Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ОПЕРОЙ ХХI ВЕКА'

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ОПЕРОЙ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОПЕРА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ОПЕРА / ЛИБРЕТТО / ТОТАЛЬНАЯ ОПЕРА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА И В НАЧАЛЕ ВЕКА ХХI / MODERN OPERA / LITERARY OPERA / LIBRETTO / TOTAL OPERA / VISUALIZATION OF CULTURE IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY AND AT THE BEGINNING OF THE TWENTY-FIRST CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амрахова Анна Амраховна, Васильева Елена

В статье исследуются основные тенденции в развитии современной оперы. Рассматриваются важнейшие классификаторы, благодаря которым оперу подразделяют на литературную и анарративную, режиссерскую и ту, где во главе угла стоит личность композитора. Приводится сводный реестр, в котором в систематизированном виде представлены важнейшие европейские премьеры оперного искусства за последние двадцать лет. Этот список позволяет исследовать ситуацию по разным параметрам и поставить важнейшие вопросы, освещающие эволюцию оперы: как взаимодействуют музыка и литература в современном спектакле, зависит ли качество оперы от ее ориентированности (не ориентированности) на вербальность, как в современной ситуации диалог музыки и литературы в опере сменяется полилогом ориентированных на визуализацию искусств и медиа-технологий. Список классифицируется в хронологическом порядке, он включает в себя знаковые спектакли, которые определили ход развития оперного искусства за последние 20 лет (2000 - 2020 годы).В характеристике оперы указывается автор либретто, в отдельных случаях - литературный первоисточник, легший в основу оперного сюжета. Рядом с названием каждой оперы указываются даты и место первого исполнения, прослеживается последующая постановочная биография, что позволяет создать убедительную картину интенсивной жизни жанра, несмотря на неоднократно провозглашаемую «смерть оперы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OBSERVATIONS ON OPERA OF THE XXI CENTURY

The article examines the main trends in the development of modern Opera. The most important classifiers are considered, thanks to which Opera is divided into literary and anarrative, Director's and one where the personality of the composer is at the forefront. A summary register is provided, which presents in a systematic form the most important European premieres of Opera over the past twenty years. This list allows you to explore the situation by various parameters and raise the most important questions that illuminate the evolution of Opera: how music and literature interact in a modern performance, whether the quality of the Opera depends on its orientation (not orientation) to verbality, how in the modern situation the dialogue of music and literature in the Opera is replaced by a polylogue of visualization-oriented arts and media technologies. The list is classified in chronological order, and includes landmark performances that have defined the development of Opera over the past 20 years (2000 - 2020). The description of the Opera indicates the author of the libretto, in some cases-the literary source that formed the basis of the Opera plot. Next to the name of each Opera, the dates and place of the first performance are indicated, and the subsequent staged biography is traced, which allows you to create a convincing picture of the intense life of the genre, despite the repeatedly proclaimed “death of the Opera”.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ОПЕРОЙ ХХI ВЕКА»

DOI: 10.26086/NK.2020.2.56.004 УДК 782

© Амрахова Анна Амраховна, 2020

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки E-mail: amrahovaaa54@hotmail.com

© Васильева Елена, 2020

Певица, драматическое сопрано, приглашенная солистка Национальной оперы Нидерландов (Амстердам), Лионской оперы (Лион), Английской национальной оперы (Лондон), оперы «Ля Скала» (Милан), оперных театров Шатле и Комической оперы (Париж) E-mail: a.raskatov@gmx.net

НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ОПЕРОЙ ХХ! ВЕКА

В статье исследуются основные тенденции в развитии современной оперы. Рассматриваются важнейшие классификаторы, благодаря которым оперу подразделяют на литературную и анарративную, режиссерскую и ту, где во главе угла стоит личность композитора. Приводится сводный реестр, в котором в систематизированном виде представлены важнейшие европейские премьеры оперного искусства за последние двадцать лет. Этот список позволяет исследовать ситуацию по разным параметрам и поставить важнейшие вопросы, освещающие эволюцию оперы: как взаимодействуют музыка и литература в современном спектакле, зависит ли качество оперы от ее ориентированности (не ориентированности) на вербальность, как в современной ситуации диалог музыки и литературы в опере сменяется полилогом ориентированных на визуализацию искусств и медиа-технологий.

Список классифицируется в хронологическом порядке, он включает в себя знаковые спектакли, которые определили ход развития оперного искусства за последние 20 лет (2000-2020 годы). В характеристике оперы указывается автор либретто, в отдельных случаях — литературный первоисточник, легший в основу оперного сюжета. Рядом с названием каждой оперы указываются даты и место первого исполнения, прослеживается последующая постановочная биография, что позволяет создать убедительную картину интенсивной жизни жанра, несмотря на неоднократно провозглашаемую «смерть оперы».

Ключевые слова: современная опера, литературная опера, либретто, тотальная опера, визуализация культуры во второй половине ХХ века и в начале века XXI.

© Amrahova Anna A., 2020

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia), Doctor of Arts, Professor of the Department of Music Theory E-mail: amrahovaaa54@hotmail.com

© Vasilieva Elena, 2020

Singer, dramatic soprano, guest soloist of the leading Opera houses in Europe — the national Opera of the Netherlands (Amsterdam), the Lyon Opera (Lyon), the English national Opera (London) and the Opera "La Scala" (Milan), the Chatelet Opera houses and the Comic Opera (Paris) E-mail: a.raskatov@gmx.net

SOME OBSERVATIONS ON OPERA OF THE XXI CENTURY

The article examines the main trends in the development of modern Opera. It considers the most important classifiers, thanks to whom Opera is divided into literary and anarrative, director's and one where the personality of the composer is at the forefront. A summary register is provided, which presents in a systematic form the most important European premieres of Opera over the past twenty years. This list allows you to explore the situation by various parameters and raise the most important questions that illuminate the evolution of Opera: how music and literature interact in a modern performance, whether the quality of the Opera depends on its orientation (not orientation) to verbality, how in the modern situation the dialogue of music and literature in the Opera is replaced by a polylogue of visualization-oriented arts and media technologies.

