Научная статья на тему 'Некоторые методологические подходы к регулированию трудовой миграции'

Некоторые методологические подходы к регулированию трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геворкян А. В.

Одним из аспектов трудовой миграции, вполне справедливо, является вопрос регулирования временной трудовой миграции [ВТМ]. Временная трудовая миграция, несмотря на свой ярко выраженный экономический характер, приобретает также и социальный оттенок. Процесс ВТМ является составной частью современного экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые методологические подходы к регулированию трудовой миграции»

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

Все факторы, которые оказывают влияние на развитие инфраструктуры рынка труда, условно можно разделить на внешние и внутренние. Под внешними факторами мы будем понимать те, которые косвенным образом действуют на развитие инфраструктуры через изменение конъюнктуры рынка труда. Влияние внутренних факторов, на наш взгляд, связано с изменением или развитием одного из элементов инфраструктуры рынка труда, введением новых институтов. В этом случае, в соответствии с необходимостью соблюдения принципа системности инфраструктуры, изменение одного из элементов влечет изменение других. К внешним факторам, на наш взгляд, следует отнести и международные факторы.

В данной статье нами были рассмотрены элементы инфраструктуры национального рынка труда. Однако глобализация мировой экономики ведет к формированию мирового рынка рабочей силы, который также имеет свою инфраструктуру. Прежде всего, элементами инфраструктуры мирового рынка рабочей силы являются международные организации, занимающиеся вопросами регулирования трудовых отношений и миграции. Так, в рамках ООН действует Комиссия ООН по народонаселению, которая располагает специальным фондом и расходует средства из него на субсидирование национальных программ в области миграции населения — ЮНФПА. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. Одной из целей Международной организацией труда (МОТ) предусматривается регулирование миграции населения. Эти вопросы нашли свое отражение в конвенциях МОТ.

На региональных уровнях и в рамках интеграционных объединений также действуют различ- Г ные организации, занимающиеся вопросами миграции. Например, в Западной Европе защитой прав ^ трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). д

Международный рынок труда оказывает влияние на развитие национального рынка труда, что □ также находит свое отражение во взаимодействии элементов национальной и международной инф- ^ раструктуры рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА. ®

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 1999. о

2. Бушмарин И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: ЭПИцентр. Харьков: Фолио, ® 1998. I

3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1. В редакции 0 от 10.01.2003. о

4. Постановление «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от ® 30.06.2004 г. № 324. С

5. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. а

6. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. H.A. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2003.

временной трудовой миграции [ВТМ]. Временная трудовая миграция, несмотря на свой ярко выраженный экономический характер, приобретает также и социальный оттенок. Процесс ВТМ является составной частью современного экономического развития России.

ГЕВОРКЯН A.B.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

о о Ö

о ф

Одним из аспектов трудовой миграции, вполне справедливо, является вопрос регулирования ф

Важность активного участия государства в процессе регулирования и учёта трудовых миграционных потоков рабочей силы обозначена на общенациональном уровне. Вовлечение правительства в процесс должно иметь целью достижения обоюдовыгодного компромиссного решения, при котором Россия получает необходимые дополнительные ресурсы в виде иностранной рабочей силы; а временные трудовые мигранты получают возможность улучшить своё благосостояние. Участие в таком сложном процессе как трудовая миграция это деятельность осознанная, а, следовательно, требующая тщательнейшего анализа и чёткого представления обо всех структурных компонентах. Исследование противоречий, возникающих по трём ключевым направлениям — рынок труда, ставка заработной платы, рынок капитала — в процессе временной трудовой миграции, должно являться точкой опоры в методологии последующих предложениях по миграционной политике.

Определяющим является признание факта существования трудовой миграции как процесса развития общества, экономики России, так и её исторического предназначения.

Вопрос трудовой миграции широко изучен в мировой и отечественной литературе. Особенностью современных исследований является анализ процесса миграции на основе принимающей стороны. Понятия страна «притока» (host country) и страна «оттока / дома» (home country) уже давно вошли в обиход экономических исследований.

