НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
БАЛИКОЕВ А.А.,
доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, e-mail: [email protected];
ХУЗМИЕВ И.К.,
доктор технических наук, профессор, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, e-mail: [email protected]
Сложившаяся ситуация в российской энергетике требует поиска действенных механизмов по привлечению инвестиций. Отсутствие эффективной государственной политики, которая бы содействовала притоку инвестиций в энергетическую отрасль, способствует усугублению сложившейся ситуации. В статье сформулированы механизмы по изменению ситуации в данном аспекте.
Ключевые слова: инвестиции; электроэнергетика; предприятия энергетического комплекса; потребители энергетических ресурсов.
The current situation in the Russian energy sector requires the search for effective mechanisms to attract investment. The absence of effective public policies which would promote the flow of investment into the energy sector contributes to the aggravation of the situation. The article contains mechanisms to change the situation in this respect.
Keywords: investments; electric power industry; energy sector companies; consumers of energy resources.
Коды классификатора JEL: Q43, Q48.
Современное состояние экономики России неразрывно связано с функционированием и развитием электроэнергетического комплекса. Действующая в настоящее время система управления предприятиями электроэнергетического сектора всех видов собственности не отвечает мировым стандартам, предъявляемым к предприятиям жизнеобеспечивающих отраслей. Энергетическая отрасль является основой экономики страны. От функционирования электроэнергетики зависит развитие промышленных отраслей, сельского хозяйства, инфраструктуры рынка, социального сектора. Отрасли энергетического сектора выступают связующим звеном и своеобразным мультипликатором для всего народно-хозяйственного комплекса.
Используя нерыночные подходы и механизмы к управлению и организацией производственного процесса на предприятиях энергетического комплекса, ставится под угрозу экономические связи в масштабах всей страны. Монополизм на рынке энергетических ресурсов может привести к стагнации промышленных отраслей, дестабилизации социального сектора. К вопросу первоочередной важности зачастую относят высокий моральный и физический износ основных фондов на предприятиях энергетики. Решение данной проблемы связано с инвестированием в отрасль значительных финансов. Собственники предприятий энергетики основным инвестором видят потребителя и не несут перед кредитором никаких обязательств.
Для кардинальной модернизации электроэнергетической отрасли необходима разработка государственной политики, которая обеспечит надежное функционирование и развитие электроэнергетики, доступность энергоресурса для конечного потребителя.
Говоря о проблемах предприятий энергетического комплекса можно выделить следующие:
S В результате проведенной реформы возникли трудности с распределением финансовых потоков, невозможности капитальных вложений за счет собственных средств. Фактически это произошло из-за разделения РАО «ЕЭС России» на множество мелких компаний, которые функционируют не в едином холдинге, а обособленно. Это делает невозможным осуществление масштабных инвестиционных проектов планомерно в различных секторах электроэнергетики.
S Низкий уровень энергосбережения, который в настоящее время основан на антирыночных принципах формирования заявок на объемы поставок электроэнергии. При несоблюдении (недоборе) заявленных объемов энергоресурса потребитель вынужден оплачивать штраф.
S Ценообразование на услуги (тарифы) на транспорт электроэнергии в настоящее время противоречит принципам рыночного хозяйства: метод индексации и RAB метод обеспечили завышенные темпы роста указанных тарифов в общей
© А.А. Баликоев, И.К. Хузмиев, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
66
А.А. БАЛИКОЕВ, И.К. ХУЗМИЕВ
структуре тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и способствуют росту инфляции, а также не создают мотивацию сетевым компаниям электроэнергетики сокращать издержки.
Высокий физический и моральный износ основных производственных фондов (до 70%), связанный с нехваткой инвестиционных ресурсов и дороговизной капитальных ремонтов, способствует снижению надежности функционирования электроэнергетической отрасли.
Отсутствие современных технологий в процессе производства передачи, распределения и потребления в электроэнергетической сфере не позволяют должным образом контролировать всю систему. В области распределения и конечного потребления электрической энергии фактически отсутствуют системы автоматизированного технического и коммерческого учета. Данные системы способны значительно упростить и повысить эффективность распределения энергетических потоков, а также выявлять реальное потребление и коммерческие потери (по сути воровство) электрической энергии. Все это сделает прозрачной систему расчетов между поставщиками, сетевой компанией и потребителями электрической энергии, тем самым выявит реальные расходы энергетических компаний.