The list is classified the chronological order, and includes landmark performances that have defined the development of Opera over the past 20 years (2000-2020). The description of the Opera indicates the author of the libretto, in some cases — the literary source that formed the basis of the Opera plot. Next to the name of each Opera, the dates and place of the first performance are indicated, and the subsequent staged biography is traced, which allows you to create a convincing picture of the intense life of the genre, despite the repeatedly proclaimed "death of the Opera".

Keywords: modern Opera, literary Opera, libretto, total Opera, visualization of culture in the second half of the twentieth century and at the beginning of the twenty-first century.

«Театр меняющихся иерархий», — так охарактеризовал немецкий композитор Хайнер Геббельс все то, что происходит сегодня в музыкальном театре. Действительно, как-то уже неловко говорить в музыкальной среде (как научной, так и критической) о жанровых микстах, изменениях драматического дискурса, языковом расширении средств воздействия, когда в опере диалог между литературой и музыкой превращается в полилог между искусством кино, цирковыми представлениями, компьютерными технологиями, театром теней, — все это стало нормой современного оперного спектакля.

Неоднородность всего того, что происходит, свидетельствует о тектоническом сдвиге в развитии оперы, который еще не пришел к какому-то равновесию, и мы все наблюдаем за процессом, находясь внутри него. Тем не менее, кое-какие выводы делать уже можно. Если характеризовать основных «игроков» на поле современного музыкального театра, то их можно дифференцировать на тех, кто придерживается норм классического оперного нарратива, и тех, кто целенаправленно от них уходит, иными словами, на приверженцев «литературной» оперы, и сторонников «постдраматического театра»1, в нашем контексте — оперного. Говорить о том, «кто оригинальнее», — нельзя, хотя бы потому, что, когда установка на «оригинальность» (это почти всегда упирается в нарушение линейного строения дискурса) принимает массовый характер, неповторимым и оригинальным становится классический оперный спектакль, профессионально сделанный, конечно.

Евгений Цодоков, главный редактор сайта «Опера», опубликовал в 2009 году статью с говорящим названием «Опера—уходящая натура, или поминки по жанру» [5]. Он не единичен в своем пессимистическом взгляде на сегодняшний день оперы [2, с. 4]. Мы провели небольшое исследование репертуарной политики ведущих оперных площадок мира, выделяя тех из них, которые регулярно включают в свои афиши произведения современных композиторов (а значит заказывают их), это: Голландский национальный театр оперы и балета (DNO Amsterdam), Английская национальная опера (ENO, London Coliseum), Королевский театр в Ковент-Гардене (Theatre Royal, Covent Garden), Опера Бастилия (Opera Bastille, Paris),Театр Шатле (Theatre Chatelet, Paris), Лионская опера (Lyon Opera), Берлинская государственная опера (Berlin Staats Oper), Штутгартская государственная опера (Oper Stuttgart), Стокгольмская опера (Kungliga Operan).

Сводный хронологический список выглядит следующим образом:

2000

Mark Anthony Turnage «The silver Tassie».

Марк-Энтони Тёрнидж «Серебряная Тасси».

Либретто Аманды Холден по мотивам одноименной пьесы Шона О'Кейси (1927/28). Сочинение 1997 года.

Премьера: ENO Лондон.

Kaja Saariaho «L'amour de loin».

Кайя Саариахо «Любовь издалека».

Либретто Амина Маалуфа по мотивам виды2 Джауфре Рюделя3;

Зальцбургский фестиваль, Амстердам. Фильм-опера Pathéproductions

Harrison Paul Birtwistle «The last Supper».

Харрисон Бёртуистл «Тайная вечеря».

Либретто Робина Блейзера. Написана в 19981999 годах

Мировая премьера: Берлинская государственная опера, 18 апреля 2000 года.

Philip Glass «Akhnaten».

Филип Гласс «Эхнатон».

Опера в трех действиях, основанная на жизни и религиозных убеждениях египетского фараона Эхнатона (Аменхотеп IV).

Либретто Филипа Гласса в сотрудничестве с Шалом Голдман, Робертом Исраэлем, Ричардом Ридделлом и Джеромом Роббинсом. Мировая премьера состоялась 24 марта 1984 года в Штутгарте.

Американская премьера в постановке Дэвида Фримена состоялась 12 октября 1984 года в Хьюстонской Большой Опере.

Премьера в Великобритании, основанная на американской версии, состоялась 17 июня 1985 года в Английской национальной опере в Лондонском Колизее. Польская премьера состоялась 20 мая 2000 года. Новая совместная постановка английской Национальной оперы и оперного театра Лос-Анджелеса прозвучала в Лондонском Колизее 4 марта 2016 года и в LA Opera 5 ноября 2016 года. В Германии — в 2018 году. Возрождение этого спектакля в Лондоне состоялось в марте 2019 года. Этот же спектакль был сыгран в Метрополитен-опера в сезоне 2019/2020.

2001

Philippe Manoury «К».

Филипп Маноури «К».

Либретто Бернарда Паутрата и Андре Энгеля по мотивам романа «Процесс» Франца Кафки.

Театр Шатле, Париж.

2002

Peter Eotvoes4 «Le Balcon».

Петер Этвёш «Балкон».

Либретто Франсуазы Морван, Питера Этвоса и Андре Марковицапо пьесе Жана Жене. По заказу фестиваля Экс-ан-Прованс.

Премьера: 5 июля 2002 г. Экс-ан-Прованс

Tan Dun5 «Tea. A mirror of Soul».

Тан Дун «Чай: зеркало души».

Либретто Тан Дун и Cюй Ин (либреттист оперного театра Пекина).