Проблемы, возникающие в процессе временной трудовой миграции, обусловлены: 1) нестыковкой в иммиграционной политике страны притока — а именно, использование в первую очередь превентивных мер в регулировании процесса — и 2) трудностями экономического развития в стране оттока (трудовая миграция — это миграция экономическая). Помимо экономических противоречий, возникают и проблемы социального характера. Определяющими, однако, являются экономические проблемы.

Опыт стран, имеющих многолетний стаж работы в вопросах миграции, показывает связь экономической определяющей миграционных потоков с социальными компонентами процесса в целом. На различных этапах развития и страны классической иммиграции (США, Канада, Австралия), и страны, ориентированные на временно-трудовой приём иностранцев (Западная Европа), признав источником временной дешевой рабочей силы, приток рабочих рук из-за границы, видоизменяли свою миграционную политику в соответствии с требованиями «реального», т.е. экономического сектора. Правительства данных стран играли определяющую роль в адаптации миграционных правил к требованиям производства.

Интенсивность участия правительства в миграционной политике различна. Рассматривая, главным образом, возможности регулирования миграционных потоков странами оттока, Абелла [6, с. 120] выделяет четыре основные виды миграционной политики (режимов), адаптированные нами ниже:

- политика невмешательства — полное невмешательство государственного сектора и предоставление полной свободы в выборе трудоустройства и региона самим участникам рынка. Таким образом, трудовому мигранту и фирме работодателя предоставлена полная свобода действий;

- регулируемая политика — как и первая, предоставляет относительную свободу в процессе, главными участниками которого являются рекрутинговые агентства страны оттока, работающие напрямую с работодателями в стране притока. Правительства обеих стран, однако, ответственны за разработку законодательной базы для обеспечения легитимности трудовой миграции;

- государственное управление — правительство активно задействовано в процессе планирования и разработки миграционной политики. Так же, как и во втором подпункте, правительства обеих стран ведут разработку законодательной базы для обеспечения легитимности трудовой миграции. Со стороны стран притока и оттока подразумевается создание государственно управляемых организаций с целью найма и трудоустройства работников за границей. Данная политика подразумевает взаимовыгодные договора относительно трудовой миграции;

- государственная монополия — правительство принимает на себя полную ответственность управления и регулирования процессами миграции, включая найм и размещение работников. Для страны, небольшой в количественном и географическом плане, это вполне приемлемый вариант. Однако в России такой режим представляется трудно осуществимым.

Как и некоторые страны Запада, Россия, главным образом, является страной приёма временных трудовых мигрантов, где приток рабочей силы из-за рубежа превосходит отток коренного населения [5, с. 45]. Как и в случае Западной Европы, так и для России, наиболее приемлем третий вид миграционной политики — государственное управление.

Положение России как «страны притока» ещё более напоминает положение стран Западной Европы в 1950-1970гг., где регулируемое государством рациональное направление труда мигрантов во многом способствовало бурному периоду развития. Следует отметить, что основные потоки временной трудовой миграции в Россию поступают из стран бывшего СССР — сателлитов России, в то время как наиболее интенсивные потоки мигрантов в Западную Европу исходили из стран бывших колоний, сохранивших экономические связи с Европой. Таблица 1-1 представлет примерное процентное соотношение по стране происхождения мигрантов в целом и официально зарегистро-ванных как трудовых мигрантов в России.

Таблица 1. Гэаждане стран СНГ, официально работающие в Российской Федерации [4, с. 25]

Лнп.—и hi HI. 21И14, % fiiiH.-inniih miii. ■VD

1 bl(. ЧС.1. 1 Ji[lZ_c[£_l_

Всегм IA2.2 ] UHI im

У k|\iiiii:i Kl.iiJ .=¡1 40

ГЛ1.1ДОЙП 19 ™ 12 i 10

V sfvhm-i им 1 ^ л Hl У M

Tu.М<IIkHl' M'1 14.2 К s 34 У 1 S

Лрлк'лил 1 I.K 7 3 Ю..Ч

.-ViL'piijji.'EftUII \l> 11 M

Ki:pi mim HJ."? 4.?

