10. Сысоев П.В. Социокультурный компонент содержания обучения амери-
I ^ канскому варианту англ. языка (для школ с углубленным изучением англ.
¡5 I языка): Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 1999.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС-II). 2010. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/543 (дата
О II обращения: 20.03.2014).
12. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
13. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence (Multilingual Mattersn (Series)). 1998. URL: http://www.google.ru/books? id=0vfq8JJWhTsC&lpg=PR7&ots=W-UQJbeffiv&dq=Michael%20Byram%20 1997&lr&pg=PR7#v=twopage&q&f=false (дата обращения: 20.03.2014).
14. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge, 2001. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/ framework_en.pdf (дата обращения: 20.03.2014).
А.П. Мягкова
некоторые направления деятельности образовательного учреждения по формированию гражданственности у школьников
в статье формирование гражданственности у учащихся рассмотрено как одно из направлений деятельности образовательного учреждения в рамках фГос на примере ГбоУ соШ № 2012 г. Москвы.
Ключевые слова: деятельность образовательного учреждения, формирование гражданственности, школьники.
Гражданское воспитание подрастающего поколения является предметом обсуждения в различных аспектах в научно-педагогической литературе и приоритетным направлением образовательной стратегии, что свидетельствует о его значимости, актуальности и многоаспектности. В педагогических исследованиях данная проблема связана, в первую очередь, с изучением личности воспитуемых в процессе гражданского воспитания (Б.З. Вульфов, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, М.И. Резни-
кова, В.В. Страхов, М.А. Ступич, И.В. Суколенов, В.А. Сухомлинский, Е.Л. Сырцова, Г.Н. Филонов и др.). В аспекте становления личности учащихся становится очевидным, что требуется разработка новых педагогических технологий, которые делают акцент на общечеловеческих ценностях, подчеркивают социальную направленность проблемы, что позволяет особым образом обратить внимание на локальный опыт их организации, конструирования и освоения.
Г.Н. Филонов, например, предлагает российским школам найти «зоны» воспитания гражданственности в своих учащихся, которые в дальнейшем будут способны к социализации в условиях гражданского общества, уважать права и свободы личности, обладать сформированным чувством ответственности за страну, родной край. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на изучение проблем методических и теоретических инноваций, основанных на проектировании воспитательных систем (В.С. Безрукова, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.) и конструировании образовательных технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и др.), обеспечивающих этот процесс.
В данной статье мы предлагаем разработанную и внедренную в практику деятельности образовательного учреждения систему организации процесса, направленного на формирование гражданских компетенций воспитательными средствами. Ее структура раскрывается через целевое определение и сущностные характеристики, которые включают четкое представление педагогическим коллективом общеобразовательной школы уровня предполагаемого результата; системность работы; новизну и перспективность содержания воспитательного процесса, ориентированные на требования со стороны современного общества, а также учитывающие новые идеи; динамизм процесса обучения и воспитания, высокую результативность педагогического процесса. Важнейшее требование к данной организационной системе - это построение деятельности педагогического коллектива в строгой последовательности и достижение прогнозируемого результата, который формулируется как готовность учащихся к реализации себя как гражданина великой страны, обретение им собственного опыта активной деятельности в обществе. Она обеспечивает: формирование гражданского и патриотического сознания, самосознания личности, толерантности, гражданских качеств у старшеклассников; воспитание уважения гражданских прав и свобод, национально-исторических культурных ценностей и традиций российского общества, ценностного отношения к семье учащихся; повышение уровня их гражданской культуры и гражданской активности.
о ^ го 9
В данном направлении в соответствии с Федеральным образователь-11 ным стандартом на ступени начального общего образования осуществ-| § ляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения | ™ обучающихся; на уровне основного и среднего общего образования -о формирование гражданской идентичности обучающихся. При этом лич-=б ностные результаты освоения основной образовательной программы ° основного общего и среднего общего образования должны отражать определенный уровень, соответствующий возрастным особенностям:
- на ступени основного общего образования - формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- на ступени среднего общего образования - формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире [1].
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ, организация занятий по направлениям урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса в школе. Их воспитательными результатами являются приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта переживания и позитивного отношении к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, получение школьником опыта самосто-
ятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно настроены.
Данные задачи воспитания ставят школу перед проблемой более эффективного использования тех технологий, которые уже используются в воспитательном процессе, и разработке новых.
