Научная статья на тему 'Некоторые международно-правовые аспекты правового статуса Евразийского экономичесого союза'

Некоторые международно-правовые аспекты правового статуса Евразийского экономичесого союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ДОГОВОР О ЕАЭС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарсенова С.Н.

В статье анализируются вопросы определения правового статуса Евразийского экономического союза. Автором проанализированы главные признаки международных организаций и проведено соотнесение правовой базы Евразийского экономического союза, на основе которого сделан вывод, что Евразийский экономический союз является субъектом международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые международно-правовые аспекты правового статуса Евразийского экономичесого союза»

Сарсенова С.Н. ©

Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана

НЕКОТОРЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСОГО СОЮЗА

Аннотация

В статье анализируются вопросы определения правового статуса Евразийского экономического союза. Автором проанализированы главные признаки международных организаций и проведено соотнесение правовой базы Евразийского экономического союза, на основе которого сделан вывод, что Евразийский экономический союз является субъектом международного права.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, правовой статус, Договор о ЕАЭС.

Процессы, происходящие в мировом хозяйстве и в экономической политике государств, характеризуются усилением международной активности. Активизация международного сотрудничества, в свою очередь, усиливает международную политическую и экономическую интеграцию. Складывающаяся под влиянием этих факторов система международных отношений немыслима без международных организаций. Они являются органической составной частью системы международных отношений и отражают те экономические, социальные и политические изменения, которые происходят в международной сфере.

Межгосударственное взаимодействие на пространстве СНГ на основе разноформатного и разноуровневого сотрудничества - главный приоритет современной внешней политики Республики Казахстан. В этой связи возрастает актуальность темы исследования интеграционных процессов на территории евразийского пространства.

Одной из целей, провозглашенных международными договорами о таможенных союзах, является определение международной правосубъектности таможенного союза. Так, согласно п. 2 ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года «Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью» [2]. Из этого пункта и других статей Договора вытекает, что Евразийский экономический Союз является международной (т.е. межгосударственной) организацией.

Выявить место таможенных союзов в классификации подобных объединений возможно только способом сравнительного разбора, при помощи соотнесения свойств таможенных союзов с наиболее существенными из известных признаков международных организаций, как наиболее распространенную форму межгосударственных объединений на современном этапе.

Общеизвестно, что «международная межправительственная организация

представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета...» [5].

Следовательно, международной региональной организацией является организация, обладающая совокупностью основных признаков международной межправительственной организации, существенная особенность которой состоит в том, что ее членами могут быть государства только определенного географического региона.

© Сарсенова С.Н., 2015 г.

Увы, в научной литературе наблюдается, что удовлетворительного определения подобных институтов в универсальных мировых нормативно-правовых актах на сегодняшний день не имеется.

Так, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. [1] говорится только о единственной их отличительной черте - межправительственный (т. е. межгосударственный) характер. Тем не менее, можно воспользоваться определением, имеющим место, к примеру, в Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, функционирующих в обусловленных сферах партнерства, подписанной в Будапеште 5 декабря 1980 г.

В соответствии со ст. 1 Конвенции «межгосударственная экономическая

организация...» не что иное, как международная организация, участниками которой выступают страны, основанная на базе международного соглашения для согласованности действий ее участников по партнерству и взаимодействию в ряде сфер экономики, науки и техники. Проанализируем данные признаки на предмет их реализации в рамках ЕАЭС.

Первый и самый главный признак любой международной межправительственной организации - учреждение в соответствии с международным договором.

Договорной основой создания ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (вступающий в силу 1 января 2015 г.), который представляет собой полноценный учредительный акт международной организации. Также в качестве приложений к Договору о ЕАЭС включено еще 32 документа.

Договор о ЕАЭС сформулирован на основе договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Учредительная основа ЕАЭС сформирована благодаря целому комплексу договоров. Другая отличительная черта - динамичность и ярко выраженная направленность на дальнейшее укрепление и развития таможенных союзов. Это обозначает, что правовая база таможенных союзов склонна к дополнению новыми актами, с каждым из которых происходит расширение полномочий таможенного союза, усиление его автономности и независимости от стран-участниц [3, 17].

Разберем следующий признак правового статуса международных межправительственных организаций - членство стран. В соответствии со ст. 2 Договора о ЕАЭС «государства-члены» - это государства, являющиеся членами Союза и Сторонами Договора о ЕАЭС». При этом Сторонами Договора являются государства, решившие создать этот Союз и подписавшие Договор о ЕАЭС, то есть государства, его учредившие: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

В связи с подписанием Договора о ЕАЭС Президент Российской Федерации отметил: «Сегодня мы вместе создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 миллионов человек. Наш Союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов - нефти. Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии» [4].

Следующим признаком правового статуса любой международной межправительственной организации является целевой характер деятельности организации. Межправительственная организация, как и любая иная международная организация, основывается с целью достижения конкретных целей, фиксируемых в акте об ее учреждении.

Цели и принципы, на которых базируется создание и деятельность Евразийского экономического союза, закреплены в статьях 3 и 4 вышеуказанного Договора.

Перейдем к рассмотрению следующего признака международной межправительственной организации - наличие организационных структур.

В Договоре о ЕАЭС четко прописана и структура его органов, которая является одним из главных, необходимых и характерных элементов любой международной организации. Раздел III вышеуказанного Договора так и называется «Органы Союза», которыми являются: Высший Евразийский экономический совет; Евразийский межправительственный совет; Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза. Все эти органы являются основными, каждый из которых наделен своими собственными полномочиями, компетенцией и функциями.

Кроме того, помимо создания и функционирования основных органов ЕАЭС, возможно учреждение и вспомогательных органов, то есть предусмотрена организационная работа специальных комитетов, комиссий и пр. для выполнения ими различного рода вспомогательных служебных функций.

Итак, в ЕАЭС определена, сформирована и выстроена система его органов и управления.

По нашему мнению, главная задача международных интеграционных объединений -создание единого правового пространства в технических и экономических областях. Государства-члены или их органы должны имплементировать нормы, принимаемые объединением, в национальное право, и таким образом создается единое правовое пространство в технической (стандарты), таможенной и иных сферах.

Договор «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 г. в приложениях содержит технические регламенты по экономической интеграции в наиболее важных областях жизни.

Таким образом, правовой статус Евразийского экономического союза можно определить как вид публичной межправительственной (межгосударственной) организации, которая является вторичным субъектом международного права. Добровольное ограничение прав государств в технической области не имеет ничего общего с наднациональностью в публично-правовом понимании. Такое наднациональное качество не противоречит принципу уважения государственного суверенитета членов ЕАЭС, и она может быть определена как функциональная наднациональность.

Литература

1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

2. Закон Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе»

3. Попов Р. В. Конфедерация государств: история и современность. Автореф. дисс ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 17-18

4. Бекяшев К.А. ЕАЭС: международная (межгосударственная) организация или международное (межгосударственное) интеграционное объединение? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6870:2015-01-12-09-19-56&catid=99:2010-06-02-08-56-30

5. Мулюкова В. А. Евразийский экономический союз как международная региональная организация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_ content&view=article&id=4243:2015-01 -22-06-18-50&catid=1:eurasianintegration&Itemid=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.