Недостаточно эффективная нормативно-правовая база, которая не отвечает требованиям создания реальных конкурентных отношений в сфере электроэнергетики.
Проведенная реформа российской электроэнергетики прошла без учета социального фактора. Процесс сдерживания цен на электрическую энергию для населения до 2015 г. посредством их государственного регулирования не учитывает того, что по причине специфичности и повсеместного использования электрической энергии в народном хозяйстве, ее стоимость включена в структуру затрат любого товара или услуги приобретаемой потребителем на внутренне рынке. В результате, конечный потребитель (население) оплачивает через приобретаемые товары и услуги электрическую энергию по нерегулируемой цене.
Недостаточность квалифицированных кадров, отсутствие на предприятиях энергетики управленческого персонала, способного руководить не административно-командными методами, а современными рыночными. Это значительно снижает эффективность организации персонала и производственного процесса.
Декларируемые идеологами реформы электроэнергетики России обещания привлечения масштабных инвестиций в данную отрасль после проведения реструктуризации РАО «ЕЭС России» остались только декларациями. Большой срок окупаемости вводимых в эксплуатацию основных фондов, высокие процентные ставки по банковским кредитам, несоответствие нормативно-правовой базы, и отсутствие реальных гарантий возврата инвестиций вызвали отсутствие мотивации для потенциальных инвесторов. Как указывалось выше, колоссальный износ основных фондов введенных в эксплуатацию еще в СССР создает нерешаемые проблемы в сфере предоставления качественных услуг жизнеобеспечения. Предприятия уже начали сталкиваться с проблемами масштабных аварий и невозможностью их быстрой ликвидации в результате таких происшествий из нормального функционирования выходит вся система. Услуги, которые оказывают предприятия энергетики, являются уникальными, потому как не имеют аналогов. А также, если рассматривать электроэнергетическое хозяйство административной единицы, то экономика функционирования каждого предприятия энергетики неразрывна со всем хозяйственным комплексом. Поэтому модернизация и обновление основных фондов должно проходить системно и затрагивать все сферы электроэнергетики — генерацию, передачу, распределение, сбыт.
Ввод в эксплуатацию мощностей электростанций ОГК и ТГК в основном происходил в период с 1969 по 1988 гг. и составил 57,8% от всей установленной мощности данных компаний. За период 1989 - 1998 гг. ввод в эксплуатацию генерирующих мощностей указанных компаний составил 9,6%, за период с 1998 - 2008 гг. 6,6%. Из этого следует, что 76,8% мощностей ГЭС России, 59% мощностей ТЭС России старше 30 лет, 79,6% мощностей АЭС России старше 20 лет. Налицо значительное снижение ввода генерирующих мощностей, особенно в реформенный период. Высокая степень износа генерирующих мощностей также ведет к невысокому КПД переработки топлива в электроэнергию. Так, КПД ТЭС России составляет всего лишь 36,6% при 40-45% в зарубежных странах. Таким образом, около 10% потребляемого ТЭС топлива в России сжигается впустую. Технический износ сетевого хозяйства по ЕНЭС представлен в табл. 1.
Таблица 1
Показатели технического износа ВЛ ЕНЭС по состоянию на 01.01.2010
Энергообъединение Технический износ, % Доля в общей протяженности по срокам эксплуатации,%
до 20 лет 21—30 лет 31—40 лет более 40 лет
Энергозона Центра 77,3 5,3 27,8 23,3 43,6
Энергозона Северо-Запада Юч ю' ю 11,3 23,4 39,1 26,1
Энергозона Юга 62,3 24,2 18,9 22,8 34,0
Энергозона Волги 73,2 2,7 31,3 33,9 32,1
Энергозона Урала 69,4 12,7 25,6 26,0 35,7
Энергозона Сибири 59,4 20,7 30,0 22,8 26,4
Энергозона Западной Сибири 48,9 23,1 54,7 15,2 7,0
Энергозона Востока 52,1 19,9 49,3 21,0 9,8
Как видно из данных табл. 1, технический износ сетевого хозяйства весьма значительный и в среднем по России составляет 63,7%.