Опера была заказана Suntory Hall в Токио, Япония,тамже состоялась ее мировая премьера. Премьера в CШA — 21 июля 2007 года в Опере Cанта-Фе в Cанта-Фе, Нью-Мексико.

Далее — Токио, Филадельфия, Нидерданд-ская национальная опера (2010), Опера Ванкувера (2013)

Michel Von der A «One».

Мишель Ван дер Аа «Одна».

Камерная опера для сопрано и видео.

Автор либретто и сценической версии Мишель Ван дер Аа.

Национальная опера Нидерландов. Амстердам.

2003

Pascal Dusapin «Perela, uomo di fumo».

Паскаль Дюсапен «Перела, Человек дыма».

Либретто Паскаля Дюсапена основано на романе Альдо Палацески «Код Перелы». Паскаль Дюсапен обращается к интерпретации евангельского сюжета по роману-притче итальянского писателя Альдо Палацески «Il codice di Perel à» (1910), главный герой которого представляет собой аллюзию на Xриста. Перела — это человек, сотканный из дыма, сын трех небесных матерей, который приходит в некое королевство, славящееся тем, что его жители всегда убивают своих королей. Мировая премьера оперы состоялась 24 февраля 2003 года в Опере Бастилии под управлением Джеймса Конлона.

Lars Ekstroem6 «Ocean of time».

Ларс Экстрём «Океан времени».

Отокгольмская опера.

Osvaldo Golijov «Ainadamar» or «Fountain of Tears».

Освальдо Голихов «Айнадамар» или «Фонтан слез».

Либретто Дэвида Генри Xван основано на истории взаимоотношений Федерико Гарсиа Лорка и Маргариты Ширгу.

Премьера: 10 августа 2003. Танглвуд.

2004

Harrison Birtwistle «The lo Passion».

Харрисон Биртвистла «lo Passion» (Страсти Ио).

Либретто на английском языке Стивена Плейса. Опера была заказана фестивалем Alde-burgh, Almeida Opera и фестивалем Bregenz в Австрии.

Премьера состоялась в «Снейпе Мальтинг» в рамках фестиваля «Альдебург» 11 июня 2004 года в постановке Стивена Лэнгриджа. В Берлине премьера состоялась 7 ноября 2008 года в постановке Берлинер Каммеропер, режиссер Кей Кунце.

Thomas Adès «Tempest».

Томас Адес «Буря».

Либретто Мередикт Оукс по пьесе Шекспира.

Премьера состоялась в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в феврале 2004 года, в 2005 году были осуществлены постановки в Страсбургской опере и Копенгагенском оперном театре. Американская премьера состоялась в Санта — Фе 29 июля 2006 года. Опера была возрождена в Ковент-Гарден в марте 2007 года. Первое исполнение в Германии — в январе 2010 года (Франкфуртская опера). За запись спектакля в Ковент-Гарден Адес был удостоен звания «Композитор года» (2010). Метрополитен-опера включила оперу в сезон 2012-13 годов. Та же постановка была осуществлена в Вене в 2015 году.

Peter Eotvoes «Angels in America».

Петер Этвёш «Ангелы в Америке».

Либретто Мари Мезей по пьесе Тони Кушнера.

Опера поставлена в театре Шатле, Париж.

Премьера в Нью-Йорке состоялась в 2017 году в Нью-Йоркской городской опере.

Mathias Pintscher1 «Espace dernier».

Матиас Пинчер «Последнее пространство».

Сюжет основан на стихах, рисунках Артю-ра Рембо.

Опера Бастилия.

John Adams «Doctor Atomic».

Джон Адамс «Атомный доктор».

Либретто Питера Селларса.

Большая часть текста была взята из рассекреченных правительственных документов и сообщений ученых, чиновников и военных, которые были вовлечены в проект создания атомной бомбы. Либретто включает также стихи Шарля Бодлера и Мюриэль Рукейзер, сонеты Джона Донна, цитаты из Бхагавад-гиты и традиционную индейскую песню племени Тева.

Премьера спектакля состоялась в Опере Сан-Франциско 1 октября 2005 года. Далее — в Чикаго, в Европе — в 2007 году была поставлена в Нидерландской национальной опере (Амстердам).

Toshio Hosokawa «Hannjo».

Тосико Хосокава «Хандзё».

Премьера: в программе фестиваля в Экс-ан-Прованс, Франция. Далее в Нидерландах, Бельгии, Германии, Италии и Японии.

2005

Mickael JarrelP «Galiléi».

Микаэль Жаррель «Галилей».

Либретто Микаэля Жарреля по пьесе Бер-тольда Брехта «Жизнь Галилея».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опера заказана Женевским фондом культуры, премьера состоялась 20 декабря 2005 в Женеве.

Einojuhani Rautavaara9 «Aleksis Kivi».

Эйноюхани Раутаваара «Алексис Киви»10.

Либретто: Эйноюхани Раутаваара. Финская национальная опера

Philippe Boesmans «Miss Julie».

Филипп Бёсманс «Джули».

Либретто: Люк Бонди, Мари-Луиза Бишофбергер по пьесе Стриндберга «Мисс Джули».Экс-ан-Прованс, 2005, Театр Шатле, Париж.

2006

BrunoMantovani11 «L'autre côté».

Брюно Мантовани «С другой стороны».

Либретто Франсуа Рено (в сотрудничестве с Брюно Мантовани) по мотивам романа Альфреда Кубина «Die andere Seite». Премьера: 23 сентября 2006 года, Страсбург.

Pascal Dusapin «Faustus, the last night».

Паскаль Дюсапен «Фауст, последняя ночь».

Либретто Паскаля Дюсапена (на английском языке) по мотивам пьесы Марлоу. В либретто включены цитаты из текстов Калигулы, Шекспира, Уильяма Блейка, Гертруды Стейн и Аль Капоне. Опера была заказана государственной оперой Унтер ден Линден в Берлине и Национальной оперой Лиона. Была исполнена в театре Шатле, Париж, в США — на фестивале в Чарльстоне.