K;ä4JSLT:LH V.i -| :u \Л

Груши 2 fr 1 fr 2.9 1.2

TypHiChb-uran 0 2 1 i\3 0.1

С нормативной точки зрения, успешная миграционная политика подвластна современному законодательству, которое, в идеале, должно отражать и соответствовать реальным требованиям экономики, а именно, требованиям на рабочую силу российских производителей по всем регионам. Характеризуя миграционную политику в России, H.A. Воронина отмечает недостаточную соотносимость принятых в 1990х годах миграционных законов с реальными экономическими запросами страны. Россия является соучастником нескольких договоров, ренгламентирующих передвижения людей по странам СНГ. Основная масса соглашений была подписана в начале и в середине девяностых годов сразу после распада СССР с резко увеличившимися объёмами и темпами переселения [1, с. 20].

2006 год можно охарактеризовать как переломный. Исполнительная и законодательная ветви власти в РФ обратили пристальное внимание на решение проблемы миграции. Результатом явилось принятие соответствующих законодательных актов, а также усиления контроля за потоком иностранной рабочей силы в Россию.

Из нескольких документов, принятых в прошлом году, основным является Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», вступающий в силу с середины января 2007 года. Также с января вступают в силу изменения в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Новые законы призваны защищать права, а главное, вести миграционный учёт иностранных граждан на территории РФ. Более того, новые законы и сопутствующие постановления облегчают и систематизируют процесс регистрации иностранных рабочих. Представляется, что систематизация миграционного потока, в том числе, и временных трудовых мигрантов, в будущем позволит проводить комплексный эконометрический анализ с целью разработки рекомендаций и координации миграционной политики РФ с учётом вышеизложенных положений относительно рынка труда, заработной платы и перелива капитала.

Тем не менее, положение временного трудового мигранта в РФ двояко. С одной стороны, совершенно однозначно, что без спроса работодателей на дешевый труд разнорабочих не было бы и самого феномена ВТМ. С другой стороны, легальный статус пребывания в РФ большинства временных трудовых мигрантов непостоянен из-за бюрократических препонов на локальном уровне, дополненных различными региональными нормативными актами и нежеланием работодателей официально оформлять работников. В результате, часты случаи злоупотребления зависимого положения мигранта работодателем, нарушения прав мигрантов и российского законодательства, нелегального найма. Соответственно, все это переводится в неэффективность процесса производства и экономические потери для государства.

Так, согласно Тюрюкановой, 20% семей мигрантов живут только на доходы от нелегального труда [12, с. 30]. При этом 80% всех нелегалов не имеют трудового договора, и 90% не получили разрешение на работу. Автор также отмечает, что на данный момент 30-50% мигрантов работают по тем специальностям, на которые не претендует местное население РФ. Диаграмма 1 даёт общее представление о распределении трудовых мигрантов по отраслям.

л

I-

ш

7

|\

□ □

а

ф ^

О

а.

ф

X

>

О О

О

.

о

<

о о

о о о.

о

Диаграмма 1. Распределение трудовых мигрантов по сфере занятости, 2001 г., %.

Основная доля ответственности за своевременное оформление и поиск работы, даже согласно новым законам, лежит на трудовом мигранте. Учитывая, что общие характеристики (конкретнее, юридическая грамотность среднестатистического мигранта, как и любого человека в любой стране) трудовых мигрантов не претерпят особых изменений в новом году, логично предположить, что процент нелегальной миграции в течение некоторого времени вряд ли спадёт. Именно поэтому нам представляется оправданным более активное расширенное (помимо разработки нормативной базы) участие государства. Каковы же методологические составляющие, требующие осмысления при конкретной имплементации миграционной политики? Рассмотрим основные положения процесса регулирования миграционных потоков.

Право на свободное передвижение является таким же неотъемлемым в общей системе ценностей современного общества, как и право на свободу слова и частную собственность. Вытекающее из этого право на трудоустройство по собственному выбору также правомерно. Исходя из данного положения, изучение вопроса временной трудовой миграции с учётом социально-экономических

эффектов требует обоснованной теоретической базы. Основополагающие моменты проблемы можно представить в виде триады временной трудовой миграции. Кратко раскроем каждый из трёх моментов.