В связи с необходимостью решения поставленных государством задач образования и воспитания подрастающего поколения в духе межкультурного диалога, формирования гражданской позиции, ГБОУ СОШ № 2012 Юго-Восточного округа г. Москвы, привлекая первоклассных специалистов, уже 10 лет успешно осуществляет внедрение в воспитательный процесс диалогических программ международной и культурной деятельности. Можно сказать, что в настоящее время школа стала своеобразным досуго-вым и культурным центром. она разработала комплексный подход к решению проблем толерантности и воспитания в духе патриотизма: это создание творческой, гостеприимной молодежной среды школы, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма и толерантности в рамках базового проекта «Школа культуролога», включающего подпроекты «Школа как субъект территориального развития», «Молодежь в диалоге», «Школа - театр», «Школа - музей», «Одаренные дети» и др. В настоящее время выделилось несколько направлений их деятельности: подготовка и участие в международном культурологическом фестивале «Евроада»; этнокультурном фестивале ученической молодежи «С любовью к России», приуроченном ко дню народного единства, международной интернет-игре «Наше достояние 2014», проведение в рамках российско-германского сотрудничества международных обменов школьников (с 2008 г.) и учителей (2011, 2012 гг.) и др. Кроме того, на базе школы № 2012 в рамках развития сетевого взаимодействия школ функционирует лагерь «Юный журналист» (2010, 2011, 2012, 2013 гг.), с 2011 г. - профильный языковой лагерь для одаренных детей АБС-лэнд и лагерь летнего отдыха на базе международного центра «Зорничка» в Словакии; осуществляются программы мастер-классов, конференций и круглых столов, музыкальных программ под общим названием «Музыкальный абонемент на Верхних полях» (руководитель народный артист РФ М.М. Кизин). В 2013 г. школа приступила к осуществлению проекта, посвященного Л.Г. Зыкиной.
В рамках гражданско-правового воспитания учащихся решались воспитательные задачи по ознакомлению детей с героическим прошлым и настоящим нашего народа, воспитанию чувства уважения к истории своего народа, чувство гордости за принадлежность к нему, повышению уровня гражданско-правовой культуры учащихся.
о ^ го 9
к Например, в преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечест-11 венной войне в школе проходят тематические классные часы, беседы и | § встречи, благотворительные акции. Проводится большая работа по созда-| ™ нию новой экспозиции школьного музея «Великая Отечественная война в о творчестве детей». Руками детей оформляются выставки, приуроченные =б к знаменательной дате, готовятся спектакль театральной студии, темати-° ческие концертные программы, уроки мужества, акции по темам: «Герои великой Победы», «По страницам истории страны», «Битве под Москвой посвящается», «Блокадный Ленинград», «Сталинградская битва: они сражались за Родину», «Курская дуга», «Этапы Великой Победы», «Мужество и героизм» и другие тематические мероприятия, посвященные дням воинской славы. Учащиеся школы - постоянные участники районных встреч с ветеранами, митингов и других мероприятий, проводимых Управой Люблино и Юго-Восточным окружным управлением образования г. Москвы.
В процессе осуществления этих программ выявляется их эффективность по следующим параметрам: у выпускников школы формируется гражданская позиция, они становятся обладателями целостного, толерантного взгляда на мир, более социально ориентированными, знакомыми с многообразием культур, народов и религий, формируются умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Все мероприятия молодежных форумов и фестивалей объединены общей идеей диалога культур и складываются из набора программных мероприятий, включающих в том числе представление проектов социальной направленности, работы форум-команд; тематических интерактивов; творческие культурные и спортивные мероприятия, дебаты, пресс-конференции с приглашенными ведущими персонами; публикация материалов в СМИ, подготовка ежегодных тематических журналов; выпуск методических материалов, формирование гражданской и творческой активности и совершенствование технологических навыков на основе изучения жизни. Для каждого мероприятия составляется положение, программа, создается организационный комитет и проводится награждение участников.
Таким образом, мы подчеркиваем, что основной целью воспитания и социализации обучающихся образовательного учреждения является: личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, необходимых для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, а воспитательный потенциал его деятельности выражается в ценностных
общечеловеческих гражданских ориентирах, которые определены кон- к цепцией Федерального государственного образовательного стандарта: | о патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и |§ творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и лите- с ^ ратура; природа; человечество [1].
Библиографический список
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897. URL: http: rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 12.04.2014).
Т.Ю. Прокопец
особенности работы хормейстера в детском хоровом коллективе: музыкально-педагогический аспект
рассмотрена взаимосвязь музыкально-педагогического и художественно-исполнительского аспектов; выявлены воспитательно-образовательные и развивающие задачи в работе хормейстера. особое внимание уделено проблеме репертуарной политики в работе с хоровым коллективом. Ключевые слова: детский хоровой коллектив, хормейстер в детском коллективе, детский хоровой репертуар.
Период на стыке ХХ-ХХ1 вв. называют периодом интерпретаторов. Поэтому не случайно в последние двадцать лет к детскому музыкальному образованию и хоровому репертуару предъявляются повышенные требования, где главной целью становится не освоение учащимися сложного современного музыкального материала и языка, но, прежде всего, художественно-эстетическое воспитание, воспитание музыкальной культуры, развитие общих и специальных способностей, гибкого музыкального мышления. В связи с этим, работа хормейстера с детским хоровым коллективом имеет свою специфику и направлена, прежде всего, на воспитание и развитие учащихся с точки зрения их художественного и творческо-