого количества угроз национальной безопасности необходимо четко выделять те, которые несут наиболее разрушающее действие на нормальное состояние и функционирование экономики страны.

К ним относятся: спад экономики и потеря рынков; «утечка мозгов» и технологическая безопасность; угроза в социальной сфере; опасность утраты продовольственной безопасности страны; криминализация экономики и банковской системы страны.

Криминализация экономики охватила практически все области хозяйственной жизни: отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеторговые отношения. Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с «отмыванием» денег, нажитыми преступным путем (наркобизнес, проституция, торговля оружием, фальшивомонетничество, коррупция и т. д.). Зачастую эти деньги идут на финансирование террористических организаций [1,3,4]. В процессе легализации нажитые преступным путем деньги, обязательно проходят через серию банковских операций, таким образом, приобретая видимость легальных доходов. Зачастую банки, не желая того, становятся сообщниками криминальных организаций. Создание эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов в кредитных организациях является одной из острых и актуальных международных проблем. На итоговом совещании министров стран большой «восьмерки», посвященном борьбе с терроризмом, правительствам всех государств рекомендовано предпринимать все необходимые мероприятия, исключающие возможность террористическим формированиям собирать

средства для финансирования своей деятельности. В выявлении таких источников велика роль органов экономической безопасности. Установленные денежные авуары должны быть заморожены [2]. Большое разнообразие вариантов легализации преступных доходов объединяет тот факт, что для придания им законного вида они рано или поздно должны пройти через кредитную систему, без этого дальнейшее их «отмывание» невозможно. Если на данном этапе криминальные деньги будут «упущены из вида», дальнейшее доказательство их преступного происхождения становится практически невозможным. Эффективный механизм противодействия легализации преступных доходов в банках должен состоять из системы мер, призванных снизить потоки «отмываемых» денег, а в идеале — полностью их ликвидировать. Данные меры должны быть направлены непосредственно на решение проблем национального значения во взаимосвязи с факторами развития банковского сектора экономики. Основой механизма должны стать закрепленные на законодательном уровне требования и указания для субъектов банковской деятельности с целью предотвращения или уменьшения негативных последствий легализации преступных доходов. Решение этих задач осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых элементов механизма противодействия легализации преступных доходов, включая нормативно-правовой аспект. К задачам функционирования данного механизма необходимо отнести стимулирование и создание условий для эффективного противодействия легализации преступных доходов в банках. Цель существования механизма — оздоровление экономической обстановки в стране с минимальными затратами финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также обеспечение максимально благоприятных условий для деятельности по противодействию легализации преступных доходов в банках. Не-

50

финансы и кредит

обходимо выделить ряд основных направлений деятельности государства по формированию механизма противодействия легализации преступных доходов в банках. К ним относятся: разработка и подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе с преступностью в банковском секторе экономики; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере легализации преступных доходов на этапе осуществления с ними банковских операций; предотвращение и принятие мер по пресечению легализации преступных доходов с использованием существующих внутригосударственных средств. Эти внутригосударственные средства могут включать, при необходимости, мониторинг и контроль за денежными переводами и процедурой раскрытия банковской тайны; совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам, касающимся противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; интенсификация обмена информацией в отношении международного движения финансовых средств, направляемых из одной страны или получаемых в другой стране и предназначенных для лиц, организаций или групп, подозреваемых в том, что они занимаются криминальной деятельностью; принятие мер регулирующего характера, когда это целесообразно, для предотвращения переводов денежных средств, в отношении которых есть подозрение, что они прошли операции по легализации, не препятствуя при этом, однако, свободе движения капитала; Банк России совместно с органами внутренних дел ведет необходимую работу по пресечению банковских операций, легализирующих деньги, добытые преступным путем. Речь идет в первую очередь об осуществлении банковского контроля, который является одной из составляющих частей механизма противодействия легализации преступных доходов в банках и выявлении потоков и схем финансирования террористических формирований. Методика контроля должна включать: контроль за денежными переводами и подозрительными банковскими операциями; приостановление действий по счетам, когда это необходимо и обоснованно.