Michel Van der Aa «After life».

Мишель Ван дер Аа «После жизни».

Либретто Мишеля ван дер Аа по фильму Хирокадзу Корээда12 «После жизни» (1966).

Нидерландская национальная опера, Амстердам. Воспроизведена там же в 2009 году.

John Adams «A Flowering Tree».

Джон Адамс «Цветущее дерево».

Либретто Петера Саллерса.

Премьера: на фестивале в Вене, посвященном 250-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта.

George Benjamin «Into the Little Hill».

Джордж Бенджамин «В малый холм».

Либретто Мартина Кримпа по сказке о Крысолове.

По заказу Festival d'Automne à Paris, при участии фонда Эрнста фон Сименса, Парижской национальной оперы и Современного ансамбля с участием фонда Forberg-Schneider.

Премьера 22 ноября 2006 года, Фестиваль д'Автом, Опера Бастилия, Национальная опера Парижа.

2007

Vladimir Cosma «Marius and Fanny».

Владимир Косма «Мариус и Фанни».

Либретто Мишеля Ленглини, Жана-Пьера Ланга, Мишеля Ривегаша, Антуана Шаламеля, Мишеля Арбаца и Владимира Космы основано на сценической и кинематографической трилогии Марселя Паньоля13 «Мариус, Фанни и Сезар». Премьера оперы состоялась 4 сентября 2007 года в Марсельской опере.

2008

Peter Etvoes «Love and Other Demons».

Петер Этвёш «Любовь и другие демоны».

Либретто венгерского автора Корнела Хам-вая. Основано на романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовь и другие демоны».

Премьера состоялась 10 августа 2008 года на фестивале в Глайндборне.

В 2010 году была поставлена в театре Шатле. Париж

Peter Etvoes «Lady Sarashina».

Петер Этвёш «Леди Сарашина».

Либретто Мари Мезей основано на фрагментах дневника дочери Такасуе (Леди Сараши-на) «Как я пересекла Мост снов» (XI век).

Премьера состоялась 4 марта 2008 года в Национальной опере Лиона.

Harrison Birtwistle «The Minotaure».

Харрисон Бёртуистл «Минотавр».

Либретто Дэвида Харсента основано на греческом мифе о Минотавре. Премьера: Королевский театр Ковент-Гарден, Лондон.

Возрождена там же в 2015 году и выдержала 5 спектаклей.

Pascal Dusapin «Passion».

Паскаль Дюсапен «Страсти».

Либретто Паскаль Дюсапена на основе мифа об Орфее, где ситуация «наоборот» — о герое, который «не повернулся» к возлюбленной, зная, чем это грозит.

Премьера: Фестиваль в Экс-ан-Провансе, Франция.

Philippe Fenelon «Faust».

Филипп Фенелон «Фауст».

Либретто Филиппа Фенелона по «Фаусту» Николауса Ленау14.

Премьера состоялась 25 мая 2007 года, Театр дю Капитоль, Тулуза.

Louis Andriesen «La Comedia».

Луи Андриссен «Комедия».

Либретто Луи Андриссена в сотрудничестве с режиссером Xэлом Xартли. В основе лежит «Божественная комедия» Данте, а также фрагменты из других источников, включая Ветхий Завет и поэзию Йоста ван ден Вондела.

Премьера спектакля состоялась 12 июня 2008 года в театре «Koninklijk Carré» в Амстердаме. Опера была исполнена в 2010 году в концертной версии, но с теми же актерами и музыкантами в концертном зале Диснея в Лос-Анджелесе и Карнеги-холле в Нью-Йорке. Еще одно концертное исполнение состоялось в Лондоне в «Барбикане» в 2016 году в исполнении Cимфонического оркестра BBC. Опера получила премию Гравемейера за музыкальную композицию 2011 года, а в 2014 году была выпущена запись премьерного спектакля на CD и DVD.

2009

Joerg Widmann15 «Am Anfang».

Йорг Видманн «С начала».

Опера Бастилия.

2010

Kaja Saariaho16 «Emilie».

Кайя Саариахо «Эмили».

(авторское обозначение «монодрама»).

Либретто Амина Маалуфа. Героиня монодрамы «Эмили» — историческая личность, французский математик и физик, переводчик и писатель, муза и вдохновительница Вольтера — Габриэль Эмили Ле Тоннелье дю Шатле (1706— 1749). Опера написана в 2008 году, премьера состоялась в 2019 году в Лионе.

Philippe Manoury «60 ième Parallèle».

ФилиппМанури «60-ая параллель».

Либретто на французском языке Мишеля Дойча. Основной мотив встреча разных людей, судеб на перекрестке — был заимствован из пьесы А. Чехова «На большой дороге». Работа над оперой велась с 1995 по 1996 год. Заказ театра Шатле и IRCAM.

Премьера состоялась в Театре Шатле, Париж.

Peter Etvoes «Die Tragoedie des Teufels».

Петер Этвёш «Трагедия дьявола».

Либретто Альберта Остермайера по пьесе «Трагедия человека» венгерского автора Имре Мадаха (1823-1864), в которой Люцифер бросает вызов Богу в битве за душу Адама. Премьера состоялась в Баварской государственной опере.

Daniel Catàn «Ilpostino».

Даниэль Катан118 «Почтальон».

Либретто композитора основано на романе «Ardiente paciencia» Антонио ^армета19 и фильма «Почтальон» Майкла Рэдфорда.

^чинение заказано Лос-Анджелесской оперой, которая продюсировала премьеру совместно с Театром Ан дер Вин в Вене и Театром Шатле в Париже. Премьера состоялась в Лос-Анджелесе 23 сентября 2010 года. Даниэль Катан написал роль Пабло Неруды для Пласидо До-минго, который спел ее на премьере в Лос-Анджелесе и в последующих выступлениях в Вене и Париже.