Изменения на рынке труда — состава и структуры рынка рабочей силы. Возникает вопрос: имеет ли приток мигрантов эффект замещения или вытеснения местных работников? Или же наоборот, трудовые мигранты заполняют именно те ниши в структуре экономики страны (или отдельного региона), которые «оставлены» коренными жителями. Таким образом, вновь приобретенные трудовые ресурсы выполняют компенсирующую (комплементарную) роль в общем процессе производства. Феномен «вымещения» местных работников и их «замещения» трудовыми мигрантами является реальным в общем процессе трудовой миграции. Согласно исследованиям, проведённым в США, Австрии, Гонг-Конге, Израиле и других странах, большинство местных работников, «вымещенных» со своих рабочих мест мигрантами, переквалифицируются или (что чаще) получают более высокие должности в тех же самых отраслях. Например, в 1990 — х годах с ростом иммиграции из бывшего СССР в Израиль, согласно данным Фридберг, процессы замещения и вымещения протекали безболезненно для экономики Израиля. Правительство вело активную деятельность в помощи трудоустройства постоянных мигрантов и повышения квалификации «местных» работников. Используя данные переписи населения 1980 года в США, Боржас [9, с. 150] находит, что иммигранты выполняют замещающую роль в одном сегменте рынка и комплементарную в другом. В странах территориально больших (например, США и Канада) замечалась также и внутренняя миграция — переезд местных работников в другие регионы, где их квалификация и опыт оказывались востребо- ^ ванными. ¡5

Труд мигрантов органично вливается в экономику наряду с трудом «местной» рабочей силы. [д Изменения, привносимые мигрантами на рынке труда принимающей страны, не имеют столь рез- 7 ких негативных последствий. Однако такой результат достигается, прежде всего, при активном уча- 1 стии государства в данном социально-экономическом процессе. Международный опыт показывает, ^ что энергия, привносимая трудовыми мигрантами в отдельные регионы, во многом способствовала g сохранению отраслей национальных экономик. □

Россия, на данной стадии своего развития, похожа на страны, пережившие бум притока свежей ^ рабочей силы. Развитие миграционных процессов в дальнейшем будет зависеть от продуманной миграционной политики, разрабатываемой в настоящее время. Целесообразной была бы разработ- D ка программы по переподготовке специалистов из тех сфер, где доля иностранной рабочей силы ® наиболее высока, а также упорядочиванию потоков мигрантов по сферам деятельности. о

Ставка заработной платы — важно проследить изменения на местном рынке труда и опла- ® ты труда с притоком новой рабочей силы. Огромное значение в данном вопросе имеют факторы, 1 определяющие уровень профессиональной подготовки мигрантов, а также отрасли в экономике, в 0 которых труд мигрантов является востребованным работодателями. Отметим, что в экономической ° литературе [3, 9] отмечается незначительное влияние миграционных потоков на уровень заработ- ®

СО

ной платы коренных работников. Чаще конкуренция наблюдается среди самих мигрантов, где рост о количества работников на 10% сопровождался падением средней зарплаты на 10%. В то же время, а 10% рост мигрантов в общем населении, в отдельных случаях, в долгосрочной перспективе снижа- ¡J ет ставку заработной платы местных работников всего на 1%. Согласимся с авторами данных ис- 2 следований в том, что 1% — это малая и вполне приемлемая цена за вклад мигрантов в стабиль- 2 ный экономический рост. о

CQ

Отдельно необходимо отметить и влияние правительственного регулирования заработной платы о (в данном контексте: установления крайних рамок оплаты труда). Естественно, это положение под- о разумевает полное или частичное отсутствие нелегальной миграции. С признанием проблемы миг- ~ рации Россия начала реформирование своей миграционной политики. Следовательно, для легали- j зации временных работников разумным было бы выработать также минимальные гарантии по оп- ф лате труда, приемлемые для всех участников, в соответствие с их профессиональной подготовкой и видом деятельности. g

Рынок капитала — данное положение, прежде всего, затрагивает трансферты (remittances) | или денежные отчисления части заработков временных трудовых мигрантов в их родные страны. С g ростом денежных переводов проблема трудовой миграции приобрела всеобщий интерес в разви- g тых странах. Вопрос возникновения и использования потоков трансфертов приобретает всё боль- о

ший интерес в экономической литературе. Стадия рассмотрения изменений на рынке капитала, как и две предыдущие (рынок труда и заработная плата), требует тщательного статистического анализа. К сожалению (и в данном случае Россия не одинока), достоверной информации практически не существует.