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
67
Инвестиционной программой холдинга РАО «ЕЭС России» на 2008-2012 гг. предполагалось ввести в строй 43,9 ГВт генерирующих мощностей с общим объемом инвестиций 4,4 трлн руб., из которых 4,2 трлн руб. планировалось вложить в сети, тепло- и гидрогенерацию. Однако в 2009 г. общий объем вводов генерирующих мощностей составил всего лишь 1,5 ГВт, в том числе энергокомпаниями с государственным участием - 0,5 ГВт, частными энергокомпаниями - 1,0 ГВт. Для сравнения: в кризисном 1990 г. ввод генерирующих мощностей составил 4,2 ГВт.
Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 года потребность ввода энергетических мощностей составит 171 ГВт, в этой связи фактические приведенные выше данные ввода мощностей показывают не состоятельность выбранной стратегии привлечения инвестиций.
Первоочередной мерой по привлечению потенциальных инвесторов в энергетику должно стать разработка на уровне федерального правительства пакета документов, которые обеспечат полную защиту прав инвесторов, гарантировать им получение соответствующей прибыли на вложенный капитал, тем самым способствовать повышения качества и надежности предоставляемых услуг потребителям.
Существующее налоговое законодательство в России также не способствует в притоке заемных средств самими предприятиями. Отрасль региональной энергетики на сегодняшний день не является быстроокупаемой и высокорентабельной, а кредиты, выдаваемые банками, требуют обслуживания. И руководство предприятия, чем брать дорогой кредит на обновление и модернизацию основных фондов всего имущественного комплекса, предпочитает работу «в аварийном режиме» — основные ремонтные работы являются текущими. Но резервы компенсации небезграничны, и замена изношенного оборудования — неизбежная мера. В этом случае необходимы стабильные и долгосрочные правила игры в правовом поле инвестиционного рынка, а для самих предприятий мотивацией может стать введение для предприятий энергетики института ускоренной амортизации, различные налоговые льготы для ускорения сроков окупаемости проекта.
На сегодняшний день источниками капитальных вложений могут стать:
• различные кредитные организации;
• финансирование за счет собственных ресурсов предприятий;
• привлечение потенциальных инвесторов, в том числе и населения, путем разработки различных схем и нестандартных решений эксплуатации и управления имуществом предприятия;
• привлечение бюджетных средств для финансирования наиболее важных социальных проектов;
• грамотная государственная тарифная политика;
• проведение открытых конкурсов проектов и инвесторов на покрытие выявленных расчетным путем величин дефицитов электрической мощности по регионам и по ЕЭС в целом;
• законодательно регламентировать законные права и соблюдение интересов в сфере совместных инвестиционных проектов для промышленных компаний и предприятий электроэнергетического сектора. Причем необходимостью является принятие нормативно-правовых механизмов предусматривающих в данном случае различные формы возврата инвестиционных средств для промышленных компаний: денежные средства, энергоресурс для собственного потребления, энергоресурс для перепродажи, смешанный тип.
При разработке инвестиционных проектов и оценке объемов капитальных вложений необходимо наибольшее внимание уделять прозрачности схем расчетов и контролю за расходованием средств, также должна разграничиваться степень ответственности.
Несомненно, что предложенные направления инвестиционной активности для энергетической отрасли не являются исчерпывающими. Однако выделенные выше проблемы, по нашему мнению, характерны для большинства регионов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гассиева О.И. Формирование экономической основы привлечения инвестиций в электроэнергетику региона // Научные труды ВЭО России. Т. 153: Москва-Владикавказ-2011.
2. Гассиева О.И. Проблемы экономически устойчивого развития электроэнергетических систем России // ГБОУ ВПО «СК ГМИ» (ГТУ), ИП Цопанова А.Ю. Владикавказ-2011.
3. Протокол №1 от 20.10.2011 г. расширенного заседания секции электроэнергетики Научного совета по комплексным проблемам энергетики РАН (НС КПЭ).
4. Рясин В.И. Принципы формирования инвестиционной политики в энергетике региона // «Вестник ИГЭУ» Вып. 4. 2005.
5. Хузмиев И.К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент. Научные труды ВЭО России. Т. 42. М., 2003.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2