Alexander Raskatov «A dog's heart».

Александр Раскатов «Собачье сердце».

Либретто Чезаре Маззонис по повести М. Булгакова.

Мировая премьера состоялась 7 июня 2010 года, Het Muziektheater, Амстердам, затем прошли спектакли в Лондоне, Лионской опере, La Scala (Милан) и Амстердаме (2017).

2011

Dellaira «The secret Agent».

Майкл Деллайа17 «Секретный агент».

Либретто Дж. Д. МакКлатчи по мотивам романа и пьесы Джозефа Конрада.

Опера была заказана Центром современной оперы, оперы «Длинный лист» и оперы «^ан-Антонио». Первое исполнение состоялось 18 марта 2011 года в театре «Сильвия и Дэнни Кей», Нью-Йорк.

Nico Muhly «Two Boys».

Нико Мухли «Два мальчика»

Либретто американского драматурга Крейга Лукаса. История оперы основана на реальных событиях в Манчестере, Англия.

Премьера состоялась в Английской национальной опере (ENO) в Лондоне 24 июня 2011 года, затем в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в октябре и ноябре 2013 года.

Lera Auerbach «The Blind».

Лера Ауэрбах «Слепой».

Одноактная опера-капелла для 12 голосов.

Либретто (на английском языке) Леры Ауэрбах по мотивам романа Мориса Метерлинка «Les Aveugles». Премьера состоялась 13 октября 2011 года в Берлине (Kammeroper) Vocalconsort Berlin. Дирижер — Филипп Майерс.

Bruno Montavani «Akhmatova».

Бруно Монтавани «Ахматова».

Либретто Кристофа Гристи. Опера Бастилия, Париж.

Mark-Anthony Turnage «Anna Nicole».

Марк-Энтони Тёрнидж «Анна Николь».

Либретто Ричарда Томаса на основе биографии Анны Николь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Премьера состоялась 17 февраля 2011 года. Королевский оперный театр, Лондон. Повторно в Конвент-Гардене была поставлена в 2014 году. Европейская премьера оперы состоялась в Театре Дортмунда (Германия) в апреле 2013. Премьера в США состоялась 17 сентября 2013 года в постановке Нью-Йоркской оперы в Бруклинской академии музыки.

Lera Auerbach «Gogol».

Лера Ауэрбах «Гоголь».

Венская опера, Австрия.

Toshio Hosokawa«Matsukaze».

Тошио Хосокава «Мацуказе».

Либретто Ханны Дюбген по оригинальному сюжету театра No (написанному около 1412 г. Зеами Мотокио). Опера была заказана Брюссельским Королевским театром ла Монн в 2011 году с последующими показами в Люксембурге, Варшаве и Берлине. Ее североамериканская премьера состоялась в мае 2013 года на фестивале в Сполето, США (в Чарлстоне, штат Южная Каролина).

2012

Georges Benjamin «Written on skin» .

Джордж Бенджамин «Написано на коже».

Либретто Мартина Крима основано на легенде о трубадуре Гийоме де Кабестане. Первое исполнение состоялось 7 июля 2012 года на фестивале в Экс-ан-Провансе. Британская премьера в Королевском оперном театре в Лондоне состоялась в марте 2013 года. Премьера в Париже в Opéra-Comique в ноябре того же года.

Gerald Barry «L' importance d'être constant».

Джеральд Барри «Важность быть серьезным».

Написана по заказу филармонии Лос-Анджелеса и Центра Барбикана в Лондоне, опера была исполнена только в концертной версии в 2012 году. Была поставлена в Нэнси. Национальная опера Лотарингии. 17 марта 2013 года.

2013

Peter Etvoes «Paradise Reloaded» (Lilith).

Петер Этвёш «Перезагрузкарая» (Лилит).

Либретто Альберта Остермайера.

Премьера оперы состоялась в октябре 2013 года в Вене, а затем в феврале 2014 года состоялась премьера в Венгрии в Будапеште.

Thiery Escaich20 «Claude».

Тьерри Эскейх «Клод».

Либретто Роберта Бадинтера, который был министром юстиции при Франсуа Миттеране. Либретто основано на рассказе Виктора Гюго «Клод Гё».

Лионская опера.

2014

Peter Etvoes «Der goldene Drache».

Петер Этвёш «Золотой Дракон».

Либретто Ролана Шиммельпфеннига основано на его одноименной пьесе.

Премьера состоялась 29 июня 2014 года в депо Бокенхаймер во Франкфурте под управлением композитора. Затем спектакль был показан на фестивале в Брегенце в августе 2015 года. Премьера в Великобритании была осуществлена Музыкальным театром Уэльса в 2017 году.

Charles Wuorinen «BrokobackMountain».

Чарльз Вуоринен «Горбатая гора».

Либретто Энни Прулкс основано на ее рассказе 1997 года «Горбатая гора». Мировая премьера состоялась 28 января 2014 года в Мадриде. Премьера в Германии состоялась в Аахене 7 декабря 2014 года. Камерная версия, заказанная Зальцбургским государственным театром (Salzburger Landestheater) была исполнена 27 февраля 2016 года.

2015

Pascal Dusapin «Penthesilea».

Паскаль Дюсапен «Пентесилея».

В основе либретто — пьеса Генриха фон Клейста, в которой своеобразно трактуется одна из версий смерти Ахилла.

Премьера состоялась втеатре «La Monnaie» в Брюсселе в 2015 году.

2016

Gerald Barry «Alice's Adventures under ground».

Джеральда Барри «Приключения Алисы под землей».

Либретто композитора основано на книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Опера впервые прозвучала в концертном исполнении в концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе 22 ноября 2016 года (спектакль повторился с тем же актером и дирижером, Томасом Адесом, в Барбикан-центре в Лондоне несколько дней спустя). В Королевском оперном театре была поставлена в феврале 2020 года (совместная постановка Королевского оперного театра, Ирландской национальной оперы и Голландской национальной оперы).