По степени успешного трудоустройства, в процессе которого достигается определённый баланс на рынке труда и, соответственно, решается проблема ставки заработной платы труда мигранта (минимально-приемлемый размер или же договорная оплата). Трудовые мигранты начинают накапливать некоторую часть своего получаемого дохода — чаще всего в виде наличных сбережений от неистраченной общей суммы заработной платы. Именно эти сбережения и есть составляющие переводимых за границу средств. Необходимо чётко провести разграничение между вывозом капитала — как «бегством капитала», требующего строгой координации фискальных и монетарных органов, и вывозом капитала — как переводом части заработанного дохода лицом, временно находящегося в другой стране, что имеет под собой совершенно иную основу.

В то же время, в условиях российской экономики целесообразным было бы использовать капитал, переводимый за границу трудовыми мигрантами для развития инфраструктры и, собственно, для развития мер по регулированию временной трудовой миграции. Эта возможно через создание специализированных кредитных агентств или банка.

Дискуссия по каждому из трёх моментов триады требует отдельно аргументированного представления. С нашей точки зрения, выделенные аспекты временной трудовой миграции являются исходным моментом в анализе влияния процессов ВТМ на экономику и общество. Необходимо подчеркнуть высокую значимость достоверной статистической информации по каждому из аспектов триады в дальнейшем анализе.

Рассмотренный в статье аналитический аппарат позволяет нам с большей ясностью изучить процесс временной трудовой миграции в России, его положительные и отрицательные аспекты и разработать практические рекомендации с учетом социальных и экономических реалий. Основополагающим является положение о том, что временная трудовая миграция — это, прежде всего, процесс экономический. Следует обратить внимание на то, что процесс временной трудовой миграции, по определению есть явление временное.

Без понятия о том, как процесс трудовой миграции вливается и влияет на экономику и общество, говорить о его регулировании нецелесообразно, так как это может повлечь ошибки в масштабе всей страны. Исходя из накопленного исследовательского опыта, мы представили основополагающие моменты проблемы в виде триады ВТМ: изменения на рынке труда, изменения ставки заработной платы, рынок капитала. Органичное вливание труда мигрантов в экономику России зависит от грамотной миграционной программы с учетом компенсирующего и комплементарного характера ВТМ, соответственно требованиям производства; юридически-обоснованной минимальной оплате труда и легальной основе перевода заработанных денежных средств. Таким образом, триада ВТМ позволяет решить как экономические, так и вытекающие социальные вопросы.

С ростом темпов экономического развития все более новых отраслей с вытекающей специализацией растёт и спрос на трудовые ресурсы. Находясь в уникальном положении страны-ориентира для большей части стран бывшего СССР, Россия имеет практически неограниченный доступ к трудовым ресурсам других государств. Складывается впечатление, что миграционная политика страны притока (Россия), вынуждена выполнять компромиссную функцию между потенциальным притоком трудовых мигрантов и реальными требованиями экономики страны. Баланс между законодательной и экономической составляющими в режиме государственного управления миграционными процессами жизненно важен и должен начинаться с правильного экономического (и социального) анализа. По нашему мнению, такому подходу соответствует методология триады ВТМ.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в Росси и странах СНГ// Международная конференция «Миграционные процессы, миграционная политика и законодательство в постсоветских странах как отражение произошедших перемен». 2005. Июнь.

2. Геворкян А.В., Геворкян А. Машурян К. Managed temporary labor migration: case of Armenia and Russia // Издания ИЭПП / Публикации научных партнеров. 2006. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.