Данных целей возможно достигнуть при надлежащем сотрудничестве правоохранительных органов и спецслужб с государственными органами, осуществляющими банковский контроль. Своевременное блокирование финансирования террористических организаций, за счет и с помощью проведения серии банковских операций по легализации доходов, полученных преступным

путем, в рамках отдельных регионов и на международном уровне является одной из первостепенных задач органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны [5]. При формировании механизма по предотвращению и выявлению подозрительных банковских операций необходимо использовать как международный, так и внутригосударственный опыт. Для оперативного и бесперебойного функционирования механизма противодействия легализации преступных доходов необходимо создание специального банка информации, доступ к которой имели бы органы экономической безопасности и контролирующие банковские органы различных стран. Однако создание подобного банка информации возможно лишь при тесном международном сотрудничестве. Для приведения механизма противодействия легализации преступных доходов в действие в банках Российской Федерации необходимо создать независимый орган по банковскому мониторингу экономической безопасности. Этот орган должен: анализировать состояние преступности в банковском секторе экономики; разрабатывать основы анализа социально-экономической и криминогенной обстановки страны предложения по предупреждению и пресечению преступлений в кредитных организациях; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов легализации преступных доходов для криминальных организаций и физических лиц; формировать и вести оперативно-справочный учет, информационную систему и базу данных, необходимых для осуществления своих полномочий. Для организации продуктивной работы механизма по предотвращению легализации преступных доходов в России нужно создать специальные институциональные основы для банковского мониторинга, изучения угроз безопасности, разработки мер по поддержанию и обеспечению экономической безопасности страны.

На данный момент времени Департамент экономической безопасности МВД России не имеет комплексной возможности для полного и глубокого анализа деятельности кредитных организаций, а Росфинмониторинг не обладает полномочиями, которыми наделено МВД. Необходимыми условиями деятельности такого учреждения должны стать его наделение полномочиями правоохранительных органов, наличие тесного контакта с законодательной и исполнительной властями, а также его глубокая интеграция в банковский сектор. При создании такого органа необходимо

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

51

учитывать опыт развитых стран: например в США создан Национальный экономический совет (НЭС), главная функция которого — разработка и проведение мер по поддержанию национальной экономической безопасности и приоритетным направлением деятельности которого, несомненно, является противодействие легализации преступных доходов. Курирует НЭС специальный помощник президента по экономической политике, который по должности включен в состав правительственного кабинета. Еще одним примером является Япония, где проблемами экономической безопасности успешно занимается Министерство внешней торговли и промышленности, которое управляет всей экономической политикой Японии и является вершиной отраслевой структуры хозяйства страны. До появления Департамента экономической безопасности у нас в стране уже были попытки создания подобных учреждений: Комитет по защите экономических интересов России, рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ и другие аналогичные структуры.

Новый орган по банковскому мониторингу экономической безопасности должен являться отдельным институтом, не входящим в состав Росфинмониторинга или МВД России. Он должен представлять собой симбиоз отдельных подразделений Департамента экономической безопасности и Департамента банковского регулирования и надзора Центрального банка и приоритетной деятельностью

которого будет являться пресечение денежных потоков для финансирования преступных элементов, используя механизм противодействия легализации доходов, добытых незаконным путем в кредитных организациях и укрепление банковского сектора экономики. Создание эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов в банках — одно из главных условий обеспечения экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2005.

2. Европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. 1990г.

3. Приказ ЦБ РФ от 01.10.1997 № 02-430 (ред. 06.05.2002) «О введение в действие новой редакции Инструкции Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций (вместе с новой редакцией Инструкции ЦБ РФ от 01.10.1997 № 1».

4. Письмо ЦБ РФ от 28.02.1997 № 419 (ред. 16.01.2004) «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций».

5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.02.2009).

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

52

финансы и кредит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.