Peter Etvoes «Senza Sangue».

Петр Этвёш «Без крови».

Либретто Мари Мезей основано на второй части одноименного романа Алессандро Барикко. В концертной версии опера была исполнена Кельнским филармоническим оркестром 1 мая

2015 года. Премьера состоялась 15 мая 2016 года на фестивале в Авиньоне.

Toshio Hosokawa «Stilles Meer».

Тошио Хосокава «Стилс Меер».

Либретто Ханны Дюбген по оригинальному тексту Оризы Хираты в немецком переводе Доротеи Гаштнер. История основана на традиционной японской пьесе «Сумидагава», которую Хосокава адаптировал, чтобы сосредоточиться на буддийской теме.

Премьера оперы состоялась 24 января

2016 года в Staatsoper Hamburg.

2017

ThomasAdès «Exterminating Angel».

Томас Адес «Уничтожающий ангел».

Либретто Тома Кернса в сотрудничестве с Адесом основано на одноименном фильме 1962 года Луиса Бунюэля. Опера была заказа-наЗальцбургским фестивалем, Королевским оперным театром Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и Королевской датской оперой.

Мировая премьера состоялась 28 июля

2016 года в Haus für Mozart (Зальцбург). Премьера в Великобритании состоялась в Королевском оперном театре Ковент-Гарден 24 апреля

2017 года. Премьера в Северной Америке — 26 октября 2017 года в Метрополитен-опера.

John Adams «Girls of the golden West».

Джон Адамс «Девочки золотого Запада».

Либретто Питера Селларса основано на письмах Луизы Клэпп, жившей в течение полутора лет (1851-1852) в шахтерском поселении Рич-Бар во время Калифорнийской золотой лихорадки. В либретто задействованы отрывки из других источников литературы того периода, включая газетные статьи и сочинения Марка Твена.

Премьера оперы состоялась в Сан-Франциско 21 ноября 2017 года.

2018

George Benjamin «Lessons in Love and Violence».

Джордж Бенджамин «Уроки любви и насилия».

Либретто Мартина Кримпа основано на истории короля Эдуарда II и Пирса Гевестона, которая изложена в пьесе Кристофера Марлоу «Эдвард II». Опера была впервые показана в Королевском оперном театре Лондона 10 мая 2018 года под управлением композитора.

Nico Muhly «Marnie».

Нико Мухли «Марни».

В основе либретто Николаса Райтароман Уинстона Грэма 1961 года, по которому Альфред Хичкок снял в 1964 году психологический триллер. Завершает трилогию фильмов о жертвах психопатических отклонений, начатую фильмами «Психо» (1960) и «Птицы» (1963).

Michael Jarrell «Berenice».

Микаэль Жаррель «Беренис».

Либретто Микаэля Жарреля на основе пьесы Расина.

Национальная опера Парижа, Дворец Гарнье.

Tan Dun «Buddha Passion».

Тан Дун «Страсти Будды».

Мировая премьера состоялась 23 мая 2018 года в Дрездене, Германия.

Georg Kùrtag «Fin de Partie».

Дьордь Куртаг «Конец игры».

Либретто основано на пьесе Сэмюэля Беккета «Конец игры».

Премьера состоялась в театре La Scala в Милане. Премия Grammy Award 2019.

Alexander Raskatov «Germania».

Александр Раскатов «ГерМАНИЯ».

Либреттона основе произведений Хайнера Мюллера.

Лионская опера.

OndreijAdamek «Seven Stones of Babel Tower».

Ондржей Адамек «Семь камней Вавилонской башни».

Либретто основано на произведении исландского поэта Шона21 «Семь камней в Вавилонской башне».

Фестиваль Экс-ан-Прованс.

Heinz Holliger «Lunea».

Хайнц Холлигер «Ленау».

Либретто Клауса Хендла на тексты Никола-уса Ленау. Опера разворачивается на 23 «страницах» — видениях, вспышках прозрениях и фантазийных образах, которые проливают свет на тексты, рисунки и эпизоды жизни поэта-бидер-мейера Николауса Ленау.

Цюрихский оперный театр, Швейцария.

Alexander Raskatov «Zatmenie».

Александр Раскатов «Затмение».

Либретто А. Раскатова с использованием фактологического материала из архивных документов и переписки участников восстания декабристов, а также цитат из произведений русских писателей и поэтов XIX и ХХ веков.

Премьера состоялась в Мариинском театре (концертное исполнение, дирижер В. Гергиев). Новая версия прозвучала на фестивале в Монтрё (2019).

2019

Ben Wright. «The lost Things».

Бен Райт «Потерянная вещь».

Либретто Жюля Максвелла по мотивам книги Шона Тана «Потерянная вещь».

Премьера состоялась в Конвент-Гардене, Лондон.

Olga Neuwirth «Orlando».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ольга Нойвирт «Орландо».

Либретто автора по одноименному роману Вирджинии Вульф.

Премьера состоялась в Венской опере.

2020/2021

Jake Heggie «DeadMan Welking».

ДжейкХегги «Ходячий мертвец».

Либретто Терренса МакНалли основано на одноименной книге Хелен Прежан (CSJ). Премьера состоялась 7 октября 2000 года в Военном мемориальном оперном театре в постановке оперы Сан-Франциско.

Далее последовали: Австралийская премьера в августе 2003 года в Государственной опере Южной Австралии; Канадская премьера состоялась в январе 2006 года в Калгари; Европейская — в мае 2006 года в Semperoper в Дрездене, 26 сентября 2007 года — в Театре ан дер Вин в Вене, а также в Опере Мальме в Мальме, Швеция.

Новая оркестровка оперы для 31 музыканта, подготовленная под руководством Джейка Хегги, была впервые показана в Центре искусств Yerba Buena в Театре искусств в Сан-Франциско в феврале 2015 года Оперой Параллель. Премьера в Великобритании состоялась в Королевской консерватории Шотландии в мае 2019 года.

Опера была исполнена в Израиле в декабре 2019 года.

В новой постановке Иво ван Хова будет представлена в Метрополитен-опера с 8 апреля по 2 мая 2021 года.

Marc André Dalbavie «Le soulier de Satin».

Марк Андре Дальбавие «Атласный башмачок».

Либретто Рафаэля Флериепо по пьесе Поля Клоделя «Атласный башмачок».

Премьера состоялась в Опере Бастилия, Париж.

Thierry Escaich «Shirine».

Тьерри Эскейх «Ширин».

Либретто обладателя Гонкуровской премии 2008 года Атика Рахими.

Лионская опера.

К каким выводам приводит ознакомление с этим реестром? Его можно считать не полным, потому что в поле нашего зрения попали не все оперные площадки мира, кроме того, в список не включены повсеместно исполняемые оперы композиторов — Хейнце, Адамса, Гласса и других авторов, — написанные в конце ХХ столетия.

Первый и самый главный вывод — слухи о смерти оперы сильно преувеличены. Можно сказать, общемировая тенденция (исключая Россию) свидетельствует как раз об обратном. Оперное искусство живет, пользуется популярностью.

Ретроспектива за последние 20 лет позволила выделить следующих авторов: Джон Адамс, Филип Гласс, Луи Андриссен, Паскаль Дюсапен, Джордж Бенджамин, Тан Дун, Петер Этвёш, Томас Адес, Мишель Ван дер Аа, Александр Раскатов. Приведены имена композиторов, успех которых в мире музыке связан не только с оперой. Неравнозначность имен в этом перечне можно объяснить тем, что «просто так», по «велению души» сейчас опер у никто не пишет, ее заказывают, а когда произведение искусства рассматривается как товар, то в силу вступают несколько иные критерии оценивания, иногда достаточно размытые или, скажем так, не всегда ориентированные только на музыкальные качества. Поэтому в цену заказа закладывается и имя композитора, которое рассматривается как бренд или торговая марка.

С другой стороны, как некоммерческий продукт сегодня позиционируется большое ко-

личество прекрасных музыкальных спектаклей, громко именуемых самими авторами операми, которые до онтологических свойств оперы всё-таки не дотягивают. И ситуацию не спасает тот факт, что понятие жанра сегодня допускает зыбкость структурирующих его компонентов. Эти музыкальные спектакли чаще всего пополняют собой репертуар оперных фестивалей.

Думается, что подлинным открытием может стать осознание того, что опера может быть «литературной»22 и нелитературной — к ее качеству это не имеет никакого отношения. Лежит ли в ее основе известный первоисточник или ее либретто являет собой компиляцию из текстовых фрагментов без каких-либо пространственно-временных ограничений — тоже не суть важно.

Продолжая анализировать сегодняшний день оперы, нельзя не сказать о так называемых «режиссерских» постановках. Конечно, это привилегия классических произведений: когда опера годами идет на сцене, с ней обязательно что-то необходимо сделать, чтобы те же самые меломаны пришли на нее и десять лет спустя. В то же время в написанных нашими современникам оперных произведениях сравнивать режиссерскую работу не с чем, поэтому все задумки режиссера воспринимаются как должное.

Но постановки бывают захватывающими, если режиссер, уподобляясь магу, крепко держит в руках нити управления действом и вовремя приводит в движение всю органику современного спектакля: умело манипулирует музыкой, сценическим действием, мультимедиа, компьютерной графикой и так далее. Поэтому можно констатировать точку схождения, которая примиряет и сторонников «сюжетной» оперы, и приверженцев «анарратива» в оперном спектакле, и адептов режиссерской оперы, и ее антагонистов: «слово» уступило место «образу», — и это, наверное, главный (допускаю — промежуточный) итог той эволюции жанра оперы в XXI веке, или того, что по старой памяти оперой именуется.

В визуализации оперного действа кроется итоговое свойство оперного развития если в современном музыкальном спектакле не возникает особого типа коммуникации со зрительным залом — многопараметрового оперного наррати-ва явление рискует попасть в отсек «неинтересных» и «непонятных».

Раньше информативная часть и эмоциональная реакция на событие часто находились в ведении разных «языков» (музыки и литературы), как это распределялось, например, между арией и речитативом^ессо в опережена. В современной тотальной опере происходит визуализация всего: рассказа, воспоминания, эмоциональной окраски

и даже культурного контекста. Все, о чем автор информировал слушателя через речи персонажей или ремарки (обращение героев в зал) теперь внедряются в сценографию, словно распыляя свое воздействие между разными органами чувств.

Сегодня в наиболее удачных оперных спектаклях можно усмотреть становление нарра-тивности нового вида (к такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного современной опере в редакции Журнала Общества теории музыки): сегодня «не музыка иллюстрирует "историю", но, наоборот, имманентно-музыкальная событийность "раскрашивается" образным рядом "безмолвных" искусств и технологий — медиа, видео, фото, и пр., — основанных на визуальных эффектах» [1, с. 5].

Примечания

1 Термин Лемана, провозглашенный в одноименной книге. Характерным для постдраматического театра является программный отход от традиций разговорного театра,от текста как важной части театрального процесса, от драмы, от действия, от подражания (мимесиса) [3].

2 Вида — жанр провансальской литературы, краткое прозаическое жизнеописание трубадура.

3 Джауфре Рюдель II де Блай (Jaufré Rudel de Blaja) (ок. 1113 - ок. 1170) — один из первых провансальских трубадуров.

4 Петер Этвёш (венг. Eötvös Péter; 1944) — венгерский композитор, дирижер, музыкальный педагог.

5 Тань Дунь, также Тан Дун (Tan Dùn, 1957) — китайский и американский композитор, лауреат премии «Грэмми» и премии «Оскар».

6 Ларс Экстрём (Lars Ekstroem, 1958) — шведский композитор.

7 Матиас Пинчер (1971) — немецкий композитор и дирижер.

8 Микаэль Жаррель (фр. Michael Jarrell, 1958) — швейцарский композитор.

9 Эйноюхани Раутаваара (фин. Einojuhani Rautavaara; 1928-2016) — финский композитор и педагог.

10 Алексис Киви (фин. Aleksis Kivi, настоящая фамилия Стенвалль, 1834-1872) — финский писатель, основоположник реализма в финской литературе.

11 Брюно Монтавани (фр. Bruno Mantovani, 1974) — французский композитор.

12 Хирокадзу Корээда (англ. Hirokazu Kore-eda, 1962) — японский кинорежиссер и продюсер.

13 Марсель Паньоль (фр. Marcel Pagnol, 18951974) — французский драматург и кинорежиссер, первый деятель кинематографа, ставший членом Французской академии (1946).

14 Николаус Ленау (нем. Nikolaus Lenau, Нико-лаус Франц Нимбш, Эдлер фон Штреленау, 18021850) — австрийский поэт-романтик. Внес свою лепту в воссоздании в своих поэмах сюжетов о Фаусте и Дон Жуане.

15 Йорг Видманн (1973) — немецкий кларнетист и композитор.

16 Кайя Аннели Саариахо (фин. Kaija Anneli Saariaho, 1952) — финский композитор. Живет и работает преимущественно во Франции.

17 Майкл Деллайра — композитор, гражданин США и Италии, проживает в Нью-Йорке. Его одноактная опера «Смерть Веберна» (2013)по-ставлена по заказу «Pocket Opera Players», аопера «Chéri» на либретто Сьюзен Янковиц (по роману Колетт) была финалистом премии Ричарда Роджерса 2006 года.

18 Даниэль Катан (1949-2011) — мексиканский композитор, писатель. Опера Катана «Дочь Раппаччини»стала первой мексиканской оперой в США, поставленной профессиональной оперной труппой. Вскоре после этого Катан получил премию Пласидо Доминго и стипендию Гуггенхайма — за вклад в музыку.

19 Антонио Скармета (род. Эстебан Антонио Скармета Враничич, 1940) — чилийский писатель, вышедший из среды хорватских иммигрантов с адриатического острова Брач.

20 Тьерри Эскейх (1965) — французский органист и композитор.

21 Сигуржон Биргир Сигурдссон (1962), известный под псевдонимом Шон, — исландский художник и интеллектуал. Автор романов, детских книг, пьес и либретто.

22 Термин «литературная опера» принадлежит немецкому музыковеду Карлу Дальхаузу, который ввел его в научный обиход в работе «Vom Musikdrama zur Literaturoper: Aufsätze zur neueren Operngeschichte» [6].

Литература

1. Амрахова А. А., Зенкин К. В., Сапонов М. А., Цареградская Т. В. Три вариации на тему одной премьеры: материалы виртуального «круглого стола» о проблемах и тенденциях развития современного музыкального театра // Журнал Общества теории музыки. 2015. № 4. С. 1-19. URL: http://journalotmroo.ru/sites/jour-nalotmroo.ru/files/2015.pdf (дата обращения 10.06.2020).

2. Гуляницкая Н. С. Опера умерла? К проблеме поэтики жанра в современном искусстве // Опера в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред.-сост.

Н. В. Пилипенко, под ред. И. П. Сусидко / Российская академия музыки имени Гнесиных. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. 224 с.

3. ЛеманХ. Т. Постдраматический театр. М.: АВ-Cdesign, 2013. 312 c.

4. Шапинская Е. Н. Парадокс об опере - 3. Опера в эпоху «посткультуры»: трансформация культурной формы или смерть жанра? // Культура культуры. 2016. №2. URL: http://cult-cult.ru/op-era-paradox-3-opera-in-the-post-culture-period-transformation-of-the-cultural/ (дата обращения 10.06.2020).

5. Цодоков Е. Опера — «уходящая натура», или Поминки по жанру. URL: https://www. operanews.ru/history54.html (дата обращения 10.06.2020).

6. Dahlhaus C. Vom Musikdrama zur Literaturoper: Aufsätze zur neueren Operngeschichte. München, 1983.

References

1. Amrahova, A. A. and Zenkin, K. V. and Sapon-ov, M. A. and Caregradskaya T.V. (2015), "Three variations on the theme of one premiere: materials of a virtual "round table" on the problems and trends in the development of modern musical theater", Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Electronic], no. 4, pp. 1-19, available at: http://jour-nalotmroo.ru/sites/journalotmroo.ru/files/2015. pdf (accessed 10 June 2020).

2. Gulyanickaya, N. S. (2019), "The Opera is dead? On the problem of genre poetics in modern art", Opera v muzykal'nom teatre: istoriya i sovremen-nost': Tezisy Mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii [Opera in musical theater: history and modernity. Abstracts of the International scientific conference], RAM imeni Gnesinyh, Moscow, Russia, 11-15 November 2019.

3. Leman, H. T. (2013), Postdramaticheskij teatr [Post-drama theater], AVSdesign, Moscow, Russia.

4. Shapinskaya, E. N. (2016), "The paradox of Op-era-3. Opera in the era of "post-culture": transformation of the cultural form or the death of the genre?", Kultura kultury [Electronic], no. 2, available at: http://cult-cult.ru/opera-para-dox-3-opera-in-the-post-culture-periodtransfor-mation-of-the-cultural/ (accessed 10 June 2020).

5. Operanews (2009), "Codokov E. Opera — «uhodyashchaya natura», ili Pominki po zhanru", available at: https://www.operanews.ru/history54. html (accessed 10 June 2020).

6. Dahlhaus, C. (1983), Vom Musikdrama zur Literaturoper: Aufsätze zur neueren Operngeschichte [From musical drama to literary opera: essays on modern opera history], München, Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.